-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NEOSET

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 6912


О Психологическом реализме: "Harry Potter" & "Queer As Folk"

Понедельник, 22 Февраля 2010 г. 20:45 + в цитатник

 (586x293, 22Kb)
Нашла на просторах Дайри, данные мысли...
Все думала, сможет ли кто-нибудь внятно соединить такие с первого взгляда разные вещи, как ГП и Квиров, без вмешательства "слэша"?? Смогли!!! Бродя по Дайри, набрав в поиске сообщений обычное (раз в неделю набираемое) слово "queer", высветилось много чего, среди которого было вот такое Новенькое сообщение...
Тяжелое по философичности сообщение, но да... Раритет, так сказать...
Не могла не оставить себе На Память :)


__________________________________________
Автор: Люция

Кто о чем, а вшивый все о бане. В смысле озабоченный поисками душевной гармонии – о психологическом реализме.
Досмотрела я «Queer as folk».
Несмотря на явные огрехи в работе сценаристов, я в тяжелом эмоциональном шоке. Потому что это – грандиозно! По эпичности и силе эмоционального воздействия могу из современных опусов это сравнить только с «ГП», где был такой же размах событий по времени, по количеству героев, по разнообразию психологических ситуаций, по обилию драматических коллизий и т. д. Поражает воображение проработанность сюжета (не берем во внимание второстепенных персонажей типа Теда), выстроенность и взаимосвязанность деталей от сезона к сезону (а сериал снимался в течение пяти лет!) и работа всех без исключения служб, помогавших в создании фильма. Про музыку в данном кино я в принципе молчу, потому что это идеально было! Но работа гримеров, декораторов, бутафоров, костюмеров… Когда я рассмотрела, что дома Брайан ходит в потрепанной майке, у которой бахромятся обтачки, я просто была убита наповал. Какое внимание к деталям! Ведь логично же, что дома человек может ходить черт знает в чем, совсем не обязательно только пять минут назад принесенном из магазина. И это все было учтено. При том что вообще костюмы Брайана – это просто за пределами восторга, ибо… Ну со вкусом был мужчина, ничего не скажешь (и художник по костюмам явно не зря получал зарплату).
Я ничего не буду говорить про сюжет, ибо там все довольно просто: любовно-социальные истории – это не новость. Новость – то, что это не просто история, это история с психологическими мотивировками всего, что в фильме происходит.

Психологический реализм – это седая древность, если говорить об истории развития искусства. Ему уже почти 200 лет, он свое уже давным-давно отработал. За одним ма-а-аленьким исключением: истории из жизни секс-меньшинств у нас в искусстве предметом художественного изучения стали очень недавно, в те времена, когда о реализме уже и знать забыли, и потому никто ПСИХОЛОГИЕЙ этих персонажей не озабочивался. Крутились вокруг экзистенциализма, неоромантизма, постмодернизма – но нормального, глубокого РЕАЛИСТИЧЕСКОГО изучения психологии персонажей не было, ибо сам метод уже канул в Лету по большому счету. А тут создатели данного сериала не просто реанимировали психологический реализм, не просто поверили им ВСЕ сюжетные ходы и всех персонажей, не просто на основе адекватного мировосприятия отразили внутреннюю жизнь героев, но и создали абсолютно живой, жизнеспособный и запредельно эмоциональный продукт высочайшего качества. Это шедевр. Такого же уровня, как и «ГП», о связи которого с «Queer as folk» я сказала выше.

А в чем, собственно, связь? В социально-философском базисе, на котором строится и то и другое произведение. По времени создания данные опусы почти совпадают: «ГП» на несколько лет старше, но это не суть, ибо они созданы в течение одного десятилетия и на основе общей онтологической модели.
Суть этой модели в следующем.
Есть герой. По своим задаткам герой – действительно герой: он умен, он хорош собой, он обладает выдающимися способностями, он ненадуманная звезда, он практически пуп земли, вокруг него вращается планета, т.е. он объективно лучший. Но обстоятельства жизни этого лучшего из людей таковы, что быть лучшим у него не получается: среда заедает и не таких героев. И тогда он вступает в единоборство со средой, пытаясь реализовать весь тот потенциал, который заложила в него щедрая природа, но который социум в нем зажимает со страшной силой.
Борьба героя с социумом – вот основная линия обоих произведений.
Но социум – это не просто нечто невнятное, это вполне конкретные люди, в том числе и очень близкие герою, которые его, героя, всячески подавляют, мешая реализовывать свой потенциал. Но герой не может отказаться от самореализации и все равно прет вперед, ибо он герой и по-другому просто не умеет.
Да вот беда: вступив на путь борьбы, будь готов к тому, что останешься на нем один, ибо слишком умные, слишком сильные, слишком красивые и слишком выделяющиеся на толпой люди слишком мешают этой самой толпе и она не преминет отомстить. (Пардон за баналите.)
У обоих героев (и у Гарри Поттера, и у Брайана Кинни) путь потерь начался еще во младенчестве. У Гарри родители погибли, у Брайана были живы – но лучше б они померли, когда он под стол пешком ходил: вреда б тогда они своему сыну нанесли в миллион раз меньше. А дальше год за годом эти люди учились сопротивляться среде: дома, в школе, на улице, на работе – везде они должны были доказывать, что имеют право на жизнь, имеют право на выражение своего мнения, имеют право на признание себя…
Вот только об одном своем праве они ничего не знали и потому за него не боролись – это право на любовь. Что такое война, они знали прекрасно, а вот что такое любовь, им никто никогда не рассказывал. И уж тем более не демонстрировал. Дети, изначально лишенные любви, не знавшие ее, не понимающие, что она такое, как с ней жить, оказались неспособны вступать в любовные отношения с другими людьми. И из-за этого вся их жизнь, несмотря на гиперуспешность в работе, в социуме и т.д., оказалась несостоятельной.
«ГП» типа детская книжка, поэтому тема любовных отношений героев там проходит тонюсенькой линией, но совершенно понятно даже из тех крошечных ремарок, что есть у Роулинг, что никакой любви с большой буквы в жизни Гарри и близко нет. И не будет. Ибо не сможет он с ней совладать, поскольку не умеет ею пользоваться.
В «Queer as folk» любовная линия – это основа сюжета, и уж там-то во всех подробностях показано, как и почему не может быть любви в жизни Брайана. «Моя мать фригидная сука. Мой отец был пьяницей и негодяем, который любил драться с нами. У них был ужасный брак. Может быть, поэтому я не желаю или не могу сформировать долговременные отношения. Кроме того, я пью как рыба, балуюсь наркотиками и предпочитаю промискуитет. Как результат я потерял двух самых дорогих мне в жизни людей».
Найдите в этих словах 10 отличий от того, как жил Гарри Поттер, поставив вместо слов «отец» и «мать» выражение «люди, которые заменили мне родителей с первого года моей жизни».
Гарри к моменту главной битвы своей жизни намного младше Брайана, каким мы видим его в фильме, поэтому он потерял еще не всех своих друзей: молодости свойственна романтичность, которая привлекает нахлебников, сосущих из героя соки; к зрелости же романтичность замещается цинизмом, что и произошло (по крайней мере внешне) с Брайаном, который фактически был полным одиночкой, запретив приживалам хотя бы жить на его собственной территории. Но и тот и другой к 30-летнему возрасту (возраст Брайана в начале фильма, возраст Гарри в эпилоге) совершенно очевидно остаются одинокими, даже если живут при этом в семье: вокруг героев всегда много потребителей, вот только с единомышленниками у них туго. Культовая фраза «герой должен умереть» в век политкорректности смягчилась до «герой должен остаться один». Ну спасибо и на этом. А счастья никто и не обещал.

Так о чем же эти произведения? Все просто.
У современного человека сформировалась физиологическая неспособность быть счастливым. От необходимости начать быть счастливым человек заболевает.
Одна моя подружка как-то пожаловалась, что, как только у нее в жизни что-то минимально налаживается и начинает приносить удовольствие, как она сразу же заболевает. Повыспросив ее немного, я отчетливо поняла, что это у нее такая реакция на счастье. Когда-то давно одна очень счастливая история закончилась для нее большим крахом для здоровья и психики. И теперь организм, чтобы не повторился тот же сильнейший крах, заранее уничтожает у нее возможность испытывать счастье, насылая на мою подружку болезни заранее. Этакая прививка от счастья: переживая болезнь в легкой форме в начале пути счастья, избавляем свой организм от большого краха в тот момент, когда и счастье наше тоже станет большим.
Мы боимся счастья, мы в него не верим, мы от него болеем. И поэтому его у нас нет. Ведь каждому воздастся по вере его.

Собственно, весь сей длинный спич был о чем? О том, что современная культура, а значит, философия, не созидает положительный, счастливый идеал героя. Общество хворает. Общество не умеет быть счастливым. У общества большие проблемы. Общество надо менять. И ориентация человека при этом не имеет никакого значения. Мы все – больны. И пока мысль наша не нашла ответа на вопрос, как именно нам излечиться. Лучшие образцы произведений искусства – по-прежнему трагедии. Так было в античности. Так остается и сегодня. Постоянство, достойное лучшего применения. Кажется, мы все-таки живем в эпоху конца цивилизации. Карфаген должен быть разрушен. Потому что в том виде, какой есть сейчас, он перестал быть жизнеспособным.

Рубрики:  Отзывы
ГП
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку