-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 70871


Балерина Елена Ивановна Андреянова (1816(9) – 1857)

Пятница, 26 Мая 2023 г. 08:25 + в цитатник

https://sun9-5.userapi.com/impg/BYw-cBK6mU1glJ3y7pf_dGe-zpugorxdMogZlw/946tnzIeKHk.jpg?size=651x800&quality=95&sign=0ba9732b7675e044e7c57f000981f1ff&type=album

Неизвестный автор
Портрет Елены Ивановны Андреяновой
Середина XIX в.
Бумага, тушь, белила. 20х17 см
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Елена Ивановна Андреянова (1816(9) – 1857) – артистка балета.

https://sun9-5.userapi.com/impg/WUYv0kV8dBmTUd7SKMuM7M3Jd5hpzCJwC_UQJg/mdYHOaqT5rA.jpg?size=589x730&quality=95&sign=1ee3a579e946dce54b0ec90948984a93&type=album

Райт, Томас (Wright, Thomas) (1792 – 1849)
Елена Андреянова исполняет качучу
Ок. 1837 г. По рис. Штернберга
Бумага, гравюра резцом и пунктиром на стали. 24,6х19,9 см
Государственный исторический музей

В 1829-1837 годах училась в Петербургской театральной школе, была воспитанницей А. И. Истоминой. Когда в Россию приехал Филипп Тальони с дочерью, Андреянова стала посещать его класс и занималась у Марии Тальони.

https://sun9-22.userapi.com/impf/c622526/v622526797/39bbc/J7STUGkWQIE.jpg?size=462x700&quality=96&sign=432fa39baf51c803542943019a08e70e&type=album

Неизвестный литограф
Е. И. Андреянова во время гастролей в Лондоне
1852 г.
Литография
Воспр.: Бахрушин Ю. А. История русского балета. М., 1965. С. 121

С 1837 по 1855 артистка балетной труппы петербургских Императорских театров. 18 декабря 1842 она впервые на русской сцене исполнила партию Жизели. До нее ни одна русская балерина на это не решалась. Воздушный танец первой русской Жизели органично соединялся с пантомимой. Созданный образ поражал драматизмом, особенно удалась сцена сумасшествия. Критика отмечала удивительный талант танцовщицы, достоверность ее Жизели.

https://sun9-22.userapi.com/impf/c622526/v622526797/39a5b/UFBkIYfzCYc.jpg?size=577x700&quality=96&sign=85f6cac8a9a7c83a2f4738d7a500545f&type=album

Неизвестный литограф
Е. Я. Андреанова в танце «Салтарелла»
1842 г.
Литография раскрашенная
Из театрального альбома. 1842 г.

В 1843 она вместе с частью петербургской труппы отправилась в Москву на четырехмесячные гастроли. Зрители встретили танцовщицу враждебно, считая ее соперницей тамошней примы Екатерины Санковской. К тому же многие полагали, что своим положением она обязана исключительно Гедеонову. Театралы шикали и свистели, недовольство на галерке возрастало с каждым спектаклем настолько, что властям пришлось помещать в верхние ярусы специальный наряд полиции. Артисты, танцевавшие с Андреяновой, видели в этих гастролях попытку подчинить московские театры петербургской дирекции. Но балерину это не испугало. Она повторила свои гастроли в сезоне 1844-1845, познакомив москвичей с балетами «Пери» и «Тень».

https://sun9-6.userapi.com/impf/c849324/v849324516/18129b/dnDgYIH81Z4.jpg?size=526x800&quality=96&sign=d28eb3a6c91299a88b320ebd09f7a00e&type=album

Неизвестный литограф
Портрет Елены Ивановны Андреяновой
1854 г.
Литография. 25х17 см
Государственный музей-заповедник С. А. Есенина, Константиново Рязанской обл.
При "Пантеоне", ноябрь 1854 г.

После Москвы ее принимали Париж, Гамбург, Брюссель и Милан. Один парижский журнал писал тогда: «При выходе госпожи Андреяновой на сцену мы с минуту опасались, что она не успеет победить своего волнения. Но при первых же позах раздались громкие рукоплескания. Черты госпожи Андреяновой исполнены прелести, красоты и достоинства. По изяществу ее фигуры, по правильности ее поз, по гибкости ее движений сейчас же узнаешь ученицу Тальони. Но госпожа соединяет в себе качества, принадлежащие собственно ей самой: чрезвычайную силу, благородность движений. Словом, дебют г-жи Андреяновой увенчался успехом… Легкость, грация, сила, огонь – все эти драгоценные и прелестные качества, которыми отличается талант русской танцовщицы, очаровали публику».

https://sun9-50.userapi.com/impg/XiFGJvjr9NPjusxb30bT9tiIr1csMHS_kdMY4w/a6DdfQJY2as.jpg?size=581x761&quality=96&sign=58c0c0dd841eb78268a4c04a222c377a&type=album

Анри Греведон (Henri Grévedon) (1776 -1860).
Портрет Елены Ивановны Андрияновой. Середина XIX века.
Бумага на бумаге, литография 34,6 х 25,7 см (изображение)
Инв. № И III 50568
Государственный исторический музей

Свидетелем ее триумфа оказался и писатель Н. И. Греч: «Андреянова вылетела из кулис и вскоре привела всю залу в восторг исступленный … Дамы из лож размахивали платками, мужчины вопили … Заставили повторить … Кричат: «Еще раз! Еще!» Андреянова вышла на сцену, осыпанная цветами, и изъявила готовность свою исполнить желание публики, но в то же время с выражением жалости взглянула на танцевавшего с нею Депласа: он выбился из сил, едва дышал и с трудом подбирал венки, брошенные его счастливой совместнице».

https://sun9-78.userapi.com/impg/81UIDIN9nDywslj2sAztp_RLPP19NnqJKZJ61A/dqbLS1fJt8Y.jpg?size=446x704&quality=95&sign=e1c4cabff685ab291931215bdf3ce8fc&type=album

Штернберг (?)
Елена Андреянова исполняет качучу
1837 г.
Бумага, графитный карандаш. 19,1х12,6 см
Государственный исторический музей

Однако дирекция Парижской оперы не только не заплатила ей за выступления, а, наоборот, потребовала… плату за возможность показать свое искусство. Это дорого обошлось Парижу. Познакомившись с одним из танцовщиков, она уговорила его приехать в Россию. В итоге Франция лишилась – а Россия приобрела Мариуса Петипа. Успех в Италии, где она танцевала в «Ла Скала», оказался столь велик, что там даже были выпущены портреты балерины и отчеканена бронзовая медаль с ее изображением. Такой чести удостаивались лишь Мария Тальони и Фанни Эльслер. В Италии взяла несколько уроков у знаменитого педагога Карло Блазиса.

https://sun9-65.userapi.com/impg/kwPvHhwRy7p5lU-edtKdRA7DnrGkBwZ7kIWzGQ/UK_aaP4Xu_M.jpg?size=448x623&quality=95&sign=e688c278563492e8e977dacc1b1e6c2c&type=album

Неизвестный художник
Портрет Елены Ивановны Андреяновой в неизвестной роли
1854 г.
Картон на бумаге, акварель. 20,1х14,2 см (овал)
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Вернувшись в Петербург летом 1846, с блеском выступила в «Пахите», поставленной специально для нее Мариусом Петипа, который сам исполнил роль Люсьена. 

Через два года в Россию приехала очередная европейская знаменитость – Фанни Эльслер. Не желая соперничать со «звездой», покровителем которой считался сам император, она вновь отправилась в Москву. Тамошние зрители продолжали относиться к ней настороженно – дошло до того, что на сцену во время реверансов прямо к ее ногам была брошена дохлая черная кошка. Но потом «Пахита», «Жизель», «Пери», «Сатанилла» потрясли даже поклонников Санковской.

https://sun9-46.userapi.com/impg/Cud4Tl6TAMz9aNW7GE2L1_sdafwzw36uNthsrQ/njlcKp5D05g.jpg?size=646x800&quality=95&sign=90d2e393b0fde4098ee8f2d98a44985e&type=album

Неизвестный художник
Балерина Елена Ивановна Андреянова в партии Жизели в балете "Жизель" А. Адана. [Постановщик А. Титюс (по Ж. Коралли и Ж. Перро). Премьера: 18.12.1842, Большой (Каменный) театр в Петербурге]
1842 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила. 26,5х21,3 см
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

В 1852 танцевала в Лондоне, но эти гастроли оказались неудачными: британский зритель не принял русскую артистку. После возвращения на родину балерина отправляется на гастроли по российской провинции: Одесса, Харьков, Полтава, Киев, Воронеж, Тамбов – вот маршрут этих гастролей. Успех, сопровождавший труппу в продолжение всей поездки, натолкнул её на мысль поставить большой двухактный балет «Бахчисарайский фонтан». Его премьера состоялась в Воронеже.

https://sun9-38.userapi.com/impg/-M7bZWFZzs-iDiwS2Xa_XtkMEucedAcYuTKP_w/vRiyrFdkUrc.jpg?size=600x800&quality=95&sign=01af447afd07ef8f89a34c41eaf3457f&type=album

Неизвестный скульптор
Балерина Елена Ивановна Андреянова в танце "Качуча".
Конец XIX в.
Бронза, литьё. 22х9х8,5 см
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Успешно начатые гастроли неожиданно прервались: в Одессе труппу распустили – шла Крымская война, городу угрожала бомбардировка. Изнурительные поездки по городам, большие физические и нервные перегрузки, пошатнувшиеся материальные дела – все это подорвало здоровье танцовщицы.

https://sun9-78.userapi.com/impg/7dA-jf3U5SL0QAf1gMKg8hqbZ95Iyeu5Fsy4mg/IOnPfz53uwA.jpg?size=556x800&quality=95&sign=4ad87a717f91b56e9ba2326ed3aa7b2d&type=album

Неизвестный художник
Мариус Иванович Петипа и Елена Ивановна Андреянова в венгерской польке из оперы "Ундина" А. Ф. Львова. [Премьера 08.09.1848. Большой (Каменный) театр, СПб.]
Ок. 1848 г.
Дерево, масло. 10,5х7,5 см
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Она возвратилась в Петербург, откуда через некоторое время выехала за границу, уже тяжело больная. Андреянова писала на родину из Рима: «чего бы, кажется, желать – чудная природа, померанцевые деревья, цветы, синее небо, песни, неумолкающие всю ночь, а все думаешь, как бы возвратиться восвояси и начать опять с волками жить и по-волчьи выть». Скончалась в Париже и похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Согласно завещанию, часть наследства балерины была передана ее сыну А. А. Иванову, воспитаннику театрального училища, а на оставшиеся деньги заказан памятник.

https://sun9-12.userapi.com/impg/cPINlVSYHwhisN02mcknFxlRdwQVEvEiyOPn2Q/LcXqeytWypc.jpg?size=304x314&quality=95&sign=9b3b500f84da76c3548c66c8cd87e3c3&type=album https://sun9-27.userapi.com/impg/kKecFhI_OOqGHepP6qWIoUD6wTfCNNoPToCAVA/jUpnMD-ERow.jpg?size=306x323&quality=95&sign=92215c63b939c76ad7cbdfff83b81947&type=album

Ф. Кастильони (F. Castiglioni)
Медаль в честь Елены Ивановны Андреяновой, выбитая в Милане
1846 г.
Металл белый, чеканка. Диаметр 4,8 см
Ярославский художественный музей

Гражданская жена директора императорских театров А. М. Гедеонова (1791 – 1867). В её творчестве сочетались действенный драматизм балетов Ш. Дидло и танцевальная поэтичность балетов Ф. Тальони, выразительность пантомимной игры и виртуозность классического и характерного танца. Ее исполнение отличалось выразительной мимикой, энергичной темпераментной манерой танца, скульптурностью поз. Первая русская исполнительница заглавных партий в балетах «Жизель» (1842 г., балетмейстер А. Титюс), «Пери» (1844 г., балетмейстер Фредерик), «Пахита» (1847 г., балетмейстер М. И. Петипа, Фредерик), «Сатанилла» (1848 г., балетмейстер Ж. А. и М. И. Петипа, по Ж. Мазилье). Балетмейстер Ж. Перро создал для неё роли Чёрной феи в балете «Питомица фей» Адана (1850 г.) и графини Берты в балете «Своенравная жена» Адана (1851 г.). Она исполняла в операх пантомимные роли Елены («Роберт-Дьявол» Мейербера), Фенеллы («Немая из Портичи» Обера), а также танцы (лезгинка – «Руслан и Людмила», славянская пляска – «Аскольдова могила» Верстовского, мазурка и менуэт – «Петр Великий» Жюльена).

Рубрики:  БАЛЕТ
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям