Вдруг просто так захотелось чего-то трогательного, теплого и нежного, просто так. Вспомнить детство, в котором всегда тепло, светло и уютно, а если грустно, то только потому что детство уже не вернешь - оно исчезло в голубой дымке времени. Но картины неизвестной мне до сих пор грузинской художницы Нино Чакветадзе напоминают, что детство никуда и никогда не уходит.
Оно всегда с тобой, стоит только заглянуть под одеяло взрослой жизни, зажмуриться и уйти в себя поглубже и все-все вспомнится: и зимние посиделки у теплой печки с книгой в руках, и прыжки в сугробы с крыши самого высокого сарая во дворе, и огромные снежные бока узкой тропинки у твоего дома, и окна в доме напротив, в котором казалось все теплее и интересней.
"Все мы вышли из детства, и этот факт заставляет меня снова и снова рисовать то, что пережила сама, что оставило след в моей душе. Мне очень повезло в жизни: я родилась в семье, где высоко ценились родственные узы, где почитались старшие, где все домочадцы с большим уважением относились друг к другу. Детям, как и взрослым, важно знать правду о себе".
Эти слова Нино Чакветадзе напоминают, что детство в нас и с нами, что к нему можно возвращаться всегда и возвращение в него благодатно, даже если с грустью, со снегом и дождями. Печаль светла, потому что детство – это наивная и трогательная сказка, полу-выдуманная - полу-настоящая. Детство - это вера в чудеса, в счастье, в то, что все будет хорошо, что мама никогда не умрет и я буду счастливой, когда вырасту.
Взрослая жизнь только на время, пусть и долгое, закрывает дверь в детство, стараясь изо всех сил захлопнуть ее, сделать нас жестче, разумней, серьезней, не прощая детской наивности, нежной слабости и безоглядной веры в доброе и хорошее.
Но проходит год, десять, двадцать и понимаешь, что детство – это потерянный рай, в который хочется возвращаться снова и снова, чтобы глотнуть свежего воздуха той наивной веры в нежное, щемящее и радостное счастье, которое обязательно будет, потому что все будет хорошо.
Нино Чакветадзе дает такую возможность каждому, кто посмотрит на ее трогательные картины, просто так, без всякой надежды на возвращение несбыточного и покинутого рая. И даже если твое детство было не таким блаженным и счастливым, как у нее, но от ее картин все равно становится теплее, и ты снова всего лишь маленькая девочка, которая верит в чудеса и в то, что все будет хорошо.
Нино Чакветадзе начала выставляться самостоятельно с двадцати двух лет, до этого участвовала в коллективных выставках. Последняя выставка посвящена не столько ее детству, сколько детству ее прадедушек и прабабушек. Называется выставка "Так и жили", потому что детство всегда остается детством и в 2014, и 1914 году.
В ее картинах много автобиографического: вот ее брат у двери их дома, или вот она на дереве, потому что все детство провела, лазая по ним. А это - они вдвоем с Давидом идут по дороге.
Лето часто проводили в деревне у бабушки с дедушкой, где чувствовали особую прелесть и домашнего хлеба, и убаюкивающего голоса дедушки, каждый вечер рассказывающего на ночь сказки, и тепло бабушкиного уюта.
А вот она вдвоем с дедушкой провожает поезд, а потом они идут домой по шпалам. А это - бабушка с двоюродной сестрой лезут в шкаф за ореховым вареньем, которое выскальзывает из рук и разбивается вдребезги.
А это - уже прабабушка и прадедушка, а эта маленькая девочка - ее бабушка в семь лет, которая, по ее рассказам, попала в дом злой кормилицы, потому что у мамы не было молока, а маленького братика надо было спасать.
Так воспоминания о своем детстве плавно перетекают в воспоминания о детстве бабушки и дедушки, а за ними - о жизни прабабушки и прадедушки, живших в конце девятнадцатого и начале двадцатого.
Так выстраивается семейная цепочка детства длинною в век: сто лет детства. И различить здесь прошлый век от настоящего никак не удается, потому что все мы родом из детства, которое длится вечно.