Роберт Фридрих МЕЛЬЦЕР (1860-1943)
Сын Иоганна-Фридриха Мельцера, каретного мастера, затем основавшего собственную мебельную фабрику и ставшего поставщиком императорского двора, Роберт Фридрих (обычно его звали Романом Федоровичем) Мельцер также был близок императорской семье. В молодые годы он активно помогал своему отцу и работал дизайнером на семейной мебельной фабрике.
С приходом к власти нового императора- Николая II- Р.Мельцер становится архитектором императорского двора, и принимает в этой должности участие в отделке интерьеров множества царских резиденций: Зимнего дворца, Аничкова дворца, Александровского дворца в Царском Селе, Нижнего дворца и Коттеджа в Петергофе, императорского дворца в Ливадии. К числу лучших работ, выполненных «дуэтом» Мельцеров- мебельщика и архитектора, относятся Кленовая гостиная императрицы (не сохранилась) и новый кабинет Николая II в Александровском дворце.
Новый кабинет Николая II в Александровском дворце
Кроме того, Мельцер спроектировал чудесную решетку для Собственного сада Зимнего дворца, который появился на бывшем плацу между Зимним дворцом и Адмиралтейством в конце 19 века. Одно из звеньев решетки в 1900 году даже экспонировалось на Всемирной выставке в Париже и получило Гран-при. Сам Мельцер был определен в качестве архитектора русского павильона на выставке. Судьба этой решетки печальна- в 1920е годы она будет демонтирована, а в конце 1920х переустановлена (уже без царских вензелей) в Саду 9 января на проспекте Стачек.
Решетка Собственного сада Зимнего дворца
В 1901 году императрица Александра Федоровна приказала учредить в столице образцовое ортопедическое лечебное учреждение, отвечающее всем требованиям современной науки. Возведение здания было поручено архитектору Роману Мельцеру. Городская дума выделила бесплатно участок земли в одном из лучших районов города – в Александровском парке. Здесь было запрещено всякое строительство, но это посчитали особым случаем. К 1906 году здание Ортопедического института было построено. Фасады здания были выложены глазурованным кирпичом берлинской фабрики Шельдта. В дальнейшем Мельцер часто обращался к подобному оформлению, используя облицовочную керамику и на фасадах, и в оформлении интерьеров, и даже получил среди специалистов славу создателя особого «гигиенического стиля».
Ортопедический институт
Кроме работы для царской семьи, Мельцер иногда занимался частными заказами. Им построены народный дом с библиотекой Э. Нобеля (1897-1901, Лесной пр.19), часть домов городка для рабочих завода Нобелей «Русский дизель» (1904-09, Лесной пр.,20), особняк В. С. Кочубея (1908—10, Фурштатская ул.,24), особняк В. Э. Бранта (1909-10, ул.Куйбышева, 2-4), дворец великого князя Михаила Александровича (1910-13, Английская наб.,54) .
Народный дом Нобеля
особняк В.С.Кочубея
Особняк В.Э.Бранта
Дворец Михаила Александровича
В 1904-05 годах архитектор возводит на Каменном острове два совершенно непохожих друг на друга особняка. Один- для главы портновской мастерской Эдуарда Фолленвейдера- был решен в стилистике модерна и получил прозвище «Сахарная голова». Второй, построенный Мельцером для себя, использовал мотивы совсем другого стиля- древнерусского, и получился настолько оригинальным, что в народе получил прозвище "дом Бабы-Яги" или "дом-сказка".
Особняк Фолленвейдера
Собственный особняк Мельцера
После революции архитектор эмигрировал, с 1918 года жил в Берлине, с 1921 г. — в США, в Нью-Йорке, где основал свою студию и удостоился архитектурного диплома от университета штата Нью-Йорк, получив тем самым право проектировать и строить. Казалось, творческая жизнь наладилась. Архитектор получал заказы на отделку ресторанов и клубов в Нью-Йорке, начал проектировать жилые дома и церкви, выполнил несколько конкурсных проектов. Но судьба готовила ему новый удар- разразившийся экономический кризис прервал деятельность архитектора, и оправиться от этого удара Мельцер уже не смог. До конца жизни больше он не работал.
источник
Серия сообщений "ЗОДЧИЕ":
Часть 1 - 1.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Доменико Андреа ТРЕЗИНИ.
Часть 2 - 2.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Бартоломео Франческо РАСТРЕЛЛИ
...
Часть 22 - 22. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Александр Иванович фон ГОГЕН
Часть 23 - 23. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Федор Иванович ЛИДВАЛЬ
Часть 24 - 24. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Роберт Фридрих МЕЛЬЦЕР
Часть 25 - 25. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Александр Иванович ГЕГЕЛЛО
Часть 26 - 26. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Ной Абрамович ТРОЦКИЙ
...
Часть 30 - 30. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Евгений Львович ГЕРАСИМОВ (р.1960)
Часть 31 - Дом, который построил Шмидт...
Часть 32 - Архитектор Лев Кекушев – «Гений московского модерна»