-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2729


АМАЗОНКА ВТОРОГО РУССКОГО АВАНГАРДА ХУДОЖНИЦА-НОНКОНФОРМИСТКА ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА МАСТЕРКОВА (1927-2008), ЧАСТЬ II

Понедельник, 26 Февраля 2024 г. 19:45 + в цитатник
img13 (700x525, 166Kb)
Все мы, начиная с 24 февраля 2022 года, оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма - в том числе ради будущего России.
На фоне художников-концептуалистов, прекрасно вписавшихся в западную культурную индустрию, Лидия Мастеркова кажется аутсайдером среди аутсайдеров — имя ее нечасто возникает в разговорах о советском неофициальном искусстве. Одни художники неофициального направления в советском искусстве, как Оскар Рабин, называли Лидию Мастеркову знаковой фигурой; другие, как Михаил Гробман, – амазонкой второго русского авангарда. Действительно, Мастеркова была единственной художницей, кто еще в конце 1950-х годов обратился к абстракции и остался верен ей до конца своих дней. Лидия Мастеркова умерла 12 мая 2008 года на 82-м году жизни в городке Сен-Лоран-сюр-Отен в 300-х километрах от Парижа, где и похоронена.

1970-е poster_event_2317976 (700x491, 82Kb)
Лидия Алексеевна Мастеркова. Фотография 1970-е гг.

В 1960-х годах Лидия Мастеркова увлеклась техникой коллажа в соединении с живописью. В старых выселенных домах и разрушенных церквях она собирала обрывки кружев, парчи, старинных тканей, бахромы и тесьмы. Создавая из них причудливые рельефы и нанося на них краску, она выстраивала сложно организованные экспрессионистические абстракции. Такова в том числе и «Композиция». Коллаж собран из остатков старинных тканей, пришитых грубой нитью, по ним художница местами проходит золоченой краской. Эта свобода позволила ей соединить «бренную роскошь» одних материалов и обыкновенность других. Так она соединяла прошлое и настоящее – время тканей и время живописи. Она отличала Эль Греко в сонме мировой живописи - он был ей сродни по внешнему темпераменту и внутренней экспрессии, которым наполнено ее собственное творчество.

1969 Абстрактная композиция. Х, м. 199 x 97 см. Saatchi Gallery, Лондон (336x700, 78Kb)1969 Композиция. 200 x 98 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс (341x700, 47Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). 1. Абстрактная композиция. 1969 г. Холст, масло. 199x97 см. Saatchi Gallery, Лондон. 2. Композиция. Холст, масло. 200x98 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1969 Без назв. Х, м, смеш техн. 109.5 by 100 cm. Сотбис Лондон. Прод. 25.200 GBP (636x700, 88Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1969 г. Холст, масло, смешанная техника.
109,5 х 100 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 25.200 фунтов.

1969 Композиция. Х, м. 98 х 82 см. Saatchi Gallery, Лондон. (583x700, 180Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1969 г. Холст, масло. 98 х 82 см.
Saatchi Gallery, Лондон.

1969 Без названия. Х, см. техн. 110 х 100 см. Сотбис Лондон 2009. Прод. 37.250 фунт (642x700, 185Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1969 г. Холст, смешанная техника. 110 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 37.250 фунтов.

1969 Без названия. Х, см. техн. 104,5 × 94,5 Christies Лондон 2015. Прод. GBP 37,500 (629x700, 248Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1969 г. Холст, смешанная техника. 104,5 х 94,5 см.
Аукцион Christies, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 37.500 фунтов.

1969 Без названия. Х, см. техн. 110 х 100 см. Сотбис Лондон 2009. Прод. 37.250 фунт (2) (641x700, 138Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1969 г. Холст, смешанная техника.

1969 Композиция без названия 45 х 52,_Collection_Zimmerli_Ar_Museu (700x611, 138Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1959 г. Бумага, тушь. 45 х 52 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1969 Композиция без названия. 46 56.7,_Collection_Zimmerli (700x565, 146Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1969 г. Бумага, тушь. 46 х 56,7 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1969 Композиция без названия.57 х 46,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (576x700, 128Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1969 г. Бумага, тушь. 57 х 46 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1969 Композиция без названия. 57 х 46.4,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (574x700, 143Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1969 г. Бумага, тушь. 57 х 46,4 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1970 Композиция без названия. 45 х 51,_Collection_Zimmerli (700x604, 183Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1970 г. Бумага, тушь. 45 х 51 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1970 Композиция. Бум, тушь 67,5 x 48 cm. (498x700, 127Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Горизонт. 1970 г. Бумага, тушь. 67,5 x 48 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2019 г.

1975 Генрих Сапгир, Аня Эльская, Лидия Мастеркова, Игорь Холин. Проводы Лидии Мастерковой в эмиграцию. Москва (700x503, 98Kb)
Генрих Сапгир, Аня Эльская, Лидия Мастеркова, Игорь Холин. Проводы Лидии Мастерковой
в эмиграцию. Москва, 1975 г.

И вот в декабре 1975 года, вместе со своим сыном Игорем Холиным, Лидия Мастеркова уезжает после легендарных московских выставок неофициальных художников, в которых она принимала участие, - безжалостно разогнанной властями «Бульдозерной выставки» 1974 года в Беляево и последовавшей за ней в 1975 году разрешенной, но проработавшей очень недолго выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Сначала она приезжает в Вену, где находился своего рода перевалочный пункт, в котором эмигранты получали документы и материальную помощь от Фонда Льва Толстого. В Вене ей удается представить на выставке в Кунстлер-хаусе, в Доме художников, свои работы тушью. Тушью на бумаге она начинает работать как раз в 1970-е годы - рисует черно-белые круги, планетарные символы, и внутри каждого круга буквально одним цветом ей удается создать ощущение пространства, даже какой-то духовной субстанции.

1974 29 сентября. Лидия Мастеркова во время подготовки выставки в лесопарке «Измайлово». Москва (700x478, 63Kb)
Лидия Мастеркова во время подготовки выставки в парке «Измайлово». Москва, 29 сентября 1974 г.

1970 П-т худ Вл. Немухина. Карт, гуашь. 47,7×60 см. ЧС (700x565, 123Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Портрет художника Владимира Немухина. 1970 г. Картон, гуашь. 47,7 х 60 см.
Частное собрание.

1971 Графическая композиция. Бум, тушь. 59 х 50 см. Гал, Владей (602x700, 164Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Графическая композиция. 1971 г. Бумага, тушь. 59 х 50 см.
Галерея VLADEY, Москва.

1971 Без назв. Бум, тушь, 63.5 by 49.5cm. Сотбис НЙ 2018. Эст 800 - 1,200 USD. (583x700, 141Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1971 г. Бумага, тушь, 63,5 х 49,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2018 г. Лот продан за $2.000 дол.

1971 Черно-белая композиция. Бум, тушь 65 х 46,5 см. (Аукцион МакДуглас) (531x700, 151Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Черно-белая композиция. 1971 г. Бумага, тушь. 65 х 46,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 7.000 - 9.000 фунтов.

1971 Без назв. Бум, акв, тушь. 67,3 х 51,4см. ЧС (529x700, 88Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1971 г. Бумага, акварель, тушь. 67,3 х 51,4 см.
Частное собрание.

1971 Абстракция 1. Бум, тушь. 65 by 48 cm. Сотбис Лондон 2017. Прод. 1625 фунт (499x700, 141Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстракция 1. 1971 г. Бумага, тушь. 65 х 48 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 1.625 фунтов.

1971 Без названия. Бум, тушь 91 x 74,5 cm. (546x700, 114Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1971 г. Бумага, тушь. 91 x 74,5 см.
Частное собрание.

1971 Комп без назв.153_x_108 см. Муз Циммерли (494x700, 89Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1971 г. Холст, смешанная техника.
153 x 108 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.

1972 комп без назв.154 х 107,_Collection_Zimmerli_Ar_Muse (489x700, 95Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1972 г. Холст, смешанная техника.
154 х 107 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.

1970 Композиция. Х, м, песок. 125 x 100 см. Коллекция Динары Алахвердовой, Лондон ранее Нортона Доджа (557x700, 147Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1970 г. Холст, масло, песок. 125 x 100 см.
Коллекция Динары Алахвердовой, Лондон.

1970 Композиция. Х, м. 107,5х98,5 см. Кол. Ирины Столяровой, Лондон (645x700, 179Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1970 г. Холст, масло. 107,5 х 98,5 см.
Коллекция Ирины Столяровой, Лондон.

1970 Композиция. Музей AZ — копия (558x700, 107Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1970 г. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1973 Композиция № 20. Бум, кар, коллаж 74 x 50 см. (Аукцион) (460x700, 113Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 20. 1973 г.
Бумага, карандаш, коллаж. 74 x 50 см. Частное собрание.

1975 Лидия Мастеркова. Москва. Фото И. Пальмина. Музей Гараж (478x700, 112Kb)
Лидия Алексеевна Мастеркова. Москва, 1975 г. Фото Игоря Пальмина.

Символика окружности, по словам самой художницы, возникла в ее творчестве под влиянием Данте. Одна из первых послевоенных русских авангардисток, она находилась в постоянном творческом диалоге с классической культурой, и Дионисий или Эль Греко были для нее не менее важны, чем полузапрещенный в советские годы Сезанн или американский абстрактный экспрессионизм, которым после знаменитой выставки американского искусства в Москве в 1959 году увлекались многие. Но Лидия Мастеркова стала одной из первых в послевоенном поколении, для кого абстракция стала родным художественным языком.

ФОТО Зрители около картины Джексона Поллока «Собор» на Американской национальной выставке в Москве. 1959 Фото Ф.Гоесс (700x475, 97Kb)
Зрители около картины Джексона Поллока «Собор» на Американской национальной выставке
в Москве, 1959 г. Фото Ф. Гоесс. Смитсоновский институт, США.

1973 Северное поселение, Х, м. 75 х 86 см. ЧСЧ или Аук 2023 (700x611, 117Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Северное поселение. 1973 г. Холст, масло. 75 х 86 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions LLC., Нью-Йорк, 2023 г. Эстимейт $8.000 - 12.000 дол.

1973 комп без назв. 110 х 110_Collection_Zimmerli_Ar_Muse 2 (567x700, 102Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1973 г. Холст, масло, коллаж.
110 х 110 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.

1973 Без назвния. Х, смеш. техн. 109 x 98 cm. Кристис Лондон 2017. Прод. GBP 20,000 (624x700, 125Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1973 г. Холст, масло, коллаж. 109 x 98 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 20.000 фунтов.

1973 комп без назв. 110 х 110_Collection_Zimmerli_Ar_Muse (645x700, 89Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1973 г. Холст, масло, коллаж.
110 х 110 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.

1973 Комп. 108 х 99 см. Коллекция Яниса Зузанса, Рига.  (640x700, 102Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1973 г. Холст, масло, смешанная техника.
108 х 99 см. Коллекция Яниса Зузанса, Рига.

1973 Комп. Х, м, картон, коллаж. 109,9 на 99,1 см. Сотбис Нью-Йорк 2007. Прод. 156.000 дол (638x700, 126Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1973 г. Холст на картоне, масло, коллаж.
109,9 х 99,1 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Лот продан за $156.000 дол.

1973 Без названия. Х, карт, м. 109 х 100 см. СотбисЛондон 2007.  Прод. 81.600 фунт (640x700, 121Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1973 г. Холст на картоне, масло, коллаж.
109 х 100 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 81.600 фунтов.

1973 Стволы. Бум, тушь (700x406, 73Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Стволы. 1973 г. Бумага, тушь.

1974 Без назв. Б, тушь, коллаж64.5 by 50 cm, Сотбис Лондон 2011.  6,000 - 8,000 GBP (540x700, 91Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1974 г. Бумага, тушь, коллаж. 64,5 х 50 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г. Лот продан за GBP 4.750 фунтов.

1974 Композиция. Бум, коллаж. 75×50 см. ЧС, Париж (471x700, 127Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1974 г. Бумага, коллаж. 75 х 50 см.
Частное собрание, Париж.

1974 Композиция № 105. Бум, тушь, коллаж 69 x 48 cm. (475x700, 118Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №105. 1974 г. Бумага, тушь, коллаж.
69 x 47 см. Аукционный дом Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2017 г.
Лот продан за $1.875 дол.

1975 Без назв. Бум, тушь, коллаж. 71 by 53cm. Шапиро Нью-Йорк. Прод. 4.375 USD (537x700, 86Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1975 г. Бумага, тушь, коллаж. 71 х 53 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $4.375 дол.

1975 Без названия І. Бум, коллаж 64,5 х 49,5 см. (Аукцион МакДуглас) (534x700, 157Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия І. 1975 г. Бумага, тушь, коллаж. 64,5 х 49,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 8.000 – 12.000 фунтов.

1977 Обложка каталога выставки Лидии Мастерковой в галерее Дины Верни. Париж,  Изд. Galerie Dina Vierny, Париж, 1977 (570x700, 118Kb)
Обложка каталога выставки Лидии Мастерковой в галерее Дины Верни. Париж.
Издание Galerie Dina Vierny, Париж, 1977 г.

Показав свои работы в Вене, Мастеркова уезжает во Францию, и там начинается ее очень трудная жизнь. В 1977 году состоялась ее персональная выставка в Париже в галерее Дины Верни, известной модели Родена и Майоля, участницы движения Сопротивления, певицы, светской дамы, которая владела собственной галереей и покровительствовала русским художникам. В том же 1977 году проходит еще одна выставка в одной из уже провинциальных галерей, и больше персональных выставок Мастерковой во Франции не было - политизированная французская публика хотела социального искусства, а не абстракции. Все это Мастеркову волновало мало — амазонки, которых боялся сам Геродот, как известно, не зависели вообще ни от кого и ни от чего. Что уж тут говорить о выставках и «признании». Впрочем, рассмотреть талант художницы смогли в Америке. И поэтому все основные выставки уже 1980-х годов проходили у Лидии Мастерковой в Америке - в Нью-Йорке, куда переехала ее любимая племянница Маргарита Мастеркова-Тупицына, которая становится куратором ее американских выставок. В частности, в 1983 году в Нью-Йорке на Бродвее в Центре современного русского искусства прошла персональная выставка Лидии Мастерковой, название которой можно перевести как «Восхождение к реальности».

1973 Холст; масло, акварель, бумага, коллаж, смешанная техника. 100 х 80. ЧС (551x700, 177Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1973 г. Холст, масло, акварель,
бумага, коллаж, смешанная техника. 100 х 80 см. Частное собрание.

1974 Триптих. 110_x_302.5,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (700x260, 80Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих. 1974 г. Холст, масло, смешанная техника. 110 x 302,5 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1974 Бульдозерная выставка. Разрушенные работы Лидии Мастерковой и др. 2 (700x548, 160Kb)
Работа Лидии Мастерковой, поврежденная на «Бульдозерной выставке» в 1974 г. Иллюстрация из книги
Виктора Агамова-Тупицына «Бульдозерная выставка», 2014 г.

1974 Работа Лидии Мастерковой, поврежденная на «Бульдозерной выставке». Илл. из книги Виктора Агамова-Тупицына «Бульдозерная выставка», (621x700, 147Kb)
Работа Лидии Мастерковой, поврежденная на «Бульдозерной выставке» в 1974 г.
Иллюстрация из книги Виктора Агамова-Тупицына «Бульдозерная выставка», 2014 г.

1974 Композиция без названия.110_x_105,_Collection_Zimmerli_Ar_Museu (643x700, 125Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1974 г. Холст, смешанная техника, коллаж.
110 x105 см. Холст, смешанная техника, коллаж. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США. Вариант поврежденной картины.

1974 Композиция (участвовала в бульдозерной выставке в Москве) (502x700, 95Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1974 г. Холст, смешанная техника, коллаж.
Картина также участвовала в Бульдозерной выставке в Москве.

1974 Композиция. Бум, тушь 71,5х49 см. (496x700, 91Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1974 г. Бумага, тушь. 71,5 х 49 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 450.000 – 550.000 руб.

1974 Композиция без названия. 121_x_83,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (487x700, 85Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1974 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 121 x 83 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.

1974 Композиция. Х, м, коллаж. 110 by 100cm, Сотбис Лондон 2016. Прод 36.250 фунт. (642x700, 117Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1974 г. Холст, масло, коллаж. 110 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Лот продан за GBP 36.250 фунтов.

1975 Композиция без названия. 110_x_110,_Collection_Zimmerli_Ar_Muse (627x700, 127Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 110 x 110 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция
нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1975 Композиция без названия.. 154_x_107,_Collection_Zimmerli_Ar_Muse (489x700, 94Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 154 x 107 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция
нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1975 Композиция без названия_117_x_90,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (543x700, 82Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 117 x 90 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция
нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1975 Композиция. Бум, см. техн. 72х52,5 см. (504x700, 112Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1975 г. Бумага, смешанная техника. 72 х 52,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 150.000 – 200.000 руб.

1975 Триптих № 3, часть 1. 103_x_233,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (526x700, 58Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих № 3, часть 1. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 103 x 233 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1975 Триптих № 3, часть 2. 103_x_233,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (528x700, 69Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих № 3, часть 2. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 103 x 233 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1975 Триптих № 3, часть 3. 103_x_233,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (523x700, 68Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих № 3, часть 3. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 103 x 233 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1975 Николай Вечтомов, Александр Харитонов и Лидия Мастеркова. Москва 2. (700x472, 60Kb)
Николай Вечтомов, Александр Харитонов и Лидия Мастеркова. Москва, 1975 г.

Лидия Мастеркова в эмиграции посещает Нидерланды, Америку, часто приезжает в Лондон - одно время в Лондоне живет ее сын с семьей. Она встречается с супрематическими композициями Малевича - например, в Стеделейк-музее в Амстердаме она видит большое количество его супрематических работ и судит о них очень резко. С одной стороны, она потрясена, с другой - возмущена тем, что даже в Малевиче западные люди ищут политики, и поэтому не принимает его поздние работы крестьянской серии. Но надо сказать, что, может быть, под влиянием встреч с супрематизмом Малевича, а может быть, воспоминаний о супрематических композициях Ивана Кудряшова, в 1980–1990 годы гамма ее работ становится все более светлой, цветной. Она остается верна коллажным элементам, но только теперь это геометрические элементы, которые она включает в свои композиции.

1975 П-т худ Вл. Немухина. Бум, гуашь. 59,5×42 см. ЧС (495x700, 92Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Портрет художника Владимира Немухина. 1975 г.
Бумага, гуашь. 59,5 х 42 см. Частное собрание.

1976 Сфера. Бум, тушь, коллаж. 63 хх 44,5. Сотбис Нбю-Йорк. Прод. 3.000 USD (549x700, 75Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Сфера. 1976 г. Бумага, тушь, коллаж. 63 х 44,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2016 г. Лот продан за $3.000 дол.

1976 Le Crémat. Бум, см. тех. 63 на 44 см, Сотбис Лондон 2016 . Эст 2.000-3.000 фунт (497x700, 48Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Деревня Ле Кремат (Frenchle Le Crémat).
1976 г. Бумага, смешанная техника. 63 х 44 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г.
Лот продан за GBP 2.125 фунтов.

1976 Без названия 2. Бум, коллаж 65,5 х 49,5 см. (Аукцион) (530x700, 89Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия 2. 1976 г. Бумага, тушь, коллаж.
65,5 х 49,5 см. LiveAuctioneers.com, 2013 г.

1979 Коллаж. Бум, смеш. техн. 76 х 56. Гал Владей (507x700, 99Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1979 г. Бумага, тушь, коллаж. 76 х 56 см.
Галерея VLADEY, Москва.

1979 Композиция из серии Планеты. Бум, коллаж 77,5 х 57 см. (Аукцион) (516x700, 97Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция из серии «Планеты». 1979 г.
Бумага, коллаж 77,5 х 57 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2016 г.
Эстимейт GBP 1.000 – 2.000 фунтов.

1979 Морозное утро (Вид из мастерской Н. Вечтомова)». Бумага, гуашь. - 30х21 см. Аук Антиквариум, Мск, 2023 г (502x700, 120Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Морозное утро (Вид из мастерской Николая Вечтомова).
1979 г. Бумага, гуашь. 30 х 21 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2023 г.

1980 Композиция. Х, м. 100х100 см. Аук СОВКОМ (700x691, 78Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1980 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 2.000.000 – 2.100.000 руб.

1980 Триптих № 5 (Три части). Х, м., коллаж, 146 х 97,5 см. (700x350, 71Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих № 5 (Три части). 1980 г. Холст, масло, коллаж. 146 х 97,5 см.
Новый музей современного искусства, Санкт-Петербург.

1982 Афганистан. © предоставлено Маргаритой Тупицыной. (469x700, 93Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Афганистан. 1982 г. Холст, масло.
© Предоставлено Маргаритой Тупицыной.

1983 Композиция без названия. 18x_23.2,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (700x504, 97Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1983 г. Картон, гуашь. 18 x 23,2 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1986 Подсвечник. Дер, металл, масло. Н = 42 см. (279x700, 49Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Подсвечник. 1986 г. Дерево, металл, масло. Н = 42 см.
Интернет-аукцион № 4 ARTinvestment.RU, 2013 г.

1978 Триптих № 9, Планеты_210 х 70 (700x473, 78Kb)
Лидия Мастеркова на фоне своих картин из серии «Планеты». 1980-е гг.

Зададимся вопросом: как донести читателям, чем же так хорошо искусство Лидии Мастерковой? Абстрактная живопись трудна для описания. Можно технически описывать картины и рассматривать творческий диалог с былыми художниками и современниками, но все это для абстракционизма срабатывает слабовато. Если взять картину, описать ее, потом взять само описание, убрать из него оценочные суждения (вместо «гениальной работы с цветом», например, поставить «упор на работу с цветом») и потом мысленно восстановить неизвестный рисунок по описанию - получится множество принципиально разных вариантов. Есть еще поэтический способ - известный афоризм Всеволода Некрасова: «Лида Мастеркова пишет оркестрово». Когда видишь работы, он кажется точным, но та же проблема сохраняется: такое описание подходит слишком широкому кругу реальных и воображаемых картин самого разного уровня.

1986 Без названия. Бум, коллаж 92 х 74,5 см. (Аукцион) (570x700, 130Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1986 г. Бумага, тушь, коллаж. 92 х 74,5 см.
Аукционный дом Artcurial, Париж, 2016 г.

1985-1986 Комп. Бум, китай тушь, коллаж 73 х 58 см. Сотбис Лондон 2007. Прод. 6,000 фунтов (561x700, 106Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1985-1986 гг. Бумага, китайская тушь,
коллаж. 73 х 58 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 6.000 фунтов.

1986 Без назв. Б, тушь, коллаж. 92 by 73cm, Сотбис Лондон 2013. Эст 8,000 - 12,000 GBP (560x700, 105Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1986 г. Бумага, тушь, коллаж. 92 х 73 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Лот продан за GBP 9.375 фунтов.

1986 Без названия. 93 x 75 cm. (Аукцион Кристис) (560x700, 140Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1986 г. Бумага, тушь, коллаж. 93 x 75 см.
Частное собрание.

1988 Без названия. Бум, коллаж 64 х 49,5 cm. (Аукцион) (542x700, 97Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1988 г. Картон, тушь, коллаж. 64 х 49,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.

1989 Без названия. Бум, коллаж  64 х 49 cm. (Аукцион) (537x700, 136Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1989 г. Бумага, тушь, коллаж.
64 х 49 см. Частное собрание.

1987 Композиция 18. Музей AZ (см. подобный 1990) (472x700, 122Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №18. 1987 г. Холст, масло, коллаж.
121 х 80 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1989 Композиция с дельфинами. Х, см. техн, коллаж 100 x 81 cm. Кристис Лондон 2013. Прод. 27.500 фунт (568x700, 125Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция с дельфинами. 1989 г.
Холст, смешанная техника, коллаж. 100 x 81 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2013 г.
Лот продан за GBP 27.500 фунтов.

1989 Композиция. Бум, кар. 82х46,6 см. (529x700, 150Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1989 г. Бумага, карандаш. 82 х 46,6 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 450.000 – 600.000 руб.

1989 Посвящение Данте. Музей AZ (513x700, 171Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Данте. 1989 г. Бумага, карандаш.
75 х 55 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1989 Посвящение Немухину. Музей AZ (518x700, 196Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Владимиру Немухину. 1989 г.
Бумага, карандаш. 75 х 55 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1990 Композиция, посвященная Владимиру Немухину. Х, м, коллаж 80 x 62 см. (537x700, 126Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. Посвящение Владимиру Немухину.
1990 г. Холст, масло, коллаж. 80 x 62 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2008 г.
Эстимейт 90.000 – 120.000 фунтов.

1990 Одна, потеряна, забыта. Х, м, коллаж 100 х 81 см. (557x700, 127Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Одна, потеряна, забыта. 1990 г. Холст, масло, коллаж.
100 х 81 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2008 г. Эстимейт 120.000 - 180.000 фунтов.

2006 Владимир Немухин и Лидия Мастеркова на открытии выставки Лидии Мастерковой «Из Франции в Россию» в гал Кино Фото В. Алексеев (700x473, 86Kb)
Владимир Немухин и Лидия Мастеркова на ее долгожданной выставке в Третьяковской галерее.
Москва, 2006 г.

По словам искусствоведа, «...придется вновь констатировать собственное бессилие перед предметом описания, когда словами невозможно описать абстракцию. То же показала мне практика: большинство знакомых, которым я показывал картины Лидии Мастерковой, на мой вкус оглушительно говорящие сами за себя, начинали произносить слова о какой-то «вторичности». Попытки диалога были так утомительно бесполезны (абстракция - это художественный язык, это звучит для меня как «роман не оригинален, потому что он написан на китайском языке»), что проще было их поскорее прекратить. Но это никак не помешает мне самому продолжить раз за разом вглядываться в них».

1990 Композиция 1. Бумага, тушь. 65 х 50 см (574x700, 103Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1990 г. Бумага, тушь. 65 х 50 см.
www.art.biblioclub.ru.

1990 Композиция №182. 66 х 50 см. Кол Герена (530x700, 99Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №182. 1991 г. Бумага, тушь, коллаж.
66 х 50 см. Коллекция Жан-Жака Герона, Франция.

1990 Композиция 3. Бум, коллаж, см. техн. 95,3 x 78,7 см. (574x700, 158Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №159. 1990 г. Бумага, гуашь,
карандаш, коллаж. 97,5 х 79 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2017 г.
Лот продан за GBP 11.390 фунтов.

1990 Композиция № 164. Бум, коллаж, вырезки и китайские чернила. 65 x 50 см. (570x700, 130Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 164. 1990 г.
Бумага, китайская тушь, коллаж. 65 x 50 см.

1990 Композиция. 4 (633x700, 101Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция 4. 1990 г. Вы меня, господа-товарищи,
извините конечно, но картина похожа на современную стиральную машину!

1991 Композиция № 2. Х, см. техн. 92 х 73 см. (Аукцион МакДуглас) (547x700, 117Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 2. 1991 г. Холст, смешанная техника.
92 х 73 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г. Эстимейт GBP 20.000–30.000 фунтов.

1991 Композиция № 6. Х, м. коллаж, 92х73 см. (2) (559x700, 128Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 6. 1991 г. Холст, масло, коллаж.
92 х 73 см. Галерея «КИНО», Москва.

1993 Композиция. (582x700, 117Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1993 г. Холст, масло. 120 х 60 см.

1995 Композиция № 101. Х, см. техн. 85 х 65 см. Аукцион 2012 (545x700, 167Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 101. 1995 г. Холст, смешанная техника.
85 х 65 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г. Эстимейт GBP 20.000–30.000 фунтов.

1995 Композиция № 120. Музей AZ (536x700, 174Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 120. 1995 г. Холст, масло, коллаж.
81 х 61 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1995 Композиция. Х, м. коллаж. 74 х 61.5 см. Аукцион МакДуглас 2012 (593x700, 157Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1995 г. Холст, масло, коллаж.
74 х 61,5 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г.

2006  (700x568, 134Kb)
Лидия Мастеркова в своей мастерской в Сен-Лоран-сюр-Отен. Фотография 2006 г.

В письмах Мастеркова постоянно жалуется на финансовое неблагополучие, из-за которого приходится тратить время на связанные с этим проблемы вместо того, чтобы работать. В этом плане интервью из книги Вадима Алексеева заметно отличается: годы сделали характер Лидии мягче, о друзьях она стала говорить намного больше теплых слов, нашла себя в заграничном существовании, и вообще из последних страниц интервью складывается светлое ощущение человеческой гармонии (это в 2007-м, за год до смерти).

1997 Тарелка. Фарфоровая надглазурная роспись. Д. 32 (700x700, 107Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Тарелка. 1997 г. Надглазурная роспись. Фарфор. D=31,8 см.
Фабрика Гарднера, Вербилки, Россия.

1998 Травы и плоды. №3.Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 68 х 59 см. ГМИИ им.Пушкина (592x700, 108Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Травы и плоды №3. 1998 г. Бумага, тушь,
смешанная техника, коллаж. 68 х 59 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1998 Травы и плоды. №4.Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 69 х 58 см. ГМИИ им.Пушкина (602x700, 131Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Травы и плоды №4. 1998 г. Бумага, тушь,
смешанная техника, коллаж. 69 х 58 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2001 Посвящается поэту Александру Блоку. №1. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 75 х 64 см. ГМИИ им.Пушкина (604x700, 125Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №1. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 75 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2001 Посвящается поэту Александру Блоку. №2. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 74 х 64 см. ГМИИ им.Пушкина (592x700, 113Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №2. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2001 Посвящается поэту Александру Блоку. №3. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 74 х 64 см. ГМИИ им.Пушкина (597x700, 116Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №3. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2001 Посвящается поэту Александру Блоку. №4. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 77 х 64 см. ГМИИ им.Пушкина (591x700, 113Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №4. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 77 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2001 Посвящается поэту Александру Блоку. №5. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 75 х 64 см. ГМИИ им.Пушкина (594x700, 110Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №5. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 75 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Viktor VelikzhaninTASS (544x700, 118Kb)
Лидия Алексеевна Мастеркова, 2006 г. Фотография Виктора Великжанина, ТАСС.

Четыре работы Мастерковой из цикла «Посвящение Марине Цветаевой» - одна из жемчужин коллекции Наталии Опалевой. Рисованные мокрой тушью абстрактные тондо заключены в резные коллажные рамы из белой бумаги, которые, по определению самой Мастерковой, представляют собой нечто вроде древних рун. Черно-белые листы с круговыми композициями становятся своеобразными мистическими порталами, которые ведут зрителей в другие космические миры. Тему круга можно проследить и в более ранних работах. Так, в «Композиции №18», написанной в 1987 году, явственно проступает противопоставление неровных, со рваными краями темных прямоугольников в верхней части работы совершенным, светлым кругам в нижней части - «небесным светилам».

2001 Посвящение Цветаевой. Бумага, тушь, коллаж.  Коллекция Наталии Опалевой. (602x700, 85Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Цветаевой (1). 2001 г. Бумага, тушь, коллаж.
80 х 64 см. Музей Анатолия Зверева, Москва. Коллекция Наталии Опалевой.

2001 Посвящение Цветаевой (700x700, 125Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Цветаевой (2). 2001 г. Бумага, тушь, коллаж. 80 х 64 см. Музей Анатолия Зверева, Москва. Коллекция Наталии Опалевой.

2001 Посвящается поэту Андрею Белому. №1. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 72 х 60 см. ГМИИ им.Пушкина (580x700, 110Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №1. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 72 х 60 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2001 Посвящается поэту Андрею Белому. №2. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 74 х 63 см. ГМИИ им.Пушкина (584x700, 109Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №2. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2001 Посвящается поэту Андрею Белому. №3. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 75 х 62 см. ГМИИ им.Пушкина (572x700, 109Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №3. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 75 х 62 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2001 Посвящается поэту Андрею Белому. №4. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 78 х 64 см. ГМИИ им.Пушкина (590x700, 108Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №4. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2001 Посвящается поэту Андрею Белому. №5. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 74 х 65 см. ГМИИ им.Пушкина (587x700, 121Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №5. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2002 год (2) (495x700, 148Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Николасу Зурабишвили (1). 1998 г.
Картон, масло, коллаж, 135 х 92 см. Коллекция Жан-Жака Герона, Франция.
Николас Зурабишвили (фр. Nicolas Zourabichvili, род. 27 октября 1936, Париж) —
французский композитор грузинского происхождения.

2002 год (3) (488x700, 149Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Николасу Зурабишвили (2). 1998 г.
Картон, масло, коллаж, 135 х 92 см. Коллекция Жан-Жака Герона, Франция.

2000 Посвящение Ольге Потаповой (700x700, 229Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Ольге Потаповой. 2000 г. Холст, масло, коллаж. 70 х 60 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

2002 год (1) (543x700, 187Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Эль Греко. 2001 г. Холст, масло, 108 x 83 см.
Коллекция Жан-Жака Герона, Франция. э

2002 год (4) (506x700, 116Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 2002 г. www.passportmagazine.ru.

2008 Л. Мастеркова (700x525, 121Kb)
Лидия Алексеевна Мастеркова. Фотография до 2008 г.

Оказавшись в 1975 году во Франции, несмотря на невзгоды, она всю себя отдавала живописи и музыке, посвящая многие работы любимым людям - будь то Скрябин или Шаляпин, с которыми говорила на равных. Последней стала грандиозная, семиметровая картина, обращенная к Леонардо да Винчи. В отличие от многих, Лиду не интересовали аукционные торги и музейные каталоги — она обращалась к вечности напрямую.

2002 Владимиру Маяковскому. №1.Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 75 х 65 см. ГМИИ им.Пушкина (582x700, 113Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Владимиру Маяковскому №1. 2002 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 75 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2002 Владимиру Маяковскому. №2.Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 78 х 65 см. ГМИИ им.Пушкина (591x700, 126Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Владимиру Маяковскому №2. 2002 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2004 Посвящается поэту Николаю Гумилеву. №1. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 74 х 63 см. ГМИИ им.Пушкина (573x700, 106Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Николаю Гумилеву №1. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2004 Посвящается поэту Николаю Гумилеву. №2. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 76 х 66 см. ГМИИ им.Пушкина (579x700, 108Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Николаю Гумилеву №2. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 76 х 66 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2004 Посвящается поэту Николаю Гумилеву. №3. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 73 х 64 см. ГМИИ им.Пушкина (574x700, 109Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Николаю Гумилеву №3. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 73 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2004 Семь лотосов для Сергея Есенина. №1. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 78 х 63 см. ГМИИ им.Пушкина (607x700, 119Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина, №1. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2004 Семь лотосов для Сергея Есенина. №2. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 78 х 63 см. ГМИИ им.Пушкина (609x700, 119Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина, №2. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2004 Семь лотосов для Сергея Есенина. №3.Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 78 х 63 см. ГМИИ им.Пушкина (593x700, 108Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина, №3. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2004 Семь лотосов для Сергея Есенина. №4. Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 78 х 65 см. ГМИИ им.Пушкина (592x700, 113Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина, №4. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2004 Семь лотосов для Сергея Есенина. №7 (прощальная). Бумага, тушь, смеш техн, коллаж. 78 х 65 см. ГМИИ им.Пушкина (580x700, 135Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина. №7 (прощальная). 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2008 Отец Димитрий и Лидия Мастереова (700x587, 131Kb)
Отец Димитрий и Лидия Мастеркова в Москве. Фотография 2006 г.

Лидия Алексеевна Мастеркова умерла 12 мая 2008 года на 82-м году жизни в городке Сен-Лоран-сюр-Отен в 300-х километрах от Парижа, где и похоронена.16 мая в Благовещенском храме Москвы о. Димитрий совершил панихиду по своей первой учительнице.

Лидия Мастеркова стала не только знаковой фигурой русского авангарда, но и важным символом свободы и самовыражения для многих художников и творческих личностей. Ее искусство продолжает вдохновлять и вызывать интерес у поколений, прошедших и настоящих.
Сегодня произведения Лидии Мастерковой находятся в крупнейших музеях мира и являются важной частью истории русского искусства XX века. Ее работы по-прежнему остаются актуальными и привлекательными для современных зрителей, и ее творчество продолжает вдохновлять новое поколение художников и ценителей искусства.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Е.Андреева - Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946-1991 (2012) =1700 руб. (482x680, 91Kb)
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 47, 146-147, 437 и др.

Амазонка второго авангарда


Выставка Немухина и Мастерковой. Москва, 2015 г.


Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Художники русского зарубежья
Живопись
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку