Георг Фридрих (Юрий Матвеевич) ФЕЛЬТЕН (1730-1801)
Георг Фридрих Фельтен родился в семье экономиста Петербургской Академии наук, и хотя по национальности и имени был немцем, практически всю свою жизнь он прожил в России, где его на русский лад называли Юрием Матвеевичем. Образование Фельтен получил в Тюбингенском университете, архитектурную практику проходил в Штудгардте и Берлине, но уже в 1749 году вернулся в Петербург, где сразу поступил на обучение в Академию художеств.
После отставки Растрелли Фельтен стал одним из главных петербургских зодчих. Ему же пришлось завершать незаконченные проекты Растрелли- отделку Зимнего дворца и Большого Петергофского дворца, а также приспособление Смольного монастыря под институт благородных девиц. Фельтен был назначен главным архитектором Конторы строения домов и садов и Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга, что позволило зодчему возглавлять все наиболее значимые работы в Петербурге. Зодчему, органически связанному с барочной традицией, предстояло искать рациональные основы нового стиля и стать одним из ярких представителей так называемого раннего классицизма.
Висячий сад Малого Эрмитажа
Одной из важнейших работ Фельтена стало создание комплекса прилегающих к Зимнему дворцу построек, реализованных в 1764-75 годах: здание Малого Эрмитажа с висячим садом (совместно с Валленом-Деламотом), Большого Эрмитажа (где разместились государственные учреждения) и галерея-переход к Эрмитажному театру над Зимней канавкой. Редкому по смелости инженерного замысла сооружению арки через Зимнюю канавку архитектор нашёл и замечательное образное выражение, создав удивительный по красоте и законченности уголок Петербурга. Особенно надо выделить Висячий сад Малого Эрмитажа, поскольку это было уникальное сооружение, созданное на уровне второго этажа, над огромным помещением конюшен и манежа. Закрытый со всех сторон высокими стенами сад имел свой микроклимат: под ним были проложены инженерные коммуникации, обеспечивавшие дополнительный подогрев, а специальная гидроизоляция из свинца не допускала попадания воды в первые этажи, отводя воду в сторону.
Галерея-переход в Эрмитажный театр
Фельтен руководил заменой деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями- «одевал ее в гранит», он же возводит со стороны Невы знаменитую решетку Летнего сада. Совершенство решетки Летнего сада, классическая простота и завершенность её строгого графического рисунка постоянно приковывают к себе внимание. Она стала своеобразным эталоном сооружений подобного рода.
Ограда Летнего сада
Императрицей Екатериной II Фельтен был назначен надзорным над установкой памятника Петру I (Медный всадник), став помощником автора скульптуры Этьена Мориса Фальконе. После отъезда француза из России Фельтен осуществлял общее руководство установкой монумента, открытого в 1782 году.
Но большую часть строительной практики Фельтена занимали церковные сооружения инославного вероисповедания. Ему принадлежит совершенно определенный, легко узнаваемый тип маленьких, уютных, изящных однокупольных храмов, таких как Шведская церковь (1768-71, не сохранилась), лютеранская церковь Святой Екатерины на Васильевском острове (1768–71), французская реформатская церковь на Большой Конюшенной улице (1770-72, позже перестроена), Армянская церковь (1771-75), лютеранская церковь Святой Анны на Кирочной улице (1775-79), Церковь Святого Воскресения на Смоленском армянском кладбище (1791-93) и шведско-немецкая церковь святых Петра и Павла в Выборге (1793-99).
Лютеранская церковь Святой Екатерины на Васильевском острове
Армянская церковь на Невском проспекте
Фельтену принадлежат первые попытки архитектурных стилизаций под готику: в 1774 году по заказу Екатерины II Фельтен начинает строительство в диковинных для Петербурга формах Чесменского путевого дворца и церкви при нём. Своеобразие архитектуры Чесменской церкви привлекло внимание современников и вызвало подражания: дважды столичная достопримечательность была повторена в провинции. В таком же необычном стиле была выполнена Церковь Иоанна Предтечи на Каменном острове, которую вместе с Каменноостровским дворцом Фельтен возводил в 1776-82 годах.
Чесменский путевой дворец
Чесменская церковь
Церковь Иоанна Предтечи на Каменном острове
Пробует себя архитектор и в других стилистических подражаниях: в Царском Селе Фельтен возводит Башню-руину, поражающую развалинам турецких крепостей (1771), Скрипучую беседку в китайском стиле (1778) и Готические ворота (1789) . Пробовал он себя и в утилитарном строительстве: по проекту Фельтена была возведена Бумажная фабрика в Ропше и Гранильная фабрика в Петергофе.
Скрипучая беседка в Царском селе
После отъезда Ж.-Б.Валлена-Деламота и смерти А.Кокоринова Фельтен возглавил преподавание архитектуры в Академии художеств. Его наиболее известными учениками стали архитекторы Андреян Захаров и братья Михайловы. В 1789 году по предложению президента Академии художеств Бецкого Юрий Матвеевич был назначен её директором. По сложению полномочий Бецкого в 1794 году уволили и Фельтена. Ушёл он из Академии без награждения, его просьбу об этом отклонили. Умер архитектор 2 июня 1801 года.
источник
Серия сообщений "ЗОДЧИЕ":
Часть 1 - 1.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Доменико Андреа ТРЕЗИНИ.
Часть 2 - 2.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Бартоломео Франческо РАСТРЕЛЛИ
...
Часть 4 - 4.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Жан-Батист-Мишель ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ
Часть 5 - 5.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Антонио РИНАЛЬДИ
Часть 6 - 6.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Георг Фридрих (Юрий Матвеевич) ФЕЛЬТЕН
Часть 7 - 7.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Николай Александрович ЛЬВОВ
Часть 8 - 8.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Иван Егорович СТАРОВ
...
Часть 30 - 30. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Евгений Львович ГЕРАСИМОВ (р.1960)
Часть 31 - Дом, который построил Шмидт...
Часть 32 - Архитектор Лев Кекушев – «Гений московского модерна»