-Метки

1989 1990 1:43 2009-03 2010-08 2013-06 2014-05 2015-01 2015-08 2015-09 2015-10 2016-05 2023 canon sx canoneos die-cast hdr hongwell moscowparksproject sony α sonyα tonemapping Вечер ЗАО ЦАО автобусы архитектура аршиновский парк бакинская улица бирюлёвский дендропарк вао вернисаж в измайлово весна водоёмы город грузовики день деревья детские площадки долина р. городня журналы звенигород зил зима измайловский кремль история ким-мзма-азлк коллективный проезд коллекции ландшафтный заказник «загорье» лето масштабные модели мгомз мгомз-измайлово мир в объективе монастыри москва москва-река московская область московские парки наш автопром одинцовский район осень парк «сосенки» (по бакинской) парк «фили» парк им. герцена парки парки москвы пейзаж пейзажи пип «москворецкий» пип «царицыно» подмосковье природа пруды птицы район бирюлёво восточное район братеево район измайлово район орехово-борисово северное район тверской район филёвский парк район царицыно район южное бутово река москва реки москвы сиреневый сад сканы соборы сосны старая москва суворовский парк тимуровская улица транспорт улицы улицы москвы урбанизм фауна фили-кунцевский лесопарк флора фото фото-2010 фотография фотопрогулки хвойные храмы церкви эхо планеты юао юзао

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Лучшее в HDR - 2015
Лучшее в HDR - 2015
00:15 10.02.2017
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Лучшее в HDR - 2016
Лучшее в HDR - 2016
12:26 22.01.2017
Фотографий: 4
Посмотреть все фотографии серии Москва: парки
Москва: парки
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Sirius__MSK

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.11.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 196


Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 14 | Звенигород. Городок. Собор Успения Пресвятой Богородицы

Суббота, 28 Января 2017 г. 19:10 + в цитатник

28 марта 2009 г. Фотопрогулка по г. Звенигород (Московская область, Одинцовский район) от КЦ им. Л. Орловой до скита преп. Саввы и обратно.
Часть 14: Городок. Собор Успения Пресвятой Богородицы и храм Богоявления Господня.


Снимков............: 19.
Объём снимков......: 4,1 МВ.


Звенигород, 28.03.2009

<…>В 1390-е гг. начинается строительство собора Успения Богородицы. Храм возводится как домовый для княжеской семьи с хорами над западным входом, на которых во время службы находился князь. В храме был устроен придел св. великомученика Георгия — небесного покровителя князя. Это единственное уцелевшее здание от тесной когда-то застройки площади Городка являлось архитектурным и оборонительным центром звенигородского кремля.

Сегодня Успенский собор — один из немногих сохранившихся памятников раннемосковского зодчества (XIV — первой четверти XV вв.), тесно связанных с традициями архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Это сказывается и в технике возведения стен, и в конструкции. Стены собора сложены с наружной и внутренней стороны из правильных хорошо обтёсанных квадров известняка, а промежуток между ними заполнен обломками известняка, туфа или булыжника и залит известковым раствором. Белый камень для строительства звенигородских соборов добывали недалеко от Звенигорода, рядом с селом Хотяжи, откуда сплавляли его по Москве-реке. По своему типу Звенигородский собор ближе всего примыкает к владимирским храмам XII в. — церкви Покрова на Нерли и Дмитриевскому собору во Владимире. Это кубической формы одноглавый четырёхстолпный храм с тремя выступами-апсидами с востока. Уникальность его архитектуры — в идеально найденных пропорциях, стройности, устремлённости ввысь, богатстве декора. Непосредственным предшественником храма называют церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле, построенную в 1393 г. великой княгиней Евдокией, женой князя Дмитрия Донского. До наших дней сохранилась только нижняя часть этой церкви, обстроенной Большим Кремлёвским дворцом. Юрий с братьями Василием, Андреем, Петром и Константином присутствовал на освящении этого храма митрополитом Киприаном. Белокаменная кладка церкви Рождества, формы портала, окон и детали декора свидетельствуют о том, что именно этот храм взяли за образец приглашенные Юрием в Звенигород зодчие.

Размеры Успенского собора гармоничны не только сами по себе, храм идеально вписан в окружающий ландшафт, согласуясь с небольшой территорией Городка. Наружный декор храма изящен: западный, южный и северный фасады украшены тонкими полуколонками с резными капителями. Полуколонки протянуты и по апсидам и углам храма. В храм ведут три перспективно углубляющихся портала, украшенные на половине высоты «дыньками». Узкие щелевидные окна (часть из них растесана) прорезали апсиды и верхнюю половину фасадов храма. В средней части западной стены находится окошечко в виде розетки с верхним килевидным лепестком. Оно освещает хоры. Такое же, но меньшее по размерам, окно устроено в нижней части западной стены, освещая внутристенную лестницу.

Несомненно, в Звенигороде работали талантливые зодчие и строители. Опираясь на многовековые традиции, они применили интересное конструктивное решение интерьера. При строгой симметрии трёх фасадов был увеличен вынос апсид и сдвинуты к востоку два восточных столпа. Средние продольный и поперечный нефы из-за этого стали шире боковых, что увеличило внутреннее пространство храма. Барабан был также смещён к востоку, что восстанавливало равновесие масс в облике храма. Тщательность белокаменной кладки, ювелирная отделка орнаментальных украшений собора свидетельствуют о высоком уровне строительной техники того времени. По трём фасадам собора приблизительно на половине высоты стен проложен трёхчастный орнаментальный пояс. Чтобы сохранить пояс от осадков, придумана интересная конструкция: верхняя полоса с полочкой — отливом для воды — выступает вперёд, а две нижние углубляются, образуя ступеньки. Пояс хорошо сохранился и до сих пор ясно читается на белой глади стен. Зодчие украсили резным двухчастным орнаментом и верх апсид, и барабан под куполом. Мастера высекали орнамент не на отдельных блоках камня, как во владимиро-суздальских храмах, а прямо на стенах, отчего рисунок имеет вид непрерывного плетения, выполненного как бы на одной каменной полосе. Различная ширина ветвей в разных полосах орнамента создаёт тонко продуманную игру светотени: в средней — ветви и цветы крупнее, а рисунок проще, в верхней и нижней — рисунок более тонкий, с изысканно переплетёнными ветвями и цветами.

К сожалению, в XVIII в. позакомарное покрытие храма, подчёркивавшее его устремленность ввысь, было заменено плоской четырёхскатной крышей, сохранившейся до наших дней.

Для украшения собора фресками и написания иконостаса в Звенигород были приглашены выдающиеся живописцы. К сожалению, письменных свидетельств об этом не сохранилось, но о высоком художественном уровне живописи в соборе свидетельствуют фрагменты фресок начала XV в., позже закрытые иконастасом. Они были обнаружены ещё в XIX в. на западных плоскостях восточных столпов. В 1918 г. Комиссией по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством И. Э. Грабаря были проведены работы по разборке иконостаса, промывке и укреплению древних изображений. Сейчас эти фрагменты открыты и видны любому посетителю собора. В верхней части столпов в кругах изображены полуфигуры святых Флора и Лавра, в средней части — Голгофские, или Поклонные, кресты. Нижние части столпов заняты композициями: на левом — явление Ангела св. Пахомию Великому, на правом — беседа преподобного Варлаама с индийским царевичем Иоасафом. Авторство древних фресок Успенского собора приписывают знаменитому иконописцу — преподобному Андрею Рублёву. Об этих росписях академик И. Э. Грабарь сказал: «Кто хочет получить представление о фресках начала XV века, должен ехать отныне в Звенигород». Выбор изображений не является случайным. Известно, что в день святых Флора и Лавра (18 августа) преподобный Сергий Радонежский, крёстный отец звенигородского князя, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Композиция «Явление ангела св. Пахомию» рассказывает о том, как создателю многих египетских монастырей отшельнику Пахомию явился ангел в одежде схимника. В руке у него — свиток. Ангел указывает правой рукой на куколь как на образец облачения, которое должны носить монахи, принявшие великую схиму. Перед ангелом стоит Пахомий в рубище, со скрещенными на груди руками. Вторая сцена изображает преподобного Варлаама, беседующего с царевичем Иоасафом об истинах христианской веры. Эти изображения в иносказательной форме напоминают нам, что по желанию князя недалеко от города преподобным Саввой был основан новый монастырь с общежительным уставом.

В начале XIX в. почти вся древняя штукатурка с росписью была сбита и собор расписали заново. После первых реставрационных работ 1918 г., работы по укреплению штукатурного и красочного слоя на столпах проводились Д.Е. Брягиным в начале 1960-х гг., а в 1969-72 гг. и 1983 г. были проведены фундаментальные реставрационные работы под руководством В.В. Филатова.

В Успенском соборе не было каменной алтарной преграды. Возможно, царские врата и иконы иконостаса располагались между столпами. В начале XVII в. храм был разграблен во время польско-литовской интервенции. Ничего из древнего убранства интерьера и предметов ризницы не сохранилось. В 1918 г. художником-реставратором Г.О. Чириковым были обнаружены три иконы, сейчас известные как «Звенигородский чин». Происходили они из, предположительно, семифигурного деисусного чина кисти преподобного Андрея Рублёва. Иконы были вывезены в Москву, отреставрированы и позже переданы в Государственную Третьяковскую галерею. Это знаменитые иконы «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Сейчас в храме находится пятиярусный иконостас, большая часть икон которого относится ко второй половине XVII в.

В наше время при храме можно видеть двухпролётную двухъярусную кирпичную колокольню. Она была выстроена в начале XIX в. на месте ветхой деревянной.

Собор был закрыт в середине 1930-х гг., а открыт вновь в апреле 1946 г. Когда в феврале 1995 г. была возобновлена монашеская жизнь в Саввино-Сторожевском монастыре, Успенский собор стал подворьем обители. Первые службы в монастырском Рождественском соборе были проведены настоятелем Успенского храма архимандритом Иеронимом (Карповым)

<…>До середины XX в. Успенский собор не имел отопления. В 1893 г. было решено построить рядом с храмом теплую деревянную Богоявленскую церковь. Её возвели за 4 месяца и 30 декабря храм был освящён епископом Можайским Тихоном. С этого времени в Успенском соборе службы совершались только летом. К сожалению, деревянный храм XIX в. погиб в довоенное время. В наши дни было решено восстановить храм на месте деревянной церкви. 22 февраля 2003 г. состоялось освящение нового, уже каменного храма Богоявления Господня наместником Саввино-Сторожевского монастыря архимандритом Феоктистом. Рядом с алтарём нового храма восстановлены кресты на могилах похороненных здесь священнослужителей.<…>



200. Вид на собор Успения Богородицы с улицы Городок.

Звенигород, 28.03.2009



201. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Юго-западный фасад с белокаменным орнаментальным поясом.

Звенигород, 28.03.2009



202. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Юго-западный фасад. Табличка «Памятник архитектуры Звенигородский Успенский собор что на Городке».

Звенигород, 28.03.2009



203. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (XIX в.).

Звенигород, 28.03.2009



204. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (XIX в.). Справа, на северо-западном фасаде собора - окно в виде розетки.

Звенигород, 28.03.2009



205. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Юго-западный фасад. Парадный вход в собор.

Звенигород, 28.03.2009



206. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Табличка «Здесь хранится обращение звенигородцев к потомкам 2039 г.» на южном фасаде колокольни.

Звенигород, 28.03.2009



207. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Вход в собор, расположенный под звонницей.

Звенигород, 28.03.2009



208. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Северо-западный и северо-восточный фасады.

Звенигород, 28.03.2009



209. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (XIX в.).

Звенигород, 28.03.2009



210. Собор Успения Пресвятой Богородицы - северо-западный фасад. Колокольня.

Звенигород, 28.03.2009



211. Собор Успения Пресвятой Богородицы с колокольней (XIX в.). Северо-восточный фасад.

Звенигород, 28.03.2009



212. Колокольня (XIX в.) собора Успения Пресвятой Богородицы.

Звенигород, 28.03.2009



213. Купол собора Успения Пресвятой Богородицы.

Звенигород, 28.03.2009



214. Храм Богоявления Господня. Вид c ул. Городок.

Звенигород, 28.03.2009



215. Храм Богоявления Господня. Вид от ул. Городок.

Звенигород, 28.03.2009



216. Храм Богоявления Господня. Виды с северной стороны.

Звенигород, 28.03.2009



217. …

Звенигород, 28.03.2009



218. Келейный корпус с Воскресной школой - улица Городок, д. 2.

Звенигород, 28.03.2009

 

Серия сообщений "Прогулка по Звенигороду 28.03.2009":
HDR-версии фотографий с прогулки по Звенигороду 28 марта 2009 года.
Часть 1 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 1 | Звенигород. Московская улица - от ул. Ленина до ул. Чехова.
Часть 2 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 2 | Звенигород. Улица Фрунзе — Ратехинское шоссе
...
Часть 12 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 12 | Звенигород. Скит Преподобного Саввы
Часть 13 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 13 | Звенигород. Ратехинское шоссе - Городок
Часть 14 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 14 | Звенигород. Городок. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Часть 15 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 15 | Звенигород. От Городка до Украинской улицы

Рубрики:  Фотоблог: Московская область/Московская область: города
Фотопрогулки по городским округам и городским поселениям Московской области.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку