Пост и воздержание
Пост тела - пища для души.
Свт.Иоанн Златоуст
Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.
Свт. Василий ВеликийНе следует возлагать на себя поста, превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста. Облегчение поста для немощных позволительно, по правилу церковному, и весьма справедливо, потому что немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и лекарством, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе.
Свт. Филарет, митрополит МосковскийНевозможно, чтобы огонь горел в воде, невозможно и покаяние без поста.
Свт. Иоанн ЗлатоустДуша ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище.
Авва ПименВспомни, что Адам был в раю не ниже тебя совершенством, возомнил обойтись без поста, и что вышло? Лот среди самого Содома процветал добродетелями, вне Содома сложил с себя пост, и что произошло?..
Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и ТаврическийВозобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало.
Прп. Иоанн ЛествичникНикогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы после усмирения плоти постом он мог легче вступить в брань с прочими страстями.
Авва СерапионБерегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляются дьяволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить.
Свт.Василий Великий
Челнок легче плывет, когда он не обременен излишней поклажей, так и молитва легче, удобнее совершается, когда тело не обременено излишней пищей и питьем или, что то же, когда человек постится.
Иаков, архиеписков Нижегородский и АрзамасскийЗаповедь о посте имеет такую же древность, как и сам мир. Это первоначальная заповедь, данная Богом человеку
(Быт. 2, 17).
Блж. Августин сравнивает тело с яростным конем, увлекающим душу, необузданность которого необходимо укрощать уменьшением пищи, для этой цели главным образом и установлен пост.
От пищи постись по временам, а от невоздержания постоянно.
Сестра и подруга поста - молитва.
"Цветник духовный", Даръ, Москва, 2006