-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


2МВ. Подводные лодки Италии

Вторник, 30 Августа 2022 г. 09:49 + в цитатник
01 Таццоли фото (640x278, 66Kb)

Подводный флот Италии на момент начала войны был самым многочисленным в мире (исключая только СССР), и численность серий подлодок превосходила даже многочисленность серий его минного флота. Поэтому мне придется дать только общий обзор видов итальянских лодок. Подробнее же будут рассмотрены лишь некоторые, самые многочисленные или наиболее интересные серии.
Всего накануне, а затем во время 2-й мировой войны итальянский флот получил 150 подводных лодок; еще 42 находились в постройке, но так и не были достроены. Кроме того, итальянский флот имел в своем распоряжении 11 трофейных иностранных подлодок, а немцы планировали передать (но так и не передали) 9 своих лодок. За время войны итальянцами было потеряно 112 подводных лодок.

КРЕЙСЕРСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Итальянские подводные лодки подразделялись на несколько видов. Крейсерских водоизмещением более 1.000 тонн в итальянском флоте имелось 12 единиц; они принадлежали к четырем типам, и предназначались для действий в далеком Красном море, Атлантическом и Индийском океанах. Однако с развитием боевых действий эти слишком крупные для Средиземноморья корабли итальянцы использовали и в Средиземном море. В результате здесь были потеряны 3 крейсерские подлодки; еще одну крейсерскую лодку британцы потопили в Атлантике. Ввиду осознанной итальянцами тесноты Средиземноморья для крейсерских подлодок, они 3 крейсера разоружили и вывели в резерв, а 5 переоборудовали в транспортные. Из них 2 занимались снабжением итальянских войск в Северной Африке (одна при этом погибла), а 3 – совершали походы в союзную Японию (одна в таком походе погибла).

Крейсерские подводные лодки серии «Calvi»
02 тип Кальви (647x161, 48Kb)

Водоизмещение: надводное 1.310 т, подводное: 2.028 т. Размеры: 84,3x7,7x5,2 м. Двигатели: 2 дизеля по 2.200 л.с. и 2 электромотора по 900 л.с. Скорость: надводная 16,8 узлов, подводная 7,4 узлов. Рабочая глубина 100 м. Дальность: надводная 13.400 миль (8-узловым ходом), подводная 80 миль (4-узловым ходом). Вооружение: 8х533-мм торпедных аппаратов (4 носовых, 4 кормовых; боекомплект 16 торпед); 2x100-мм орудия, 2 спаренных 13,2-мм пулемета. Экипаж: 8577 человек.

3 подводных крейсера серии «Calvi» выпуска 1935 г. фактически являлись несколько улучшенным продолжением серии из 4 крейсерских подлодок «Balilla», вступивших в строй в 1928-1929 гг. Корабли предназначались для службы в Красном море и Индийском океане. Лодки обеих серий имели двухкорпусную конструкцию; серия «Calvi» отличалась несколько измененными обводами корпуса, повысившими остойчивость ее лодок. Эти изменения привели к некоторому повышению скорости, несмотря на то, что «Calvi» получили дизели меньшей мощности, чем «Balilla». Так же на «Calvi» отказались от вспомогательного дизеля зарядки аккумуляторов; это освободило место и уменьшило вес, что позволило усилить вооружение – количество торпедных аппаратов увеличилось с 6 до 8, а 120-мм орудий – с 1 до 2-х.
Лодка «Enrico Tazzoli» серии «Calvi» оказалась одной из самых результативных итальянских подлодок. За 8 походов в Атлантике она потопила 19 судов общим водоизмещением 96.533 брт.; в 1943 г. ее и «Giuseppe Finci» переоборудовали в транспортные для походов в Японию. «Finci» после капитуляции Италии захватили немцы; две другие лодки серии еще до этого погибли в походах. Из более ранних «Balill» 3 лодки в 1941-1943 разоружили, а 1 погибла при снабжении итальянцев в Тобруке.

Крейсерские подводные лодки типа «Cagni»
03 Cagni 4 ex creiser (651x134, 42Kb)

Водоизмещение: надводное 1.653 т, подводное: 2.136 т. Размеры: 87,9x7,8x5,7 м. Двигатели: 2 дизеля по 2.150 л.с. и 2 электромотора по 900 л.с. Скорость: надводная 17 узлов, подводная 8,5 узлов. Рабочая глубина 100 м. Дальность: надводная 10.700 миль (12-узловым ходом), подводная 107 миль (3,5-узловым ходом). Вооружение: 12х450-мм торпедных аппаратов (8 носовых, 4 кормовых; боекомплект 36 торпед); 2x100-мм орудия, 2 спаренных 13,2-мм пулемета. Экипаж: 85 человек.

4 крейсерские лодки серии «Cagni», вступившие в строй в 1940-1941 гг., стали самыми крупными ударными подлодками итальянского флота. Они имели однокорпусную конструкцию с бортовыми булями, и предназначались для действий в океанах. Для длительных плаваний вдали от баз снабжения на этих кораблях постарались максимально увеличить число запасных торпед, ради чего понизили калибр торпедных аппаратов (это позволило довести их число до 12). Благодаря своим большим размерам лодки типа «Cagni» имели хорошую мореходность и обитаемость, при этом отличались неплохой маневренностью.
Одна подлодка этого типа в 1941 г. в результате атаки британского эсминца получила столь тяжелые повреждения, что ее экипаж был вынужден затопить свой корабль. Две другие лодки в 1942 и в 1943 были «подловлены» в надводном положении и торпедированы британскими подлодками. Уцелела лишь головная лодка серии - «Ammiraglio Cagni», в 1943 г переоборудовали в транспортную для походов в Японию.

БОЛЬШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Больших подводных лодок надводным водоизмещением 800-900 тонн в Итальянском флоте насчитывалось 48; они принадлежали к 11 разным типам. Правда, 3 такие лодки постройки 1927 г. как устаревшие были разоружены еще до войны. Из остальных подлодок 24 погибли в походах, 2 были затоплены экипажами после полученных повреждений, а 2 погибли при столкновениях с другими кораблями. Одну лодку пленили британцы. В ходе войны итальянцы переоборудовали 5 своих больших лодок в транспортные - для походов в Японию. После капитуляции Италии 4 транспортные лодки захватили немцы и японцы. из них 2 уже под немецким флагом были потоплены британцами.

Большие подводные лодки типа «Marconi»
04 Marconi 6 ex (645x196, 59Kb)

Водоизмещение: надводное 1.195 т, подводное – 1.489 т. Размеры: 76,5х6,8х4,7 м. Двигатели: 2 дизеля по 1.800 л.с., 2 электродвигателя по 750 л.с. Скорость: надводная 17,8 узла, подводная – 8,2 узла. Рабочая глубина 90 м. Дальность: надводная 10.500 миль (8-узловым ходом); подводная 110 миль 3-узловым ходом. Вооружение: 8х533-мм торпедных аппаратов (4 в носу, 4 в корме; боекомплект - 16 торпед); 1х100-мм орудие, 2 спаренных 13,2-мм пулемета. Экипаж – 57 человек.

Серия «Marconi» состояла из 6 однокорпусных подлодок, вступивших в строй в 1940 г. эти корабли по сравнению с предыдущими сериями имели более длинный и узкий корпус, и более мощные электродвигатели, что, впрочем, дало им лишь незначительный прирост скорости.
Самой результативной среди всех итальянских подлодок по потопленному грузовому тоннажу стала лодка этой серии «Lеоnаrdо da Vinci». С июня 1941 по апрель 1943 она потопила 17 транспортных судов противника общей грузоподъемностью 120.243 брт. Однако в мае 1943 при атаке конвоя «Lеоnаrdо da Vinci» была потоплена глубинными бомбами эскортных кораблей. То же произошло и с другими четырьмя лодками серии «Marconi». «Повезло» лишь подлодке «Luigi Torelli». В 1943 ее переоборудовали в транспорт для походов в Японию; а японцы при известии о капитуляции Италии захватили «Luigi Torelli». Во флоте Микадо она получила обозначение I-509; а после войны «итало-японка» в качестве трофея досталась американцам, которые за ненадобностью и затопили субмарину…

СРЕДНИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Средних лодок надводным водоизмещением 600-700 тонн у итальянцев имелось 59 единиц, и еще 19 в постройке; они принадлежали к 8 сериям. В ходе войны четыре такие подлодки были переоборудованы для перевозки и использования человеко-торпед.
В боевых походах погибли 38 средних лодок; кроме того, 1 торпедирована по ошибке своей подлодкой, 2 захвачены британцами, а 3 лодки затоплены своими экипажами из-за боевых повреждений. Две лодки были потеряны в авариях; еще 7 средних лодок затоплены своими экипажами при капитуляции Италии, 1 потоплена английской авиацией, а еще 2 лодки захвачены немцами. Так же немцами были захвачены и все недостроенные лодки итальянцев. Из доживших до конца войны подлодок две после войны переданы СССР.

Средние подводные лодки типа «Adua»
05 Adua 17 ex (647x143, 41Kb)

Водоизмещение: надводное: 615 т, подводное: 844 т. Размеры: 60,2x6,5x4,7 м; Двигатели: 2 дизеля мощностью 1.200 л.с. и 2 электродвигателя на 800 л.с. Скорость 14 узлов надводная, 7,5 узлов подводная. Дальность надводная: 2.200 миль 14-узловым ходом; подводная: 74 мили 4-узловым ходом. Вооружение: 6х533-мм торпедных аппарата (4 носовых, 2 кормовых; запас 12 торпед); 1х100-мм орудие, 2x13,2-мм пулемета. Экипаж 45 человек.

17 средних подлодок типа «Adua» являлись 4-й серией так называемых «600-тонных лодок»; она почти не различалась по своим техническим данным с остальными сериями. 1-я серия «600-тонников» (тип «Argonauta») насчитывала 7 единиц, 2-я (тип «Sirena») – 12 лодок, 3-я (тип «Perla») – 10 кораблей, и 5-я серия (тип «Acciaio») состояла из 13 подводных лодок. «600-тонники» строились с 1931 по 1941 г.; корабли 4-й серии «Adua» вступали в строй с 1936 по 1938 г.
В 1940 — 1941 гг. две лодки этой серии («Gondar» и «Scire») были переоборудованы для перевозки человеко-торпед. При этом 100-мм орудие было снято, а на палубе установлено три цилиндрических контейнера для транспортировки диверсионных спецсредств.
06 Gonda для человеко-торпед (643x178, 49Kb)

Из подлодок серии «Adua» наиболее прославились две. Лодка «Axum» 18.08.1942 потопила английский крейсер «Cairo» и тяжело повредила крейсер «Nigeria». А доставленные 19.12.1941 подлодкой «Scire» в британскую базу в Александрии боевые пловцы установили под линкоры «Valiant» и «Queen Elizabeth» магнитные мины, взрывы которых надолго вывели оба корабля из строя.
Из 17 подлодок этой серии было потеряно 16. Две затонули из-за аварий: одна погибла, неуправляемой наскочив на скалы – весь экипаж вышел из строя, отравившись парами хлора из намокших аккумуляторов; вторая села на мель и была взорвана экипажем. Одна лодка затоплена экипажем при капитуляции Италии; другую немцы успели захватить, но в 1945 эту лодку потопили британские самолеты. Остальные 12 подлодок в течение 1940-1943 гг. погибли в боях с надводными кораблями англичан.

МАЛЫЕ И СВЕРХМАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Так же флот Италии располагал малыми подводными лодками надводным водоизмещением до 400 тонн, задачей которых являлась оборона побережья страны. Правда, все 7 находившихся в строю таких лодок 2-х серий были построены еще во время Первой мировой войны, и их боевая ценность была ничтожна. Поэтому две самые старые из них были в 1940 году разоружены и использовались лишь как учебные. Остальные корабли этого класса так же активно не использовались. Тем не менее, одна малая лодка была потоплена английской авиацией, еще одну при капитуляции Италии захватили немцы; как и 3 только что заложенные новые малые лодки третьей серии, заказа 1943 г.
А для проведения подводных диверсий в Италии строились сверхмалые подлодки надводным водоизмещением в 13 – 35 тонн. Всего итальянский флот получил 16 таких лодок, еще 10 к моменту капитуляции Италии находились в постройке, и были захвачены немцами. Из находившихся в строю флота «сверхмалых» 1 лодка была потеряна в бою, 5 захватили немцы, а 3 затопили свои экипажи, чтобы не сдавать немцам.

Сверхмалые подлодки СА и СВ
07 сверхмалая  пл СВ (544x312, 24Kb)

ТТХ 35-тонных лодок СВ (13-тонных СА): водоизмещение: надводное: 35,4 т (12,6 т), подводное: 44,3 т (13,8 т). Размеры: 152x3x2,1 м (10,5x1,9x1,8 м). Двигатели: 1 дизель мощностью 90 л.с. и 1 электродвигатель на 100 л.с.(21 л.с.). Скорость 7,5 узлов надводная (7 узлов), 7 узлов подводная (6 узлов). Дальность надводная: 1.400 миль 5-узловым ходом; подводная: 50 миль 3-узловым ходом (70-миль 2-узловым). Вооружение: 2х450-мм торпедных аппарата или 2 мины (8 зарядов по 100 кг и 20 — по 2 кг). Экипаж 4 человек (3 человека).

Особым оружием итальянцев, обожавших проводить морские диверсии, были сверхмалые подлодки. До войны две 13-тонные лодки были переданы 10-й флотилии MAS (флотилии боевых пловцов); они использовались в качестве подводных транспортеров при проведении диверсий. В 1943-м в ту же флотилию поступили еще две лодки такого типа, а до сентября 1943-го 10-я флотилия MAS приняла 12 сверхмалых подлодок новой, 35-тоной серии. Эти лодки были уже не просто транспортерами подрывных зарядов и пловцов, а вполне боевыми кораблями, снабженными двумя торпедными аппаратами. Шесть таких лодок были переброшены в Черное море для противодействия советскому флоту. Одну из них потопил советский торпедный катер, а пять остальных после капитуляции Италии захватили немцы и передали их румынам.
08 группа итал пл СВ (600x335, 78Kb)
Итальянские 35-тонные сверхмалые подлодки на Черном море

Еще 10 35-тонных лодок находились в постройке, однако после капитуляции Италии и их захватили немцы, так же, как и один 13-тонный транспортер (остальные три «13-тонника» их экипажи успели затопить). Захваченные «35-тонники» немцы достроили и передали сотрудничавшей с ними 10-й флотилии MAS «Социальной Республики». Из этих 9 лодок в течение 1944-1945 были потоплены англо-американской авиацией, а взбунтовавшийся экипаж одной лодки убил своего командира и сдался англичанам.

ДРУГИЕ ТИПЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Кроме описанных выше кораблей итальянцы имели 6 подводных минных заградителей (в трех типах); из них за войну были потеряны две лодки. Кроме того, в Италии уже в ходе войны были заложены 12 транспортных лодок специальной постройки; однако до капитуляции Италии в строй успели вступить только 2 из них.

ТРОФЕЙНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

В апреле 1941 г., после капитуляции Югославии, в состав итальянского флота были включены две бывшие югославские подлодки французской постройки. Обе были затоплены своими экипажами при капитуляции Италии.
09 итал пл трофей (649x188, 61Kb)

После высадки союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. германские войска захватили стоявшие в Бизерте французские корабли, и из их числа выделили Италии девять подлодок; еще одну французскую лодку, затопленную в Тулоне, итальянцы подняли сами. Поставленные на ремонт и перевооружение, большинство этих кораблей так и успели войти в строй итальянского флота: часть из них перетопили прямо в портах англо-американские самолеты, а другие были затоплены экипажами при капитуляции Италии.

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

В 1943 г. Германия предложила Италии принять 9 немецких средних подлодок типа VIIC в обмен на итальянские океанские подлодки, которые немцы собирались переоборудовать в транспортные для походов на Дальний Восток. Для получения подлодок в Германию прибыли итальянские экипажи, однако в сентябре 1943 ввиду подписания Италией перемирия с Союзниками, немцы вернули эти лодки себе и опять включили их в состав германского флота.
Рубрики:  ФЛОТ И МОРСКАЯ ИСТОРИЯ/Флоты 2-й мировой войны
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку