-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Liu_du


Лама Оле Нидал о любви

Суббота, 14 Февраля 2009 г. 02:36 + в цитатник
Смотрела передачу по телевизору: девушка, ни с того, ни с сего - улетела в Индию, там взяла билет на поезд, пересела на автобус (как-будто кто-то ее вел, хотя никогда (в этой жизне) она в Индии не была), доехала до какого-то храма и на его ступенях встретилась глазами с парнем. Они взялись за руки и после этого уже не расставались. Парень оказался тоже из России.
Дальше рассказывали о ламе Оле Нидал, со своей женой он так-же встретился, как-будто знал ее всегда (вот она - настоящая любовь, которая переживает смерть). К сожалению, она уже умерла... Но он сказал, что они еще встретятся, он знает...
"Лама Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы. В конце 60-х, во время медового месяца в Непале, они встретили "царя" тибетских йогов – Его Святейшество Шестнадцатого Кармапу Ранджунга Ригпе Дордже. Эта встреча радикально изменила их жизнь. После нескольких лет учебы в Гималаях, по поручению Е.С. Кармапы, Оле и Ханна начали основывать центры медитации по всему миру, открывая буддизм Ваджраяны Западу. Благодаря их усилиям за три с половиной десятилетия было создано более 580 центров Алмазного пути во всех уголках земли
 (470x334, 27Kb)
Они прекрасны!!

Лама Оле Нидал. Любовь и партнёрство
Отрывок из публичной лекции выдающегося буддийского мастера и учителя Ламы Оле Нидала о любви и партнёрстве, о чистоте и загрязнениях в человеческих отношениях.

Любовь и партнерство

Когда дело касается любви и партнерства, то люди, пожалуй, меньше всего думают о том, чтобы спросить об этом у какой-либо религии. Почти все религии, которые мы знаем на Западе, основаны на двойственности и негативно относятся к телу. А если вы бывали в традиционных буддийских странах, вы видели множество юношей и девушек в униформах, то есть монахов и монахинь, и, конечно, знали о том, что они спят в одиночестве и держатся друг от друга на расстоянии. И тогда люди думают: ну, это та же история – подавление желаний, чтобы иметь возможность лучше управлять людьми и т.д., – то есть никакой разницы. Но это неверно. Причина того, что в буддизме есть монахи и монахини, исключительно биологическая – в бедных странах, а до недавнего времени и во всем мире, нельзя было заниматься любовью, не обзаводясь детьми. А если у людей было слишком много детей – которых в тех культурах и в том обществе нельзя было оставить в детском саду или в школе, чтобы получить немного покоя, и дети постоянно сновали туда-сюда под ногами, – то не могло быть и речи о спокойствии ума для изучения и медитации, и т.д. По этой причине Будда советовал некоторым ученикам становиться монахами и монахинями. Жизнь самого Будды также была вовсе не скучной. Почитав истории о молодости Будды, вы узнаете, что у него было много подруг, и существуют увлекательные описания его мастерства как любовника.

Я хочу это сказать прежде всего остального – буддизм никоим образом не враждебен телу, и смысл поучений, также и в этой области, состоит в том, чтобы мы могли лучше жить, умирать, лучше перерождаться и приносить друг другу больше счастья. Конечно, в буддийских культурах первым делом видишь много монахов и монахинь – но ведь они тоже за счет чего-то живут. Они живут за счет мирян, и эти миряне – а также йогины, которые тоже есть среди мирян, – знают очень много о любви, партнерстве, о пользе наших связей и о сексуальной жизни. И здесь я кое-что об этом расскажу.

Если посмотреть на высший уровень произведений буддийского искусства, который в тибетском буддизме соответствует прежде всего уровню Маха-Ануттаратантры, – мы видим только Будд-женщин и Будд-мужчин в союзе, в позах сидя или стоя, – и это потому, что мы нужны друг другу. Будда знал это всегда: мужское – это одна половина, женское – другая. Важно, что они дополняют друга и становятся одним целым. Так возникает рост, так мы движемся дальше.

Конечно же, любовь переживается как что-то очень личное. Видишь красивую девушку или лихого парня, и может внезапно возникнуть чувство, как будто сосет под ложечкой, – земля уходит из-под ног, и мы глубоко тронуты и потрясены. Но хотя это и ощущается так личностно, на самом деле это совершенно внеличностные вещи. Эти реалии, эти силы есть повсюду в природе. Они лежат в основе всего, что есть в мире. Дело в том, что когда ум узнает свои способности, когда пространство свободно играет и когда проявляются возможности, присущие всем вещам и всем мирам, то это проявляется двойственно. Это проявляется как теплое - холодное, близкое - далекое, приятное - неприятное, сладкое - кислое, или же как мужское и женское. И, кроме того, когда целое разъединяется и затем снова собирается вместе, то проявляются особые способности, особенные силы и качества. Мы знаем это на примере мельчайших частиц атома: если снова столкнуть их друг с другом, то возникает новое проявление энергии, появляются новые частички, новые силы. И мы знаем это также на примере любви: когда мужское и женское дополняют друг друга, когда обе эти силы встречаются, в этот момент мы узнаем что-то новое - внезапно проявляются вещи, которые присущи пространству, силы, которых не было раньше, внезапно оживают. И более того. Можно сказать, что из любви получается что-то большее, чем сумма частей, которые здесь встречаются.

Возьмем один из этих круглых графиков, которые всегда используются в газетах, чтобы показать процентное значение. Мужчина приносит одну треть всех возможностей ума, женщина другую треть – и еще, благодаря разности потенциалов, которая при этом возникает, благодаря пространству, которое при этом возникает, проявляется последняя, недостающая треть возможностей пространства. Тогда из пространства сами по себе возникают части, которые не были принесены ни мужчиной, ни женщиной. И поэтому любовь так обогащает. Оба партнера получают не только друг от друга, но также от всех возможностей пространства очень, очень много роста, очень много силы и очень много способностей, о которых раньше ни один из них вообще ничего не знал, которых в начале ни у кого из них не было. По этой причине можно сказать, что целое действительно больше простой суммы частей и что встреча имеет действительно большое значение и даёт много возможностей для роста.

Итак, что же встречается? Хотя мужские и женские роли становятся всё более похожими, все больше сближаются – все-таки можно сказать, что есть определенные моменты, которые могут друг друга дополнять. Здесь нет нужды говорить о физическом, телесном, внешнем уровне. Мы все это знаем, все ходили в школу. Я думаю, в Европе, пожалуй, немного мест, и определенно нет таких мест в Скандинавии или Германии, где не учат в школе, как происходит соединение мужского и женского. Об этом мне не нужно здесь ничего говорить. Но то, что очень многие упускают, чего очень многие не видят, – то богатство, которое в этом заключено, касается именно внутреннего и тайного уровня, где, на самом деле, есть очень, очень большие поля для роста.

Здесь можно видеть, что женское больше выражается как различные виды интуиции, проницательности. Мы знаем все это с детства. Например, мы знали иногда, что отец не опасен. Если мы намеревались ободрать сливу у соседа, то нам не нужно было думать об отце, он все равно был в своем собственном мире. Но опасна была мама. И мы также знаем, что если нужно было что-то смастерить, сделать, собрать, тогда отец был нужным человеком. Его руки могли это делать, и всё было на своих местах. Женское – это, прежде всего, интуитивное, соответствующее полному опыту, тогда как мужское – это, прежде всего, практичное, освобождающее, создающее пространство для чего-то и т.д. Это, пожалуй, ясно большинству. Но здесь Будда показывает, чему мы точно можем учиться друг у друга, если для этого откроемся.

Суть женского, если мы действительно постараемся разобраться, – это пять различных мудростей. Мудрость ясная, как зеркало, просто показывает то, что есть, ничего не прибавляя и ничего не отнимая. Другая – уравнивающая – показывает, что все возникает из множества условий, что все состоит из многих различных факторов. Третья – различает, позволяет видеть вещи и по отдельности, и как части одного целого, видеть, как они взаимодействуют. Четвертая является мудростью опыта. Она соединяет много событий и ощущений в один поток, так что можно увидеть направление. И, наконец, есть ещё пятая – которая покоится в Здесь и Сейчас, свободна от разделения на субъект, объект и действие, покоится полностью сама в себе, рождая интуитивность. Это когда мы знаем, кто звонит, ещё не услышав голос, когда мы думаем о ком-то и затем находим в почтовом ящике от него письмо, или же письмо приходит в скором времени. Все это – когда пространство равняется восприятию, когда вещи воспринимаются вне жестких представлений, совершенно определённо относится к женскому. Мы знаем о Музах древней Греции, и во всех культурах говорят об этой женской проницательности.

С другой стороны, что касается активности, того, что выходит в мир и формирует его и работает с вещами, здесь женщины могут очень хорошо поучиться у мужчин, здесь важно мужское. И хотя есть тысячи действий, которые можно принести в мир, они все разделяются на четыре основные группы. Одна группа называется успокаивающей. Здесь мы успокаиваем умы других или вносим покой в окружающую обстановку. Это первая способность, и ее можно использовать не только в случае треснутых яиц – на самом деле это также правильный подход и в случае с мраморными и фарфоровыми яйцами. Есть люди, которые испытывают огромное внутреннее давление и всё время сражаются с трудностями во внешнем мире. И если мы всегда дружелюбны, то, чтобы сохранить равновесие, им приходится открыться. Они становятся более открыты для самовыражения, и благодаря этому можно начинать с ними работать. Тогда те аспекты, которые проявятся, можно переставить немного по-другому, чтобы было приятнее для них самих и для других. Второе действие – распространяющее, увеличивающее, обогащающее, когда видишь, что в мире возможно. Нельзя ведь позволить людям сидеть без дела, пока они не заснут, – нужно щекотать их и говорить: теперь вы успокоились, так попробуйте заняться чем-нибудь полезным. Теперь покоряйте мир, смотрите, что возможно. Третья активность – очаровывающая, пробуждающая чувства, еще лучше сказать – воодушевляющая. Мы воодушевляем существ, что-то пробуждаем в них, вселяем в них силу, даём им пар. Мы их как бы пробуждаем. И четвертая активность – мощно защищающая. Это когда мы стоим и не уходим, даже когда все остальные исчезли. Мы – те, на кого можно положиться. И хотя женщина создает все это в своём малом кругу и часто благодаря этим активностям служит в семье той смазкой, которая не позволяет перегреваться колёсам в механизме, – выносить это из семьи в мир она учится лучше всего у мужчины. И таким образом они дополняют друг друга на внутреннем уровне.

На тайном же уровне мужское сравнивается с алмазом, который любит светиться сам по себе, который содержит очень много качеств, а женское - с цветком лотоса, теплым и живым, который охотно делает что-то для других. Когда встречаются эти два качества, возникает целостность.

До сих пор я большей частью исходил из физической любви, где, конечно же, происходит самый большой взаимообмен. Когда вы очень близки, чувствуете друг друга, если тело полностью присутствует в этой связи, тогда это, конечно же, сильнее всего. Но это не единственная возможность. Можно встретиться с женским в качестве матери, которая заботится о нас и показывает нам мир. Женское встречаешь также в качестве сестры, с которой что-то делишь, с которой чему-то учишься. Женское встречаешь в качестве дочери, которую защищаешь и учишь, которой что-то показываешь. И так же по-разному можно встретиться с мужским: в качестве отца, который больше защищает, в качестве брата, с которым можно вдоволь повеселиться, или в качестве сына, который рад чему-то научиться. Так происходит полная встреча, настоящий взаимообмен между мужским и женским. Это рождает очень много человеческого роста, и в жизни может произойти много значительного.

В тибетских книгах об искусстве, в тибетских поучениях особое внимание уделяли тому, как мужское и женское дополняют друг друга. На уровне Тхеравады мужское и женское больше разделяются, на уровне Махаяны или Великого Пути об этом говорят больше в свете теории, но в Алмазном Пути, в наивысших поучениях Будды, речь идет о том, чтобы эти возможности, которые всегда есть в нашем распоряжении, использовать для роста. Эта игра, вся палитра встреч мужского и женского, подобна зеркалу, которое показывает те или иные возможности нашего ума. Она нам показывает все, что есть в уме, все, что он умеет, и это очень, очень важно.

Но что такое вообще любовь? Чем она, в целом, является? Мы думаем, конечно, прежде всего о счастливом слиянии, о горячих мгновениях в постели, о радости слияния, открытости, которая благодаря этому возникает, о гигантском смысле того, что субъект, объект и действие больше не разделены, и что можно вместе переживать нечто столь драгоценное и совершенное. Это, конечно же, первая мысль. Но ведь существует много видов любви. Есть любовь, которая всегда ожидает и опасается, которая живет в прошлом и будущем, которая удерживает или отталкивает, - она всегда должна себя страховать, требует обещаний и ограничивает. И если вы замечаете, что отношения скользят в этом направлении, если это нельзя изменить, – то, может быть, лучше сразу же это отсечь, – это лучше, чем очень долго ограничивать себя и партнера или партнершу, а потом разойтись с еще худшими чувствами. Итак, любовь, которая становится бедной, которая ограничивает, ожидает и т.д., – не полезна.

С другой стороны, бывает и такая любовь, когда с самого первого её прикосновения знаешь, что все может идти только хорошо, может быть только рост. И эта любовь – когда становишься богатым, перерастаешь свои ограничения, когда больше можешь, больше знаешь, больше имеешь, чем раньше, – такая любовь определяется четырьмя буддийскими понятиями. Первое есть любовь как мы ее знаем, когда мы делимся друг с другом тем, что у нас есть. Он здоров, она здорова, они любят друг друга, идут вместе домой, они счастливы вместе. Это первый вид любви. Свободный взаимообмен. Уровень примерно одинаков, все на своём месте. Затем есть также второй уровень, который также часто имеет место и также возможен, и это - сочувствие. Один из партнёров явно может дать больше, и другой тогда больше получает, чем даёт. Но если они при этом стараются вместе участвовать во всех ситуациях их жизни, то богатство свободно перетекает между ними, и все становятся богатыми. Если у нас в уме не засела такая идея, что нас используют или притесняют, мы просто всем делимся друг с другом и не происходит так, что один из нас всё время закрывается и не готов принять что-то в ответ, а хочет только давать. Если есть свободное течение, то эта любовь также хороша. Она ведет к тому, что отношения выравниваются и возникает подлинный взаимообмен.

Третий вид любви называется сопричастной радостью. Возможно, в наше время, когда всё воспринимается очень личностно, немного удивительно слышать нечто подобное. Это кажется чем-то немного жидким. Например, мы все испытывали это чувство, когда несколько лет назад рухнул Железный Занавес на Востоке и внезапно люди из бывшей Восточной Европы снова стали действительно Восточной Европой, частью нашего общества, и получили все свободы, которыми мы пользуемся. Я верю, что, когда это все произошло, мы не думали сразу: «Теперь я должен платить меньше денег НАТО», – или: «Теперь мне будет меньше ракет падать на голову». Мы все просто подумали: «Здесь происходит что-то хорошее, что-то основательно хорошее, здесь возникает счастье и удовлетворение для многих существ». И, наконец, есть также четвертый уровень любви, и мы называем его – равностность. И это, возможно, еще труднее понять. Это означает, что мы действительно понимаем, что всем существам присуща Будда-природа. Понимаем, что всем существам свойственно Просветление. Что во всех существах есть пространство, которое делает всё возможным, – открытость, которая позволяет всему происходить, и ясность, которая может знать и понимать.

Итак, сколько бы ни было завес, покрывающих зеркало ума, сколько бы ни было волн на поверхности моря – за всем этим есть пространство, которое делает всё возможным, и ясность, которая может знать и понимать. За всем этим есть сам ум со всеми своими возможностями и со всей своей силой. И знание того, что мы все имеем эту основу, даже Хомейни, Гитлер, Сталин или Пол Пот, что все мы имеем эти качества, – это глубже всего и важнее всего. Ведь если мы знаем, что каждому присуща способность как-то двигаться вперед и развиваться, это – самое важное. Никто не остается отсечённым от нас, в уме заложены все возможности.

И что же я говорю потом своим ученикам, когда они приходят ко мне, – тем, кто прослушал весь теоретический уровень, как вы только что, но этого оказалось недостаточно в конкретной ситуации, которая у них перед носом. Что я им тогда говорю? Я говорю им, что все определяется уровнем осознавания – тем, как мы себя видим. Рай и ад совершаются между нашими собственными ушами или ребрами, или где-то ещё, где мы представляем себе свой ум. И точно так же любовь и счастье – это, прежде всего, вопрос взгляда. Если мы можем видеть друг друга как короля и королеву, если мы можем видеть все на высшем уровне и радоваться тому, что приносит партнер или партнерша, если мы снова и снова находим друг в друге то, что особенно прекрасно, особенно чудесно, особенно значительно, если нам удается так идти друг к другу, – то любовь будет только расти и развиваться еще дальше. Ведь все происходящее – это процессы мудрости. Тот факт, что мы вообще можем воспринимать, переживать, сам по себе особенный. Все, что делается, если смотреть с определенного уровня, является выражением мудрости и глубокого смысла. И самое важное – уметь видеть это друг в друге, в запахах тела партнера или партнерши уметь как-то чувствовать всю мудрость этого тела, в различных проявлениях и движениях улавливать бесчисленное количество жизней познавания, усвоения, роста и продвижения вперед, и во всём этом благодаря друг другу действительно узнавать богатство ума. Если мы можем это делать – это очень ценно.

Ведь дело в том, что мы сами создаем собственный рай и ад, что наш взгляд делает вещи красивыми и некрасивыми. И нельзя забывать, что люди, которые к нам приходят, приходят вследствие кармических причин, созданных ранее. А наше отношение к ним – тоже вопрос того, что есть у нас внутри. Сколько людей, переходя от одного партнерства к другому, постоянно сталкиваются с одними и теми же проблемами? Они снова и снова наступают на одни те же грабли. И так происходит потому, что это сидит внутри у них самих. На самом деле партнер – не что иное, как зеркало для нашего собственного ума. Мы видим только то, что есть у нас внутри. И когда нам удаётся давать счастье своему партнеру или партнерше – благодаря этому мы преодолеваем что-то и обогащаем свою собственную внутреннюю жизнь. Трудности, страдания – все то, что раньше ограничивало нас и заставляло страдать, – будет благодаря этому удалено, растворится, и возникнет очень много счастья и очень много богатства, также и для нас самих, в результате того, что мы делаем для других что-то хорошее. Партнер – зеркало для нашего собственного ума. Поэтому так хорошо обращаться друг с другом, так хорошо рассеивать всё мешающее, чтобы это приносило пользу, так много учиться и продвигаться так далеко, как только возможно, – вот вызов настоящего партнерства.

Итак, мы определяем сами, что мы видим у партнера или партнерши или у существ, которых мы встречаем, – смешную прическу или красивые руки; на что мы настраиваемся – на ясные глаза или заикающуюся, трудную речь. Действительно, мы можем выбрать то, что красиво и значительно, и придерживаться этого и на основе этого строить. Так мы будем все больше видеть настоящую суть, которая есть за всем этим, – игривость, много возможностей, силу.

И как же тогда случается, что, хотя все так хорошо предназначено друг для друга, у нас возникают конфликты? По большей части это чистое неведение. Мы – недостаточно дальновидны. И у меня есть предположение насчёт фактора, из-за которого, пожалуй, в 80% всех случаев распадается на первый взгляд гармоничная связь. Дело в том, что мужчина и женщина имеют разный дневной ритм. Мужчины делят время на день и ночь. У них есть 12-часовой ритм, или же мы можем здесь назвать другое количество часов, когда главное – выживание и когда можно также быть грубым, можно что-то отсекать, можно быть жестким, а потом – вечером, ночью – все по-другому, мужчины хотят любви и тепла, им хочется нежных объятий. Но у женщины все иначе. Она воспринимает 24 часа как одно целое. Она не проводит этого разделения. Если ее в течение дня резко оборвали или отсекли, или не уделили ей достаточно внимания, тогда по вечерам у неё будет мало тёплой воды. Тогда она не может открыться, не чувствует вдохновения к телу и любви мужчины. И есть смысл учитывать эти особенности. Мужчине следует знать, что если он хочет, чтобы вечером была любовь, он должен подготавливать к этому женщину своим мягким обращением с ней. По крайней мере, он не должен её отталкивать. А женщине, в свою очередь, нужно понимать, что это внеличностно, не связано с их любовью, если мужчина вдруг немного резок или грубо выразился. Он в этот момент находится в ситуации борьбы за существование, когда для него главное – охранять территорию и, возможно, заботиться обо всей семье.

И как же поступать с этими различными чувствами мужчин и женщин в течение дня? Мужчине, который, прежде всего, легко впадает в злость, т.к. играет защитную роль и должен заботиться о семье, нужно просто научиться видеть, что существа, против которых он действует, тоже стареют, болеют и умирают, что они, возможно, испытывают много страдания, и он проводит с ними лишь немного времени, тогда как они сами с собой находятся всегда. Что они уже достаточно наказаны тем, что вынуждены «наслаждаться» своим собственным обществом. А женщина, которая больше страдает от привязанности, все время чего-то желает, должна научиться, прежде всего, знать, что все непостоянно, что все в любом случае растворится и исчезнет, что у последней рубашки нет карманов, что ничего нельзя взять с собой, когда уходишь. С другой стороны, она должна также научиться те хорошие чувства, которые у нее есть, не только проявлять внутри семьи, но и распространять в уме на всех существ. И если мы будем так помогать друг другу, поддерживать друг друга, если у нас будет это получаться, это будет очень полезным развитием для общества. Это будет делать свободными и женщин, и мужчин, развивая их и удаляя множество трудностей и ограничений.

Счастлив тот, кому удаётся таким образом строить отношения с партнером. В его распоряжении оказываются такое богатство и такие возможности, которые все в жизни наполняют смыслом и позволяют нам двигаться вперёд в нашем развитии.
Спасибо.
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Liu_du   обратиться по имени Суббота, 14 Февраля 2009 г. 02:48 (ссылка)
Мы это читали с моим 14-летним сыном, так хочется защитить его от ошибок, хоть и понимаю, что это невозможно...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку