Гипнос - так звали в древней Элладе бога сна, владыку царства.
Согласно мифам и преданиям,
крылатый юноша Гипнос - бог сна, был сыном богини ночи - Ньюкте и братом-
близнецом бога смерти Танатоса. Следует отметить, что на античном Олимпе,
как правило, не существовало случайных и необоснованных родственных
связей. Приходится лишь удивляться безупречной ассоциативной логике и
образной глубине мышления прославленных эллинов.
В самом деле, рассматривая художественную и культурную традицию
каждого народа, заметно, что сон есть воплощение двоякого символа -
непроницаемых, сакральных ночных тайн и бесстрастного сумеречного царства
вечного небытия - смерти. Аналогия между смертью и сном издавна
прослеживается в лингвистической и культурной сферах: нередко «покойника»
называют «усопшим», а люди пережившие клиническую смерть, воспринимают
её как сон.
Интересны также реальные исторические курьёзы и феномены,
происходившие с различными историческими лицами во сне, и имеющими
последствия на явную жизнь. Стали хрестоматийными примеры, как химик
Кекуле, потратив много сил и времени, в конце концов нашёл формулу бензола
во сне, увидев обезьян, державших друг друга за хвосты и двигающихся в
хороводе.
Дмитрий Менделеев после многих сознательных усилий увидел во сне
способ распределения химических элементов, в соответствии их атомарным
числам, в последствии ставший известной Таблицей Менделеева.
По собственному свидетельству Кольдидж «создал» во время снов около
трёхсот стихотворений, 54 из которых успел запомнить и записать. Вольтер
«сложил» во сне одну из песен «Генриады». Державин признавался, что
последнюю строфу оды «Бог» нашёл во сне. Грибоедову, как считается,
приснился сюжет «Горе от ума».
Берлиоз и Тартини сочиняли во сне музыку, которую потом записывали.
Известный археолог Шлиман, как он утверждал, во сне увидел место
нахождения легендарной Трои.
Физиолог Бударх совершил научное открытие, которое в последствии
записал.
У многих музыкантов и поэтов рядом с кроватью лежала ручка и бумага
для записи произведений.
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с тем, что находил
происходящее в жизни как бы повторно, уже видимым во сне (Dejavu).
Может сложиться впечатление, что сновидения - это всегда
переживания, связанные с явной жизнью. С теми впечатлениями, которые
видит и получает человек в окружающей его действительности.
Но как быть тогда с теми образами и видениями, в которых люди видят
нечто такое, что никогда не видели в окружающей жизни и вряд ли когда
увидят.
В этой связи интересна дерзкая идея К. Юнга о психологических
архетипах. Идея архетипов очень древняя. Она близка идее Платона об уже
существующих в Божественном разуме идеальных формах-образах, которые
определяют формирование материального мира. Юнгу принадлежит концепция
психологических архетипов - характерных черт, которые изначально
существуют в коллективной душе человеческой расы и вечно повторяют себя в
душах отдельных, индивидуальных человеческих существ. В своей работе Юнг
опирался на то, что символы, возникающие в человеческих сновидениях,
зачастую точно соответствуют образам древних мифов, искусства, религии,
культуры из тех мест, о которых сновидящий никак не мог ничего знать. Значит
в человеческом бессознательном существуют некие первичные символы,
обладающие определённым универсальным смыслом. В то же время, эти
«первичные образы» образуют биологическую схему, в соответствии с которой
формируется основная психологическая структура человека.
Поскольку эти типы встроены в базовый коллективный субстрат
человеческой души, они не нуждаются ни в культурной, ни во временной, ни в
пространственной преемственности.
Тонкая связь между внешними ассоциациями окружающей
действительности и внутренними процессами сознания создают сложный и
причудливый узор сновидения. Узор, который на протяжении многих веков
пытались понять и расшифровать сначала мудрецы и толкователи древности, а
затем психологи и психоаналитики разных направлений. Возможно, что для
понимания этих вопросов нельзя обойтись без синтеза основных образов и
понятий, а также научного подхода аналитических психологов. Возможно
использование какого-то отдельного подхода окажется более продуктивным и
интересным.
Толкование сновидений, основанное на исторической традиции
толкователей - сонников, используют в своей основе понятия общие для всего
человеческого ареала. И накопленная в них за это время база данных и опыт
различных народов в вопросе толкования сновидений не могут быть
отброшены без применения и научного рассмотрения.
Толкование сновидений, основанное на опыте и теоретической базе
психоанализа, также не может считаться исключительно правильным,
учитывая, что каждое направление психоанализа использует при толковании
различные основные мотивы и главные психические императивы,
свойственные данному направлению.
Толкование сновидений возможно в контексте общей психической
обстановки индивида, с учетом знаний в вопросах толкования знаков и
образов, а также с использованием научной базы психоанализа и глубинной
психологии.
Еще одной интереснейшей загадкой Гипноса является существующий
опыт и практика различных народов по активному воздействию на
подсознание, а также на потустороннюю реальность с помощью активного
поведения во сне и получение ответных реакций на свои активные действия,
производимые за гранью реальности.
Исследования «Царства Гипноса» продолжается и сейчас, а значит, каждый новый день сулит новые разгадки и загадки. Это ведь диалектика!