Сандро Боттичелли (1445–1510) |
Сначала его отдали в ученье к некоему Боттичелли, отличному золотых дел мастеру; от него он и получил свою фамилию. Но скоро обнаружилось в нем неодолимое влечение к живописи, и он стал учиться ей у монаха Филиппо Липпи.
У него перенял Боттичелли ту страстность в изображении трогательных мотивов, которою отличаются исторические картины Липпи. Оригинальная же черта собственного таланта его состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами, особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине; боги ветров осыпают ее дождем роз и гонят к берегу.
Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 г. стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. Согласно преданию, уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину на костре тщеславия. Несмотря на то, что позднее папа римский отлучил Савонаролу от церкви, Боттичелли больше не изображал обнажённую женскую натуру. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Усердно изучал Данте; плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 г. изданию дантова «Ада» (издание Магны).
Выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Известно, что у семьи художника был дом в квартале Санта Мария Новелла и доход от Виллы в Бельсгуардо. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти.
"Рождение Венеры" Ок.1482
Галерея Уффици, Флоренция
"Аллегория Добродетели"
1495
"Афина Паллада и Кентавр" 1482
Галерея Уффици, Флоренция
"Портрет Симонеты Веспуччи" Ок.1480
"Благовещение"
Ок.1490
Фреска Сикстинской капеллы
(деталь) 1482 Рим, Ватикан
Рубрики: | живопись Возрождение, Ренессанс Биография |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
... Все эти художники Возрождения быстро освоив технологию пяток и торсов,
заполонили ими стены – и бедное человечество, китайцы, немцы, датчане, англичане…
стоят в музее Флоренции смотреть на это торжество поз. Даже у самого вразумительного
из них, Боттичелли, ангел, вероятно сообщающий весть о будущем рождении бога-сына,
извивается в грациозных позах и женщина (будущая богоматерь) отвечает ему тем же,
очень сложными движениями торса, линией ног и рук, словно это сцена не информирования
о важнейшем событии на Земле, а сцена может быть соблазнения и туманного кокетства.
Зрители испытывают непонятный им и безусловный восторг, не имеющий отношения
никакого к христианству, жизни и поэзии – а это всего лишь одни туманно эротические намеки.
При этом на одеждах ангелов такое количество надутых складок, будто сзади дует ветер
– и понятно, что это за ветер, ненасытное желание получить много денег.
Другое дело эта же сцена у Леонардо, он как будто нарочно решил показать
кто есть кто в искусстве, кто торговец складками и позами – и кто возвышенный художник,
композиции которого не имеют цены.
У Леонардо ни малейшей суеты показать что-нибудь лишнее, все подчинено высокому духу
красоты земной и неземной, от одного лица ангела уже захватывает дух, а его движение рук
и фигуры, полны сдержанности и чистоты, преклонения и возвышенности
– вот уж поистине торжество духа, ума и веры.
Короче говоря, глаз отдохнул от фальшивых поз лишь на считанных картинах.
Рембрандта – преклоняющегося перед красотой обыденных мгновений жизни,
Гойи – замирающего от красоты тайн, таящихся за любым мгновением,
Шардена - влюблено глядящего на все в этом мире, и на лежащую книгу,
и на мальчика строящего карточный падающий забор … (десять имен может
и не удастся набрать) … Леонардо - зачарованного исследователя, поэзия души
которого охватила все формы человеческого познания (искусства, науки,
изобретательства и инженерного дела), Эль Греко – странного (сумасшедшего
может быть) искреннего и возвышенного в своей вере, пятерых упомянул,
пятерых мог и не заметить в толпе картин с пятками, локтями, плечами и носами …
ах да шестого упомяну, великого Джотто – скупого минималиста, открывателя
реализма с его полутенями, незыблемо верующего Христу в праздник земной жизни
и в праздник неземного существования…
Не проще ли было бы всех искренних и честных художников-гениев поместить
на одном этаже, а торговцев ремеслом рисовать ракурсы, пятки и локти на другом?
И этот вопрос надо задать музеям всего мира. И в России и в Париже, и в Лондоне и т.д.
И в одни залы ходить за высоким духовным искусством, а в другие залы,
как в кунсткамеру с отклонениями от человеческой природы, когда за деньги
рисуют задрапированные торсы не обозначающие ничего кроме наивного
мошенничества, т.е. залы, где художники вводят в заблуждение и зрителя и самих себя.
Можно сказать и менее обидно: в одних залах предлагается искусство, искренность,
поэзия для разглядывания, а во-вторых - представлены только технологии искусства...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |