-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


2МВ. Итальянские эсминцы и миноносцы

Среда, 17 Августа 2022 г. 05:57 + в цитатник
01 тип Маэстрале (640x328, 149Kb)

Миноносный флот Италии состоял из огромного числа эсминцев и более легких миноносцев. Эсминцы были способны действовать далеко в море; «зона работы» миноносцев, имевших меньшую дальность хода и более слабое вооружение, обычно находилась ближе к побережью. Всего в итальянском флоте числилось 64 эсминца; кроме того на момент капитуляции Италии в постройке находились еще 11 кораблей этого класса. Миноносцев же итальянцы имели 85 единиц, и еще 16 - в постройке. Но и эти цифры не окончательные. В ходе войны немцы делились с итальянцами своими трофеями, передав им в 1941 г. 6 югославских миноносцев (устаревших), а в 1942 – 3 югославских эсминца и целый ряд французских кораблей: 4 лидера, 7 эсминцев и 3 миноносца.

Чтобы расписать все отличия между многочисленными типами этих кораблей, большинство из которых выпускалось сериями всего по 2-4, максимум 8 единиц, а так же отметить судьбу каждого из них, потребуется создавать целый цикл статей, которые окажутся довольно однообразными и утомительными. Поэтому здесь по миноносному флоту Италии будет дан только сокращенный общий обзор, а многочисленные разрозненные серии сведены в группы, более-менее подобные друг другу. Подробнее будут описаны только самые крупносерийные типы.

ЭСМИНЦЫ:

Самые старые эсминцы типов «Carlo Mirabello» (ветераны 1МВ) и «Leone» (вступили в строй в начале 20-х гг.) ранее относились к типу скаутов (сверхлегких крейсеров), и были переквалифицированы в эсминцы в 1938 г. Из 5 имевшихся таких кораблей во 2МВ погибли 4.
2 эсминца серии «Sella» , 4 - «Sauro» и 8 серии «Turbine», выпускавшиеся с 1926 по 1928 гг., фактически являлись кораблями одного типа, постепенно совершенствовавшимися от серии к серии. Все 14 этих эсминцев погибли, причем 3 из них были потоплены немцами после капитуляции Италии, а еще 3 захвачены, но уничтожены самолетами американцев и англичан уже после того, как немцы ввели их в состав своего флота. Все описанные выше эсминцы были двухтрубными.
02 итал РРњ (647x213, 73Kb)

Дальнейшим развитием серии «Turbine» стали 4 однотрубных эсминца типа «Dardo» , начавшие поступать во флот в 1932 году. Хотя итальянцы стремились, исходя из полученного опыта эксплуатации предыдущих эсминцев, улучшить корабли новой серии, она получилась неудачной. Увеличить дальность хода за счет дополнительных (бортовых) топливных баков не удалось из-за их неудачной конструкции, к тому же они значительно ухудшили остойчивость кораблей. Теми же недостатками отличалась и следующая серия «Folgore» (4 единицы). На третьей серии «Maestrale» (еще 4 эсминца), развивавшей этот тип, переработкой обводов корпуса и увеличением его прочности удалось несколько улучшить положение, как и на заключительной серии из 4 эсминцев типа «Oriani» , выпущенной в 1937 году. Из 16 кораблей этих серий 13 погибли в боях, под бомбами и на минах, а 2 были захвачены немцами после капитуляции Италии.
03 тип Навигатори (648x246, 99Kb)

ТТХ эсминцев серии «Navigatori». Водоизмещение: стандартное 2.125 т, полное 2.888 т. Размеры: 109,3x11,2x4,2 м. Мощность: 50 000 л.с. Скорость: 34 узла. Вооружение: 3 спаренных 120-мм орудия, 2x40-мм зенитки, 4 спаренных 13,2-мм зенитных пулемета (в 1940 эти зенитки заменены на 7 или 9х20-мм автоматов); 2 трехрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 56 мин. Экипаж: 224 чел.

Гораздо более однородной, чем «метавшиеся» в попытках улучшений изначального типа предшественники, стала довольно многочисленная серия «Navigatori» , состоявшая из 12 одинаковых двухтрубных кораблей (входили в строй с 1929 по 1931 г.). На испытаниях (правда, проводившихся при неполной нагрузке при идеальном состоянии моря), корабли этой серии показали феноменальную скорость от 40 до 43 узлов! Однако при полной нагрузке в волнующемся море «Navigatori» редко могли превысить 32-34 узла. Сказывалась традиционная для итальянских кораблей плохая мореходность, и особенно сильная заливаемость носовой оконечности в свежую погоду. Для улучшения мореходности накануне 2МВ эсминцы серии «Navigatori» прошли модернизацию: им расширили корпус, а носовую оконечность надстроили, придав ей яхтенные обводы и заметный подъем к форштевню. Увеличение водоизмещения и размеров улучшило мореходность, однако привело к падению скорости до 27–28 узлов.
04 Навигатори эм Nicolo Zeno (646x162, 53Kb)
Эсминец серии «Navigatori» после модернизации

Из 12 кораблей этой серии до конца войны дожил только один. 2 эсминца погибли в перестрелках с британскими кораблями, 2 – торпедированы английскими подлодками, 1 подорвался на мине, 1 потоплен американскими самолетами; 1 был по ошибке потоплен своей, итальянской подлодкой; 1 захвачен немцами, 2 расстреляны германской береговой артиллерией после капитуляции Италии, а 1 затоплен своим экипажем, чтобы не сдавать корабль немцам.
05 итал РРњ тип Солдати (647x252, 83Kb)

ТТХ эсминцев серии «Soldati». Водоизмещение: стандартное 1.830 т, полное 2.360 т. Размеры: 106,7x10,2x4,4 м. Мощность: 48.000 л.с. Скорость: 38 узлов. Вооружение: 2 спаренных и 1 одноствольное 120-мм орудия, 4 спаренных 20-мм зенитных автомата, 2 трехрубных 533-мм торпедных аппарата, 4 бомбосбрасывателя, 48 мин. Экипаж: 228 чел.

Но наиболее удачной и многочисленной у итальянцев стала серия эсминцев «Soldati» (17 единиц вошли в строй в 1938-1943 гг.; еще 2 не были достроены). Задуманные, как повторение типа «Oriani», они уже на стадии проектирования были значительно изменены. Это увеличило водоизмещение «Soldati» по сравнению с «Oriani» на 200 т. Несмотря на утяжеление и на то, что мощность энергетической установки осталась такой же, как на «Oriani», новые эсминцы в реальных условиях открытого моря оказались самыми быстроходными из «миноносных итальянцев» — их скорость достигала 34–35 узлов.
Из 19 эсминцев этой серии 1 затонул во время шторма, 1 уничтожен в бою английскими крейсерами, 2 потоплены британскими подлодками, 2 погибли на минах, 3 разбомблены англо-американской авиацией. При капитуляции Италии 1 эсминец затоплен своим же экипажем, а 2 (недостроенных) захвачены немцами. Из 7 доживших до окончания войны эсминцев серии «Soldati» 2 переданы СССР, и 3 – Франции (в счет репараций).

Эсминцы последней серии «Comandanti Medaglie D'Oro» стали единственными, при проектировании которых был учтен опыт начального периода войны. Однако из заложенных 9 кораблей до капитуляции Италии ни один так и не успел войти в строй. В сентябре 1943 г все эти эсминцы были захвачены германскими войсками еще на стапелях; достраивать же их немцы не стали.

Трофейные эсминцы

Из переданных Германией французских кораблей до капитуляции Италии в строй успели войти только 1 лидер и 1 эсминец; остальные находились в восстановительном ремонте. Из трех югославских эсминцев в строй вошел только один, но и он в апреле 1943 был потоплен британской авиацией. Остальные два «югослава» при капитуляции Италии были захвачены немцами и введены в состав германского флота.

МИНОНОСЦЫ

Во 2МВ участвовало 25 миноносцев так называемого «Семейства «Indomito» постройки 1910-начала 1920х гг. Свое происхождение они вели от первого итальянского эсминца с турбинной энергетической установкой «Indomito». Из участников 2МВ непосредственно к первой серии «Indomito» относился только один - «Insidioso»; он из-за устарелости использовался только как эскортный корабль. Впрочем, все «улучшения» последующих серий, на рубеже 20-30х гг. переведенных из эсминцев в миноносцы, сводилось в основном к изменению количества артиллерийского вооружения; мореходные качества оставались неизменными.
06 миноносцы (643x243, 73Kb)

Вступившие в строй в 1915-1916 гг. эсминцы типа «Pilo» - развитие типа «Indomito» с увеличенной емкостью топливных цистерн. Во 2МВ участвовали 7 кораблей этого типа; 2 миноносца в 1940-1941 погибли на минах. 2 захвачены немцами, и погибли в 1943-1944. В 1916-1917 в строй флота вступили корабли типа «Sirtori» - развитие типа «Pilo». 4 таких миноносца участвовали во 2МВ. Три из них погибли в боевых походах, последний – потоплен немецкой авиацией после капитуляции Италии.
Повторением типа «Sirtori» стали вступавшие в строй в 1918-1919 гг. эсминцы (впоследствии переведены в миноносцы) типа «Giuseppe la Masa». Эти корабли отличались новыми орудиями с большей длиной ствола; правда, из-за увеличившегося веса новых артустановок пришлось сократить число орудий главного калибра до четырех. Из 7 участвовавших во 2МВ миноносцев погибли 5: три в боевых походах, один взорван после захвата немцами, и один затоплен экипажем после повреждений с немецкого самолета.
Так же во 2МВ участвовали 6 миносцев типа «Generale» , считавшиеся 4й серией «улучшенных «Indomito». Они являлись почти точным повторением типа «la Masa», но с уменьшенным до трех числом 102-мм орудий. Из этих кораблей 3 погибли на минах, а 3 были затоплены своими экипажами при капитуляции Италии.
07 миноносцы (643x231, 62Kb)

Почти такими же старыми, как «семейство «Indomito», были корабли «семейства «Palestro» , строительство которых началось еще во время 1МВ. Они так же поначалу числились эсминцами, а в 1938 были переклассифицированы в миноносцы. Эти корабли отличались от группы «Indomito» чуть более крупными размерами и двумя дымовыми трубами вместо трех. Первая серия «Palestro» состояла из 4 кораблей, они вступили в строй почти сразу после окончания 1МВ. Строительство второй серии («Curtatone») было временно отложено, и ее 4 миноносца вступили в строй только в середине 20-х гг. Миноносцы типа «Curtatone» отличались от предшественников тем, что на них (впервые на итальянских минных кораблях) стояли спаренные орудия.
Из 8 миноносцев «семейства «Palestro» войну пережил только 1 корабль. 2 миноносца погибли на минах и от торпед подлодки; 1 – затонул после столкновения с итальянским крейсером; 4 миноносца при капитуляции Италии были захвачены немцами и введены в состав германского флота, впоследствии все они были потоплены противником.
08 итал ММ Спика (646x281, 105Kb)

ТТХ миноносцев серии «Spica». Водоизмещение: стандартное 780 т, полное 995 т. Размеры: 80х8,2х3 м. Мощность: 19.000 л.с.. Скорость 34 узла, дальность 15-узловым ходом 1.960 миль. Вооружение: 3х100-мм орудия, 4 спаренных 13,2-мм пулемета, 4 однотрубных или 2 двухтрубных 450-мм торпедных аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 28 глубинных бомб (с 1941 – 4 бомбосбрасывателя и 40 глубинных бомб). Экипаж: 99 чел.

Практически треть численности всех миноносцев Италии составляли миноносцы типа «Spica» , вступившие в строй в 1935-1938 гг. Они стали самыми многочисленными в итальянском флоте благодаря использованию лазейки в документах Лондонской морской конференции 1930 года, в которых корабли водоизмещением до 600 т не подпадали под ограничения и могли строиться в любом количестве (считалось, что при таком водоизмещении возможна постройка только прибрежных кораблей). Для Италии же, интересы которой сосредотачивались на Средиземном море с его относительно небольшими расстояниями и хорошими погодными условиями, дальность плавания и мореходность отступали на второй план. Вот итальянцы и воспользовались возможностью для обновления своего миноносного флота, не тратя на это драгоценный договорной тоннаж, и оставив его на полноценные корабли для эскадренной службы.
Всего в строй вступили 32 единицы, отличающиеся друг от друга только составом и расположением торпедного вооружения. Конструктивно они представляли собой сильно уменьшенную и слабее вооруженную версию эсминцев типа «Freccia». На испытаниях многие миноносцы превысили скорость в 37 узлов, однако, после передачи флоту скорость существенно снизилась за счет значительной перегрузки кораблей, и составила в среднем 30 узлов. Удачный с точки зрения кораблестроения проект 600-тонного миноносца все же имел сомнительную практическую ценность: он мало подходил для решения большинства задач. Для борьбы с вражескими эсминцами он был слишком мал и слабо вооружен. Для выхода в торпедную атаку на надводные корабли противника — наоборот, слишком велик, да и имел в бортовом залпе всего 2–4 слабеньких 450-мм торпеды. Гораздо в большей степени 600-тонники подходили для несения патрульной и эскортной служб, но и в этом случае их зенитное и противолодочное вооружение оставляло желать лучшего.
Два самых первых миноносца этой серии были проданы Швеции; остальные 30 кораблей приняли участие во 2МВ. По ходу боев на многих из них стали усиливать зенитное вооружение, что породило большой разнобой в количестве и калибре стволов. Из серии «Spica» были потеряны 23 миноносца: 7 потоплены артиллерией и торпедами надводных кораблей противника, 2 – торпедами подводных лодок, 7 уничтожены англо-американской авиацией, 3 подорвались на минах, 2 затонули в результате столкновений и аварий, а 2 после капитуляции Италии захвачены немцами (но один из них тут же был взорван своим экипажем).
Кроме того, на базе проекта миноносцев типа «Spica» были созданы 4 эскортных корабля серии «Pegaso» , которые при вступлении в строй перевели в класс миноносцев. За счет некоторого увеличения размеров и снижения мощности энергоустановки запас топлива возрос более чем в 2,5 раза, что обеспечило им дальность хода, большую, чем у эсминцев. Правда, артиллерийское вооружение на серии «Pegaso» сократили до двух 100-мм орудий, зато противолодочное довели до 6 бомбосбрасывателей, и значительно увеличили запас глубинных бомб. Хотя проектная скорость по сравнению с прототипом снизилась, в открытом море «Pegaso» почти не уступали миноносцам типа «Spica» и поддерживали ход в 27 узлов. Из 4 миноносцев этой серии 2 были затоплены своими экипажами при капитуляции Италии, чтобы они не достались немцам.
09 итал ММ Ciclone (644x210, 59Kb)

ТТХ миноносцев серии «Ciclone». Водоизмещение: стандартное 1.113 т, полное 1.683 т. Размеры: 87,8х9,9х3,8 м. Мощность: 16.000 л.с.. Скорость 26 узлов, дальность 14-узловым ходом 4.000 миль. Вооружение: 2х100-мм орудия, 4 спаренных 20-мм автомата, 2 двухтрубных 450-мм торпедных аппарата, 4 бомбосбрасывателя. Экипаж: 177 чел.

Развитием типа «Pegaso» стала серия из 16 миноносцев серии «Ciclone» (1 не был достроен). Эти корабли отличались от прототипа только незначительным увеличением размеров (для улучшения остойчивости) и ликвидацией бортовых топливных цистерн.
3 корабля этой серии были потоплены американской авиацией; 2 подорвались на минах; 1 погиб при столкновении с итальянским эсминцем; 2 затоплены своими экипажами при капитуляции Италии во избежание их захвата немцами, а 3 все же достались Германии, и погибли в боях уже под немецкими флагами. Из оставшихся в строю Италии миноносцев после войны 3 были переданы СССР и 2 – Югославии.
Рубрики:  ФЛОТ И МОРСКАЯ ИСТОРИЯ/Флоты 2-й мировой войны
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку