-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 3908


Профессиональная психология

Среда, 28 Декабря 2011 г. 00:32 + в цитатник
999 (90x142, 23Kb) Для студентов психологов, психологов системы образования, социальных педагогов и всех интересующихся опубликованные ранее развивающие тренинги.


Калмикова І.О. “Розвиваючий тренінг “Літери-ігри””, “Вісник Харківського університету”, серія психологія, №452, 1999, с.47 – 49


И. А. КАЛМЫКОВА
(Харьковская областная школа-интернат санаторного типа
для детей больных диабетом. Харьков)
A. Kalmykova “A developing training " The letters of game " "

In clause the description of the script of the new psychological games which have been switched on in a training on development of creative abilities of children of younger school age is given.

В статті надається сценарій нових психологічних ігор, які спрямовані на розвиток пізнавальних та творчих здібностей дітей молодшого шкільного віку.

РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНИНГ «БУКВЫ - ИГРЫ»

Развитие творческих способностей детей и подростков является одной из составных частей их гармонического развития. Самой значительной концепцией гуманистической теории является признание приоритета творческой стороны в человеке. А.Маслоу указывал, что творчество является наиболее универсальной чертой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присущую во всех людях от рождения. «Это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят» [1]. В работе «Способность и одаренность» Б.М. Теплов указывает на то, что «...способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» [2]. Опираясь на эти два тезиса, можно сделать вывод о том, что в условиях, в которых ребенок включен в творческую деятельность, у него появляются возможности для развития творческих способностей.
В настоящее время разработан тренинг по развитию познавательных и творческих способностей школьников, состоящий из 16 занятий для группы 9-12 человек, который проводится параллельно с индивидуальными занятиями с каждым из реципиентов. Тренинг проводился на базе Харьковской областной школы-интерната санаторного типа для детей больных сахарным диабетом. Каждый из участников успешно справился с поставленной творческой задачей, создав музыкальное произведение. Никто из школьников ранее не обучался в музыкальных классах и не обладал ярко выраженными музыкальными способностями, однако по окончанию проведенной работы смог написать музыку к словам поэтов-классиков, включенных в школьную программу, став таким образом, автором песни. Ниже приводится полный сценарий одной из игр, вошедших в тренинг, которая представляет собой фактически цикл небольших игр, изменение порядка и сложности которых позволяет решать психопрофилактические и развивающие задачи с учащимися разных возрастных групп. Цикл проходит под названием «Буквы - игры».

ЦЕЛЬ ИГРЫ:
а) психодиагностика индивидуальных особенностей личности участников тренинговой группы;
б) развитие зрительной и слуховой памяти;
в) развитие воображения;
г) развитие творческого мышления;
д) отработка навыков общения в учебно-игровой деятельности.
Игра рассчитана на группу 9-12 человек и может быть использована в индивидуальной работе. Проводится в три этапа (3 занятия), включенных в тренинг развития познавательных способностей школьников 1 и 2 звена, развития творческих способностей детей и подростков.
ЗАНЯТИЕ 1.
Игра первая
ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ: «Перед Вами коробка с буквами, не простыми, потому что здесь собраны буквы-игры. Сейчас Вы сможете в этом убедиться. Первая игра очень быстрая 1 мин. За это время Вам нужно записать как можно больше слов, не совпадающих с другими участниками».
Игра начинается и заканчивается по команде ведущего. Победитель определяется путем сравнения записей. Он награждается улыбкой каждого участника группы, затем аплодисментами награждаются все остальные за активное участие.
Игра вторая.
Ведущий загадывает слово из четырех букв. Взяв из коробки необходимые буквы, он выкладывает их в хаотическом порядке на 1О с. После этого буквы накрываются крышкой от коробки. Участникам предлагается отгадать слово, записав его на бумаге. Если в течение одной минуты слово не угадано, дается подсказка, например, называется первая буква. Если кто-то из участников первым справился с заданием до подсказки, то, убедившись в правильности (сверившись с ведущим), он получает « право подсказки другим».
Игра заканчивается только после того, как каждый из участников отгадает слово, при необходимости дается неограниченное число подсказок. Если из выставленных букв можно составить несколько слов, (стоп, пост, крот, корт и др.), то любое из них засчитывается как правильный ответ.
Игра повторяется, каждый из участников загадывает слово, В зависимости от индивидуальных психологических особенностей реципиентов количество букв, составляющих слово, может быть увеличено.
Проведение сопровождается шутками, небольшими отвлекающими беседами, аплодисментами в честь всех присутствующих и др. для поддержания доброжелательности и заинтересованности.

ЗАНЯТИЕ 2.
Игра первая
ИНСТРУКЦИЯ ГРУППЕ: «Сегодня мы познакомимся с еще одной очень быстрой игрой. По команде ведущего каждый из участников за 1 мин. Должен придумать предложение из 2 - 3 слов, начинающихся на букву, которая выбирается случайно. Составившие предложение первыми могут предложить свою помощь отстающим».
Игра заканчивается после того, как каждый составит предложение. Победителями объявляются все участники.

Игра вторая. Участники разбиваются на две команды.
ИНСТРУКЦИЯ КОМАНДАМ: « Вы должны придумать слово из 6 -7 букв. 2О секунд будет дано для того, чтобы разместить на игровом столе буквы в хаотическом порядке и запомнить буквы команды противника. Слово необходимо отгадать в течение 1 мин. Бумагой и ручкой можно пользоваться только при групповом обсуждении отгадываемого слова. При запоминании записи делать запрещается».
Игра начинается и заканчивается по команде ведущего. После каждого раунда отгадывания производится перегруппирование команд. По окончании происходит совместное обсуждение того, что помогло или помешало справиться с поставленной задачей.

ЗАНЯТИЕ 3.
Игра первая - разминка. Участники тренинговой группы становятся кругом. Выбирается тема, например животный, растительный мир и др. Каждый по очереди называет слово из данной темы в алфавитном порядке, например: апельсин, банан, виноград, гранат, дыня и т.д.
Участник, не назвавший верное слово в течение 10 секунд, выходит за круг. В случае, когда следующий участник затруднится назвать верное слово в течение 10 секунд, стоящий за кругом может назвать слово, заняв в кругу свое место. Игра заканчивается названием слова на букву «Я» и аплодисментами всех участников.
Игра вторая. Участники разбиваются на две команды.
ИНСТРУКЦИЯ ГРУППЕ. Каждая команда должна придумать слово из 6 -7 букв. Распределить между собой, кто и в каком порядке будет произносить какую букву. Для исключения ошибок в задании, запишите загаданные буквы на листе, при необходимости воспользуйтесь им при произношении.
После того, как обе команды произнесут буквы загаданного слова, им дается минута на обдумывание. В случае, если команда назвала слово, иное, чем загаданное, но все составляющие его буквы верны, ответ засчитывается как правильный.
Игра начинается по команде ведущего, после каждого раунда идет перегруппирование команд.
Игра заканчивается групповым обсуждением того, что помешало или помогло справиться с поставленной задачей.

Общий цикл «Буквы - игры» осуществляется после проведения психодиагностики познавательных способностей реципиентов, для учета их индивидуальных особенностей. Можно использовать экспресс – тесты.

Литература:
1.Зиглер Д., Хьелл Л. «Теория личности». 1997, Москва, Харьков, Минск.
2.Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников. Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии., Сост. Е.В. Заика. - Харьков , ХГУ. 1992.
3.Хрестоматия по психологии, под ред. А.В.Петровского, М., «Просвещение», 1987.

Серия сообщений "Психология, философия (личный опыт)":
Часть 1 - Профессиональная психология
Часть 2 - Дважды стратила
Часть 3 - Часы не при чем
...
Часть 27 - Рассудок
Часть 28 - Подарки для детей
Часть 29 - Не завидуй

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку