-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233854


Дубовской Николай Никанорович (1859-1918)

Среда, 17 Декабря 2014 г. 20:32 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора

"В искусстве много сторон, и чисто красочные разрешения нам тоже нужны, но что дороже: внешний лоск, который завтра же будет побит ещё более нарядной живописью, или внутреннее, духовное содержание вещи, которое навсегда останется ценным. Форма есть средство для воплощения идеи, а не главная цель."
Дубовской Н. Н.


звездоносный


  Николай  Дубовской - талантливый живописец, один из виднейших представителей русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, автор более четырехсот картин и почти тысячи этюдов, профессор-руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств, видный общественный деятель, член правления Товарищества передвижников, инициатор создания художественного музея в Новочеркасске. Творчество художника пользовалось большой популярностью, а картины собирались крупнейшими дореволюционными коллекционерами. Работы Дубовского представлены более, чем в 70 музеях России и зарубежных стран.


  Николай Никанорович Дубовской родился 17 декабря 1859 года в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского. Мальчиком Дубовской учился в военной гимназии в Киеве, но его настолько тянуло к искусству, что он каждый день вставал на два часа раньше и рисовал. Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи. Семнадцатилетний Дубовской поехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, где в 1877-1881 занимался у профессора пейзажной живописи барона М. К. Клодта. Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. 


  О преданности Дубовского искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать. Уже с 1884 Дубовской - среди передвижников. Тогда же, в 1884, состоялось первое выступление молодого пейзажиста на передвижной выставке, которое было высоко оценено как художественной критикой того времени, в частности, Стасовым, так и коллекционерами: Третьяков приобрёл для своей галереи картину "Зима".


«Зима», 1884

"Казалось, Васильев и Куинджи соединили лучшие стороны своих дарований, чтобы произнести этот шедевр", - писал художественный обозреватель журнала "Артист" В. Н. Михеев.
  Со второй половины 1880-х годов он начал выступать на выставках вместе с Архиповым, А. Васнецовым, Серовым, Коровиным, с именами которых связывается возникновение новой русской пейзажной живописи. Опираясь на опыт старших передвижников, заложивших основы реалистического пейзажа, они продолжили их поиски в создании так называемого "пейзажа настроения". Суть его заключалась в утверждении чисто зрительной верности изображения и передачи, в первую очередь, впечатления, вызываемого тем или иным мотивом природы.



Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) 

Стоят: (слева направо) - А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, П. А. Брюллов, Л. В. Позен, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, Г. Г. Мясоедов; 

сидят (слева направо) - А. А. Киселёв, Е. Е. Волков, А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, Н. Д. Кузнецов, К. В. Лемох, М. П. Клодт, И. М. Прянишников, Н. К. Бодаревский. Фотография 1888.

   В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. Более того, Дубовской занимает место вслед за Шишкиным, Поленовым, а Левитан считается "одним из самых сильных конкурентов Дубовского". На передвижной выставке 1890 в центре внимания оказались картины: Дубовского "Притихло", Архипова "На Оке", Левитана "Вечер. Золотой Плёс" и "После дождя. Плёс".
  В журнале "Всемирная иллюстрация" Чуйко, отрицательно охарактеризовав работы пейзажистов на выставке, отметил, что "исключение могут составить только Дубовской и Архипов: у них замечаются попытки выйти за пределы установившейся рутины. Только они и обращают на себя внимание публики, только о них и говорят". Нестеров в письме к родным из Киева передает мнение В. М. Васнецова о передвижной выставке 1891: "Божится, что моя лучшая вещь на выставке, потом Дубовской, Серов, Репин". Репин в письме к Третьякову о передвижной выставке 1892: "Дубовского "На Волге" вещь удивительная по совершенству. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии - лучшая вещь на выставке".


«На Волге», 1892

  Можно привести немало восторженных отзывов о произведениях Дубовского в дореволюционной печати, в воспоминаниях современников. Вот одно из них, профессора В. А. Вагнера. «Я помню, это было давно, на передвижной выставке появилась большая картина "На Волге", — писал он в 1918. — Безбрежная водная гладь, над которой носятся несколько чаек, чуть заметная точка далекого парохода, а над всем этим лиловатые облака, застелившие и даль, и высь небосклона. Вот и все. Но около картины постоянно толпилась публика и подолгу стояла, очевидно, не сразу отдавая себе отчет в том, что привлекало се к этому полотну . Мастерство... В других оно было не меньше, а, пожалуй, и больше... Иное приковывало в картине Дубовского. Кто-то, кажется, Буква (псевдоним И. Ф. Василевского) назвал ее "симфонией в лиловом", и это было меткое определение того, что она собой представляла: вся выдержанная в лиловых тонах, она действительно была симфонией. Картина поражала не техникой, хотя и безукоризненно хорошей, не мастерством, которое, однако, было налицо, а именно настроением художника, его душевной симфонией, переданной не звуками, а красками его палитры. Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло се душу».

  О выставке 1895 Нестеров писал: "Левитан на этот раз слабее. Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но в общем нынче не силён". Он же о следующей, передвижной выставке 1896: "Выставка будет разнообразна и интересна. Особенно хороши Серов, Левитан, Дубовской, Костя Коровин". В 1898 пять молодых передвижников "за известность на художественном поприще" были удостоены звания академиков живописи: Архипов, Дубовской, Касаткин, Левитан, Серов.


Дубовский мастер класс 12 октября 2010 год - Master class

«Притихло». 1890

  Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Узнав о том, что полотно «Притихло» с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнею дворца, он выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. «Повторение по мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», — делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину. Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству». Дубовскому было чуждо бесстрастно-прозаическое воспроизведение внешних форм природы. В сильном и ярком, величественном и грозном, простом и обыденном в жизни природы он чутко улавливал внутренний смысл, всегда соотнесённый с человеком, с миром его чувств и переживаний. Нельзя не согласиться с мнением старейшего советского мастера пейзажа Бакшеева, который, размышляя об этом жанре, писал: «...русские пейзажисты всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа-картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействия, по количеству "материала" для размышления не уступит многофигурной композиции. Вспомните замечательный холст Дубовского "Притихло" (...) Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением».



  

  Достаточно и этих отзывов, чтобы убедиться в том, сколь значительна была роль Дубовского в новой русской пейзажной живописи. И вопрос был не столько в том, кому отдать "пальму первенства", сколько в том, что оба художника - и Дубовской, и Левитан - объективно утверждали в творчестве принципы "пейзажа настроения". Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан - московскую. Как видим, Дубовской в то время занимал достойное место в русском искусстве, на равных разделяя его с Левитаном.


"Лесная река."


  Однако, начиная с 1898, с появлением нового объединения художников, группировавшегося вокруг журнала "Мир искусства", ситуация резко меняется. "Золотая пора" Товарищества передвижных художественных выставок миновала и оно переживает кризис. На страницах "Мира искусства" передвижники подвергаются уничижительной критике, обвиняются "в отсутствии стремления к техническому совершенству", в "игнорировании разрешения художественных задач"... В Товариществе, помимо, так называемого балласта, состояли и многие крупные мастера - Репин, Суриков, Васнецов... Начинается перетягивание в свой лагерь молодых передвижников и, прежде всего, Серова, Левитана, Нестерова. Предпринималась попытка завлечь и Репина, творчеству которого посвящался специальный номер журнала. Зачастую в прямой зависимости от этого давалась и оценка произведений художника.

"Сумерки". 1897


  После смерти Ярошенко (в 1898) Дубовской оказался идейным руководителем Товарищества. Он пользовался заслуженным авторитетом и уважением художников, много и успешно работал творчески. Но каковы были отзывы о его произведениях? Автор безымянной заметки о передвижной выставке 1899 в журнале "Мир искусства", отметив удачные работы на ней Левитана, Нестерова, Сурикова, далее пишет: "Некоторые художники, от которых можно было ожидать чего-нибудь интересного, нынче ничем себя не проявили. Так, Святославский совсем бесцветен, а Дубовской пошёл назад, и грустно видеть, как этот, когда-то обещавший, художник опустился до откровенного заигрывания с публикой, до "айвазовщины"". На страницах "Мира искусства" нет ни одного положительного отклика о произведениях Дубовского. А ведь уже в следующем, 1900, он своими картинами принимал участие во Всемирной выставке, где, как уже говорилось, был удостоен серебряной медали. С 1894 Дубовской приглашается на международные выставки мюнхенского "Сецессиона", затем посылает туда свои работы "вне жюри", а в 1913 за картину "После грозы" награждается золотой медалью.



"Родина". 1905


 А вот «Родину», самое значительное и большое по размерам полотно художника (167 х 275 см), увидеть нелегко: она теперь находится... в Сибири, в Омском областном музее изобразительных искусств. В 1911 эта картина экспонировалась на Всемирной выставке в Риме. О том, что она там не осталась незамеченной, красноречиво свидетельствует письмо Репина, адресованное Дубовскому из Рима: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской... Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны — оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»


  Как-то не верится после этого, что Дубовского мало интересовали художественные задачи и, тем более, что он "пошёл назад". Биографы Левитана его участие на выставках "Сецессиона" и на Всемирной парижской выставке расценивают "как европейское признание его искусства". Как же в таком случае расценивать успехи Дубовского? Как оценивать наследие Дубовского, произведения которого с завидной последовательностью распылялись по музеям страны? Отсюда и искажённое представление о нём, как авторе чуть ли не единственной картины, необъяснимым образом появившейся на свет. Всё это напоминает судьбу Саврасова, творчество которого, кроме "одиночной" картины "Грачи прилетели", было мало известно современникам. Теперь же, когда его произведения выявлены и собраны воедино, оказалось, что это целая эпоха в развитии русского пейзажа


   Среди множества ныне почти забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Николая Никаноровича Дубовского стоит особняком. Что сегодня мы знаем о нём? Кто сегодня помнит о нем?


"В обители. Троице-Сергиева лавра" 1917

http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/324947/

Рубрики:  живопись, графика, акварель/Рассказы о художниках
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 15 пользователям

DIVINITI   обратиться по имени Среда, 17 Декабря 2014 г. 20:40 (ссылка)
Замечательная статья!Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
AGI09   обратиться по имени Среда, 17 Декабря 2014 г. 20:50 (ссылка)
Спасибо за знакомство с художником и его работами!
Ответить С цитатой В цитатник
gol52   обратиться по имени Среда, 17 Декабря 2014 г. 23:08 (ссылка)
красота
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Четверг, 18 Декабря 2014 г. 00:58 (ссылка)
Благодарю за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Jamesmay   обратиться по имени Четверг, 18 Декабря 2014 г. 08:51 (ссылка)
Огромное спасибо за интереснейшую информацию. Много читала о передвижниках, но как - то не попадались великолепные, очень живописные и эмоциональные работы этого мастера. Постараюсь узнать о нём побольше. Л
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 21:08ссылка
Вот так не повезло Дубовскому! Его прекрасные картины остались в тени
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 21:14ссылка
Но, видите, и сейчас, через столько лет, они радуют людей и заставляют по - другому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи и увидеть в них прекрасное. И, потом, я уверенна, что творческая личность находит счастье в своём искусстве, а не только в славе. Л.
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 21:30ссылка
Слава и уважение у него были при жизни! Жаль, что много поколений не знало его полотен!
Ylada   обратиться по имени Четверг, 18 Декабря 2014 г. 09:31 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо, Тамарочка, за прекрасный пост! Очень жалею, что в советское время нас знакомили только с художниками-передвижниками, картины которых были социально направлены, либо тех, кто вышел "из народа". Сын казака не подходил под эту категорию. Так что, Дубовского я лично открыла лет 15 назад. Попалась на глаза картина "Притихло". Шедевр! То же можно сказать и о картине "На Волге". Написаны два состояния природы - преддверие грозы и тихое спокойное утро - этому художнику всё подвластно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 21:10ссылка
Добрый вечер, Аллочка! Мне больше всего по душе "Лесная река"
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Декабря 2014 г. 13:08ссылка
Мне тоже она нравится! А "Зима"? Какая прелесть! Вообще у этого художника все картины замечательные! Просто у нас всех к разным лежит душа.
Аноним   обратиться по имени Художники Четверг, 18 Декабря 2014 г. 10:26 (ссылка)
Из них я знаю нескольких человек -остальные мне не известны.Почему?Не знаю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 21:14ссылка
Что то мы знаем, о чём то догадываемся... Всего знать невозможно. Главное, чтобы был интерес. Успехов Вам!
Galyshenka   обратиться по имени Четверг, 18 Декабря 2014 г. 11:20 (ссылка)
Какие картины!. Каюсь - совершенно незнакомое имя. Талантливый и очень нежной душой художник. Тут не красивость, а сама красота. Спасибо вам, Тамара, за просвещение.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 21:17ссылка
Это я сама на старости лет просвещаюсь! Рада, что и Вам интересно!
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 21:22ссылка
Я вот иной раз себя Леди Марпл ощущаю, когда начну раскапывать какую-нибудь тему. Порой столько параллелей выстраивается. Все мы друг с дружкой переплетены, и ушедшие и живые.
Эльдис   обратиться по имени Четверг, 18 Декабря 2014 г. 17:58 (ссылка)
Действительно очень хорошо!!! И ведь никогда даже не слышала...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 21:20ссылка
Я тоже не знала его прекрасных картин! Первый раз к Дубовскому подошла
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 18 Декабря 2014 г. 21:04 (ссылка)
DIVINITI, AGI09, gol52, мария_карчина,
Большое спасибо за отклик. Рада, что творчество Дубовского не оставило Вас равнодушными!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку