Киев - столица Украины, центр Киевской области, город раскинулся на 35 км с востока на запад и на 42 км с севера на юг вдоль живописных берегов Днепра. Город располагается на обоих берегах Днепра, в его среднем течении, ниже впадения левого притока - Десны. Северная часть города находится на Подольской низменности, юго-западная (правобережная) - на Приднепровской возвышенности, юго-восточная (левобережная) - на Приднепровской низменности.
Киев. За этим коротким и динамическим словом стоит город, корни которого ведут в седую давность, город, чья история насчитывает более 1500 лет. Знаменитый путь прошел Киев за свои 15 возрастов — от городища славянского племени полян, до одного из крупнейших городов мира, столицы Украины.
Киев. При этом названии перед нами возникает один из древнейших центров славянства, «стольный град» высокоразвитого и могущественного раннефеодального государства — Киевской Руси, слава о котором была распространена в Европе и Азии, в странах Запада и Востока.
Киев. За ним история закрепила название «матери городов русских». Здесь сложилась древнерусская народность, из которой выросли три братских народа — русский, украинский и белорусский. Здесь зародилась и сформировалась древнерусская культура, которая вызывает и до сих пор восхищение потомков, культура, которая стала одним из высочайших достижений человеческой цивилизации.
Киев. Он воспет в «Повести временных лет» и в «Слове о полке Игоревом», в древних славянских летописях и хрониках других народов, в поэмах и стихах, повестях и романах, песнях и операх. На киевской земле выросли выдающиеся произведения человеческой мысли, которые вошли в сокровищницу отечественной и мировой науки, литературы и искусства.
Киев. Огромная роль города в истории развития украинского народа: в период формирования и становления украинской народности, в ходе борьбы народа Украины против татарских, литовских и польских захватчиков.
Дата возникновения Киева относится к числу наиболее спорных вопросов в исторической литературе. Всем нам известен официальный год рождения Киева — 482-й, а в 1982 году город отпраздновал свой 1500-летний юбилей. Хотя многие историки в разные времена опровергали эту дату его возникновения, а в последние годы к ним присоединились и археологи, обнаружившие вещественные тому доказательства.
Еще в советские времена некоторые историки подвергали сомнению 482 год как дату основания Киева. Одной из причин было отсутствие соответствующего упоминания в летописях, а без документа определить с такой точностью возраст древнего города просто невозможно. Датированное упоминание о существовании Киева относится к 862 году в «Повести временных лет». Точная дата основания города Кием имеется и в новгородской первой летописи — это 854 год, но, по мнению специалистов, и к ней стоит относиться с определенным скептицизмом. Она была внесена в рассказ о Кие новгородскими летописцами в XI — XII веках, пытавшимися создать свою схему развития Руси, в которой не Киев, а Новгород выступал бы наиболее ранним восточнославянским городом.
Кроме того, существуют иностранные свидетельства о Киеве. «Это, прежде всего, записки императора Константина Багрянородного (Византия. — Ред.), составленные не позднее 952 года, а также письмо на древнееврейском языке X века, подписанное членами еврейско-хазарской общины Киева. Оба источника одинаково передают славянское наименование города: Киоава, Киав (в записках) и Кийув (в еврейском источнике)» (Скрынников Р. Г. «История Российская. IX — XVII века»). Крупные историки XIX века Н. П. Дашкевич, А. А. Шахматов и другие относили начало Киева к концу IX века.
Относительно недавно появились новые весомые аргументы, проливающие свет на историю возникновения Киева. Результаты археологических раскопок, проведенных уже в независимой Украине, дали основание полагать, что наша столица примерно на 400 — 500 лет моложе. Современные археологи подтвердили, что славяне-кочевники действительно осели в окрестностях киевских холмов. Однако это была всего лишь небольшая стоянка, которая не могла называться городом. К тому же она в течение нескольких сотен лет меняла свое месторасположение.
Городом же с административным статусом и развитой торговлей, по данным раскопок, Киев стал не ранее конца первого тысячелетия нашей эры, незадолго до крещения Руси. Эта версия является неожиданной и совершенно новой в украинской истории. Причем главное поселение в ІХ веке находилось не на холмах, как принято считать, а на территории нынешнего Подола. Это связано, прежде всего, с тем, что в те времена город не мог успешно развиваться без реки. Соответственно, люди заселили в первую очередь местность в непосредственной близости к воде.
Вторым спорным историческим моментом после даты возникновения является вопрос этнического происхождения Киева.
«И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве» («Повесть временных лет»).
Чтобы убедить всех в достоверности личности Кия, автор этих строк Нестор Летописец приводил данные, что Кий являлся полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором. Многие историки в разное время скептически относились к достоверности этих данных и считали летопись лишь красивой легендой. Кому только они не приписывали основание Киева: сарматам, готам, гуннам, аварам, норманнам.
Например, известный русский историк В. Н. Татищев (1686 — 1750) писал: «Кий, Щек, Хорив и Лыбедь — имена не славянские, но видится сарматские, ибо и народ до нашествия славян был сарматский». Само имя «Киев» происходит от сарматского слова «кивы», что значит «каменные горы». Дату возникновения Киева В. Н. Татищев относил ко времени до пришествия Христова.
М. М. Щербатов (1733 — 1790) полагал, что основателями Киева были гунны. Покорив алан, гунны, по его мнению, дошли до места, где ныне расположен Киев. Немецкий историк Г. Миллер также утверждал, что Киев основан гуннами: «Писатели средних времен часто называли город Киев Унигардом, какое название, без сомнения, происходило от уннов». Против этой теории, неоднократно возрождавшейся на протяжении всего XIX века, выступил историк И. М. Болтин. «Чтобы гунны на берегах Днепра, где ныне Киев, когда-либо жили, — писал он, — о том ни в какой истории не вспоминается, да и весьма сомнительно, чтобы они местами сими проходили. Жили тут издревле сарматы, и прежде, нежели славянами были покорены, построили город Киев, назвав его так по местоположению, ибо слово «кивы» на сарматском языке значит «горы». Г. Байер утверждал, что Кий — это готский король Книве, который воевал в Панонии во времена римского императора Дация (около 250 года). В общем, версий великое множество.
Первым подверг критике эти теории происхождения Киева М. В. Ломоносов. Ученый писал: «Владетели и здатели городов в пределах российских известны по Нестору: в полях Кий, Щек и Хорив. И хотя в оном летописце с начала много есть известий невероятных, однако всего откинуть невозможно».
Известнейший представитель русской историографии Н. М. Карамзин также встал на защиту летописных известий об основании Киева. Версии о неславянском происхождении слова «Киев» он опровергал тем, что «имена древния не всегда могут быть изъяснены языком новейшим, из чего не следует, чтобы они произошли от иного языка. К тому же, славянское местоимение Кий, слова щека, щекотать, гора, лебедь и многие другие столь же близки к именам киевских братьев и сестры, как и персидские или венгерские Кея, Хурех, Лебелае и прочие».
Теорий об этническом происхождении Киева такое великое множество, что о них можно спорить годами. И вполне понятно, почему историки разных стран пытались доказать, что именно их народ сыграл важную роль в основании Киева. Ведь каждое государство, народ, человек хочет чувствовать свою причастность к чему-то важному и великому. Киев же является по-настоящему Великим Городом — с исторической, религиозной, эстетической точек зрения. И для нас, киевлян, независимо от дат возникновения и теорий происхождения, важно всегда оставаться влюбленными в свой чудесный город. Тогда он ответит взаимностью, будет дарить свое тепло, красоту и неповторимость.
Оксана Мишина
* -
http://cn.com.ua/N553/lesson/origins/1.html
Києве мій
муз. І. Шамо, сл. Д. Луценко
Грає море зелене,
Тихий день догора.
Дорогими для мене
Стали схили Дніпра,
Де колишуться віти
Закоханих мрій…
Як тебе не любити,
Києвє мій!
В очі дивляться канни,
Сердце в них переллю,
Хай розкажуть коханій,
Як я вірно люблю.
Буду мріяти й жити
На крилах надій…
Як тебе не любити,
Києве мій!
Спить натомлене місто
Мирним лагідним сном.
Ген вогні, як намисто,
Розцвіли над Дніпром.
Вечорів оксамити,
Мов щастя прибій…
Як тебе не любити,
Києве мій!
P.S.
Карта Киева -
http://maps.vlasenko.net/ukraine/cities/kiev.jpg
Карты крупных городов Украины -
http://maps.vlasenko.net/ukraine/