Никола Пуссен
Nicolas Poussin
1594 Лез-Андели, Нормандия – 19 ноября 1665 Рим
Джованни Бернини Портрет Никола Пуссена
Никола Пуссен Автопортрет 1650 г.
Французский живописец и рисовальщик. Крупнейший представитель классицизма в искусстве XVII в. Большую часть жизни провел в Италии (Рим). Был блестящим знатоком античной культуры, в своем творчестве отдавал предпочтение античной тематике. Писал поэтические картины на мифологические и литературные сюжеты. Создавал исторические и религиозные композиции, идеальные пейзажи, представляя природу воплощением совершенства. В портретном жанре практически не работал, считая его недостойным внимания. В порядке исключения написал по просьбам друзей два автопортрета.
Никола Пуссен родился в 1594 г. в семье крестьянина. Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен, расписывавший в Андели церкви. В 1612 г. юный Пуссен приезжает в Париж, где поступает в мастерскую Ж. Лаллемана, а затем Ф. Элле Старшего. Увлекается изучением античности, по гравюрам знакомится с живописью Рафаэля. Значительную роль в его судьбе сыграла встреча с итальянским поэтом Дж. Марино, интерес которого к античной и ренессансной культуре оказал заметное влияние на молодого художника. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марино.
В конце 1623 г. Пуссен едет в Венецию, а в 1624 г. поселяется в Риме. В Италии художник самостоятельно изучает геометрию, оптику, анатомию, читает античных авторов, штудирует сочинения по теории искусства Альберти и Дюрера, иллюстрирует рисунками рукописи Леонардо да Винчи.
В 1620-х—начале 1630-х гг. Пуссен создает произведения, в которых проявляются сильные характеры и величественные поступки («Смерть Германика», «Мученичество св. Эразма»), поэтичные картины на мифологические и литературные темы («Спящая Венера», «Нарцисс и Эхо», «Ринальдо и Армида», «Танкред и Эрминия», «Парнас», «Царство Флоры»), среди которых выделяется серия «триумфов» и «вакханалий» («Триумф Нептуна»).
Никола Пуссен Гелиос, Фаэтон и Сатурн с Временами года 1629-30 г.г.
В 1630 г. Пуссен женился на Анне Марии, дочери повара, француза, проживавшего в Италии. Этот брак дал художнику небольшое приданое и, как следствие, свободу творчества.
В 1632 г. Пуссен был избран членом Академии Св. Луки.
Слава Пуссена доходит до Парижа. Художника упорно приглашают вернуться. Получив личное приглашение от Людовика XIII, Пуссен в 1640 г. едет в Париж. Указом короля он назначается руководителем всех художественных работ, что восстанавливает против него группу придворных живописцев во главе с С. Вуэ. Пуссену поручаются алтарные композиции, аллегории для кабинета Ришелье, убранство Большой галереи Лувра. В Париже Пуссен создает такие произведения как «Чудо св. Франциска Ксаверия», «Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора». Парижская жизнь сильно тяготила Пуссена. Не завершив работ, художник в 1642 г. возвращается в Рим.
В произведениях второго римского периода усиливается этико-философский подтекст. С 1640-х гг. Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, художник представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, которые зачастую олицетворяют те или иные природные стихии; использует в пейзаже эпизоды библейских и евангельских сказаний.
Последней работой художника стал цикл «Времена года», состоящий из четырех полотен («Весна. Рай», «Лето. Руфь», «Осень. Исход», «Зима. Потоп»). Эти картины являются лучшими пейзажами Пуссена.
ЦИКЛ "ВРЕМЕНА ГОДА"
Н.Пуссен Времена года: Весна. Рай. 1660-64 г.г.
Н.Пуссен Времена года: Лето. Руфь 1660-64 г.г.
Н.Пуссен Времена года: Осень. Исход 1660-64 г.г.
Н.Пуссен Времена года: Зима. Потоп 1660-64 г.г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...