-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Запретам вопреки. Покалеченные летчики, оставшиеся в строю (2)

Суббота, 24 Июля 2021 г. 09:15 + в цитатник
01 Бэйдер в бою (600x285, 152Kb)

ЧАСТЬ 2
АСЫ-ИНВАЛИДЫ 2-й МИРОВОЙ: ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ

После окончания 1-й мировой войны и осмысления полученного летного опыта во всех странах мира были пересмотрены условия приема новичков в авиацию. Осознание тяжести влияния перегрузок при маневрировании самолета на организм человека привело к разработке жестких критериев требований к здоровью и физическим параметрам летчиков. С этого момента появление в рядах пилотов человека, лишенного одной из конечностей или с дефектами зрения стало просто невозможным. Однако начавшаяся через 20 лет новая мировая война внесла свои поправки в установленные правила. Экстремальные условия военного времени, ранения и травмы, полученные в боях, стоили здоровья многим летчикам. Однако нежелание получивших эти раны пилотов оставить фронт, их стремление и покалеченными служить своей родине, породили целую плеяду героев, продолжавших летать на самолетах в бой в том состоянии, в котором в мирное время их и близко бы не подпустили к самолету. И первыми среди этих людей нужно назвать немца Адольфа Галланда, итальянца Эрнесто Бото и британца Дагласа Бэйдера, получивших свои несовместимые с летным делом травмы еще до начала войны, но вставших в боевой строй уже в первые дни 2-й мировой.

02 галанд и месс (650x149, 71Kb)

Раньше всех их к боевым вылетам приступил немецкий летчик АДОЛЬФ ГАЛЛАНД (ADOLF GALLAND; 1912-1996). Офицер пехоты, увлекавшийся планерным спортом, он перевелся в военную авиацию сразу же после ее возрождения (проигравшей 1-ю мировую войну Германии было запрещено иметь военную авиацию, но пришедшие к власти нацисты проигнорировали этот запрет). Однако в 1935 году Галланд попал в авиакатастрофу, фактически лишившую его левого глаза. Правда, глаз остался на месте, но осколки стекла, попавшие в зрачок, повредили его так, что этот глаз перестал видеть. Понимая, что первая же медкомиссия не допустит его к полетам, Галланд еще во время лечения выучил наизусть все буквы на таблице окулиста, и с тех пор обманывал врачей, называя буквы, которые он фактически не видел!
Эта хитрость позволила Галланду остаться в летном строю, хотя он смертельно рисковал: человек, видящий мир только одним глазом, неспособен правильно определять расстояние, что грозит столкновением в воздухе или катастрофой на взлете и посадке. Тем не менее, Адольф Галанд летал достаточно успешно, причем не только в мирном небе, но и в военном. В 1936 году он в составе германского Легиона «Кондор» участвовал в гражданской войне в Испании, где занимался штурмовками наземных объектов. Штурмовки для фактически одноглазого Галланда были особо опасны – ведь они проводились в полетах «на бреющем», у самой земли. А это увеличивало полуслепому летчику риск врезаться в землю из-за ошибки в определении дистанции! Затем в 1939 году Галланд воевал в Польше – и опять в роли штурмовика. Но, видимо осознавая, что с его одним глазом он рано или поздно ошибется и врежется в землю, Галланд после победы над Польшей перевелся в истребители, которые обычно ведут бои на высоте. Одержав свою первую воздушную победу в мае 1940, полуслепой летчик, воюя только на Западном фронте, к концу 1941 года довел свой боевой счет до 94 побед, пройдя за это время путь от командира эскадрильи до командира истребительной дивизии! А в январе 1942 года Галланд стал самым молодым в германской армии генералом, и Инспектором (фактически – командующим) истребительной авиации Германии! С этого момента Галланд не летал, а занимался организационными вопросами - до января 1945 года, когда генерал был смещен со своего поста Германом Герингом. Это произошло после ряда жесточайших конфликтов Галланда с главнокомандующим Люфтваффе и вторым после Гитлера лидером 3-го Рейха по поводу ошибочных распоряжений Геринга, отрицательно влиявшим на состояние авиации. Отстраненный от руководящих постов Галланд тут же сформировал из лучших немецких асов отдельную эскадрилью. Вооруженная новейшими реактивными истребителями Ме-262 эскадрилья Галланда вступила в борьбу против американских и английских бомбардировщиков, громивших немецкие города; и к концу войны счет Адольфа Галланда возрос до 104 побед. После падения Германии Галланд до 1954 года находился в плену у американцев; затем он в качестве консультанта принимал участие в реорганизации аргентинской авиации, а в 1955 году вернулся в Западную Германию и занялся бизнесом.
03 Boto Ernesto и Чири (648x211, 66Kb)

Итальянский летчик капитан ЭРНЕСТО БОТТО (ERNESTO BOTTO; 1907-1984) в 1937 году тоже участвовал в гражданской войне в Испании - как командир группы итальянских добровольцев, называвшейся «Кукарача» («Таракан»). В Испании Ботто одержал 5 подтвержденных побед; но в последнем бою он получил тяжелейшее ранение в правое бедро, и медикам пришлось ампутировать раздробленную ногу. Тем не менее, Ботто не захотел демобилизоваться по инвалидности; научившись ходить с протезом, он настоял на продолжении службы. Руководство, желая использовать боевой опыт офицера, определило его на штабную командную должность, не требующую участия в полетах. Однако Эрнесто тайком от вышестоящего командования при помощи соратников по эскадрилье «Кукарача» восстановил свои летные навыки и научился управлять самолетом с протезом вместо ноги. После демонстрации командованию способности выполнять фигуры высшего пилотажа на истребителе, его все же перевели со штабной работы на должность строевого командира авиагруппы. С тех пор за Ботто закрепилось прозвище «Gamba di Ferro» («Железная нога»).
После начала 2-й мировой войны майор Ботто во главе своей истребительной группы участвовал в воздушных боях над Северной Африкой, где он одержал еще 3 победы. Однако в декабре 1940 года Ботто попал в автомобильную аварию, и с переломом основания черепа надолго угодил в госпиталь. После выздоровления его направили на административную работу, и больше Ботто в боях не участвовал. Общий счет побед Эрнесто Ботто в двух войнах составил 8 сбитых самолетов, 3 из них летчик одержал уже на протезе. Это – достоверные, подтвержденные документами победы, хотя в разных источниках встречаются и другие, более впечатляющие цифры; но они возникли из-за того, что некоторые поклонники Эрнесто приписывают ему все победы, одержанные летчиками его эскадрилий, воевавших под командованием Ботто.
04 Бэйдер и Харрикейн (644x170, 80Kb)

Пожалуй, самым знаменитым и выдающимся летчиком-инвалидом Запада времен 2-й мировой войны являлся англичанин ДАГЛАС БЭЙДЕР (DOUGLAS BADER; 1910-1982). Если другие западные пилоты-калеки и 1-й, и 2-й мировых войн летали без одного глаза или без одной ноги, то Бэйдер воевал на двух протезах – у него не было обеих ног!
Даглас Бэйдер потерял ноги задолго до войны: еще в 1931 году начинающий пилот-истребитель попал в авиакатастрофу, в результате которой ему и ампутировали раздробленные ноги – левую ниже, а правую выше колена. Комиссованному летчику пришлось сменить профессию (он занялся нефтяным бизнесом). Однако когда грянула война, Бэйдер обратился к командованию с предложением принять его на военную службу, и инвалида направили инструктором в авиационное училище. А когда после поражения во Франции, где британская авиация понесла тяжелые потери, из-за нехватки пилотов в боевые части стали направлять даже недоучившихся курсантов, Бейдер настоял на своем переводе в летный состав, продемонстрировав начальству умение хорошо управлять истребителем и без ног.
Первую воздушную победу Даглас одержал в июне 1940 над Дюнкерком; затем в ходе «Битвы за Англию» командир 242-го канадского истребительного эскадрона Бэйдер довел свой счет до 10 сбитых вражеских самолетов. Начало 1941 года безногий ас встретил уже в должности командира истребительного крыла (авиаполка), а в июле того же года он одержал 22-ю победу, что сделало инвалида Бэйдера самым результативным на тот момент асом Великобритании!
Боевая карьера выдающегося британского летчика прервалась в августе 1941 года: во время прикрытия рейда английских бомбардировщиков на германские военные объекты во Франции ему пришлось в одиночку вступить в схватку с шестеркой немецких истребителей (которую вел «одноглазый» Адольф Галланд!). В ожесточенной «собачьей свалке» Бэйдер столкнулся с одним из Мессершмиттов, но сумел спастись на парашюте. Так герой попал в плен, изрядно обескуражив противника тем, что у британцев воюют даже летчики с протезами вместо ног. Не смирившись с пленом, Бэйдер несколько раз пытался бежать из лагеря военнопленных, правда, неудачно. Лишь в апреле 1945 года летчик был освобожден наступавшими союзническими войсками. Общий счет Дагласа Бейдера за год с небольшим участия в войне составил 20 личных, 4 групповых и 6 вероятных побед. Все эти победы были им одержаны на протезах!
05 Хоари и Кондор (643x293, 100Kb)

В отличие от широко известного Дагласа Бэйдера о шотландце БЕРТЬЕ РЕКСЕ О'БРАЙЕНЕ ХОАРИ (BERTIE REX O’BRYEN HOARE; 1912-1947), летавшем с одним глазом, достоверной информации почти нет. Нет даже точных сведений, как он потерял глаз. Одни исследователи говорят, что глаз ему выбила утка, врезавшаяся во время полета в лобовое стекло кабины самолета Хоари, и что произошло это задолго до войны. Другие утверждают, что глаза летчик лишился уже во время войны, при повреждении его бомбардировщика в воздушном бою огнем противника. Все сходятся только на том, что один глаз О'Брайена был стеклянным. Причем протез видимо был подобран второпях, так как цвет стеклянного глаза не совпадал с цветом живого глаза летчика (это вместе с допуском инвалида к полетам указывает скорее на версию ранения во время войны, когда каждый летчик уже был на счету, а времени на подбор «одинакового глаза» фактически не оставалось).
Но как бы то ни было, Хоари, подобно его собрату по несчастью – немцу Галланду – после потери глаза остался в авиации и продолжил летать. Причем в ходе «Битвы за Англию» одноглазый О'Брайен стал… ночным истребителем! Мало того, его самолет еще не имел бортового радара, и полуслепому шотландцу приходилось выискивать в черном небе черные силуэты вражеских бомбардировщиков, полагаясь только на собственное зрение. И тут оказалось, что он видит своим единственным глазом в темноте, как кошка! На рубеже 1940-1941 годов Хоари одержал 5 ночных побед, летая на общепризнанно самом худшем тяжелом истребителе 2-й мировой войны - «Бленхейме» Mk.IF, вооруженном всего пятью пулеметами малого винтовочного калибра. Тем не менее, на этом почти безоружном и «слепом» самолете О'Брайен умудрился в апреле 1941 года «завалить» гиганта: огромный четырехмоторный немецкий бомбардировщик Фокке-Вульф FW.200 - настоящую «летающую крепость» того времени! Всего же до окончания войны, к которому Хоари подошел полковником и командиром авиакрыла, он одержал 9 ночных воздушных побед. К сожалению, О'Брайен Хоари скончался вскоре после войны, оставив в память о своей жизни больше вопросов, чем ответов…
06 Литьенс и Месс (645x160, 57Kb)

Пилот 53-й истребительной эскадры «Ас пик» СТЕФАН ЛИТЬЕНС (STEFAN LITJENS; 1913-2002) первую свою победу одержал в мае 1940 года во Франции. К моменту нападения Германии на Советский Союз на его счету было 6 сбитых французских и английских самолетов. А к сентябрю 1941 г Литьенс уже считался асом с 22 победами, 16 из которых были им одержаны в советском небе. Однако в сентябре и он сам был сбит в воздушном бою. Правда, немецкий летчик спасся на парашюте, но при прыжке он ударился о свой падающий самолет, и тяжело повредил правый глаз. После ранения Литьенс почти год находился на излечении в госпиталях, но зрение поврежденного глаза спасти так и не удалось. Встал вопрос о списании пилота из авиации; однако Литьенс настаивал на своем возвращении в строй. К тому времени в Люфтваффе стала остро ощущаться нехватка летчиков для такой широкомасштабной воздушной войны, которую германская авиация вела сразу на нескольких фронтах. Поэтому осенью 1942 года покалеченный Литьенс все же получил разрешение участвовать в боевых вылетах.
В ноябре Литьенс прибыл в Африканский корпус. До апреля 1943 он сражался над Тунисом; затем его часть была передана в ПВО Рейха, и стала защищать города Германии от налетов британских и американских бомбардировщиков. Но в марте 1944 огнем бортстрелков вражеских бомбардировщиков истребитель Литьенса был подбит, а сам летчик получил новое ранение в голову; причем в том бою был поврежден уже его левый глаз. И хотя истекающий кровью, почти ослепший Литьенс все же умудрился посадить свой самолет «на вынужденную», в дальнейших событиях войны он принимать участие уже не смог. Общий счет побед Стефана Литьенса за войну составил 38 уничтоженных самолетов противника, из которых 16 были одержаны им уже без одного глаза - над Тунисом и Германией.

Серия сообщений "Запретам вопреки: асы-инвалиды":
Часть 1 - Запретам вопреки. Покалеченные летчики, оставшиеся в строю (1)
Часть 2 - Запретам вопреки. Покалеченные летчики, оставшиеся в строю (2)
Часть 3 - Запретам вопреки. Покалеченные летчики, оставшиеся в строю (3)

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку