-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


2МВ: бронетехника Великобритании. Американские танки и САУ в английской армии

Вторник, 22 Июня 2021 г. 14:01 + в цитатник
01 брит фарфлай в бою (576x326, 252Kb)

В боях во Франции весной-летом 1940 г британцы потеряли около 2/3 всех имевшихся у них танков, да к тому же убедились в почти полной непригодности оставшейся бронетехники к борьбе с немецкими Панцерваффе. После этого им не оставалось ничего другого, как обратиться к посторонней помощи - у англичан просто не было возможности восполнить потери за счет собственного производства.

И тем же летом 1940 британское руководство обратилось к США с просьбой о продаже Англии американских танков. После длительных переговоров в марте 1941 правительство США приняло закон о ленд-лизе (сдаче в аренду союзным армиям американской техники, вооружения, боеприпасов и т.д.). Действие ленд-лиза тут же было распространено на Великобританию. Хотя англичан в первую очередь интересовали средние танки, им поначалу пришлось довольствоваться только легкими – серийное производство средней бронетехники в США еще не было налажено, поэтому единственным танком, который они реально смогли предложить, стал легкий М3, который англичане назвали «Stuart». Тем не менее, этот легкий танк по боевым возможностям не уступал британским крейсерским машинам, а по надежности значительно превосходил их. Средние же американские танки (под той же маркой М3) начали поступать в английские войска в конце 1941 года (у англичан они получили название «Lee»). Оба вида полученных американских танков уже с осени 1941 - весны 1942 британцы активно применяли в Северной Африке. А самым массовым американским танком в английской армии стал М4 «Sherman», поставки которого начались с лета 1942 г.
Некоторые ленд-лизовские танки британцы усовершенствовали. Так, довольно серьезным переделкам подверглись некоторые средние М3 «Lee», получившие после установки на них литых башен английской конструкции название «Crant». Так же часть М4 «Sherman» была перевооружена на мощную английскую 17-фунтовую пушку (эту версию британцы назвали «Sherman Firefly»). В конце войны англичане получили некоторое количество новых американских легких танков М24 «Chaffee» и легких авиадесантных танков М22 «Locust».
Кроме танков американцы поставляли англичанам и САУ: самоходные 105-мм гаубицы М7 «Priest» и противотанковые М10 «Wolverine» (часть М10 британцы перевооружили на свою более мощную 17-фунтовую пушку, создав таким образом истребитель танков «Achilles»).
Роль американской бронетанковой техники в английской армии была огромной не только из-за ее более высокой надежности, но и ее многочисленности. Так, например, в осеннем сражении 1942 г под Эль-Аламейном, которое британцы считают переломным в Африканской кампании, на 436 танков английского выпуска приходилось 492 танка американского производства – более половины имевшейся у англичан бронетехники! А во время высадки в Нормандии американские танки и САУ уже вообще составляли абсолютное большинство в Королевском танковом корпусе…

Легкий танк М3 «Stuart»
02 танк m3 и 5-stuart (652x366, 185Kb)

КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Легкий танк М3, прозванный англичанами «Stuart», серийно производился в США с 1940 г. Поставки «Stuart» в Великобританию начались летом 1941; за время 2-й мировой войны англичане получили 6.889 таких танков в шести модификациях от М3 до М5А1 (в Англии обозначались как «Stuart» I – VI).
ТТХ «STUART» I:
Вес: 12,4 т. Бронирование: лоб корпуса – 44 мм, борт корпуса – 25 мм; лоб башни – 38 мм, борт башни – 25 мм. Вооружение: 1х37-мм пушка, 5х7,62-мм пулеметов. Двигатель: 7-цилиндровый, звездообразный, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 250 л.с. Скорость: 58 км/ч. Запас хода: 113 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 35 град., ширина рва – 1,83 м, высота стенки – 0,61 м, глубина брода – 0,91 м. Экипаж: 4 человека.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Несмотря на то, что «Stuart» был легким танком, он по боевым возможностям не уступал британским крейсерским машинам, а по надежности и простоте эксплуатации значительно их превосходил. Что касается противника, то в Африке в течение 1941-1942 гг. быстрый маневренный «Stuart» показал себя очень неплохо в боях против итальянских «Железных гробов». Но вот встречи с хорошо бронированными немецкими танками оказались для его слабосильной 37-мм пушки «не по зубам». К тому же малый разрывной эффект ее малокалиберных снарядов не мог обеспечить мощной огневой поддержки для пехоты. Поэтому уже с 1942 фактически единственной задачей, которую «Stuart» мог решать успешно, осталась только разведка. Однако и в этом деле у «Stuart» имелся существенный недостаток: малая дальность хода на одной заправке - из-за высокого потребления бензина стоявшим на танке авиационным мотором. Другими недостатками «Stuart» считались теснота боевого отделения, и поворачиваемая только вручную башня.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Первыми полученными англичанами «Stuart» укомплектовали все три полка 4-й танковой бригады 7-й танковой дивизии, воевавшей в Северной Африке. Боевое крещение «английских американцев» состоялось в ноябре 1941 года в сражении у Сиди-Резег, где «Stuart» попытались использовать к качестве крейсерского танка. В результате в четырехдневных боях из 165 «Stuart» англичане потеряли 130 машин; после этого британцы старались применять «Stuart» в основном для разведки.
Вплоть до конца 1944 года «Stuart» оставались единственными легкими танками в составе разведывательных полков английских танковых дивизий, воевавших на Европейском континенте. Так же эти машины британцы довольно широко и успешно использовали на Дальнем Востоке – в Бирме против японцев.

Средний танк Lee/Grant
03 брит Ли и Грант (642x345, 235Kb)

КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Средний танк М3 был запущен в США в серийное производство летом 1941 года; поставки в Великобританию начались осенью 1941, и продолжались до конца 1942. За это время англичане получили 2.887 танков. Базовый вариант с литой конической башней, увенчанной командирской башенкой с пулеметом, британцы именовали «Lee». А переделочную версию танка с установленной на нем британской литой башней, имевшей кормовую нишу для радиостанции и двустворчатый люк наверху вместо пулеметной башенки, они назвали «Grant». (Названиями послужили имена генералов гражданской войны в США).
ТТХ «GRANT» I:
Вес: 27,2 т. Бронирование: лоб корпуса – 51 мм, борт корпуса – 38 мм; лоб башни – 76 мм, борт башни – 32 мм. Вооружение: 1х75-мм пушка в корпусе (в спонсоне справа) и 1х37-мм пушка в башне; 3х7,62-мм пулемета и 1х50-мм дымовой гранатомет. Двигатель: звездообразный 9-цилиндровый авиационный карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 340 л.с. Скорость: 40 км/ч. Запас хода: 230 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 35 град., ширина рва – 2,26 м, высота стенки – 0,61 м, глубина брода – 1,06 м. Экипаж: 6 человек.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Обрезиненные траки этих танков были новинкой для того времени; такое покрытие делалось для продления срока эксплуатации гусениц - американские гусеницы служили впятеро дольше, чем немецкие (около 5.000 км пробега против 1.000!). Однако обрезиненные гусеницы снижали ходовые качества танка на мягких грунтах и песке, ухудшая его проходимость. Они же в сочетании с приличным весом машины отрицательно сказывались на маневренности. Громоздкий силуэт среднего М3 делал его очень заметным, что затрудняло маскировку и постановку этого танка в засаду. Неудачное расположение основного 75-мм орудия сбоку корпуса требовало разворачивать весь танк в сторону цели, что при повреждении гусениц становилось просто невозможным. А дополнительное 37-мм орудие во вращающейся башне уже в 1942 г не справлялось с новыми немецкими средними танками.
Тем не менее, несмотря на эти недостатки средних М3, «Grant/Lee» получили высокую оценку англичан. Наличие на них довольно мощной 75-мм пушки и приличная для 1941-42 гг. толщина брони позволяли этим танкам вплоть до 1943 г достаточно эффективно вести борьбу с германскими Панцерваффе.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Боевой дебют «американо-английских» средних танков состоялся в мае 1942 в Северной Африке. Появление в сражении при Газала 167 танков «Grant» 4-й английской танковой бригады оказалось неприятной неожиданностью для немцев и итальянцев. С этого момента и до конца 1942 г. «Grant/Lee» являлись практически единственным типом танков, на которых англичане могли на равных сражаться с немцами. Летом 1942 под Эль-Алемейном, где в боях участвовали уже около 600 «Grant/Lee», они даже заслужили прозвище «Последняя надежда Египта». Вплоть до массового прибытия в британскую армию достаточного количества более совершенных танков «Sherman» «Grant/Lee» оставался основным и самым лучшим боевым танком Великобритании.
До весны 1943 основным фронтом для английских «Grant/Lee» была Северная Африка; затем эти танки были переброшены британцами на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию. Там, даже устарев для Европейского театра, они оставались грозным противником для японских танков и пехоты.

Средний танк М4 «Sherman»
04 Шерманы Британии (637x297, 141Kb)

КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Американский средний танк М4 «Sherman» стал основным и самым массовым средним танком и в армии США, и в армии Великобритании. В США производился с февраля 1942 по июль 1945 (всего выпущено 49.234 танка). Англичанам была передана 17.181 машина в 10 модификациях; часть этих танков британцы перевооружили на свои, более мощные 17-фунтовые пушки. Эта усиленная версия получила название «Sherman Firefly» и обозначалась литерой «С» после номера модификации. В нее переоборудовались варианты «Sherman» IIС, IIIС и VC.
ТТХ танка «Sherman» VC:
Вес: 34,8 т. Бронирование: лоб корпуса – 51 мм, борт корпуса – 38 мм; лоб башни – 76 мм, борт башни – 51 мм. Вооружение: 1х17-фунтовая пушка; 1х12,7-мм и 1х7,62-мм пулеметы; 1х50,8-мм дымовой гранатомет. Двигатель: пятирядный 30-цилиндровый (5 блоков по 6 цилиндров) четырехтактный карбюраторный воздушного охлаждения мощностью 425 л.с. Скорость: 38 км/ч. Запас хода: 160 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 35 град., ширина рва – 2,44 м, высота стенки – 0,61 м, глубина брода – 1,06 м. Экипаж: 4 человека.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
К боевым недостаткам «Sherman» относится большая высота танка и, соответственно, большой объем забронированного пространства. Это снижало защищенность танка и не способствовало его маскировке; однако большие размеры создавали удобство внутреннего размещения экипажа – танкисты любили этот танк за комфорт. Среди остальных средних танков 2МВ «Sherman» выделялся наиболее широкой гаммой устанавливавшихся на нем двигателей. Пять различных вариантов: от звездообразного авиационного, до блока из пяти объединенных автомобильных моторов, или дизельные двигатели. Обрезиненные гусеницы создавали те же преимущества и проблемы, что и на описанном ранее среднем М3. Вооружение американского образца (не считая великолепных «17-фунтовок») позволяло успешно бороться с легкой и средней бронетехникой противника, но было бессильно против тяжелых немецких танков. Но танки, вооруженные английской 17-фунтовой пушкой, успешно поражали и тяжелую технику на любых дистанциях. В целом «Sherman» являлся современным и достаточно удачным образцом бронетехники, хотя вершиной этого танка стала все же его английская переделка «Sherman Firefly».
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Первые М4А1 и М4А2 прибыли в Северную Африку в августе — сентябре 1942 года. В октябре, после освоения новой техники танкистами 8-й Армии, 250 таких танков приняли участие в сражении у Эль-Аламейна. А уже с начала 1943 «Sherman» разных модификаций стали основными танками английской армии, постепенно вытеснив из ее рядов как другие американские, так и большинство английских танков.
К моменту высадки в Нормандии английскими танками в британской армии были укомплектованы только 7-я танковая дивизия, и разведывательные полки Гвардейской и 11-й танковых дивизий; все остальные английские танковые дивизии и бригады имели на вооружении только различные модификации «Sherman». Причем каждому полку (включая и те, что были укомплектованы английскими танками) придавалось еще и по 25 особо мощных «Sherman Firefly». Англичане очень активно использовали Sherman», считая его самым лучшим своим танком. «Sherman» вплоть до конца войны обеспечивали наступление британской армии как в Северной Африке, так и в Италии, и во Франции, и в Германии.

Самоходные 105-мм гаубицы М7 «Priest»
05 РЎРђРЈ РџСЂРёСЃС‚ (649x564, 222Kb)

КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Американская САУ М7, получившая у англичан название «Priest», была создана путем установки 105-мм гаубицы М2А1 на ходовую часть среднего танка М3. Серийный выпуск: апрель 1942 – март 1945; произведено 4.316 САУ. В Великобританию поставлялись с сентября 1942; всего англичанам передано 828 САУ «Priest».
ТТХ САУ М7 «Priest»:
Вес: 22,9 т. Бронирование: лоб корпуса – 51 мм, борт корпуса – 38 мм; лоб и борт рубки – 13 мм. Вооружение: 1х105-мм гаубица М2А1, 1х12,7-мм пулемет. Двигатель: 9-цилиндровый, звездообразный, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 400 л.с. Скорость: 34 км/ч. Запас хода: 190 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 30 град., ширина рва – 2,25 м, высота стенки – 0,6 м, глубина брода – 1 м. Экипаж: 7 человек.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Недостатками САУ М7 считались: недостаточный угол возвышения гаубицы, уменьшивший дальность ее стрельбы, и ограниченные углы горизонтального наведения, заставлявшие САУ при переброске огня выезжать с огневой позиции и, довернувшись, занимать ее заново – это отнимало время и разрушало маскировку. К достоинствам «Priest» относились: хорошая подвижность и очень высокая техническая надежность.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Впервые «Priest» были использованы в бою в ноябре 1942 во втором сражении под Эль-Аламейном, где они сыграли важную роль в подавлении огнем войск противника. Поначалу англичане из-за малочисленности первых партий прибывших «Priest» вынужденно применяли М7 для непосредственной поддержки пехоты - в качестве штурмовых орудий. Но затем, с увеличением количества этих САУ, они перевели «Priest» в дивизионную артиллерию. Укомплектованные массой М7 артполки пехотных и танковых дивизий хорошо показали себя в 1943 г в Италии и в 1944 при высадке в Нормандии; а в 1945 британские «Priest» в Бирме успешно подавляли своим огнем и японские войска.

Противотанковые САУ М10 «Wolverine» и «Achilles»
06 САУ М10 и Ахиллес (648x617, 237Kb)

КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Противотанковая самоходная установка М10 «Wolverine» создавалась на базе шасси танка «Sherman» с существенной переделкой верха корпуса. 76,2-мм пушка была установлена в поворотной литой баше, открытой вверху-сзади. САУ М10 серийно производилась в 1942-1943 гг., всего выпущено 6.706 единиц; из них в Великобританию передано 1.648 САУ М10. Часть этих самоходок англичане перевооружили своими более мощными 17-фунтовыми пушками, дав таким САУ название «Achilles».
ТТХ САУ «ACHILLES»:
Вес: 29,6 т. Бронирование: лоб корпуса – 51 мм, борт корпуса – 25 мм; лоб башни – 57 мм, борт башни - 25 мм. Вооружение: 1х17-фунтовая (76,2-мм) пушка, 1х12,7-мм пулемет. Двигатель: двухрядный 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 375 л.с. Скорость: 48 км/ч. Запас хода: 320 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 35 град., ширина рва – 2,28 м, высота стенки – 0,61 м, глубина брода – 0,91 м. Экипаж: 5 человек.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Крупным недостатком САУ М10 была конструкция ее башни. Из-за исключительно ручного управления она крайне медленно поворачивалась (на полный оборот уходило 2 минуты!). К тому же открытая сверху башня делала машину уязвимой как для артиллерийского и особенно минометного огня, так и для вражеской пехоты, забрасывавшей внутрь САУ ручные гранаты. А во второй половине войны бронирование М10 стало недостаточным для возросшей огневой мощи немецких пушек.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
В английской армии самоходки М10 и «Achilles» поступали на вооружение противотанковых артиллерийских полков танковых дивизий, а также артполков пехотных корпусов. Эти САУ дебютировали на заключительном этапе боев в Северной Африке; причем достаточно успешно: их длинноствольные пушки с дальних дистанций поражали все типы танков, имевшихся в немецком «Африканском корпусе». Но вот при высадке в Нормандии в 1944 пушка М10 оказалась неэффективной при стрельбе в лобовую броню «Пантер» и «Тигров». «Achilles» с 17-фунтовой пушкой справлялся с тяжелыми танками, однако и эта САУ мало годилась для «противотанковой работы» из-за своих размеров и медлительности – к тому времени стало понятно, что для выполнения противотанковых задач больше подходят небольшие, легкие, быстрые и маневренные САУ. Именно поэтому М10 и «Achilles» стали использовать для непосредственной поддержки пехоты; в этой роли они были довольно популярны, хотя по огневой мощи все же уступали самоходным гаубицам.

ЛЕГКИЙ ТАНК М24 «CHAFFEE» производился в США с апреля 1944 года для американской армии; единственной страной, с которым американцы «поделились» этой машиной, стала Англия (еще 2 экземпляра М24 были переданы для ознакомления в СССР). В Великобританию «Chaffee» начали поступать в конце 1944 (всего передано 289 танков). Однако первая танковая часть получила и освоила эти машины только к апрелю 1945, из-за чего английские «Chaffee» применить в боях просто не успели.
07 Чаффи и Локуст (651x207, 104Kb)

ЛЕГКИЙ АВИАДЕСАНТНЫЙ ТАНК М22 «LOCUST» строился в США с апреля 1943 по февраль 1944 г.; англичане по ленд-лизу получили 260 таких танков. Однако в боях британцы использовали М22 только дважды: во время высадки в Нормандии летом 1944, и при переправе через Рейн в марте 1945. В обеих операциях из-за сильного зенитного огня противника часть танков была потеряна еще в воздухе, но высаженные из планеров оставшиеся «Locust» сумели оказать существенную поддержку своим десантникам.

Серия сообщений "Вооруженные силы союзников СССР - ОБЗОРЫ":
Часть 1 - СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ ВОЙСКА ПОЛЬСКОГО - сентябрь 1939 г.
Часть 2 - УНИФОРМА ПОЛЬСКОЙ АРМИИ в 1939 г.
...
Часть 11 - 2МВ: бронетехника Великобритании. Легкие и пехотные танки
Часть 12 - 2МВ: бронетехника Великобритании. Крейсерские танки и САУ
Часть 13 - 2МВ: бронетехника Великобритании. Американские танки и САУ в английской армии
Часть 14 - 2МВ: массовые истребители ВВС Франции
Часть 15 - 2МВ: самые массовые ударные самолеты Франции

Рубрики:  БРОНЕТЕХНИКА/Бронетехника СССР и союзников
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку