ОТРАЖЕНИЕ ( ИМПРЕССИОНИЗМ ) ...... Алексей Калинин площадь в сузда...
Акварель в викторианском стиле - (0)Акварель в викторианском стиле 1. 2. 3. 4. 5. ...
Храм Солнца в Конарке - (0)Индия: храм Солнца в Конарке Освещаемый лучами восходящего солнца храм в Конарке располо...
Художник - иллюстратор Лиза Айсато (Lisa Aisato) - (0)Говорят, что на свете чудес не бывает... Художник - иллюстратор Лиза Айсато (Lisa Aisato)...
«Одеялко в рубель...» - (0)«Одеялко в рубель...» ...
Руины Гольшанского замка, Беларусь |
Поселение Гольшаны с деревянным замком известное по летописям с XIII века, возникло на высокой самородной горе над рекой Корабель, на северо-востоке от местечка Гольшаны. Деревянный замок был построен князем Гольшей. Князья Гольшанские владели замком до 1525 года, а потом, после брака княжны Елены Юрьевны Гольшанской с Павлом Сапегой, он перешёл во владения Сапег. При Сапеге резиденцию перенесли на берег реки Лусты (Жиганки).
Гольшанский каменный замок, возведённый в первой половине XVII века — наглядная иллюстрация значительных изменений в архитектуре, произошедших в течение века. Своей композицией он отдалённо напоминает Мирский замок и представляет собой прямоугольную (88,6×95,6 м) замкнутую постройку. Жилые корпуса с башнями на углах создают замкнутый квадратный двор. Однако, могучие оборонительные стены, характерные для замкового строительства XVI века, в Гольшанах уступили место фасаду жилого дома. Тут уже нет надбрамной башни, а шестиугольные башни стали меньше по размеру и более стройными. В них размещались жилые и хозяйственные помещения. Башни ещё не утратили своего оборонительного значения, однако основа обороны Гольшанского замка переместилась уже на могучие земляные валы и водные рвы, окружавшие замок.
Въездная брама (ворота) размещалась по центру северо-восточного фасада, который с этой стороны выделяется монументальной простотой. Арочный проём обрамлялся архивольтом. Стены замка имели фигурную кладку с лепниной, были расчленены большими окнами. На уровне второго этажа северо-восточного корпуса со стороны двора проходила открытая галерея. Под замком размещались большие подвалы. Интерьеры были богато отделаны, стены украшены живописью. Значительную декоративную роль отыгрывали кафельные печи, стуковая лепнина по потолку и каминам, а также пол из керамических терракотовых и глазурных зелёных и коричневых кресто-, звездоподобных, прямоугольных и квадратных плиток. В замке также была проведена уникальная система отопления, водопровод и канализация.
Богатства Сапег хватило даже на три искусственные озера, дно которых выложено плиткой. Сапеги собрали уникальную библиотеку, коллекцию картин и оружия. Напротив замковой брамы находилась небольшая часовенка, встроенная в жилой корпус.
Композиция внешнего фасада Гольшанского замка напоминает современные ему голландские замки Бесенштеэн и Клейдаэль под Антверпеном. Такое сходство объясняется тем, что Белоруссия чувствовала сильное влияние голландско-фламандской архитектуры, бывшее итогом оживлённых культурных и торговых связей со странами. С конца ХVІ и до начала ХVIIІ века на землях Речи Посполитой резиденции магнатов строились с анфиладной планировкой помещений, с аркадными галереями и наугольными башнями. Согласно такому принципу, например, были построены в конце XVI — начале XVII века польские замки Баранов, Красичин, Суха. Архитектурная композиция, планировка и частично их размеры очень близки и похожи на архитектурно-планировочные элементы Гольшанского замка.
Замок был неоднократно разрушен и перестроен, что значительно изменило его внешний вид и объёмно-пространственную композицию (утрачены галереи, декоративное оформление стен, пристроены к северо-западному и юго-восточному корпусам две пятигранные башенки). В результате обследования памятника в 1981—83 годах архитектурно-археологической экспедицией Специальных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры выявлены 3 разновременных этапа строительства, отличающихся характером использованного кирпича, известкового раствора и техникой кладки.
Плохая сохранность замка в Гольшанах не позволяет достаточно полно определить его планировку. Можно только утверждать, что справа от входа находилась большая квадратная зала с четырьмя колоннами, на которые опирались крестовые своды.
Уже в ХVII веке Гольшанский замок от Сапег перешёл к другим хозяевам, и на протяжении столетий часто переходил из рук в руки. В 1880 году владелец замка Горбанёв (гад какой!) начал взрывать башни и стены, а кирпич продавать на постройку корчмы.
До начала Первой мировой войны в замке ещё жили люди, а после Великой Отечественной войны остатки жилых помещений были окончательно разобраны для постройки необходимых местному колхозу свинарников и дома культуры.
В наше время здесь проходит ежегодный фестиваль «Гольшанский замок».
Согласно постановлению Совета Министров от 3 июля 2016 года №437 Гольшанский замок был включён в число 27 объектов, расходы на сохранение которых (в части капитальных расходов) будут финансироваться из республиканского бюджета.
В 2018 году проведена гидроизоляция фундамента, восстановлены стены северной башни, а также оконные и дверные проёмы. Стены башни для укрепления были стянуты спиралевидными стержнями, межъярусные перекрытия — укреплены, а наверху установлена крыша с флюгером. Осуществляется реконструкция фрагментов стен, прилегающих к башне.
А. Адам Гольшаны. 1812 год.
А. Адам. Гольшаны, 11 июля 1812. Во дворике замка.
В. Дмаховский. Руины замка в Гольшанах, 1853
Н. Орда. Гольшаны, XIX век.
Н. Орда. Замок Сапег в Гольшанах, XIX век.
Рубрики: | Замки и дворцы мира |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |