![predmeti_035 (400x250, 106Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/407/99407217_predmeti_035.gif)
История веера в Российский Империй
В Истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями и проч.
![2667457290094912252S600x600Q85 (444x600, 51Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/407/99407817_2667457290094912252S600x600Q85.jpg)
. Такое опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I – из черных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом Его «прислал в дарех Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем».
Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается "опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве".
Веер в России только в XVIII веке становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета.
![9269c54e84847476b3e9cd9fc54ddee52e297b129783706 (408x599, 71Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/407/99407818_9269c54e84847476b3e9cd9fc54ddee52e297b129783706.jpg)
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках
Особой любовь пользовались веера в России во второй XVIII века, при дворе Екатерины II. Журнал « Смесь» за 1769 год, характеризуя роль веера в жизни светских дам отмечал, что они умеют опахалом в зависимость от его положения изображать различные страсти:
«Расположение, симпатия, любовь» - подать человеку веер верхним концом.
«Презрение» - подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
«Сомнение» - закрывающийся веер.
«Отрицание» - веер закрытый.
«Скромность, неуверенность» - веер, раскрытый менее чем на четверть.
«Одобрение» - раскрывающийся веер.
«Безоговорочная всеобъемлющая любовь» - полностью раскрытый веер.
«Волнение от известий» - резкие быстрые взмахи.
«Ожидание» - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.
Нерешительность» - прикрывание половины лица и глаза веером,
раскрытым на треть.
«Кокетство» - прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным
наклоном головы и улыбкой.
«Благодарность» - раскрывающийся веер с одновременным наклоном
головы.
«Невозможность» - полураскрытый, опущенный вниз веер.
Это образный язык веера называли в то время « маханием».
При помощи этой изящной безделушки можно было показать красоту руки или изящного жеста.
На веера появляется большой спрос, и они в изрядном количестве ввозятся в Россию из разных стран Европы.
Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям. Но в их оформлении наблюдаются некоторые особенности, присущие национальным художественным вкусам того времени.
![(220x40, 4Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//51/82/51082046_z4af877a281059.gif) |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|