Этнография » Географическая локализация "сказочных" объектов глава 4
|
|
Суббота, 17 Марта 2012 г. 19:08
+ в цитатник
Обретение невест залётными женихами не всегда происходило так полюбовно, как в сказке «Марья Моревна» (см. главу 2). В украинской сказке «Иван царевич и красная девица — Ясная Зарница» чёрный Ворон из Чёрного царства — уносит замужнюю царицу, мать троих сыновей. Дети идут искать её, и младший встречает в горах у моря трёх девиц в трёх царствах, каждая из которых заявляет: «Это ж мой батька (Ворон)» (ВСВС. С. 87).
В некоторых вариантах этого сюжета девицы — его сёстры или наложницы. Выбирая для своего исследования ситуацию «Ворон — отец», я вовсе не утверждаю того, что именно этот вариант сюжета «Три царства» правильный, а другие — его искажение. Просто сказки, где девицы — сёстры Ворона, это сказки о другом путешествии в то же самое место, а их сходство с рассматриваемой сказкой есть результат нашего современного восприятия, не умеющего увидеть отличия, затерянные среди клише, штампов сказочного способа изложения информации.
Для человека родового общества сестра и жена — это большая разница, даже если обстоятельства поиска и встречи с ними однотипны. Сказки, объединённые в наше время «по сюжетам», в древности понимались как разные. Сегодня только дети, в головах которых ещё не сформировались принципы современной классификации, по-прежнему упиваются их восхитительным разнообразием.
В сказке «Марья Моревна» Ворон, Сокол и Орёл — добрые молодцы, и женятся они на девушках, а в рассматриваемой сказке Ворон — зрелый мужчина с тремя детьми, и ворует себе в жёны взрослую женщину.
далее здесь :
http://www.perunica.ru/etnos/6014-geograficheskaya...kazochnyh-obektov-glava-4.html
Метки:
народные традиции
сказки
Процитировано 1 раз
-
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-