Вавилонская башня. Легенды, история и картина Брейгеля |
Древний город Вавилон – образ жизни и падение знаменитой столицы
Древний Вавилон был очень густонаселённым мегаполисом, на всех не хватало частных домов. Многие жители арендовали помещения, самой ценной вещью в сырцово-кирпичных домах считались двери, выполненные из дерева. Въезжая в дом, арендатор привозил собственные двери.
В перерывах между тяжким трудом и молитвами, жители древнего Вавилона вели бурную жизнь. Они судились, торговали, спекулировали. Пока слуги работали, богатые господа развлекались. У них для этого были широкие возможности – в городе Вавилоне располагались и публичные дома и трактиры, и заведения, которые позже переименуют в клубы.
Трактирщицы нередко совмещали свои обязанности с профессией проститутки, а разбой считался специальностью. Древний Вавилон был единственным городом, где любой желающий мог получить диплом «мастера преступных дел».
Но, Вавилон в первую очередь был родиной ремесла и науки, центром театра и оригинальных диалогов. Жители Древнего Вавилона являлись также законодателями «всемирной» моды. Первые правители города совмещали в своей одежде аккадские и шумерские традиции – плащ был шумерским, а на голове они носили шапку – тюрбан, отдалённо напоминавший убор египетских царей.
Одежды горожан Древнего Вавилона отличались яркостью – в то время были в моде синий и красный цвета. Костюмы обильно украшала вышивка. Среди женщин пользовалась популярностью косметика, а также украшения – браслеты, перстни, ожерелья из золота и драгоценных камней.
Славился город Вавилон своими мастерами – скульпторы, художники, златокузнецы и резчики,- люди всех профессий ценились очень высоко. Но особой властью и неприкосновенностью пользовались жрецы, которые должны были вести астрономические наблюдения, совершать обряды, а также готовить «молодые кадры» себе на смену.
Почётной обязанностью жрецов было проведение празднования Нового года, который отмечали во время весеннего равноденствия.
К новогоднему празднику в городе Вавилоне всегда относились с особым почтением – даже в те времена, когда правление страной переходило к чужеземцам. Ни персидские, ни ассирийские цари никогда не пропускали этого праздника. Напротив, они считали себя обязанными исполнять все ритуалы, с ним связанные. Если правитель не мог самолично посетить город Вавилон, то вместо его приезжали «заместители», которых выбирали из числа родственников.
..............
Историки не могут прийти к соглашению, какой из завоевателей нанёс окончательный удар по Вавилону. Предположительно это были парфяне, захватившие страну в 140 году до н.э. После этого события город ещё некоторое время оставался большим и богатым, но постепенно пришёл в полное запустение.
Жители города Вавилона не верили, что однажды враги смогут захватить их. По легенде, когда город осаждали персы, то горожане дразнили их: «Зачем вы праздно сидите и не уходите? Вы овладеете нашим городом, когда мул ожеребится!» И ровно через год и семь месяцев у Зопира сына некоего Мегабиза ожеребилась мулица…
Библейская легенда о разрушении города Вавилона
Разрушение Древнего Вавилона.
Было это в стародавние времена, когда все люди говорили на одном языке, а потому понимали друг друга. И подвигла людей гордыня оставить память о себе на веки вечные.
- Давайте все вместе соберёмся и выстроим огромную башню! – предложил один из них.
Всем эта идея пришлась по душе, и народ закричал:
- Мы выстроим башню до самого неба!
Люди выбрали высокую гору и приступили к работе. Месили глину, лепили из неё кирпичи и обжигали их. А те, кто стоял наверху, уже начали понемногу возводить свою башню.
Вокруг горы, на которой возводилась башня, вырос город Вавилон. Тридцать пять миллионов кирпичей употребили люди на постройку, не один год возводили они здание своё. Год от года становилась башня всё выше. И вот почти готово сооружение, но тут среди людей возник бог Ягве, который не желал, чтобы люди добрались до неба.
Он подумал, что оттого люди смогли выстроить такую башню, что они имеют общий язык, и один понимает другого. И Ягве наслал бурю на землю, и ветер унёс все привычные слова. И перестали люди в Древнем Вавилоне понимать друг друга.
Кричит маляр:
- Кончилась краска!
А выходит у него:
- Номорпэнт!
По всему городу раздаются непонятные слова:
- Маракири!
- Виндадоры!
- Жэнэком пренепа!
Люди бросили работу и стали искать тех, кто смог бы их понять. Так получилось множество разных народов – каждый старался держаться ближе к своей группе, к тем, кто его понимал.
Вавилонская Башня начала разрушаться от времени. Но ходит легенда, что и сегодня в каждом городе есть обломки тех кирпичей, что люди уносили с собой в память о временах, когда люди понимали друг друга и был мир на земле.
На протяжении многих веков город Вавилон продолжает жить в мифах и легендах. Одни ассоциируют Древний Вавилон с беспечностью, символом которой стал царь Валтасар, другие – с величественным образом разрушенной Башни и Вавилонской блудницей. Историки неоднократно пытались во всех подробностях воссоздать летопись Вавилона, узнать истинные причины его падения, но город по-прежнему хранит свои тайны…
Подробнее: http://planetatain.ru/blog/drevnij_gorod_vavilon_o.../2014-05-19-8849#ixzz32eiIrjE2
Постоянный адрес статьи
Новости от Students.ru
..................
Человека от животного отличает суетность, считал немецкий философ XV века Николай Кузанский. Тысячелетиями суета отравляет нашу жизнь, но остается ее движущим началом. Особенно остро ощущается это в переломные эпохи: в ХХ веке или в начале Нового времени — пять столетий назад
Картина Брейгеля и культурный код
Нидерландский художник Питер Брейгель Cтарший в 1563 году обратился к популярному сюжету о Вавилонской башне, но истолковал его по-своему.
По мнению Марины Аграновской, искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд?» Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены, или уже рушатся, а само здание кренится.
Башня 1.
Архитектурно Вавилонская башня Брейгеля повторяет римский Колизей (только она состоит не из трех, а из семи этажей). Колизей считался символом гонений на христианство: там во времена Античности мученически казнили первых последователей Иисуса. В трактовке Брейгеля вся империя Габсбургов являлась таким «Колизеем», где силой насаждалось постылое католичество и жестоко преследовались протестанты — истинные христиане в понимании художника (Нидерланды были протестантской страной). Замок 2.
Внутри, как бы в сердце башни, художник помещает постройку , копирующую замок Святого Ангела в Риме. Этот замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры.
Нимрод 3.
Согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия, Нимрод и был тем самым царем Вавилона, который повелел начать строительство башни. В истории Нимрод оставил о себе память как о жестоком и гордом правителе. Брейгель изображает его в облике европейского монарха, имея в виду Карла V. Намекая на восточный деспотизм Карла, художник помещает рядом с ним коленопреклоненных каменщиков: они опустились на оба колена, как было принято на Востоке, в то время как в Европе перед монархом становились на одно колено.
Антверпен 4.
Нагромождение тесно жмущихся друг к другу домиков не только реалистичная деталь, но и символ земной суеты.
Мастеровые 5.
«Брейгель показывает развитие строительной техники, — рассказывает Кирилл Чупрак. — На переднем плане он демонстрирует применение ручного труда. С помощью колотушек и зубил мастеровые обрабатывают каменные блоки
6. Чуть дальше строители перемещают каменные плиты с помощью длинных жердей
7. На уровне первого этажа башни работает кран со стрелой, поднимающий грузы при помощи веревки и блока.
8. Чуть левее — более мощный кран. Здесь веревка накручивается прямо на барабан, приводимый в движение силой ног.
Выше, на третьем этаже 9,
— тяжелогрузный кран: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног».
Хижины 10.
По словам Кирилла Чупрака, «несколько хижин, размещенных на пандусе, отвечают требованию строительства того времени, когда каждая бригада обзаводилась собственной «времянкой» прямо на строительной площадке».
Корабли 11.
Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.
До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера.
По мнению петербургского художника и искусствоведа Кирилла Чупрака, всплеску популярности сюжета о легендарной постройке среди голландцев «способствовала атмосфера экономического подъема в стремительно растущих городах, таких как, например, Антверпен.
В этом городе-базаре проживало около тысячи иностранцев, к которым относились с подозрением. В ситуации, когда людей не объединяла одна церковь, а католики, протестанты, лютеране жили вперемешку, росло всеобщее чувство суеты, незащищенности и тревоги. Современники находили параллели этой непривычной ситуации как раз в библейском сказании о Вавилонской башне».
Питер Брейгель Cтарший популярный сюжет о башне истолковал его по-иному.
В образе Вавилонской башни Брейгель представлял судьбу империи католических королей из династии Габсбургов.
Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако, в 1556 году Карл отрекся, и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков.
ХУДОЖНИК
Питер Брейгель старший Около 1525 — Родился в деревне Брёгел близ Бреды в Нидерландах.1545–1550 — Учился живописи у художника Питера Кука ван Альста в Антверпене.1552–1553 — Путешествовал по Италии, изучая живопись Возрождения.1558 — Создал первую значительную работу — «Падение Икара».1559–1562 — Работал в манере Иеронима Босха («Падение ангелов », «Безумная Грета», «Триумф Смерти»).1563 — Написал «Вавилонскую башню».1565 — Создал цикл пейзажей «Времена года».1568 — Под впечатлением католического террора, устроенного войсками Филиппа II в Нидерландах, написал последние работы: «Слепые», «Сорока на виселице», «Калеки».1569 — Скончался в Брюсселе
……………… .................
Великие тайны Вавилона
Долгое время ученые считали предание о Вавилонской башне лишь притчей о человеческой гордыне и тщеславии.
Так было до начала XX века, когда немецкий археолог Роберт Кольдевей не раскопал Вавилон – в буквальном смысле!
На протяжении многих веков в сотне километров к югу от Багдада высились безжизненные холмы с плоскими вершинами и обрывистыми склонами. Местные жители считали их естественным рельефом. Здесь разбивали палатки бедуины, славили Аллаха богомольные арабы.
И никто не знал, что под ногами лежит величайший город всех времен и народов. Именно сюда в 1899 году прибыл Роберт Кольдевей, который через несколько лет войдет в историю как человек, раскопавший Вавилон.
Раскопки холмов на равнине Сахн, что означает «Сковорода», начались весной 1899 года. Удача пришла к Кольдевею с первых дней и не покидала в течение последующих пятнадцати лет, в течение которых он вместе с двумястами рабочих извлекал под земли свидетельства былого существования древней цивилизации.
Сначала он раскопал стену из сырцового кирпича шириной 7 метров и высотой 12 метров. На расстоянии 12 метров от нее земля скрывала другую стену из обожженного кирпича шириной почти 8 метров, а за ней шла третья стена шириной 3 метра, некогда опоясывавшая глубокий, выложенный кирпичами ров.
Пространство между первыми двумя стенами в свое время было заполнено землей, превратившей две стены в один неприступный и совершенно непробиваемый крепостной вал. На внутренней стене через каждые 50 метров стояли сторожевые башни. Впоследствии Кольдевей насчитал 360 крепостных башен! Таким образом, внутренняя стена Вавилона имела длину более 18 километров!
Если считать, как во времена средневековья, что «город — это обнесенное стеной поселение», то Вавилон, построенный более 4 тысяч лет назад, на все времена остался самым большим городом, возведенным человеком на планете Земля!
Рабочие Кольдевея буквально завалили находками. Это были обломки барельефов из глазурованного кирпича, обитые медью городские ворота, величественные крылатые львы, искусно выполненные древними ваятелями.
Скрывавшиеся под землей артефакты затмили блеск и величие шедевров египетской культуры и задали научному миру неразрешимую загадку: откуда в древней Месопотамии возник столь высокоразвитый народ?
Сейчас археологи полагают, что древний Вавилон — это последний отблеск таинственной цивилизации шумеров, народа, обосновавшегося несколько тысячелетий назад между Тигром и Евфратом.
Шумеры возводили крупные каменные города. Их ювелирные украшения из золота до сих пор вызывают зависть у знаменитых парижских ювелиров, а гробницы, где лежат обнаруженные останки сотен принесенных в жертву людей, заставляют содрогаться видавших виды археологов.
О шумерах известно мало, но есть доказательства того, что именно их народ был уничтожен Всемирным потопом. Во всяком случае, после культурного слоя шумерской цивилизации археологи обнаружили двухметровый слой глины, свидетельствующий о произошедшем здесь когда-то катастрофическом наводнении. Вероятно, после Всемирного потопа выжил не только ветхозаветный Ной. Уцелевшие представители шумерского народа основали город Вавилон, в котором возродились величие и развращенность цивилизации, истребленной Богом или стихией.
Скрывавшиеся под землей артефакты затмили блеск и величие шедевров египетской культуры
Постоянный адрес статьи
Новости от Students.ru
...................
Рубрики: | Искусство Мифы и легенды История |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |