Великая Отечественная война нашла своё отражение во множестве картин советских и современных художников, иногда бравурно-пропагандистских, а иногда невыносимо щемящих, берущих за душу, раз увидев которые уже сложно забыть. Слишком сложные и пограничные чувства испытывали все, бывшие на войне, и правдиво отобразить их, не скатиться в унылую шапкозакидательскую пропаганду смогли далеко не все художники. Но тем более ценны картины искренние, написанные от души, а не по заказу.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/10893578/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbaf0ed0a87e868f6ee1/scale_2400)
В. Г. Титов. Письма
Однако, рассматривая картины советских художников, можно заметить ряд особенностей, иногда совершенно парадоксальных. Одни темы поднимались охотно, но существовали и жёсткие табу, переступить через которые мало кто решался. О парадоксальных особенностях картин, посвящённых Великой Отечественной войне, написанных советскими художниками мы и поговорим в этой статье.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/249065/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbaf15b1326208c7d343/scale_2400)
Штурм Сапун горы 7 мая 1944 года, худ. рук. СССР П. Т. Мальцев
Советские художники особенно любили изображать пехоту на своих картинах. Отчасти это можно понять — именно образ солдата-пехотинца является каноническим, да и подавляющие большинство людей служили именно в пехоте. Им выпали великие испытания, некоторые совершили подвиги, достойные увековечения на полотнах. Вот только нужно ли забывать про другие рода войск — танкистов, лётчиков и моряков, которые сражались не менее героически.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1873797/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbaf63daf45ba56fe899/scale_2400)
Александр Дейнека. Сбитый ас.
Конечно, можно вспомнить потрясающую картину Дейнеки «Сбитый ас», жизнеутверждающее «Утро танкистов» Б. Ф. Фёдорова, но всё же это скорее исключение, нежели правило, да и по накалу страстей и эмоциональному воздействию на зрителя «Утро танкистов» намного уступает «Поединку» Петра Кривоногова.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9846546/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbb0a214a4331dedf058/scale_2400)
Пётр Кривоногов. Поединок
А вот диверсанты, минёры и сапёры в советской живописи практически не представлены, словно бы их вообще не существовало. Возможно, дело в их недостаточно романтической службе, которая хоть и была необходима, но почти всегда проходила под грифом секретно, и о ней старались особенно не распространяться.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1811900/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbb068143c655b4c95e0/scale_2400)
В. Г. Пузырьков. Солдаты
Зато артиллеристов советские художники писали охотно, особенно когда им приходилось давать последний бой с превосходящими силами фашистов. Тут и романтика, и героизм, и привычные образы, которые не раз были показаны в фильмах и описаны в книгах. Так-то не нужно ничего особенно выдумывать и изобретать, просто сделать всё по канону на хорошем художественном уровне.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1703615/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbb0a214a4331dedf059/scale_2400)
Ф. П. Усыпенко. Ночной бой
Не любили советские художники и изображать танки, знаменитые 34-ки, словно бы существовал негласный запрет на подобные картины. Особенно показательно в этом смысле полотно «Утро танкистов», где парочка танков написана на дальнем фоне.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/105853/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbb263daf45ba56fecf2/scale_2400)
Б. Ф. Федоров. Утро танкистов
Понятное дело, люди и их чувства гораздо интереснее для серьёзных художников, но так создаётся странное ощущение, что войну выиграли солдаты с автоматами и винтовками без участия серьёзной техники.
Однако лучшие картины советских художников — это не диорамы, не батальные сцены, то есть не про войну, а про людей на войне. Они готовы пойти на любые жертвы, выполнить боевую задачу ценой своей жизни, но при этом не забывают про простые радости и отчаянно счастливы, когда, наконец, наступила победа.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/49613/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbb2a8d00e387fddc393/scale_2400)
В. Харламов. Победа
И это веселье не бравурное и глумливое, характерное для воинов прошлого, когда полководец давал три дня на грабёж захваченного города, и начиналась настоящая резня мирных жителей с отбиранием у них всего ценного, а просто радость от возможности вернуться домой, увидеть родных и близких.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1712971/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbb2fa20fd0ffb019698/scale_2400)
Ю. П. Кугач. Возвращение.
Самые пронзительные картины — про возвращение и встречу солдат с матерями, жёнами, детьми и сёстрами и братьями. Вот где подлинные неприкрытые эмоции, которыми проникаешься, и запоминаешь надолго.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/192582/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbb2a798d0165fc89bca/scale_2400)
А. П. Горский. Без вести пропавший
Само окончание войны, та точка отсчёта новой жизни отображена на картинах советских художников совершенно по-разному, но всегда искренне и запоминающе. Мальчишка спешит поделиться со всеми безумной радостью от новости про окончание войны, влюблённые просто лежат на начинающей подрастать траве и мечтательно смотрят на небо, или каноническое изображение празднующих солдат у Рейхстага.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/10126943/pub_6506bbaba214a4331dede7a5_6506bbb244ee29616ecfb903/scale_2400)
Б. В. Окороков. Первый день мира
Советская живопись о Великой Отечественной войне — это наше наследие, которое нужно помнить и знать, хотя бы для того, чтобы точно представлять себе, что такое война и какие бедствия она принесла нашему народу.
Автор статьи Михаил Федорин
ArtAlebrio
https://dzen.ru/a/ZQa7q6IUpDMd7eel
| ![](//img-fotki.yandex.ru/get/5110/lara58-58.1ae/0_63b78_2be091e4_XS.jpg) |
|
|
|