-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19497
Комментариев: 1196
Написано: 20953


ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Надеждина Надежда Сергеевна

Пятница, 02 Октября 2015 г. 14:35 + в цитатник

1228_nadezhdina_5.jpg_max (349x526, 82Kb)

Балетмейстер, создатель и художественный руководитель государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка»
Народная артистка СССР (1966)
Лауреат Государственной премии (1950)
Герой Социалистического Труда (1978)
Кавалер ордена Ленина (1978)

1228_nadezhdina_2.JPG_max (186x284, 23Kb)

«Я всегда повторяю своим девушкам - три условия необходимы для того, чтобы быть артистом: нужно любить свою Родину, нужно любить искусство, нужно увидеть глазами поэта жизнь своего народа, искусство которого ты преподносишь публике». Надежда Надеждина

Надежда Надеждина (Бруштейн) родилась 3 июня 1908 года в Вильнюсе.

Ее дед Яков Иехильевич Выгодский был врачом, писателем и общественным деятелем, министром по еврейским делам Литовской республики и депутатом польского сейма, погибшим в Вильнюсском гетто. Мама Надежды была писательница Александра Яковлевна Бруштейн, а ее отец Сергей Александрович Бруштейн был заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей, основателем и директором Государственного физио-терапевтического института в Ленинграде, и одним из основоположников советской физиотерапии.

Когда Надежда после окончания школы сказала, что хочет учиться танцевать, ее мама Александра Бруштейн была недовольна, и сказала: «Нет». Потом менее сурово добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся». Но Надежда настояла на своем, и в 1918 году поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где ее педагогами были Агриппина Ваганова, Николай Легат и Александр Монахов. Надежда ежедневно оттачивала свое мастерство, и уже в процессе учебы умела, как никто другой, донести смысл каждого движения своего танца до зрителей. К концу ее обучения педагогам стало ясно, что их ученицу ожидает большое будущее, и они не ошиблись. Уже на первом экзаменационном показе Надежде предложили работу в Большом театре. «Мамочка, – радостно воскликнула Надя, – я уезжаю в Москву. Я – артистка балета!». Александра Яковлевна грустно ответила: «Значит, твоя мечта сбылась?». Надежда задумалась, и сказала: «Сбудется, обязательно сбудется».

В 1925 году Надежда Бруштейн стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. В ней она проработала до 1934 года, и девять лет упорного труда в Большом театре принесли свои результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера» и «Раймонда». Ее страсть к танцам была оценена зрителями по достоинству. Она танцевала в театре русские, украинские, испанские и венгерские танцы. Зрителям очень нравилось смотреть, как лихо молодая девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы. Во время работы в Большом театре Надежда познакомилась с сотрудником «Сатирикона» и одним из основателей «Окон РОСТА» художником Владимиром Лебедевым, и вышла за него замуж.

В середине 1930-х годов она начала свою карьеру как хореограф-постановщик и начала ставить свои первые номера на эстраде. В годы Великой Отечественной войны Надежда Сергеевна стала балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, где во фронтовых бригадах ставила танцы, выезжая с ними на фронтовые концерты в части действующей армии. Спустя три года ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады, и она с присущей ей энергией практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар. 

После окончания войны ее пригласили в коллектив народного хора в город Калинин (Тверь) на должность руководителя для постановки танцев, она согласилась, и начала заниматься изучением фольклора народного танца разных областей России. Надежду привлекло в этой работе то, что ей предстояло работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом. 

После длительной работы поставленные Надеждой номера ждал грандиозный успех, полные залы и хвалебные статьи в газетах. В 1948 году в Москве во время первого послевоенного сельского фестиваля народного танца на сцене Большого театра Надежда поставила для колхозников Калининской области танец, назвав его «Березка». Этот танец был настолько необычен и интересен, что Надеждину попросили возобновить этот номер силами профессиональных артистов, и исполнить его на сцене театра «Эрмитаж». Собирая свой собственный коллектив, Надеждина много времени проводила в учебных заведениях и танцевальных коллективах. 15 мая 1948 года хоровод «Березка» был впервые исполнен ее коллективом на профессиональной сцене, и эта дата стала днем рождения нового ансамбля. Зрители приняли хоровод с радостью. Их покорили лиричность и неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» исполнителей. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина. «В 40 лет все начинать с нуля? – спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды, – зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?». Только муж Владимир Васильевич заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается». 

Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сиюта», «Сударушка» и многие другие постановки были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров, а со временем у нее появился и свой оркестр народных инструментов. Тогда же Надежда Сергеевна обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре Кольцову, и скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля.

Особый танцевальный стиль русского танца, созданный Надеждой Надеждиной, открыл совершенно новое направление в сценическом воплощении поэтического образа русской женщины. Сущность нового стиля заключалась в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Этот сплав давал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца. Когда Надежду Сергеевну спрашивали, откуда у нее появилось такое глубокое и тонкое понимание содержания русского танца, она рассказывала, что оно сложилось из ярких детских воспоминаний. Надеждиной довелось много лет подряд наблюдать сельские народные гуляния и праздники, во время которых она вместе с семьей проводила лето на живописном берегу Камы. Там она была свидетельницей красочных деревенских гуляний с песнями, плясками и хороводами деревенских парней и девушек. Маленькой Наде в то время так понравилась и запомнилась сказка русского танца, что вернувшись в город, она вдохновенно ставила русские танцы для всех своих школьных подружек. А спустя много лет, став профессиональной артисткой, Надеждина вернулась к постановке русского танца, и ее детская мечта воплотилась в создании ансамбля «Березка». 

1228_nadezhdina_4.jpg_max (361x248, 63Kb)

Хороводы Надеждиной стали настоящими шедеврами русской народной хореографии, и обладали мистическим очарованием. Надежда Сергеевна создавала художественный образ при помощи танцевальных движений и красивого рисунка. Все элементы, из которых состояли созданные ей хороводы - музыка, костюм, хореография, актерское мастерство, были подчинены раскрытию того или иного образа русской девушки. Исполнителю танцевать в коллективе Надеждиной всегда предстояло образ. Соприкасаясь с творчеством Надеждиной, танцоры не просто изучали рисунки хороводов и танцевальные движения - они обогащались духом ее творчества, проникая в мир искусства русского народного танца.

post-3-0-31590100-1413801316 (370x486, 43Kb)

Творчество Надежды Надеждиной стало исключительным по силе воздействия на зрителя синтезом народного танцевального фольклора и школы классического танца. Без хорошей классической танцевальной подготовки, которая не сразу просматривается в простых хороводных рисунках, танцорам было просто невозможно танцевать хороводы. За простыми движениями танцоров коллектива Надеждиной всегда скрывалась очень серьезная подготовка, приобретаемая на уроках классического танца. Без правильной постановки корпуса, красивых выразительных рук, одухотворенного лица невозможно раскрыть на сцене тот поэтический образ, ради которого создавались эти гениальные танцы. Но гораздо сложнее уроков классического и народного танца - постижение внутреннего художественного образа. Хороводы Надежды Надеждиной - это гимн красоте и величию русской женщины. Пушкинские, тургеневские, некрасовские женщины, женщины Шукшина и Шолохова - все разные, но все - русские, как и хороводы Надеждиной. «Весенний хоровод», «Северный хоровод», «Лебедушка», «Цепочка», танец «Воротца» - даже из названия этих номеров понятно, какие разные по своему содержанию художественные образы осмысливались и раскрывались в этих танцах. Мало технически безукоризненно исполнить номер, его надо пережить изнутри, осмыслить, или, как говорила Надежда Сергеевна, «протанцевать образ», через танцевальные движения передать всю драматургию образа, трепетного, чистого, который потом обязательно останется в душе зрителя. 

В 1950 году Надежде Сергеевне Надеждиной была вручена Государственная премия СССР, а в 1959 году возглавляемому ею коллективу была присуждена Золотая медаль Мира имени Жюлио Кюри. Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию… 

Надежда Надеждина умерла 11 октября 1979 года, и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. 

1228_nadezhdina_6.jpg_max (377x526, 215Kb)

«Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину, - сказала преемница Надежды Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР Мира Кольцова. — Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр — танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие — гениальные композиции и танцы».

thumb_35509_news_big (700x469, 61Kb)

С 2000 года ансамбль «Берёзка» носит имя своего создателя — Надежды Сергеевны Надеждиной.

1228_nadezhdina_1.jpg_max (186x267, 31Kb)

3 июня 1908 года – 11 октября 1979 года 

Текст подготовил Андрей Гончаров

chtoby-pomnili.com

114124748_i__3_ (167x150, 8Kb)

Рубрики:  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку