ИНТОНАЦИЯ "С ВЫХОДОМ" |
Оригинал взят у davidaidelman в ИНТОНАЦИЯ "С ВЫХОДОМ"
И снилось мне, что большой краснознаменный хор запел на мотив Катюши: «Гул затих я вышел на подмостки».
Офигеть! Реально. Попробуйте спеть на мелодию «Катюши» пастернаковского «Гамлета»:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.
Схожесть легче всего доказать взяв четные строчки из одного стихотворения, а нечетные из другого. Получится:
Расцветали яблони и груши,
Прислонясь к дверному косяку,
Выходила на берег Катюша,
Что случится на моём веку́.
Ложится идеально! Это одна интонация! Кто у кого слямзил?!
Пастернак у Исаковского? Не может быть.
Исаковский у Пастернака? Но «Катюша» написана раньше.
Песня «Катюша» Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского была впервые исполнена Валентиной Батищевой в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра Виктора Кнушевицкого 27 ноября 1939 года. За семь лет до написания пастернаковского «Гамлета».
А никто ни у кого не воровал.
Просто Катюша выходила на высокий берег, на крутой. А Гамлет выходил на подмостки. В обоих случаях выход притянул к себе эту устойчивую интонацию. Этот ритм.
Эта интонация «с выходом» существовала в русской поэзии задолго до Пастернака и Исаковского.
В том же году, что «Ктюша» появилась песня про трех танкистов, где ходят тучи. И там тоже очень близкая интонация.
На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят.
А ещё эта интонация у Есенина, где на дорогу выходит старушка в старомодном ветхом шушуне. Тоже можно петь на мелодию «Катюши»:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне
Повторим эксперимент с сопоставлением строчек:
Ты жива еще, моя старушка,
Прислонясь к дверному косяку?
Пусть струится над твоей избушкой -
Что случится на моём веку.
Можно попытаться сопоставить все четыре текста:
Гул затих, я вышел на подмостки,
Поплыли туманы над рекой -
Пусть струится над твоей избушкой,
Часовые Родины стоят!
А ещё эта же интонация «с выходом» у Блока:
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
А вот та же интонация у Мандельштама:
Мы прошли разряды насекомых
С наливными рюмочками глаз.
Он сказал: природа вся в разломах,
Зренья нет — ты зришь в последний раз.
А первый, кто озвучил эту интонацию «с выходом», первый, кто повенчал этот ритм с этим смыслом, был Лермонтов.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
С него все и пошло. Причем почти всегда, когда в русской поэзии встречается эта интонация — получается не просто выход, а совсем как у Лермонтова: выход в одинокий путь, выход из чего-то более узкого на простор, выход с надеждой, но и сомнением.
Наверное, ни одно другое стихотворение в русской поэзии так не "замыкает на себя" определенный размер, не устанавливает такую победоносную монополию на некую тему.
Но откуда взялась эта интонация у Лермонтова? Алексей Биргер пишет, что источником могли быть псалмы: : "Кто наставит мя до Идумеи?" — более яркого примера беспримесного пятистопного хорея с цезурой на третьей стопе, испокон веков с детства заучиваемого и повторяемого на Руси и в России, просто не найти.
Это фраза возникает в 59-м и 107-м псалме.
Царь Давид говорит: «Кто введет мя во град ограждения? Кто наставит мя до Идумеи?»
Царь Давид готовится выступить в поход, в путь, он одолеваем и надеждой, и сомнениями, потому что, с одной стороны, на Бога уповает и верит, что Бог его не оставит, а с другой стороны — враги слишком многочисленны, а цель слишком неподъемна.
Мы знаем, что псалмопевец победит. Знаем, что Идумея будет взята. Но Давид перед походом, перед трудным путем...
И идет Давид на Идумея, даря по-царски не только победы, не только псалмы, но и интонацию, которую привьет Лермонтов русской поэзии, связав "семантический ореол" с пятистопным хореем. Вот ещё: Игорь Иртеньев (1996):
https://www.facebook.com/david.aidelman/p
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |