-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 746


ГЕММА ИУДЫ

Понедельник, 08 Апреля 2024 г. 22:19 + в цитатник
Аттилио Мастрочинкве
ГЕММА ИУДЫ



Знаменитый антиквар Никола Фабри де Пейреск в XVII веке описал гемму с изображением львиноголового божества. Гемма, вырезана из зеленой яшмы, размером 1.7х2.7сm, хранится в Зале медалей Национальной библиотеки Франции. На лицевой стороне изображен персонаж в доспехах римского воина; в правой рукеh_fa (585x352, 103Kb) держит меч, в левой — голову Горгоны. Под изображением табличка (tabula ansata), на которой начертаны две строки со словами (ΛAXAMI / MAΛIAΛI) и две строки с магическими знаками. Идентичная табличка находится в левой части геммы. На обратной стороне — надпись на греческом IOYΔAC.

Эрнест Бабелон заявлял, что отрезанная голова принадлежит предателю Иуде, Бернар де Монфокон и Анри Леклерк интерпретировали имя на оборотной стороне как аллюзию на Иуду в рамках учения каинитов и иудаитов, согласно которым только Иуда знал об истинном предназначении Иисуса, благодаря чему пользовался большим почетом среди адептов этих учений. Андрэ Делатт полагал, что гемма имеет отношение к мифам об обезглавленном божестве, которое бельгийский ученый отождествлял с Осирисом и другими страдающими богами. Кэмпбел Боннер видел в иконографии геммы намеки на черномагические практики, а Эрвин Гуденаф считал, что гемма должна была придавать воинскую силу и отвагу некому неизвестному еврею по имени Иуда.

Я считаю, гемма непосредственно относится к еврейской традиции, говорящей об Иуде, сыне Иакова. Во-первых, стоит заметить, что камень должен был быть одной из двенадцати гемм, носивших имена колен Израиля и украшающих нагрудную пластину Первосвященника. Определенный вид камня относился к определенному колену, а грудная пластина могла давать предсказания.

В 7 главе книги Иисуса Навина рассказывается о том, что Иерихон был заклят: все живое в нем подлежало уничтожению, а все ценности посвящались Богу. Однако Ахан, из колена Иудина, прельстился добычей и взял из заклятого, обратив на себя «гнев Господень». Бог указал, что есть человек, который взял из заклятого, и поэтому сам теперь заклят, и его нужно истребить из еврейского народа. Ахан был выявлен и забит камнями.

Согласно Самаритянскому Пятикнижию, а точнее второй части — Сефер ха-Ямиму, среди всех имен, камень колена Иудина помрачнел на имени Илан (=Ахан).

«Иисус Навин поднялся и созвал всех израильтян перед Первосвященником Елеазаром, который на своей нагрудной пластине имел ряды драгоценных камней а также Урим и Туммим. Он называл имена колен одно за другим, и нагрудная пластина указала на колено Иуды. Вызывал племена в колене Иуды, и пластина указала на племя Зары; затем камень почернел на имени Илан. Это был Илан, сын Карми из рода Завдиева из колена Иуды.»

В хронике Абу Аль-Фатха говорится, что семьи проходили перед Первосвященником, и лишь камень Иудин потемнел на его нагрудной пластине. В Сефер Йеошуа говорится, что еврейские колена шествовали перед храмом и Первосвященником Елеазаром, как вдруг камень помрачнел в присутствии колена Иудина и на имени Илан (=Ахан), когда Первосвященник приблизил камень к родовой книге того колена.

Рассматриваемая гемма изготовлена из зеленой яшмы — камня, который при солнечном свете выглядит зеленым, а при недостаточном освещении становится темным, почти черным; однако по одному только цвету геммы нельзя судить, была ли она создана с умыслом имитировать камень из легенды о Самаритянах. Скорее мы можем сказать, что персонаж, изображенный на гемме — Иуда. В Книге Бытия Иуда описан как молодой лев (Септуагинта: σκύμνος λέοντος Ιουδα).

«Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?»
(Быт. 49:9)

В Апокалипсисе Иоан Богослов отождествляет льва из колена Иудина с Иисусом.

«И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.»
(Откр.5:5)

На древнем амулете против сглаза призываются печать Соломона и Христос как лев Иудин.¹
__________________________________
[1] H. Leclercq, DACL, 8, s.v. leo de tribu Juda, 2528 (2526-30): другие бронзовые амулеты, которые показывают дурной сглаз в виде совы, сопровождающиеся надписью vincit leo de tribu Iuda (лев из Колена Иудина побеждает), а также бронзовый магический гвоздь с такой же надписью.


Еврейская традиция изображает Иуду как человека с львиной головой, именно так, как показано на гемме. В связи с чем, вполне убедительно выглядит предположение, что фигура льва, набрасывающегося на женского демона, на некоторых позднеантичных амулетах, изображает Иуду. В Мидраше, опубликованном в конце XIX века, описывается битва иудеев при Ниневии. Самым выдающимся воином армии Израиля был Иуда, чьи голова и рык были львиными.

…«когда взгляд воинов пал на львиное лицо Иуды и его львиные зубы, и когда они услышали его львиный
рык, они ощутили великий страх. Иуда перемахнул по воздуху через войско, словно блоха»…
(L. Ginzberg. The Legends of the Jews)

На круглой гемме из желтой яшмы, из Зала медалей, изображен другой львиноголовый герой или бог, держащий копье и голову Горгоны в руке. Оборотная сторона геммы разделена на одиннадцать концентрических секторов, каждый содержит нечитаемые магические слова. Если принять, что львиноголовый герой — это Иуда, можно сделать предположение, что одиннадцать секторов представляют остальные еврейские колена.

На гемме из белого халцедона, представленной А.Бланшетом присутствует надпись: ΕΠΕΙΠΩΜΕϹΟΥΤΟΔΩΔΕ ΚΑΦΥΤΛΟΝΟΜΑΤΗΠΕΡΙΟΧΗΙΑΩ. Автор распознал слова «περιοχή» и «δώδεκα φύτλον» — двенадцать колен. И хотя смысл остальных букв едва ли можно различить, мы можем предположить следующее прочтение: «ἐπείπω μέσου τὸ δωδεκάφυτλον ὄνομα τῇ περιοχῇ Ἰάω» и гипотетический перевод: «среди двенадцати колен я произношу имя Иао, которое охватывает все». Существует еще один документ, подтверждающий значение иудейских племен в традиции магических гемм.

Около двадцати лет назад Мортон Смит утверждал, что на нескольких геммах львиноголовый персонаж является Моисеем, так как держит в руках скрижаль Закона. Возможно, он был прав, но нужно помнить, что львиноголовое божество, высеченное на многих магических геммах, изображает Иудейского Бога. Иногда он держит в правой руке Хнубиса, змею с головой льва.

Есть иные доказательства того, что львиноголовых богов часто истолковывали как еврейских героев, ангелов. На магической гемме с изображением львиноголового бога (рис. 2) находится надпись «ἑκατοντομάχε». Это перевод на греческий язык приказа к атаке в Эллинистических иудейских войсках. Яхве и его ангелы в то время считались воинами.

На серии гемм представлено то же божество и надпись, служащая, чтобы снискать милость от божества солнца; эта надпись — Κ(ύρι)ε (Господь) показывает еврейское влияние. Но этого бога солнца зовут Сет, и Митро, то есть Митра. Говард Джексон утверждает, что традиция изображать Бога в виде львиноголового воина происходит от Египетского культа Сехмет, богини с головой львицы, которой поклонялись в Леонтополисе, округе Гелиополис. В том же городе поклонялись львиному богу Миосу (Μίως). Птолемей Филометр позволил изгнанному в Леонтополис первосвященнику Онию (примерно в 145 до н.э.) построить храм еврейскому богу по образцу первого Иерусалимского храма. Фигуры с головой льва на самом деле показывают египетского героя, что подтверждается тем, что зачастую эти фигуры держат в руке анкх. Однако часто мы видим рядом с львиноголовыми героями имя Ἰαώ.

Боннер (Bonner — SMA, XIII Inscriptions, p. 183) рассматривает амулет из Бруклинского музея, на котором изображено львиноголовое божество с анхом в правой руке и скипетром с навершием в виде головы льва — в левой. На реверсе воспроизведена длинная инвокация в 13-ть строк. На аверсе выгравированы следующие имена: Μίως, Μίωσι, Ἁρμιῶς, Οὐσιρμιῶς, Φρῆ, Σιμίεφε, Φνοῦτο, Φῶς, Пῦρ, Фλόξ. Очевидно, что Миос — это бог из Леонтополиса.² На другой довольно знаменитой гемме изображен тот же бог и надпись «Ἰαλδαβαώθ /Ἀαριήλ», а на оборотной стороне: «Ἰὰ Ἰαώ Σαβαὼθ Ἀδωναῖ Ἐλωαῖ Ὡρέος Ἀσταφέος». Имена на оборотной стороне геммы принадлежат гностическим архонтам, а Ялдаваоф, согласно гностической доктрине, — имя еврейского бога. Ариель — имя ангела, которое означает «лев Божий». Таким образом становится возможным установить, что львиноголовым богом может быть Яхве-Ялдаваоф или Ариель, или даже Ялдаваоф, отождествляемый с Ариелем.
__________________________________
[2] Μίος — одна из форм написания имени леонтопольского бога Маахеса.

Маахес (егип. Μȝy-ḥs; греч. Μάιχες, Μαχές, Μιχός, Μίυσις, Μίος) — в древнеегипетской мифологии львиноголовый бог войны, грозы и бури. Маахес почитался как сын бога Ра и либо богини-кошки Баст (покровительницы Нижнего Египта), либо богини войны Сехмет (покровительницы Верхнего Египта). Носил эпитеты: «Господин убиенных», «дикосмотрящий лев», «радующийся крови», «Властитель ножа». Культовые центры: Леонтополь (егип. Tȝ-rmw, Тарему) и Бубастис (греч. Βούβαστις, егип. Pr-bȝst, Пер-Баст).


Ярл Фоссум замечает, что лишь на нескольких геммах рядом с изображением льва присутствует имя Михаил. Это имя принадлежит не только архангелу, но и является ангелическим именем Ялдаваофа. На гемме с Иудой также, скорее всего, зашифрована анаграмма имени Михаила. Мы можем прийти к выводу, что еврейские секты, связанные с Египтом или египетской традицией иконографии, любили изображать ангельских существ или даже бога с головой льва.

Такие львиноголовые божества присутствовали и в традициях, на которые повлиял иудаизм. В митраизме также есть львиноголовый бог, бог времени, космической оси, отождествляемый с Ариманом. В язычестве имперского времени бога солнца часто изображали как льва или бога с головой льва. В свете этой распространенной иконографической традиции некоторые иудейские секты или секты, на которые повлиял иудаизм, могли подчеркнуто выражать собственную традицию, связанную с львиноголовыми героями, ангелами или даже Богом.


_______________________________
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку