АСЫ-ИНВАЛИДЫ 2-й МИРОВОЙ: ТИХООКЕАНСКИЙ ФРОНТ
Были свои пилоты-инвалиды и в войне на Дальнем Востоке, где сошлись в ожесточенных схватках американские и японские летчики. Правда, американцы, относившиеся к войне, как к бизнесу, покалеченных в боях пилотов комиссовывали и отправляли домой. У них даже не пострадавшие от пуль врага летчики после выполнения определенного количества боевых вылетов отсылались в тыл; понятно, что при такой практике говорить об оставлении в строю инвалидов просто бессмысленно. А вот у японцев, чтивших самурайские традиции, призывавшие даже погибающих воинов сражаться до самого конца, некоторые покалеченные, но пожелавшие остаться в строю пилоты, продолжали воевать. Особенно такая тенденция проявилась на заключительном этапе войны, когда Япония оказалась на грани поражения.
Пилот морской истребительной авиации Японии
САБУРО САКАИ (SABURO SAKAI; 1916-2000) воевал с 1938 года, одержав над Китаем две свои первые победы. После вступления Японии в войну с США Сакаи сражался над Филиппинами, Рабаулом и Гуадалканалом. В одном из рейдов на Гуадалканал в августе 1942 года Сабуро атаковал встретившуюся ему группу американских палубных бомбардировщиков «Донтлесс», по ошибке приняв их за истребители «Уалдкет». Ошибка стоила японцу дорого: он неожиданно получил в упор точную очередь хвостовых спаренных пулеметов с атакованного им самолета. Одна пуля выбила Сабуро правый глаз, другая пробила грудь и засела в позвоночнике! Японец потерял сознание, и его истребитель свалился в пике. Сабуро очнулся уже над самой водой и, выровняв машину, полетел на базу. Находящийся на грани потери сознания, истекающий кровью, полуслепой и полупарализованный летчик, у которого из-за пули в позвоночнике двигались только одна рука и одна нога, сумел пролететь 600 миль (более 1000 км!) и совершить посадку на своем аэродроме!
В нарушение мрачных прогнозов врачей Сакаи не только выжил, но и, несмотря на поврежденный позвоночник, смог двигаться. Вышедшего из госпиталя покалеченного летчика не списали, как это было бы в авиации любой европейской страны, а назначили инструктором в авиашколу – обучать молодых летчиков, передавать им свой богатый боевой опыт. В авиашколе Сакаи вновь стал летать – сначала на учебных двухместных машинах, затем и на одноместных боевых истребителях. А весной 1944 года он добился возвращения в строевую часть. С июня 1944 года одноглазый летчик с поврежденным позвоночником сражался над Иводзимой, одержав в боях целый ряд побед; в 1945-м он защищал Японию от вражеских налетов. Всего за войну Сабуро Сакаи провел около 200 воздушных боев; и даже американские так называемые «исследователи», которые обязательно «урезают» победные счета своих бывших противников на треть, если не в половину, признают за Сакаи подтвержденными 64 воздушные победы. А ведь значительная их часть была одержана летчиком уже в покалеченном состоянии…
Другой пилот японской морской авиации
КАНЕЙОШИ МУТО (KANEYOSHI MUTOH; 1916-1945) считался одним из самых выдающихся летчиков-истребителей этой страны. Так, его сослуживец, знаменитый ас Сабуро Сакаи называл Муто «гением воздуха». Даже на фоне лучших пилотов японской авиации Канейоши выделялся непревзойденным мастерством воздушного боя; многие японцы сравнивали Муто со знаменитым средневековым самураем, непобедимым мастером меча Миямото Мусаси.
К началу войны Японии против США Канейоши Муто подошел уже заслуженным асом: в 1937 году в боях над Китаем он одержал 5 воздушных побед. В декабре 1941 года Канейоши принял участие в схватках над Малайей, затем он воевал над Яванским морем, Соломоновыми островами и над Новой Гвинеей. Здесь летом 1944 года Муто был ранен: потерял кисть руки. Казалось бы, на этом его карьера пилота должна была закончиться – как можно управлять самолетом, не имея возможности охватить ладонью рукоять штурвала или ручку сектора газа… Однако Канейоши и не подумал сдаваться: разработав приспособления для захвата культей руки рычага управления, он уже в декабре 1944 вновь принял участие в боях, защищая Японские острова от налетов вражеской авиации. Именно без руки Муто провел в феврале 1945 года свой самый знаменитый бой, в одиночку вступив в схватку с 12 американскими истребителями. Эта «собачья свалка» завершилась уничтожением 4-х американцев, и бегством остальных от одинокого японского истребителя! Не меньше славы принесли Муто и его бои против «Летающих Сверкрепостей» - живучих высотных четырехмоторных бомбардировщиков В-29, засыпавших Японию тоннами бомб. Канейоши уничтожил 4 «Сверхкрепости», отбивавшихся от его атак огнем десятков крупнокалиберных пулеметов; это для японцев, летавших в основном на устаревших истребителях, и часто без парашютов, являлось огромным достижением. Муто не дожил до конца войны совсем немного: в конце июля 1945 г он погиб при перехвате очередной большой формации бомбардировщиков, сопровождаемой огромной группой истребителей прикрытия…. Сколько Канейоши Муто одержал за войну побед, сказать трудно. Японцы, всегда относившиеся «спустя рукава» к победной статистике, говорят, что возможно Муто одержал не менее 35 побед; а американские «исследователи», традиционно значительно «урезающие» победные счета бывших противников, закрепили в своей литературе за Канейоши счет в 28 побед…
Пилот армейской истребительной авиации Японии
ЙОХЕИ ХИНОКИ (YOHEI HINOKI; 1919-1997) участвовал в боях с момента вступления Японии в войну; уже в первой своей схватке он одержал воздушную победу. В ноябре 1943 г Хиноки сбил восьмой вражеский самолет, но затем попал под удар американского истребителя «Мустанг» и был подбит. Крупнокалиберная пуля раздробила японцу правую ногу, однако истекавший кровью Йохеи все же смог довести изрешеченную машину до своего аэродрома и совершить посадку. Ногу спасти было невозможно, и ее пришлось ампутировать. После длительного лечения Хиноки вернулся в строй: Япония находилась в тяжелом положении, и командование направило вставшего на протез пилота в летную школу – обучать новичков летному делу. Однако в 1945 году, когда налеты на Японию дальних американских бомбардировщиков В-29 стали постоянными, а нехватка пилотов в японской авиации – катастрофической, покалеченный летчик вновь начал участвовать в воздушных боях. До конца войны одноногий Йохеи Хиноки сбил еще четыре самолета, доведя свой счет до 12 побед.
Подобно знаменитому флотскому асу Сабуро Сакаи армейский летчик-истребитель
ЮКИО СИМОКАВА (YUKIO SHIMOKAWA: 1920-?) так же потерял глаз в воздушном бою, а на заключительном этапе войны ему, полуслепому, вновь пришлось сразиться с вражеской авиацией.
Юкио вступил в войну в январе 1942 года в Бирме, летая на устаревшем тихоходном и слабо вооруженном истребителе Ki-27, на котором было трудно бороться с вражеской авиацией. Только в мае его часть перевооружилась на новые Ki-43 (впрочем, по сравнению с самолетами противника и эту новинку тоже можно было считать устаревшей). С июня Симокава сражался на этом новом истребителе там же, над Бирмой, пока в декабре не был сбит, и не попал с ранением в госпиталь. На фронт Симокава вернулся в апреле 1943 года, а осенью он получил в бою с американским тяжелым бомбардировщиком новое ранение, ставшее для Юкио роковым: пуля с вражеского самолета выбила японцу левый глаз! Чудом вернувшегося на свой аэродром истекающего кровью летчика списали из авиации. Однако в конце 1944 года, когда военное положение Японии значительно ухудшилось, а нехватка летчиков стала катастрофически острой, Симокава вернулся на службу. Правда, на фронт его не пустили, а поручили перегонять с заводов только что изготовленные самолеты в строевые части на Тайвань и Филиппины. Но в марте 1945 Юкио вновь пришлось побывать в бою: он вместе с девятью другими «перегонщиками» получил приказ перехватить самолеты прорвавшегося к Японии американского авианосца «Хорнет», которые бомбили морскую базу в Куре. Но над целью десятку японцев встретили более полусотни американских самолетов; в завязавшейся «собачьей свалке» погибли все девять товарищей Юкио; а сам Симокава, уничтоживший в схватке два вражеских истребителя, успел выпрыгнуть из своего загоревшегося самолета буквально за секунду-другую до того, как тот взорвался! Этот бой стал последним в карьере одноглазого пилота: через несколько дней его перевели инструктором в авиашколу, где Симокава до самого конца войны занимался подготовкой летчиков-камикадзе. Общий счет побед за войну Юкио Симокава составил 16 сбитых самолетов (2 из них – уже без глаза).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Серия сообщений "Запретам вопреки: асы-инвалиды":
Часть 1 - Запретам вопреки. Покалеченные летчики, оставшиеся в строю (1)
Часть 2 - Запретам вопреки. Покалеченные летчики, оставшиеся в строю (2)
Часть 3 - Запретам вопреки. Покалеченные летчики, оставшиеся в строю (3)