Как здорово, что у некоторых художников есть биографы, своеобразные «ангелы – хранители», благодаря которым любители живописи могут знакомиться с интересными именами. Таким «ангелом-хранителем» для моей сегодняшней героини стал учитель истории из Паневежиса Юозас Бразаускас. Он опубликовал книгу о творчестве художницы, собрав по крупицам все сведения об ее короткой, но талантливой судьбе. Искусствоведы, проявившие наконец интерес к творчеству художницы, пишут, что «ее прирожденный талант остался вспышкой кометы в истории литовского искусства».
Думаю, что многие из моих читателей даже не подозревали, что среди литовских художников, творивших в первой половине ХХ века, были женщины. Лично для меня это стало открытием. Поэтому спешу познакомить вас с новым именем.
Марце Катилюте
Marce Katiliute
24 апреля 1912, Йонискис – 5 апреля 1937, Каунас
Марце Катилюте Автопортрет 1935 г.
Литовский живописец, график и книжный иллюстратор.
Марце Катилюте родилась в деревне Ивошка в семье фермеров. Родители были постоянно заняты работой, поэтому девочка воспитывалась у бабушки в Йонискисе.
С 1929 по 1937 годы Марце Катилюте жила в Каунасе.
В 1935 году окончила художественную школу в Каунасе.
В 1936 году работала преподавателем рисования в Паланге.
В 1937 году перешла работать в качестве куратора в Музей Чюрлениса в Каунасе.
Творчество
Уже в ранних рисунках и графических работах Катилюте чувствуется влияние литовского народного искусства.
Марце Катилюте Натюрморт
Марце Катилюте Уголок леса
Большинство работ художницы было создано на тему «Жизнь женщины». В них отображены и социальные моменты («Moteris Су dviem vaikais» (Женщина с двумя детьми, 1935), «Bulves skuta» (Чистка картофеля, 1936), и внутренний мир героинь («Портрет матери» (1935), « Портрет сестры Стаси» (1936), «Автопортрет» ( 1936)), и даже драматически-трагические состояния человека («Miške» (В лесу), «Urte» (обе 1936)).
Марце Катилюте Девушка в берете 1936 г.
Марце Катилюте Портрет матери 1935 г.
Марце Катилюте В лесу 1936 г.
Марце Катилюте Urte 1936 г.
Глубокое понимание психологической и эмоциональной выразительности характерно для всего ее творчества, которое имеет свой собственный стиль.
Хотя некоторые искусствоведы просматривают в работах Марце «похожесть» на стиль и манеру немецкой художницы Паулы Модерзон-Беккер, которая тоже умерла рано (в возрасте 31 года).
Справка:
__________________________________________________________________
Паула Модерзон-Беккер
Paula Modersohn-Becker
8 февраля 1876, Дрезден — 20 ноября 1907, Ворпсведе
Паула Модерсон-Беккер Автопортрет с веткой камелии 1907 г. Музей Фолькванг, Эссен
Немецкая художница, известная представительница раннего экспрессионизма.
Паула Беккер была третьим ребёнком в семье инженера Карла Вольдемара Беккера. Его супруга Матильда была родом из тюрингских дворян фон Бюльтцингслёвен. Из писем, адресованных отцом Пауле, известно, что Беккер был хорошо знаком с Парижем, Санкт-Петербургом и Лондоном и помимо русского языка владел ещё французским и английским. Отличалась космополитичностью и семья Паулы по материнской линии. Отец Матильды фон Бюльтцингслёвен командовал заграничным военным контингентом, братья Паулы эмигрировали в Индонезию, Новую Зеландию и Австралию. Дядя Паулы Оскар Беккер печально прославился покушением на будущего кайзера Вильгельма I летом 1861 года.
В семье Беккеров изобразительное искусство, литература и музыка занимали большое место в воспитании детей. Паула вместе со своими братьями и сёстрами обучалась игре на фортепьяно. Старшая из сестёр Паулы, отличавшаяся красивым голосом, занималась вокалом.
Несмотря на то, что родительская семья Паулы считалась либерально-бюргерской, богатой однако она не была.
За неполные 14 лет своей творческой деятельности Модерзон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов, вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.
___________________________________________________________________
Катилюте также написала иллюстрации к книгам «Зайчонок Нотес» Витаутаса Тамулайтиса (1935), «Трус Напалис» Пятраса Цвирки (1936), «Судьба Симоная с площади Аукштюай» Евы Симонайтите (1936, неопубликованы).
Интересны работы Катилюте религиозного содержания. Критики пишут, что «на основе католического символизма художница нашла возможность по-своему интерпретировать традиционную иконографию».
Марце Катилюте Молитва
Характерные черты картин художницы – это простота композиции, обобщенная формы скульптуры, богатый рисунок и выразительные, динамичные линии.
Художница работал акварелью, темперой, маслом, но в основном – в графике.
Марце Катилюте Мать
Марце Катилюте Виола
Трагическая смерть
Марце хотела продолжить учиться во Франции, но не смогла получить правительственную субсидию.
Устав работать в «случайных местах», не дающих ей условий полностью посвятить себя творчеству, Марце за полмесяца до своего 25-летия, в апреле 1937 года покончила жизнь самоубийством.
Марце Катилюте фото 1937 г.
Трудно сейчас говорить о том, что привело молодую женщину к такому отчаянному шагу, но среди причин самоубийства чаще всего пишут о трех: правительство не предоставило стипендию для обучения во Франции, скептическое отношение общественности к женщине – художнику, трудное финансовое положение и даже несчастная любовь.
Марце Катилюте Юрас в кепке
Как напишут потом о ней искусствоведы «сломала себе нить жизни, будучи не в состоянии взять на себя ответственность за жесткое существование в качестве «свободного художника» и разрываясь от личных проблем».
Парадокс, но в том же 1937 году ее графические работы были представлены на Всемирной выставке в Париже и награждены золотой медалью (увы, посмертно).
Марце Катилюте Забота
Художницу похоронили на кладбище Petrašiūnai, в 1972 году на могиле был воздвигнут памятник (скульптор Юозас Кедайняй).
Наследие
Осталось около 500 работ художницы, выполненных практически за семь лет: эскизы, рисунки, картины, литографии.
В 1940 году, уже после смерти художницы, была организована ее персональная выставка.
В усадьбе Лаймузе (район Йонишкис), где художница проводила каждое лето и создала многие свои работы, открыт Музей Катилюте, являющийся я филиалом Музея истории и культуры Йонишкиса.
В 1963 году Аквилес Микенайтес написал биографический очерк о художнице.
Основная часть творческого наследия Катилюте хранится в художественном музее Чюрлениса, выставки ее работ были проведены в Вильнюсе, в Галерее "Врата".
В 2007 году Юозас Бразаускас написал монографию о жизни и творчестве художницы, которая была издана издательским домом "Земгале" в Каунасе в количестве всего 500 экземпляров. Книга была издана в год 95-летия художницы и 70-летия со дня смерти.
Книга Юозаса Бразаускаса
"Я хотел рассказать о провинциальной девушке, талантливой художнице, имя которой прктически забыто» - говорит автор. При написании книги Бразаускас пользовался обширными личными архивными источниками художницы - ее Дневником и письмами.
Имя Катилюте упоминается в одном ряду с лучшими литовскими графиками А. Гальдикасом, М. Добужинским, В. Юркунасом, В. Петравичюсом, М.Булакосом, Й. Стяпонавичюсом и др.
Заметьте, Марце – единственная женщина в этом списке.
Завершаю материал еще несколькими работами Марце Катилюте.
Марце Катилюте Танцовщица
Марце Катилюте Садовница
Марце Катилюте Портрет девушки
Марце Катилюте Портрет матери
Материалы собраны и переведены из литовской Википедии,
сайта , посвященного художнице, сайта
Музеи Литвы , статей
Юргиты Людавичине и
Витяниса Римкуса в журнале «Неман» (июль 2007 г.), в газете
„XXI amžius“ (2007 г.), а также
отсюда ,
отсюда и
отсюда .
Здесь представлена
галерея работ художницы.