-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32878
        Написано: 47778


        ЖЗЛ (ВОЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ АВСТРАЛИИ. ЧАСТЬ 8 - УИЛЬЯМ ГЕНРИ ДАЙСОН)

        Четверг, 07 Апреля 2011 г. 13:56 + в цитатник

        Уильям (Уилл) Генри Дайсон
        William (Will) Henry Dyson


        3 сентября 1880 - 21 января 1938

        George Coates Portrait of  Will Dyson (Sketch portrait).

        Австралийский иллюстратор, политический карикатурист, писатель и официальный военный художник в годы первой мировой войны.
        Дайсон родился в городке Альфредтоне недалеко от города Балларат в штате Виктория.
        Отец мальчика, Джордж Артур Дайсон был в юности уличным торговцем, а позже стал работать шахтером, принимал активное участие в местной лейбористской партии и стал горным инженером. Мать Джейн Майялл воспитывала одиннадцать детей, среди которых Уильям был девятым. Старшие братья Эдвард (Тед) и Амвросий уже к тому времени были журналистами и иллюстраторами, писали статьи и печатали их в социалистической газете «Чемпион». Атмосфера в семье – политическо-художественная, видимо, и поспособствовала тому, что Дайсон стал тоже иллюстратором и карикатуристом. Обучение Уилл начал в государственной школе в Балларате, затем семья переехала в Южный Мельбурн, где ее фактически содержал брат Уилла – Тед.




        Для справки:

        Самый старший брат Дайсонов – Амвросий (Ambrose Dyson, 13 апреля 1876 - 3 июня 1913), был популярным иллюстратором. Он не имел профессионального образования и развивал свои навыки, рисуя эскизы на улицах. Некоторое время он пользовался советами у своего коллеги – художника Тома Дуркина (Tom Durkin), о котором, увы!, неизвестно ничего, кроме имени.
        В юности рисунки Амвросия были опубликованы в мельбурнском журнале «Панч» (Punch), затем в известном издании «Бюллетень», а в 1898 году он стал работать карикатуристом в журнале «Критик» в Аделаиде.
        В 1899 году Амвросий отправился в Аделаиду уже в качестве главного художника «Критика» и проработал там до 1903 года, после чего вернулся в Мельбурн, принял штатную должность художника в «Бюллетене», где помещал полную страницу карикатур и комментировал викторианскую политику.
        Между 1906 и 1909 годами Амвросий вместе с младшим братом Уиллом и его будущей женой Руби Линдсей рисовал сатирические карикатуры для журнала «Овод» в Аделаиде.
        Свои работы он размещал также во множестве других газет и журналов. Его рисунки представляют важный документальный интерес в описании первых коренных австралийских городских хулиганов.
        14 декабря 1902 Амвросий Дайсон женился на Мейбл Норе Фрейзер, их сын Эдуард Амвросий (1908-1952) также стал художником. Причины нервного срыва Амвросия неизвестны, но 3 июня 1913 года Амвросий – старший умер в психиатрической больнице города Кью.

        Вернемся к Уильяму. Несмотря на то, что и по сей день Уилл Дайсон является одним из самых известных художников-карикатуристов Австралии, и что он имеет международное признание, практически все биографы пишут о том, что он – талантливый самоучка, добившийся большого успеха. Когда был обнаружен его талант в живописи, его стали учить рисовать старшие братья Тед и Амвросий, позже он, как и Амвросий брал уроки у иллюстратора Тома Дуркина, с которым работал в сиднейском «Бюллетене».

        2010239_Will_Dyson_My__Solicitor_shall_hear_of_This_1885 (500x518, 222Kb)

        Will Dyson My Solicitor shall hear of This! 1885 г.

        Первые «серьезные» работы Дайсона, например, вид парка Альберт, датированы 1892 годом. Его талант был впервые признан, когда Уилл, именно этим именем он любил подписывать свои работы, представил свои рисунки в журнале «Бюллетень» в 1897 году. Это сотрудничество стало для Дайсона возможностью найти и отточить свой собственный стиль, ну, и, конечно же, способом зарабатывать на жизнь. К тому же, журнал «Бюллетень» являлся одним из старейших журналов в мире, он был любимым журналом австралийской интеллигенции, поэтому печататься в нем было очень престижно для писателей и художников.

        2010239_Woman_praying_at_a_shrine (487x600, 107Kb)

        Will Dyson Woman praying at a shrine.

        В 18 лет Уильям познакомился с Норманом Линдсеем, с которым тесно дружил больше десяти лет. Норман (Norman Alfred William Lindsay, 23 февраля 1879 - 21 ноября 1969) был представителем целой династии художников. Из десяти детей ирландского хирурга Роберта Чарльза Уильяма Александра Линдсея и его жены Джейн Элизабет, пятеро посвятили жизнь живописи – Норман, его братья Перси (1870-1952), Лионель (1874-1961), Дэрил (1889-1976) и сестра Руби.

        2010239_Lionel_Lindsay_and_Will_Dyson (400x595, 148Kb)

        Lionel Lindsay and Will Dyson.

        Итак, Уильям подружился с семьей Линдсей, а позже и породнился с ней. Вместе с Норманом, который тоже «Академий не заканчивал», Уилл бродил по улицам Мельбурна и зарисовывал разные социальные и человеческие типажи, внимательно наблюдая за человеческими характерами. Именно таким образом друзья оттачивали свое мастерство в изображении человека.

        На рубеже веков Дайсон был постоянным автором уже нескольких изданий, среди которых «Критик» в Аделаиде, «Панч» в Мельбурне, а также «Овод» и «Призыв» (Clarion).
        В 1900 году Дайсон начал публиковать карикатуры в сиднейском «Бюллетене», основной мишенью для сатиры стала критика консервативной политики. Художник был постоянным автором «Бюллетеня» в течение следующих нескольких лет.

        2010239_Self_portrait_of_Will_Dyson (469x600, 107Kb)

        Will Dyson Self portrait.


        В 1902 году он вновь вернулся в Мельбурн уже с репутацией талантливого карикатуриста.
        В 1903 году Уилл стал преемником своего старшего брата Амвросия в журнале «Критик» в Аделаиде, и в 1904 году был приглашен на работу в качестве штатного художника в это издание. В «Критике» Дайсон способствовал развитию цветных карикатур. Историки пишут, что причиной этому была низкая оплата черно-белых работ – всего десять шиллингов. Естественно, художник жаждал «денег и славы», поэтому и стал развивать свой собственный стиль сатиры, используя политические карикатуры для цветных обложек.
        В 1906 году Дайсон вместе с братом Эдвардом сделал для книги «Fact\\\\\\\\'ry Ands» более 50 иллюстраций. Искусствоведы отмечают, что Дайсон не был природным рисовальщиком, как, например, Фил Мэй, поэтому в его ранних книжных иллюстрациях фигуры людей скрывались под складками одежды.
        В мае 1909 года состоялась первая выставка его карикатур, которая открылась в студии Ферлонга в Королевской Аркаде в Мельбурне.

        2010239_Two_women_judging_a_parade_of_men_in_a_show_ring,_ca__1908 (522x600, 167Kb)

        Will Dyson  Two women judging a parade of men in a show ring. 1908 г.

        Европа

        30 сентября 1909 года Уилл женился на художнице Руби Линдсей, представительнице той самой династии художников, сестре лучшего друга Дайсона – Нормана Линдсея.

        Для справки:

        Руби Линдсей (Ruby Lindsay, 20 марта 1885 - 12 марта 1919) – австралийская художница и иллюстратор, сестра Нормана и Перси Линдсей.
        Руби родилась в городке Кресвик штата Виктория. Она была седьмым ребенком и второй дочерью Роберта и Джейн Линдсей. С 16 лет лет Руби жила в Мельбурне вместе с братом Перси во время учебы в художественной Школе Национальной галерее Виктории.
        Руби иногда печаталась в «Бюллетене», проиллюстрировала книгу Уильяма Мура "Studio Sketches» (1906) и занималась разработкой плакатов. 30 сентября 1909 она вышла замуж за Уилла Дайсона. Как художница, она была известна также под именем Руби Линд.
        Забегая вперед, напишу, что после замужества Руби решила, что ее главное дело - быть хорошей женой и матерью, что, естественно, ограничило ее возможности заниматься творчеством. Но те работы, которые были созданы после замужества, по мнению искусствоведов, выражают изящество и очарование, «не у всех иллюстраторов можно было встретить такие чувственные линии».

        В 1910 году молодожены уехали в Лондон в сопровождении Нормана, но дружба двух мужчин вскоре была разрушена, отчасти по настоянию Руби.

        2010239_From_left_Norman_Lindsay,_Will_Dyson_and_Ruby_Lindsay (400x550, 90Kb)

        Norman Lindsay, Will Dyson and Ruby  Lindsay.


        В Лондоне Уилл сразу же нашел работу в «Еженедельной депеше». Начало 1910-х годов было временем больших политических волнений в Великобритании. Критика либерального правительства, сложные взаимоотношения в палате лордов, социальная борьба женщин и игры политических союзов на выборах. Поэтому талант Дайсона, как карикатуриста, пришелся как нельзя кстати.
        Кроме политической встряски, это было время промышленных конфликтов. Как социалист, Уилл Дайсон поддерживал попытки профсоюзов увеличить заработную плату своих членов. Уже в декабре 1910 года Уилл нарисовал карикатуры для забастовочного листка лондонских профсоюзов «Мир». В январе 1911 года этот листок был переименован в газету «Ежедневный Вестник», первый номер которой вышел тиражом 13000 экземпляров и был моментально раскуплен. Когда в апреле забастовка закончилась, газету перестали выпускать. Но несколько лидеров рабочего движения, в том числе Джордж Лэнсбери и Бен Тилетт, объединили свои усилия для мобилизации необходимых средств, чтобы газета продолжала жить. Новый номер «Вестника» вышел 15 апреля 1912 года, и Дайсон был привлечен к работе в качестве официального карикатуриста. Редактор газеты Чарльз Лапворт дал художнику карт-бланш для выражения своих идей, он выделил Дайсону целую страницу и полную свободу творчества. Карикатуры Дайсона постоянно создавали сенсацию в прессе. Один критик назвал художника лучшим карикатуристом Великобритании, которого он видел после знаменитого Джеймса Гиллрея. Некоторые политики и профсоюзные лидеры даже считали, что Дайсон «заходит слишком далеко» в некоторых из своих карикатур.

        Кроме того, Дайсон сотрудничал также с «Новым веком» в Лондоне, позже с газетой лейбористской партии «Труд», а в 1916 году с ежедневной газетой «Sketch». Он также рисовал цветные карикатуры для «Ярмарки тщеславия», подписывая их псевдонимом «Эму». Лучший «дайджест» работ художника был опубликован в 1914 году.

        Маргарет Коул, которая работала с Уиллом Дайсоном в «Вестнике» вспоминала, что он «был блестящим «кусачим» карикатуристом, чей острый карандаш нападал на финансистов, спекулянтов, работодателей и профсоюзных лидеров».
        Г. К. Честертон назвал Дайсона «самым оригинальным и проникающим художником нашего времени», а его коллега, карикатурист Джон Дженсен, добавил: "Стилистически у Дайсона было мало подражателей - его работа была слишком сложной. Сила его идей вернула британской карикатуре «сильный аромат» после многих лет викторианской вежливости».

        Война

        С 1914 года сатира Дайсона была направлена на войну, непосредственно на кайзера Вильгельма, а это означало, что его работы были замечены, как воплощение антинемецких настроений. Серия этих военно-политических карикатур из двадцати больших рисунков под названием «Культурная карикатура» была опубликована в январе 1915 года отдельным изданием с предисловием Герберта Уэллса.

        И в этом же году художник был назначен правительством Австралии военным художником. Вернее, сначала Дайсон сам написал заявление о вступлении в австралийскую Императорскую группу войск (AIF) в качестве художника. В 1916 году Уилл писал командующему АиФ, генералу Бердвуду, что его цель – «интерпретировать в серии рисунков чувства и настроения нашей армии для сохранения этих свидетельств для австралийской нации».

        2010239_Stretcher_bearers_near_Butte_de_Warlencourt,_1917 (700x556, 355Kb)

        Will Dyson Stretcher bearers near Butte de Warlencourt. 1917 г.

        2010239_The_dynamo,_Hill_60,_Will_Dyson,_1917_ (700x491, 237Kb)

        Will Dyson The dynamo, Hill 60. 1917 г.

        Will Dyson Fletch & Dan coming back to Igaree Corner from Lagnicourt.


        Художнику было присвоено звание почетного лейтенанта, и в декабре 1916 года Уилл отправился на Западный фронт, без сохранения заработной платы и пособий. Официально Дайсон был назначен военным художником в мае 1917 года.

        2010239_Australians_at_war__back_at_Buire,_December_1916 (600x577, 207Kb)

        Will Dyson Australians at war back at Buire, December. 1916 г.

        2010239_mess0 (528x600, 244Kb)

        Will Dyson Без названия.

        2010239_One_of_the_old_platoon (475x600, 251Kb)

        Will Dyson One of the old platoon.


        Дайсон не был заинтересован в создании больших батальных сцен (возможно, по причине неумения создавать масштабные полотна). Вместо этого он изображал почти эскизно обычных австралийских солдат. В отличие от своих сатирических военных карикатур с преувеличенными и издевательскими физическими характеристиками персонажей в своих военных рисунках Дайсон использует в качестве мощного выражения военной жизни позы и жесты. Поникшие плечи и головы, пустые взгляды демонстрируют физическое истощение и полную усталость.

        2010239_A_funk-hole_near_Bullecourt__1918 (472x600, 174Kb)

        Will Dyson A funk-hole near Bullecourt. 1918 г.

        2010239_Australia_at_war,_field_sports,_ca__1918 (496x600, 211Kb)

        Will Dyson Australia at war, field sports. 1918 г.


        Надо отметить, что Уилл никогда не заботился о поиске безопасных точек для своей работы. Живя с австралийскими солдатами на Западном фронте, художник был даже дважды ранен в 1917 году под Мессайнсом и Зоннебеке, зато создал большое количество рисунков австралийских солдат в бою, которые, по признанию критиков, являются лучшими работами в его творчестве.

        2010239_Lieutenant_Will_Dyson,_Australian_Official_Artist,_sketching_in_the_Caterpillar,near_Ville-sur_Ancre,_in_France,_1918 (500x362, 127Kb)

        Lieutenant Will Dyson in the Caterpillar, near Ville-sur Ancre, in France. 1918 г.

        2010239_Watching_the_barrage_from_Mont_Kemmel (600x435, 367Kb)

        Will Dyson Watching the barrage from Mont Kemmel.

        Will Dyson Battery Commander’s Dugout. 1917 г.

        2010239_Wine_of_victory_German_prisoners_captured_at_Ypres (600x470, 356Kb)

        Will Dyson Wine of victory German prisoners captured at Ypres.

        Как только закончилась война, Дайсон вернулся в свой родной «Ежедневный Вестник» (Daily Herald). Впрочем, демобилизовался художник только в марте 1920 года. Его первая послевоенная карикатура в газете показывала премьер-министра Дэвида Ллойд-Джорджа, который стоял перед тяжелоранеными солдатами и кричал: «Вы выиграли, вы выиграли, мои храбрые и несравненные собратья - теперь голосуйте за меня!».

        2010239_dyson9 (451x600, 261Kb)

        Will Dyson Без названия.

        2010239_Christmas_Memories (450x562, 244Kb)

        Will Dyson Christmas Memories.


        С 5 по 19 января 1918 года выставка военных рисунков Дайсона «Австралия на войне: рисунки с Западного фронта» была проведена в галерее Лестера в Лондоне.
        В ноябре этого же года художник опубликовал одноименную с выставкой книгу, в которой были представлены его лучшие военные работы. Он также завершил серию из 32 литографий, которые были опубликованы в Австралии.
        В 1918 году на всеобщих выборах Уилл сотрудничал с Лейбористской партией, рисовал не только карикатуры, но и плакаты.

        2010239_11_am_or_a_visit_from_the_Corps (489x600, 203Kb)

        Will Dyson 11 am or a visit from the Corps.

        Will Dyson The batman (Compree washing madam). 1920 г.

        Will Dyson The amateur (Who's cutting this hair, you or me). 1920 г.


        В марте 1919 года художника постигло большое личное горе - умерла его жена Руби. Во время войны, как пишут историки, Руби уезжала в Ирландию. Неизвестно, там ли она заразилась, но 12 марта 1919 года она скоропостижно умерла во время эпидемии испанского гриппа. Руби было всего лишь 32 года.
        Дайсон был опустошен и находился на грани нервного срыва. В течение некоторого времени Уилл был не в состоянии работать, но когда в мае вернулся в редакцию, он создал свои самые известные карикатуры – «Мир» и «Будущее пушечное мясо», в которых практически предсказал, что Версальский договор приведет к новой мировой войне.
        В 1920 году Дайсон опубликовал книгу с рисунками жены, которые сопроводил циклом собственных стихотворений «Память о жене», в которых описал, что значила ее потеря для него и ее друзей.

        Следующий удар, теперь уже в профессиональной деятельности, ожидал художника в 1922 году, когда «Ежедневный Вестник» перешел под управление Совета профсоюзов. Дайсона отправили в отставку, а попросту, уволили, поскольку он высказал мнение, что хочет оставаться независимым художником и не согласен работать под начальством профсоюзного органа политической партии.
        В течение следующих двух лет он был, по сути, безработным. Некоторые из карикатур Дайсона были опубликованы в других газетах, но большинство редакторов считали, что эти работы слишком радикальны.

        Возвращение

        В 1925 году художник решил вместе с дочерью вернуться в Австралию. Причина была одна – ему предложили приличный гонорар в газетах «Вестник» и «Панч» в Мельбурне. Эти издания в то время были «вторым домом» для многих выдающихся поэтов, журналистов, писателей и художников Австралии.
        Впрочем, все было не так гладко, как хотелось. Издания принадлежали сэру Киту Мердоку (Sir Keith Arthur Murdoch, 12 августа 1885 - 4 октября 1952) известному журналисту и отцу будущего австралийско-американского медиамагната Руперта Мердока.
        Мердок и Дайсон практически не встречались, но Мердок часто становился объектом критики художника, поскольку Дайсона возмущала политика редакционного вмешательства Мердока во все дела.

        2010239_The_unwelcome_guest_or_the_Melbournes_at_home,_ca__1927 (700x487, 305Kb)

        Will Dyson The unwelcome guest or the Melbournes at home. 1927 г.


        Второе разногласие заключалось в тематике работ. Мердок предпочитал актуальный подход, ориентированный на отражение ежедневных событий в городе и стране, в то время, как Дайсон предпочитал международную тему и социальные вопросы. Его работы отображали проблемы перевооружения, критику правительства за их недостаточное внимание к вопросам образования и науки, к проблемам бедных, сирот и женщин.
        Может быть, от разочарования и постоянных скандалов, Дайсон заинтересовался техникой гравюры и офорта, навыки в которой он блестяще освоил под руководством известного гравера в Мельбурне - Кирилла Диллона.

        2010239_Will_Dyson_at_his_printing_press_1930-e (423x600, 153Kb)

        Will Dyson at his printing press. 1930-e г.

        2010239_Spanish_Dancer,_c1927_ (400x600, 181Kb)

        Will Dyson Spanish Dancer. 1927 г.

        В Австралии Дайсон жил и работал в течение пяти лет. Искусствоведы отмечают, что его карикатурам не хватало гнева и остроты его довоенных работ, поэтому на родине он не достиг того успеха, который ожидал и который сопутствовал ему в Англии. Возможно, поэтому в 1930 году художник решил вернуться в Лондон, хотя настоящей причиной было то, что в этом году закончился контракт художника с «Вестником», и Мердок не намерен был его продлевать.

        2010239_Will_He_Get_The_Habit,_1927_ (503x600, 293Kb)

        Will Dyson Will He Get The Habit. 1927 г.

        Дайсон вернулся в Англию, сделав остановку в США. В Нью-Йорке и ряде других городов художник провел выставки, на которых представил цикл «Сатира нравов» в серии офортов и гравюр. Выставки пользовались огромным успехом, после чего Дайсон стал очень популярен в Штатах. Подобную выставку Уилл провел в декабре 1930 года в Лондоне, и она вновь привлекла большое внимание к художнику. Как пишут историки, эта выставка явилась «его последним триумфом».

        Will Dyson Our immortals – Count Leo Tolstoi suspecting sensuality in the heavenly choir. 1930 г.

        2010239_Hinkler_being_pulled_to_Monument_of_Fame_by_Smith_and_Lindbergh,_ca__1930s (700x428, 291Kb)

        Will Dyson Hinkler being pulled to Monument of Fame by Smith and Lindbergh. 1930-е гг.


        В Англии Дайсон возобновил свои связи с родным ему «Вестником» и продолжал там работать до самой смерти. Однако и здесь Уилла ждали «ограничения» в творчестве, поскольку к тому времени, многие из «героев» его карикатур - владельцы крупных корпораций, являлись рекламодателями газеты, то бишь, приносили ей прибыль.

        Дайсон скоропостижно скончался 21 января 1938 от давней болезни сердца в Челси.
        О внезапной смерти художника написали газеты всего мира. Всюду была напечатана его последняя карикатура, опубликованная за день до смерти в «Вестнике». Карикатура изображала двух стервятников, сидящих на скале и наблюдающих, как самолеты Франко совершают бомбардировку беззащитной Барселоны. Под картиной была подпись: «До этого мы были самыми отвратительными вещами, которые летали!»

        Послесловие

        Искусствоведы признают работы Дайсона выдающимися, поскольку художник никогда не скрывал своей социальной позиции и личной точки зрения. При этом, они пишут, что внешне художник не выражал того, каким был на самом деле. Высокий и худой, он выражал внешне скептицизм и меланхолию, за которыми скрывались его скромность, остроумие и чувство юмора, любезное расположение к окружающим. Он был начитан, и часто цитировал Шоу, Вордсворта, Уайльда и многих великих философов 18 и 19 века.
        Что бы он ни пытался делать, он делал это хорошо. Дайсон был хорошим оратором и очаровательным собеседником, писал отличную прозу, а его малоизвестные стихи, посвященные жене, литературоведы считают образцами истинной поэзии.

        Работы художника находятся практически в каждом музее и картинной галерее Австралии. Среди крупных музеев, где находятся работы Дайсона можно назвать национальные галереи в Мельбурне и Сиднее, а также Музей Виктории и Альберта в Лондоне.Самые большие коллекции работ Дайсона находятся в научно-исследовательском центре Университета графства Кент в Кентербери, Англия (это более 500 карикатур, нарисованных для «Вестника» в Лондоне) и в Национальном музее Австралии в Канберре.

        2010239_Anyone_else_got_anything_to_say_after_my_cookin_1935 (550x499, 301Kb)

        Will Dyson Anyone else got anything to say after my cookin. 1935 г.

        Источники – мои переводы с зарубежных сайтов.

        b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)

        Рубрики:  ЖЗЛ/Австралия
        Метки:  
        Понравилось: 1 пользователю

         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку