-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии мои фото
мои фото
19:29 26.10.2010
Фотографий: 10
Посмотреть все фотографии серии по крышам нашего города
по крышам нашего города
14:37 29.05.2010
Фотографий: 23

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Sappho

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.02.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 321




Ещё Фрейд сказал, любовь - не более чем наркотический психоз параноидального типа на сексуальной почве.

С Днём Победы, дорогие ветераны, это Ваш праздник!

Понедельник, 09 Мая 2011 г. 11:09 + в цитатник
Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным.
Вечная слава победителям!

Спасибо фронтовикам за победу! Простите, что так мало сделали для вас.
f289b0981d948e83be0ce1bd5bc907c4_full (500x424, 39Kb)

Серия сообщений "история":
события российской истории
Часть 1 - Герой Советского Союза
Часть 2 - С Днём Победы, дорогие ветераны, это Ваш праздник!


Герой Советского Союза

Понедельник, 02 Мая 2011 г. 11:26 + в цитатник
pic17 (400x600, 246Kb)
Приближается наш гордый праздник - День Победы. На ум приходят имена героев, особенно тех юных девочек 17 - 18 лет, беззаветно отдавших жизнь за Родину, много их было, но имя Зои Космодемьянской выделяется из общего списка, не смотря на то, что стратегически ничего особенного она не свершила, выполняла боевое задание, находясь в партизанском отряде. Это была первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. С именем этой семнадцатилетней, зверски казненной девочки шли врукопашную, поднимали в огненное небо самолеты и ложились на вражеские амбразуры. Стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне. Её образ отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях. Подвиг её был скорее моральным, это подвиг верности, чести, долга и стойкости, ничто не смогло сломить её.

Зоя Анатольевна Космодемьянская родилась 8 сентября 1923 года в селе Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области, в семье потомственных местных священников. В школе Зоя училась хорошо, особенно увлекалась историей и литературой, мечтала поступить в Литературный институт. В приведённых воспоминаниях и документах Зоя Космодемьянская предстает перед нами натурой сложной, утонченной, романтически-возвышенной, болезненно реагирующей на несовершенство мира, его несоответствие высоким идеалам.
31 октября 1941 года Зоя, в числе 2000 комсомольцев-добровольцев, явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части, официально носившей название «партизанской части 9903 штаба Западного фронта». После короткого обучения Зоя в составе группы была 4 ноября переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием (минирование дороги). 17 ноября вышел Приказ ВГК № 428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом», с каковой целью «разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог». - Приказ СВГК СССР № 428 от 17.11.1941.
816380d3cea2 (640x585, 66Kb)
kosm1 (283x377, 24Kb)
Плен, пытки и казнь Зои Космодемьянской
С наступлением вечера 28 ноября, при попытке поджечь сарай С. А. Свиридова (одного из назначенных немцами стражников), Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные последним квартировавшие немцы схватили девушку (около 7 часов вечера). Свиридов за это был награждён бутылкой водки (впоследствии приговорён судом к расстрелу). На допросе она назвалась Таней и не сказала ничего определённого. Раздев догола, её пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. К истязаниям Космодемьянской пытались присоединиться также местные жительницы Солина и Смирнова (погорелицы), бросившие в Космодемьянскую котелок с помоями (Солина и Смирнова впоследствии были приговорены к расстрелу).
Боевая подруга Зои Клавдия Милорадова вспоминает, что во время опознания трупа на Зоиных руках была запёкшаяся кровь, ногтей не было. У мертвого тела кровь не течет, значит, при пытках Зои были также вырваны ногти.
В 10:30 следующего утра, Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель домов». Когда Космодемьянскую подвели к виселице, Смирнова ударила её по ногам палкой, крикнув: «Кому ты навредила? Мой дом сожгла, а немцам ничего не сделала…».
448f60d82545 (700x525, 96Kb)
Саму казнь одна из свидетельниц описывает следующим образом:
0_39266_5e641e07_XL (550x320, 45Kb)
part6 (550x461, 134Kb)
До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали её фотографировать… При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть — это моё достижение». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Офицер злобно заорал: «Русь!» «Советский Союз непобедим и не будет побеждён», — все это она говорила в момент, когда её фотографировали… Потом подставили ящик. Она без всякой команды стала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись.
23503F8EF26FECAAF233B37CA834 (336x498, 42Kb)
В «Акте опознания трупа» от 4 февраля 1942 года, проведённого комиссией в составе представителей ВЛКСМ, офицеров Красной Армии, представителя РК ВКП(б), сельсовета и жителей села, об обстоятельствах гибели на основании показаний очевидцев обыска, допроса и казни установлено, что комсомолка Космодемьянская З. А. перед казнью произнесла слова призыва: «Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён». Обращаясь к немецким солдатам, Зоя Космодемьянская сказала: «Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас не вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов».
34649f542054 (650x453, 90Kb)
Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни.
0_39268_7a524fc7_XL (550x380, 54Kb)
Впоследствии Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
1250674219_3 (525x700, 126Kb)

Приведённые здесь снимки казни Зои были найдены у одного из убитых солдат вермахта.

Серия сообщений "история":
события российской истории
Часть 1 - Герой Советского Союза
Часть 2 - С Днём Победы, дорогие ветераны, это Ваш праздник!


Метки:  

Список памятников Барнаула

Четверг, 03 Февраля 2011 г. 21:31 + в цитатник
"Я люблю Алтай крепко. С каждым годом любовь моя растет.
И не знаю, чем я возмещу Алтаю ту радость и счастье,
которым он меня наделяет каждый день, каждую минуту."
В.Я. Шишков

Последнее время, всё чаще испытывая профессиональный "зуд", задалась необходимостью представить на всеобщее обозрение хотя бы перечень объектов культурного наследия нашего края. Хотя кого я обманываю, это чувство сильнее, его можно назвать преданной любовью к своей земле, оно ищет выхода, своей реализации и если не находит её, отзываются великой болью, но сердце не устанет страдать за своё, родное! Поэтому ищу пути решения... Одно дело рассуждать, совершенно другое - защищать искусство, пытаться сохранить наследие, когда его значение упразднилось и принизилось тем, кем в первую очередь должно было охраняться, но "боги" горшки обжигать не желают, проще по карманам у неимущих шариться... так вот, не о том сейчас речь, заниматься охраной культурно-исторического наследия невыносимо трудно, когда многие из родных граждан не знакомы с их историей и порой не имеют представления о том, что перед ними памятники, датирующиеся 18, 19 столетием. Сереброплавильные заводы, целые комплексы, принадлежавшие царской семье, здания купеческого Барнаула прирастают культурными слоями, выветриваются, разбираются местными жителями по кирпичикам и мало кому до этого есть дело. Не от того, что местные жители варвары, им, этим жителям, самим не сладко живётся, потому, что до них тоже нет никакого дела....
Поймите меня правильно, я не пытаюсь размахивать руками над руинами, взывая к совести тех, кто её не имеет, а те, кому небезразлично, не станут озадачивать себя этими вопросами, понимая, что на такой хромой кобыле, как наша социальная политика, далеко не уедешь. Как ни крути, рыба с тухлыми мозгами отталкивающее зрелище, а ещё считается, что рыба гностический символ раннего христианства, вот и получается, всё тело пало жертвой этой самой головы, страдающей геморроем чиновничьего мозга. Впрочем, продолжать о наболевшем можно бесконечно, если же вас заинтересует что же за необходимость такая охранять все эти памятники, задайтесь вопросом, зачем вам чтить память своих отцов, не проще ли насрать им на могилы?

Ну, что ж, полагаю начать стоит с памятников Барнаула, в дальнейшем планируется фрагментарно охватить искусство Сибири в таких аспектах, как региональная школа живописи, традиция иконописи Сибири, народное творчество, театр, литература, кино, выдающиеся личности, родившиеся на Алтае: великий русский писатель Георгий Дмитриевич Гребенщиков, художник импрессионист А.О. Никулин, основатель традиции алтайской школы живописи. ученик И.И. Шишкина Г.И. Чорос-Гуркин, летчик-космонавт Герой Советского Союза Герман Титов, наш всеми любимый писатель, актёр, режиссёр Василий Макарович Шукшин, киноактриса Екатерина Федоровна Савинова - этот очень большой список, алтайская земля богата на таланты. Итак...
В Барнауле насчитывается более 40 монументальных фигур, бюстов, скульптурных групп и обелисков; а также около 60 мемориальных досок. Подавляющее большинство памятников относится к советской эпохе, однако, сохранились также и несколько монументов дореволюционного периода.
Памятники, созданные до 1917 года:
Демидовский столп
Демидовский столп — обелиск в честь 100-летия горного дела на Алтае. Расположен в Центральном районе Барнаула на Демидовской площади. Первый камень был заложен 18 июня 1825 года, а закончилось строительство в 1839 году. Демидовский столп сооружён из 12-ти блоков серого гранита. Высота обелиска — 14 метров, основание покоится на 4-х чугунных опорах, лежащих на высоком постаменте. На гранях постамента были установлены бронзовые литые доски с надписями: «Столетию Колывано-Воскресенских заводов, совершившемуся в царствование императора Александра I лета 1825 года», «Колывано-Воскресенские заводы основаны статским советником А. Н. Демидовым в 1725 году. Вступили в собственность Императорского Величества в царствование императрицы Елизаветы в 1747 году». Для постамента на Гурьевском заводе был отлит чугунный овальный барельеф с портретом А. Н. Демидова. После революции памятник хотели разрушить, однако этого не получилось сделать: в связи с прочностью постройки обелиска, новые руководители города смогли лишь снять барельеф. Сегодня обелиск является памятником федерального значения.
Демидовский столб (699x533, 73 Kb)


Памятник Н. М. Ядринцеву
Н. М. Ядринцев прожил в Барнауле всего несколько дней в 1894 году, и 7 июня, будучи в состоянии аффекта, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Почитатели его таланта поставили в 1904 году на могиле Николая Михайловича (Нагорное кладбище) памятник на гранитном пьедестале с надписью «Сибиряки — писателю-публицисту». Бюст из бронзы для был отлит по модели скульптора Сибирякова, а стелу и сам саркофаг спроектировал архитектор Шулев. Памятник простоял до 1936 года, после чего почти весь был отправлен на переплавку. В 1956 году крайком КПСС постановил восстановить скульптуру — на этот раз её отлили из алюминия. В 2000-е годы охотники за цветным металлом два раза спиливали голову у памятника, но оба раза её удавалось восстановить.

Памятники советской эпохи:
Памятники В. И. Ленину:
* Памятник Ленину на площади Советов — установлен в 1967 году в честь 50-летия Октябрьской революции (скульптор И. Д. Бродский, архитектор В. В. Казаринов). Бронзовая фигура высотой 5,8 м была отлита на заводе художественного литья в Мытищах. Пьедестал изготовлен из гранита группой каменотёсов под руководством А. С. Яковлева. Высота памятника с постаментом — 10 м.
* Памятник на пересечении улицы Анатолия и проспекта Ленина — установлен в 1937 году перед зданием крайкома КПСС к двадцатилетию советской власти. Фигура отлита из бетона и является вариацией ныне демонтированной скульптуры работы С. Д. Меркурова в Зале заседаний Большого Кремлёвского дворца; постамент памятника возведен по проекту архитектора А. В. Баранского. Из-за позы памятника и драпировки, присутствующей в его композиции, путеводитель по России британского издательства Lonely Planet назвал данный памятник «Ленин-Тореадор» (англ. Lenin the Toreador).
* Памятник на площади Октября — в 1937 году на этом месте располагался памятник И. В. Сталину, однако в 1956 году он был демонтирован и вместо него установлена скульптура В. И. Ленина, а с постамента были полностью убраны все надписи. Эта скульптура стала идейной, но не архитектурно-пластической доминантой окружающей территории. По задумке авторов, рука статуи должна была указывать вперёд, однако, из-за планировки площади, это направление не совпадало с задуманным (трассировкой главной улицы города — проспектом Ленина). Рука указывала на Гастроном под Шпилем. По некоторым версиям, это служило поводом для многочисленных шуток среди барнаульцев, и руку было решено опустить на уровень груди. Следы этого изменения видны и сегодня — неаккуратно заделанные швы и неестественная поза фигуры.
* Памятник в Нагорном парке — находится на центральной площадке бывшего ВДНХ.
Памятник Ленину на пл (450x600, 80 Kb)
Памятник Ленину на пл. Октября в Барнауле

Памятник И. И. Ползунову
Был установлен в 1980 году на проспекте Ленина перед главным корпусом АлтГТУ. Памятник создан скульптором И. Д. Бродским и архитекторами А. Д. Шмидтом, Г. А. Сыромятниковым, а отлит на заводе художественного литья в Мытищах. Высота сооружения составляет 7 м. На гранитном постаменте находится бронзовая фигура изобретателя, а рядом 2 цилиндра — основная деталь созданного им пароатмосферного двигателя. На постаменте есть надпись: «Облегчить труд по нас грядущим».
 (350x494, 42Kb)

Памятник В. М. Шукшину
Памятник находится на пересечении улиц Юрина и Шукшина. Фигура писателя отлита из латуни по проекту скульпторов М. Кульгачёва и Н. Звонкова в 1988 году. Ежегодно в сквере перед памятником проходят «Шукшинские чтения».
фото В.Галенко.
фото В (389x526, 242 Kb)
фото В.Галенко.

Памятник целиннику

Монумент, изображающий мужчину-целинника в кепке и пиджаке, накинутом на плечи, расположен в Ленинском районе Барнаула на улице Антона Петрова. Статуя возведена в 1984—1985 годах к 30-летнему юбилею поднятия целины на Алтае. В 2000-е годы неизвестные трижды снимали табличку с памятной надписью с постамента памятника.
 (700x525, 81Kb)

Памятники-бюсты:
* Памятник Кире Баеву — бюст пионера-партизана Кирилла Осиповича Баева установлен в 1970 году на площади Текстильщиков перед зданием Молодёжного театра. Скульптор П. Л. Миронов П. Л., архитектор В. Э. Остен-Сакен.
* Памятник Ф. Э. Дзержинскому — бюст руководителя ВЧК Феликса Дзержинского в 1988 году был установлен перед зданием Главного управления МВД по Алтайскому краю на проспекте Ленина, однако, в 2000-е годы памятник перенесли вниз по проспекту к зданию ФСБ. Архитектор Г. С. Крамаренко, скульптор А. Бичугов.
* Памятники М. А. Лисавенко — один бюстов в честь академика М. А. Лисавенко установлен перед главным корпусом Алтайского государственного аграрного университета, а другой в 1967 году был открыт рядом со зданием Алтайского НИИ садоводства.
* Памятник Е. М. Мамонтову — бюст главы партизанского отряда времён Гражданской войны с 1982 года находится на пересечении улицы Льва Толстого с проспектом Ленина. Архитектор Г. Г. Протопопов, скульптор К. Г. Чумичев.
* Памятник П. А. Плотникову — установлен на площади Свободы в июле 1953 года по проекту скульптора В. М. Терзибашьяна и архитектора Н. Г. Минаева. Бронзовый бюст стоит на 3-х метровом гранитном постаменте, который украшен рельефным изображением дубовой ветви. На лицевой стороне — бронзовая мемориальная доска, где высечены слова указа от 27 июня 1945 года о присвоении П. А. Плотникову звания дважды Героя Советского Союза и второй медали «Золотая Звезда».
* Памятник И. В. Присягину — открыт в 1983 году перед зданием Барнаульского горкома КПСС (ныне один из корпусов АлтГАКИ). Бюст создан по проекту скульптора К. Г. Чумичёва и архитектора Г. Г. Протопопова. Постамент из мрамора имеет высоту около 8 м, а сам памятник отлит из бронзы. На постаменте существует памятная надпись о первом председателе Барнаульского губкома РКП(б).
* Памятник В. Е. Смирнову — открыт в 1988 году перед зданием управления Барнаульского станкостроительного завода на улице Кулагина. Выполнен по проекту архитектора С. Ф. Зенкова и скульптора В. Ф. Рублёва. На гранитном постаменте высотой 3 м установлен бюст Героя Советского Союза, повторившего подвиг А. Матросова.
* Памятник К. Д. Фролову — открыт в 1987 году перед зданием Машиностроительного техникума на проспекте Ленина в честь К. Фролова, русского гидротехника и изобретателя. Проект архитекторов К. М. Пентешина, А. П. Богомольца, С. А. Боженко и В. А. Кашина.
* Памятник М. К. Цаплину — установлен 5 ноября 1977 года в 60-летнюю годовщину Октябрьской революции на проспекте Ленина около здания городской администрации. Выполнен по проекту скульптора П. Л. Миронова и архитектора Н. А. Рудзе из гипса. На постаменте есть памятная надпись о председателе ВРК и барнаульского совета рабочих и солдат, расстрелянном белогвардейцами.
 (450x600, 101Kb)
Памятник-бюст И. И. Ползунову. на его могиле.

Монумент Победы
Находится на площади Победы. В 1971—1975 годах на месте бывшего клуба железнодорожников сформировался архитектурно-монументальный ансамбль в честь победы в Великой Отечественной войне. Была установлена 24-метровая стела на гранитном постаменте и бетонный редут в виде разорванного с двух сторон кольца, а также группа «Прощание» высотой 6 метров. В мемориальный комплекс входят: сквер, 8 чаш с Вечным огнем (по родам войск), 14 тысяч фамилий погибших войнов Алтайского края и Героев Советского Союза, высеченные на стенах редута.
На стеле находятся рельефы. С одной стороны монумента они посвящены теме «Сибиряки и фронт» и раскрываются в сюжетах: клятва воинов на оружии; проводы уходящих воинов на фронт; призыв комиссара в бой и победа. Сюжетная канва другого рельефа: «Сибиряки и тыл» развивается также ярусно: Родина-мать зовет; труд в сельском хозяйстве; труд в промышленности; встреча воинов и Победа. Оба рельефа имеют сюжетное развитие снизу вверх, начинаются цифрами «1941» и венчаются цифрами «1945».
 (375x500, 50Kb)

Сквер павших борцов за социализм
Мемориальный комплекс находится на аллее проспекта Ленина между кинотеатром «Родина», городской администрацией и стадионом «Динамо». Представляет собой композицию из стел, братских могил, монумента с вечным огнём. Строительство комплекса проводилось с 1920 года с некоторыми перерывами и закончилось лишь к 50-летнему юбилею Октябрьской революции. Окончательный вариант памятника принадлежит проекту архитектору В. Л. Казаринову и скульптору В. Ф. Добровольскому.

Место массовых расстрелов борцов за советскую власть
В 1957 году на месте расстрелов красноармейцев во время Гражданской войны в Нагорном парке был открыт памятный обелиск. Архитекторы Д. Б. Баженов, П. Л. Миронов, художник В. Я. Добровольский.

Памятники авиационной тематики
В 1945—1999 годах в городе существовало Барнульское высшее военное авиационное училище лётчиков. Это предопределило наличие на улицах Барнаула нескольких памятников в виде бывших учебных самолётов, установленных на высокие постаменты.
* Л-39 — установлен в 2000 году на улице Взлетная на месте деревянного здания старого городского аэродрома.
* Як-52 — находится перед зданием краевого РОСТО на проспекте Ленина, 148.
* Як-28 — расположен на Комсомольским проспекте перед бывшим военным городком авиационного училища

Современные памятники:
Памятник А. С. Пушкину
В день 200-летия со дня рождения поэта в 1999 году на пересечении улицы Пушкина и проспекта Ленина был открыт памятник из бронзы по проекту скульптора М. Кульгачева. На постаменте имеется надпись «Певцу любви — любовь награда». Сегодня в сквере перед памятником регулярно проводятся церемонии вручения Пушкинских премий, кроме того, само место достаточно популярно среди молодожёнов, которые приезжают сюда возложить цветы.

 (336x448, 53Kb)

Памятник В. С. Высоцкому
Барнаул - один из немногих в России, где установлен памятник Высоцкому. Его открыли 14 сентября 2002 года.
Автор памятника - Николай Звонков, уже известный барнаульцам по скульптуре писателя Василия Шукшина.
Памятник (бюст) Высоцкому Барнаул (377x600, 63 Kb)

Нулевой километр
В 2003 году на площади Советов был установлен гранитный столб высотой около 6,5 м. По замыслу создателей, от этого места начинается отсчёт расстояний в Алтайском крае, поскольку рядом с нулевым километром находится Главпочтамт. Венчает столб ваза, изготовленная специалистами Колыванского камнерезного завода. Вокруг памятника выложена мозаикой роза ветров с двенадцатью знаками зодиака.
 (700x525, 77Kb)

Памятник В. Р. Цою
Скульптура культового рок-музыканта Виктора Цоя была установлена 20 ноября 2010 года перед корпусом педагогической академии на Социалистическом проспекте. Фигура музыканта с гитарой в руках как бы вырастает из каменной стелы, а над головой у него простирается своеобразный полукруг, символизирующий «свет звезды по имени Солнце». Средства на создание памятника собирали за счёт концертов в поддержку проекта, частных взносов и спонсоров.
 (500x659, 193Kb)
 (494x699, 184Kb)

Памятник жертвам политических репрессий
4 ноября 2010 года на площади Свободы открыт памятник жертвам политических репрессий. Скульптура «Прощание» изготовлена еще в 1987 году скульптором и художником Прокопием Алексеевичем Щетининым. Анатолий Прокопьевич Щетинин, художник, галерист, общественный деятель, в память отца воплотил этот проект. Скульптура выполнена из бронзы, имеет высоту 4,5 метра и вес 3,5 тонны. Изготовлена на заводе ЗиЛ в Москве. Камень для постамента из красного гранита отшлифован в Санкт-Петербурге. Часть средств на создание монумента собрана за счёт добровольных пожертвований горожан, а также таких личностей, как Дмитрий Зимин, Михаил Задорнов, Александр Лебедев, Михаил Прохоров.
 (370x419, 100Kb)

Проблема сохранности памятников:
После распада СССР проблема сохранности памятников в Барнауле стала довольно актуальной. Из всего перечня монументов, лишь Демидовский столп имеет статус памятника федерального значения. Наиболее ценные с исторической и художественной точки зрения монументы, бюсты и статуи (в основном посвященные военной и революционной тематике) переданы на баланс муниципалитета. В 2006 году администрация Алтайского края выпустила постановление, в котором определяются правила установки оборудования и оформления территорий вокруг памятников истории и культуры. Например, запрещено размещение стационарного оборудования; крепление оборудования к монументам; повреждение мощеной поверхности; использование пиротехнических средств вблизи памятников. Менее значимые памятники отданы под шефство различным организациям, рядом с которыми они расположены.
Тем не менее, в городе часты случаи вандализма — кражи частей памятников, разрушения или порчи монументов, ограды. Неоднократно этому подвергались статуи целинника, Пушкина, бюст Ядринцева, Мемориал Славы.

Вопрос востребованности культурного наследия является одним из острых, наравне с проблемами защиты окружающей среды, потому что это наследие находится на грани утраты. Стоит задуматься...

Подробнее с памятниками Барнаула можно ознакомиться на сайтах:
http://cbs.lib.secna.ru/ouredition72.html
http://www2.barnaul.org/gorod_1/archi/monument/
http://www.barneapol.ru/buildings/list.php?building=monuments
Рубрики:  культура Барнаула

Метки:  

Медовый Спас

Воскресенье, 15 Августа 2010 г. 22:47 + в цитатник
«Медо́вый» или «ма́ковый» Спас, также Пе́рвый Спас — народное название в России православного праздника в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю), в честь Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.

 (628x480, 63Kb)

В русской традиции:

В Русской Церкви этот праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен Андреем Боголюбским в 1164 в ознаменование победы над волжскими булгарами. Также в народном сознании этот праздник наложился на празднование крещения Руси в 988. По традиции, совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.

 (699x466, 228Kb)

Макавей:

14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белой Руси — макатером.

Съедобный мак был распространённым и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачёк с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

 (500x375, 34Kb)

«Спас на воде»:

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.

Медовый Спас:

Медовым называют первый Спас, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Кроме того, лишь в медовый Спас по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.


 (640x382, 37Kb)
Рубрики:  события

второй диплом

Четверг, 22 Июля 2010 г. 20:35 + в цитатник
28 июня этого года происходило вручение дипломов. Это уже второй диплом о высшем, на этот раз педагогическом образовании, профилирующей для меня, по-прежнему, остаётся профессия искусствоведа. До сих пор не могу расстаться с любимым факультетом, пошла по пути повышения квалификации, получая дополнительные учёные степени, вот и на данный момент обучаюсь в магистратуре факультета искусств.

 (604x453, 45Kb)
(теперь дипломы можно благополучно складывать стопочкой на полочку и, при необходимости, использовать как пресс, закатывая, например, малосольные огурцы )

День вручения дипломов, мы, с коллегами - педагогами, решили отпраздновать, заранее заказав лимузин и шампанское для прогулки по родному городу, с последующим перемещением в ночной клуб "Сова".)))
Но, должно сказать, день выдался непростым, будучи смотрителями галереи родного факультета искусств (такова практика магистрантов нашего факультета), пришлось нести двойную нагрузку, поскольку именно в этот день нам завезли новые экспонаты, и первостепенной задачей для нас должно было быть переформирование действующей экспозиции. Но, тем не менее, мы всё благополучно завершили и успели к тому времени, на которое у нас была заказана машина. Развесили экспонаты и благополучно избежали зоркого глаза нашего профессора, который, при худшем стечении обстоятельств, заставил бы нас находиться в галерее до позднего вечера и тогда прощай праздник...


 (699x464, 110Kb)

К сожалению, день выдался пасмурным, и мои спутницы, одетые в лёгкие платья, рисковали простудиться под дождём, чего не скажешь обо мне... как-то не тянуло меня в тот день мёрзнуть, решила, в коем-то веке, одеться по погоде…


 (699x464, 104Kb)
 (464x698, 86Kb)
 (699x464, 94Kb)

Сделав пару кругов по городу, приехали на новый мост через реку Обь, продолжили фото-сессию там, несмотря на усиливавшийся ветер..))))
 (699x464, 133Kb)
 (464x698, 108Kb)
 (699x464, 61Kb)

дальше наш маршрут предполагал движение в строну ночного клуба... ))

 (699x654, 138Kb)

 (699x464, 88Kb)
Рубрики:  события

Метки:  

Женская любовь в стиле модерн (продолжение)

Суббота, 29 Мая 2010 г. 13:19 + в цитатник
График эпохи модерна Герда Вегенер

Герда Вегенер (1886 — 1940) — датская художница и график, знаменита своими эротическими миниатюрами на тему лесбийской любви. Во время учебы в Королевской академии искусств Герда Готлиб познакомилась с молодым художником Айнером Вегенером, за которого и вышла замуж в 1904, приняв его фамилию. После окончания образования Герда Вегенер со своим мужем поселилась в Париже.
 (550x434, 66Kb)
Ее муж, будучи от природы женственным, позировал ей в качестве модели для изображения женщин. Со временем Айнер Вегенер стал носить дамские одежды и представлялся сестрой Герды Вегенер под именем Лили Эльбе. В итоге он принял решение изменить свой пол.
С этой целью чета Вегенеров переехала в Германию, где Айнеру была сделана первая в истории операция по изменению пола. Когда этот факт был предан огласке, король Дании в октябре 1930 расторг брак Герды и Айнара.

Герда Вегенер 1925 г. Франция
 (687x510, 190Kb)

Эротические рисунки Герды Вегенер
 (450x452, 63Kb)

Диверсии Эроса. Герда Вегенер 1925 г. Франция
 (590x565, 82Kb)

Серия иллюстраций, типичных для ранних 1920-х годов. Герда Вегенер
 (590x515, 117Kb)
 (521x520, 170Kb)
 (542x541, 179Kb)
Рубрики:  тема в живописи

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Поздравьте барнаульцев с долгожданным теплом!))))

Четверг, 27 Мая 2010 г. 20:37 + в цитатник
 (640x402, 113Kb)
площадь Сахарова
 (700x467, 121Kb)





























фонтан на площади Советов
 (320x480, 25Kb)
 (421x640, 67Kb)
В коем-то веке в столице Алтайского края наступили тёплые деньки. Пригретые солнцем жители Барнаула к величайшей радости поскидывали демисезонную одежду и в полной мере наслаждаются теплом. Второй день погода необычайно жаркая около 30 градусов, учитывая, что ещё два дня назад температура воздуха не превышала 12 градусов. Это действительно странно, когда один день приходится надевать чуть ли не зимнюю куртку, но даже это не помогает тебе согреться, а на следующий – и в майке уже жарко. В этом году в Барнауле наблюдалось повышение температуры воздуха до 30 градусов в самом начале апреля, снег сошёл моментально, аномальная для начала апреля жара длилась около 4-х дней, а потом наступил жёсткий холод, непогода, штормовые ветра и очень низкая температура и так вплоть до 25 мая. Такие капризы погоды даже для резко-континентального климата немного перебор... Пока солнце греет, но Алтайский Гидрометцентр обещает очередное похолодание после 28 мая и беспрерывные чуть ли не муссонные дожди, по крайней мере, в течение ближайшей недели.
По сводкам того же Гидрометцентра погодных катаклизмов и аномалий на Алтае будет все больше.
«Капризы погоды на Алтае, которые наблюдают жители региона в последнее время, скоро станут почти нормальным явлением. Минувший 2009 год стал чуть ли не самым аномальным за последнее 10-летие. Как рассказал корреспонденту asfera.info начальник отдела наблюдений Алтайского Гидрометцентра Борис Леконцев, в прошлом году на Алтае была аномально теплая весна, аномально холодное лето, выпало рекордное количество осадков. А февраль и декабрь 2009 стали рекордно холодными за последние несколько лет.
«Но в целом среднегодовая температура в прошлом году на 0,2 градуса выше предыдущих лет. Это говорит о том, что сейчас у нас идет изменение климата, средняя температура воздуха повышается из года в год. Но это приводит к резкой смене погодных условий. И в будущем мощность данных климатических изменений будет только нарастать. А это значит, что аномалий будет все больше и больше», - рассказал Борис Леконцев.
Вместе с тем, синоптики заявляют, что Алтайский край находится в наиболее выгодном положении, так как расположен в центре материка. В то время как в прибрежных городах и странах природные катаклизмы достигают гораздо больших размеров, обладают разрушительной силой и уносят человеческие жизни. Алтаю, по крайней мере, не грозят сильные наводнения. А вот аномальные морозы и жара, ураганы, выпадение осадков – вполне ожидаемы. Так что жителям края придется привыкнуть к резкой смене температур, к неожиданным приходам циклонов, антициклонов и возникновению экстремальных погодных условий».
Вот такие вот неутешительные прогнозы.… А толку-то, что в центре материка? Алтайцам от этого не легче. Всю зиму вон мороз 40 С, поотмораживали себе всё что можно, и до сих пор не отогрелись, весны-то как таковой и не было… и лета, возможно, тоже не будет… А люди склонны искать причину бедствий в обстоятельствах внешних, при этом объектом недовольства зачастую оказывается государственный строй, президент, чиновники, судьба, небо или всё вместе. Но, так или иначе, погода для аграрного края весьма важна, что поделать, коль из-за сурового климата урожай нормальный раз в 12 лет, вот и получается зона непредвиденного земледелия, а там уже и экономика сами знаете... Да вот ещё любопытно, что сталкиваясь с непреодолимыми обстоятельствами, пытаемся найти мистические объяснения своих бед, тут и приближающийся конец света виноват и матушка природа карает (что, впрочем, вероятнее всего) и предполагаемое проклятие Акинфия Демидова (1678 — 1745), основателя металлургических предприятий на Алтае, тут же… и всё это на наши несчастные головы в виде сильнейших капризов погоды.
Рубрики:  события

Метки:  

Предания городской старины

Четверг, 27 Мая 2010 г. 19:11 + в цитатник
Чем старее город, тем больше в нем различных загадок, о нем складывают легенды и передают их из поколения в поколение. Вспомним хотя бы средневековые замки, населенные привидениями. Но ведь и Барнаулу, основанному в 1730 году, уже без малого три столетия. Какие же легенды знают сами жители нашего города?
 (700x525, 160Kb)
Пожалуй, наиболее известной является легенда о Голубой даме. Согласно ей, в XIX веке в здании, где сейчас располагается городская администрация, жил начальник горного округа вместе с женой. Узнав о любви к молодому ссыльному офицеру, женщину замуровали в здании.
В начале 80-х годов прошлого века известный писатель уроженец Алтайского края Марк Юдалевич поведал об этой истории в своей книге. И именно выход этой книги послужил толчком к широко распространившемуся мнению, что призрак дамы гуляет по коридорам Думы, а ночью выходит на балкон. Некоторые утверждают, что видели ее там, другие слышали голос, третьи наблюдали даму около ее бывшего дома. Не остались в стороне от этой истории и сами журналисты. Корреспонденты барнаульского издания еще в 2002 году в полночь 8 марта отнесли и положили на балкон букет роз. И отныне это стало традицией. Что же рассказывают те, кто видел Голубую даму? Одна барнаульская девушка как-то рассказала один любопытный случай: «Однажды мы с моим молодым человеком гуляли по проспекту Ленина. Было уже поздно, но ночь была лунная и теплая, и очень не хотелось идти домой. Шли мы, кстати, по противоположной стороне от здания городской администрации. Внезапно Саша (так зовут молодого человека) потряс меня за руку: «Смотри!» Он просто ткнул пальцем в сторону здания на противоположной стороне. Я увидела светлое голубое пятно и была абсолютно уверена, что это свет от фонарей. Мы подошли поближе и через несколько минут свечение, немного повисев в воздухе над балконом, исчезло. Я до сих пор не знаю, что это было. Действительно ли та самая Голубая дама или просто оптический эффект, но мурашки по телу пробежали, признаюсь честно, захотелось просто поскорее уйти оттуда».

Администрация и городская дума Барнаула
 (500x375, 62Kb)
Голубая дама
 (509x699, 85Kb)

Еще одна легенда связана с этими же местами. По легенде между Дворцом бракосочетаний и соседним зданием существует подземный ход, в котором приводили в действие приговор о смертной казни. А в самих подвалах зданий содержали заключенных, которым предстояло быть расстрелянными. О привидениях этих людей часто рассказывают работники зданий. Сотрудница компании, расположенной в соседнем здании, рассказывает: «Однажды мы с коллегой задержались на рабочем месте, была зима, и уже в 7 часов на улице было очень темно. В здании кроме нас еще были двое охранников. Внезапно мы услышали громкий звук (как нам показалось, что-то упало). Мы вышли из кабинета и направились в ту сторону, где должны были быть мужчины. Но они сказали, что ничего не слышали. Звук повторился вновь, и мы, уже забеспокоившись, опасливо переглянулись. В здании, кроме нас, точно никого нет. Охранники оставили нас на своем посту, а сами пошли проверить, что случилось. Уже через 10 минут они вернулись и сказали, что это шутят привидения. Мы не оценили юмор и ушли домой. На следующий день мы узнали, что такой звук повторился еще несколько раз. Что это было, до сих пор никто не знает».
 (400x300, 35Kb)

Существует и легенда, связанная с известной исторической личностью - Акинфием Демидовым (1678 — 1745). Указ о передаче выплавленного серебра в казну разгневал Демидова, и он перед смертью проклял все заводы. Указ о передачи всех алтайских заводов был подписан 1 мая 1747 года и, якобы в ознаменование его проклятия, в майские дни на местах, где стояли заводы, время от времени происходят страшные бедствия. 2 мая 1793 года барнаульский завод постигло большое наводнение. Долго стоял лед, Барнаулка поднялась, прорвала плотину и завод буквально смыло. 2 мая 1917 случился сильный пожар. Продолжаются странные события и в наше время. Гостиница «Империал», которую начали восстанавливать барнаульские предприниматели, сгорела, когда была уже почти готова. Несколько лет назад, на майских праздниках, сгорело здание БТИ, располагавшееся в районе Старого базара. По легенде именно из-за этого в майские дни горят здания в старой части города. Действительно, цепь пожаров происходит в Барнауле именно в мае, вспомним хотя бы пожар 1917 года, пепелище на месте бывшего БТИ, сгоревшую гостиницу «Империал», пожары здания бывшего военного госпиталя и богодельни, где в настоящий момент расположен магазин "Мария-Ра" (район площади Спартака).
 (450x308, 24Kb)
Акинфий Демидов
 (375x500, 229Kb)

Многие барнаульцы верят и в то, что под городом, начиная в районе ЦУМа и заканчивая речным вокзалом, пролегает тоннель, по которому свободно могут проехать два автомобиля.
А то, что практически во всех парках города есть захоронения, уже даже и не легенда. Черепа и кости, по словам горожан, находят до сих пор, когда строят новые дома или роют погреба. Как говорят некоторые жители города, именно поэтому во многих квартирах, расположенных в таких районах, происходят странные вещи. Приведём один из рассказов. По словам самих же строителей, район Мастерских (что на Павловском тракте) тоже был построен на месте захоронений. Люди, которые живут в этих домах, часто по ночам видят умерших, а утром не могут понять, сон это был или явь.
На собственном опыте могу привести в пример одно такое странное место в нашем городе - это парк Изумрудный, бывшее купеческое кладбище, и кладбищенская церковь, место, где отпевали усопших, в советское время перестроили в планетарий. Небольшой экскурс в историю: Наш барнаульский планетарий — один старейших планетариев в России, был открыт 11 марта 1950 года (6-й по счету из 25 ныне действующих в России) в здании бывшей Крестовоздвиженской церкви. Здание церкви построено в начале XX века и является памятником истории и архитектуры.
Сотрудники барнаульского городского планетария также уверены в том, что в их здании обитает призрак. Он бродит по помещениям и двигает стулья. А вот по Краевой детской консультативно-диагностической поликлинике, расположенной по адресу Гущина, 179, уже несколько лет скитается призрак молодой женщины. Почти каждый день врачи и посетители поликлиники ощущают невидимое присутствие в кабинетах, а по ночам охранники слышат стук женских каблучков, разносящийся по пустым коридорам.
 (287x367, 43Kb)
Барнаульский планетарий
 (560x362, 36Kb)

Это своеобразный фольклор, связанный с историей Барнаула. Научный состав Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая прокомментировали это следующим образом. "Легенд в Барнауле действительно существуют немало. Почти все они относятся к XVII-XIX векам, к временам, когда в Барнауле существовала еще только так называемая «старая часть». Наиболее распространенной является легенда о Голубой даме, которой посвящена целая экспозиция в музее "Легенда о Голубой даме" (предания городской старины), а также в ГМИЛИКА существует экспозиция "Золотая давность Барнаула" (из истории культуры родного города), где можно познакомиться не только с легендами нашего города"(ну, да, самый искусствоведческий подход, мол, городские легенды очень даже не беспочвенны,… а вы приходите к нам на выставку и сможете ознакомиться с этим поподробнее... хехе.. молодцы, коллеги, уважаю!)))).

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая
 (500x356, 138Kb)
Рубрики:  легенды

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Планируете летом хорошо отдохнуть? Приезжайте на Алтай!))))

Четверг, 27 Мая 2010 г. 17:28 + в цитатник
Культурный туризм – дело благородное, и ко мне, как устроителю этого вида досуга, прямое отношение имеющее. Не сочтите за поп-арт и рекламу. Положено искусствоведам зрителей всяческими способами завлекать, да культурный ликбез по местным достопримечательностям устраивать. Вот и решила заняться своими прямыми обязанностями, а то, как посмотрю, не хотят многие товарищи на Алтай ехать, как бы я их не приглашала.)) А побывать-то стоит! Считайте, что всё, что написано ниже нечто вроде буклета-путеводителя для любопытного туриста. Очень надеюсь, что кого-нибудь заинтересует.

Чтобы изучить Алтай, нужно провести там как минимум пару месяцев, настолько много там мест, которые необходимо увидеть своими глазами. Горный Алтай - это вообще отдельный разговор, там сколько раз не приезжай, не перестанешь удивляться красоте местной природы. И, конечно, кто хочет побывать в Алтайском крае, тем просто необходимо в обязательном порядке посетить такой старинный город как Бийск, село Сростки, недалеко от которого находится гора Пикет, где проводятся ежегодные Шукшинские чтения. Завершить туристическую поездку можно посетив город Барнаул - столицу края. Он намного севернее названной республики Алтай, с которой и предлагаю начать туристический экскурс. Итак, Горный Алтай... Путь по Алтаю проложен Чуйским трактом до самой Монголии. Проезжая по Чуйскому тракту сложно не восхититься колоритной природой алтайских мест. Трасса, действительно, очень красивая...
Чуйский автомобильный тракт
 (468x700, 258Kb)
Старинный уголок Бийска
 (699x471, 102Kb)
Поражает красота алтайских деревень, где в 17 веке селились старообрядцы, кержаки и поляки.
кумалырская школа
 (604x453, 67Kb)
Природа здесь практически первозданная, несмотря на потоки туристов...
 (489x367, 87Kb)
деревни в горах несколько отличаются от тех, что на равнине...
 (360x480, 42Kb)
Трасса в Чемал
 (604x453, 43Kb)
река Катунь
 (699x580, 181Kb)
Удивительна красота горных пейзаже! Многих сюда привлекает своенравная Катунь, особенно любителей экстремальных сплавов
 (700x525, 131Kb)
Подвесной мост, соединяющий монастырь и село, находится на высоте около 50 м.
 (604x453, 103Kb)
Телецкое озеро (по-алтайски «Алтын Кёль» - Золотое озеро) - самое большое озеро Алтая и второе после Байкала по запасам пресной воды. Максимальная глубина озера составляет около 330 метров, что позволило ему занять 25 место среди самых глубочайших озер мира. В него впадает около 80 рек и ручьев, а вытекает только 1 река - Бия. Вода холодная, но удивительно чистая, дно видно на несколько метров вперед, а на мелководье плавает множество мелких рыбок. Необыкновенная красота…
 (604x453, 43Kb)
Этот список красот Алтайской земли можно продолжать бесконечно, но мы перейдём к такому исторически достопримечательному месту как Барнаул))
исторический Барнаул на старых фото
 (618x400, 36Kb)
гимназия Будкевич. ХIХ век. Старая часть города Барнаула.
 (569x400, 45Kb)
Демидовская площадь — одна из старейших площадей Барнаула. Расположена историческом центре города.
Площадь находится между улицами Ползунова, Пушкина и Красноармейским проспектом в Центральном районе Барнаула. Представляет собой историко-архитектурный ансамбль, сложившийся в 1819-1852 годах, выполненный в традициях русского классицизма. Архитекторы: А. И. Молчанов, Я. Н. Попов, Л. И. Иванов, И. Н. Шрейбер. Ансамбль площади включает в себя здания: горного училища, горного госпиталя и богадельни для инвалидов сереброплавильного завода с церковью Дмитрия Ростовского.
 (698x368, 38Kb)
Митинг в День Победы на площади Свободы. г. Барнаул, 9 мая 1945 г. из фондов Алтайского государственного краеведческого музея
 (594x450, 53Kb)
Площадь Октбря. 60-е годы
Barnaul_71_06 (700x434, 104 Kb)
Современный облик города
 (699x450, 157Kb)
Явление жителям Барнаула ))) наш Ленин на площади Советов (пр. Ленина)
 (360x480, 20Kb)
Рубрики:  туризм

Метки:  


Процитировано 3 раз

День святой Троицы

Воскресенье, 23 Мая 2010 г. 09:50 + в цитатник
FIL15949 (379x466, 48 Kb)

В пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье) празднуется день Святой Троицы, или Пятидесятница.
Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения). Когда апостолы собрались вместе, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2–4).

В день Троицы Восточная Церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы Божии и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами.










Есть две версии возникновения этого обычая:

1. Этот обычай пришел из Иудейской Церкви, в которой иудеи в память синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали синагогу и дома свои древесными ветвями и устилали пол травой и цветами. Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы, как начатки обновляющейся весны, напоминая о синайском законодательстве и о событии сошествия Святого Духа на апостолов, должны вместе служить знаком и выражением живой радости и благодарности Богу Зиждителю, устраивающему спасение людей, с обновлением природы обновляющему поля и обильно дарующему все для полноты жизни.
2. Обычай этот является отголоском обычая, связанного со славянским весенним праздником – русальной неделей или "зелеными святками". По домам разносили и расставляли ветви берез, кроме того, в лесу выбирали березку, которую украшали и торжественно вносили в деревню. С деревом совершалось множество обрядов – его "заламывали" (то есть отмечали), пригибая к земле, "завивали", загибая концы веток в кольца, под деревом водили хороводы, гадали на замужество, играли в игры любовного содержания. Девушки надевали на голову венки из цветов и травы.Иногда березу рубили после обряда и бросали в рожь, "для роста". В.Я. Пропп пишет, что смысл этого обряда заключался в том, чтобы передать энергию роста молодого дерева земле и людям, сделать землю и людей более сильными, энергичными, плодоносными.
Использованная литература: Терехова, Н.М., Калугина, Е.С. Православие. Словарь-справочник/ Н.М. Терехова, Е.С. Калугина. - М. : ДарЪ, 2007. - С. 215 - 216.


И если уж заговорили о таком событии как Троица, спешу поделиться своими переживаниями, связанными с великой иконой Рублёва.
30 октября 2008 года в Государственную Третьяковскую галерею поступило письмо от Святейшего Патриарха Алексия ИИ. Как рассказала корреспонденту «НС» заместитель генерального директора и главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева, «в нем Его Святейшество просил позволить перемещение «Троицы» из музея в Троице-Сергиеву Лавру на 3-4 дня. Речь шла о празднике Троицы, который в 2009 году приходится на 9 июня. Как выяснилось позже, речь шла не только о временном перемещении шедевра….

Савва Ямщиков, заслуженный деятель искусств России, действительный член Российской Академии естественных наук, председатель Ассоциации реставраторов России, искусствовед, художник-реставратор высшей категории, так прокомментировал это событие: «Мне позвонили из Третьяковки и сказали, что на уровне Министерства культуры и Патриарха договорились «Троицу» вернуть в Троице-Сергиеву Лавру. Я говорю: «Через полгода от нее ничего не останется!» Там сотни тысяч паломников со свечами, очереди - не протолкнуться! Иконостас Рублевского круга уже закопчен, ничего не видно! На совещании по этому поводу я выступил против. Но когда зачитали само письмо Патриарха, я понял, что речь только о том, чтобы взять икону на три дня; что будет изготовлена специальная капсула, что повезут на специальном автомобиле… Я сказал: «Простите, я как человек верующий не могу не согласиться!» Из Третьяковки каждое лето в Донской монастырь возят в капсуле Донскую Богоматерь. В Сретенский монастырь несколько раз возили Владимирскую. Ярославское шоссе, по которому надо будет проделать большую часть пути, в хорошем состоянии - как автобан в Германии. Если «Троицу» повезут, ехать будут со скоростью 20-30 километров в час в окружении милицейских машин.… Но все специалисты выступили против. Сотрудник галереи господин Нерсесян объявил, что «обвяжет себя гранатами и выйдет на тропу войны»…

Протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ: «Уповать на то, что святыня сама себя спасет, сама о себе позаботится - неверно»…

Академик Сергей Аверинцев (литературовед, культуролог, философ, библеист), человек глубокой православной культуры, как-то сказал: «у дьявола две руки». Речь шла о том, что две крайности равно опасны и недопустимы: или ничего, ни за что, ни под какими условиями из музеев не отдавать, или все сразу выкинуть, и пускай эти верующие старушки что хотят, то и делают с их иконами, дальше не наша забота. И то и другое равно губительно и для культуры, и для нашей истории, и для наших святынь. Святыни остаются святынями всегда, независимо от того, находятся они в почитании или в поругании. И верующему человеку должна быть понятна забота о бережном отношении к ним. Уповать на то, что святыня сама себя спасет, сама о себе позаботится – не верно. Это то, что Господь вверяет нашему попечению. И от нашего человеческого внимания, верного, осмысленного, благочестивого отношения зависит очень многое. Судьба наших древних икон драматическая, подчас трагическая. И относиться к ним мы должны соответственно с тем, что они уже пережили. Определяющий принцип -- не навреди. А дальше нужно внимательно исследовать, что именно, с каким памятником, когда, в какой ситуации происходит. Нельзя рубить с плеча, нельзя раз и навсегда договориться о каком-то едином правиле. О каждом памятнике отдельный разговор: и о его сохранности, и о возможности в тот или иной момент перенесения в тот или иной храм или в тот или иной музей. Именно из-за сложности, неоднозначности судьбы каждого памятника.
Что еще важно: не должно быть вражды между Церковью и наукой, Церковью и музеями, реставрационными организациями. В истории, к сожалению, конфликты такого рода случались и очень часто».

Моя позиция, как искусствоведа здесь ясна, наша цель, все-таки сохранить культурно-историческое наследие. Полностью поддерживаю мнение академика РАН Сергея Сергеевича Аверинцева, что уповать на то, что святыня сама себя спасет, сама о себе позаботится в корне не верно. Но принимая во внимание требования нашей церкви и распоряжение министерства, мы должны это как-то согласовать.

Очень сложная ситуация…. Поскольку притязания касаются уже не только временной транспортировки иконы, на самом деле, кафедральный собор давно покушается заполучить Троицу в своё полное распоряжение. Но, способна ли Церковь обеспечить достойный уход за национальным достоянием? Как вы полагаете, где должен храниться образ, который считается шедевром живописи - в музее или в храме? Или лучше оставить музеи в покое и молиться перед списками древних икон?


Рубрики:  события

Метки:  

Немного о гендерных стереотипах…

Суббота, 22 Мая 2010 г. 02:39 + в цитатник
«Нет, женщина нам не собрат, своей ленью и испорченностью мы сделали из нее какое-то своеобразное непознаваемое существо, которое, не имея другого оружия, кроме секса, ведет с нами войну не только постоянную, но и нечестную — она может любить или ненавидеть, но не может быть искренним соратником, это существо, движимое духом кастовости, превращает во франкмасонство недоверие вечной рабыни». Многие мужчины подписались бы и сегодня под этими словами Жюля Лафорга; многие считают, что между двумя полами возможны только «интриги и хиханьки да хаханьки» и никакие отношения братства и товарищества немыслимы. Все дело в том, что на сегодня ни мужчины, ни женщины не довольны друг другом. Однако остается неясным, что это — проклятье от сотворения мира, осуждающее их на взаимное терзание, или печатью антагонизма, заставляющего одних противостоять другим, отмечен лишь проходящий период человеческой истории.
Чтобы понять осознать истоки гендерного разделения необходимо сосредоточиться на анализе мифов народов мира. Они служили первым идеологическим обоснованием самого загадочного факта истории — первичного разделения труда между мужчиной и женщиной, которое поставило женщину в неравное, зависимое положение от мужчины. Мифы Запада и Востока, Севера и Юга, описывая этот факт, говорили о «природном назначении женщины», о «тайне пола», об особенностях мужского и женского начал. Мировые религии шли еще дальше и санкционировали строгую соподчиненность в отношениях между полами: мужчина — полноценный человек, субъект истории, женщина - существо сомнительное, объект его власти. Идеальный принцип такого порядка вещей: «Жена да убоится мужа своего». Принцип патриархальный, тысячелетиями он был общепринятым. Однако существовали и сомнения относительно его верности. Достаточно вспомнить Платона и его легенду об андрогине или Аристофана с его «Лисистратой». Эти сомнения стали усиливаться по мере приближения эпохи великих буржуазных революций, чтобы в канун ее перерасти в острый, общественно значимый спор. Содержание его свидетельствовало о том, что история подошла к рубежу, за которым начинается Новое время — время демократии с ее идеалом «свободы, равенства, братства». Оно требовало пересмотра самих основ общественной жизни, включая и первичное разделение труда между мужчиной и женщиной, разделения труда по принципу иерархии, а не сотрудничества, господства, а не взаимодополняемости. В Новое время, по словам социолога М. Вебера, происходит «расколдовывание мира», его высвобождение из-под власти природно-родовых начал, которые, собственно, и продиктовали эту форму первичного разделения труда в качестве основы патриархального уклада. «Расколдовывание мира» предполагает и «очеловечивание» отношений между полами. Из отношений господства — подчинения они, очень медленно и постепенно, превращаются в отношения «взаимной ответственности», или «отношения сознающей свою ответственность любви», что на уровне общественной жизни проявляется в утверждении принципа равенства обоих полов перед лицом закона. Процесс этот и сегодня еще далек от завершения. Но начинался он на заре Нового времени со спора о положении женщины в обществе, о ее «природном назначении».
Мы уже имели возможность убедиться, что вопреки имеющим хождение легендам различия в физиологии и все, что с ними связано, совсем не предполагают безусловное вечное противостояние полов, бескомпромиссную нескончаемую вражду между Самцом и Самкой, Мужчиной и Женщиной; известно, что даже самка богомола пожирает самца только из-за отсутствия другой пищи и с единственной целью — продолжения рода, ради будущего потомства, ради защиты своего вида; на всех уровнях животного мира его представители подчиняются этому инстинкту. Только ведь человечество не просто одна из ветвей животного мира, это совсем другой вид: оно — плод, результат общественно-исторической эволюции и находится в постоянном становлении; его определяет сознательное отношение к происходящему, сам способ осознания фактов его естественного развития. Под всем этим следует понимать, что драма разыгрывается отнюдь не на сексуальной почве; да и никогда мы не представляем пол как нечто определяющее, решающее в судьбе, само по себе предлагающее ключ к раскрытию поведения. Борьба полов не заложена как неизбежность в анатомии мужчины и женщины.
Сегодня сражение между мужчиной и женщиной приобретает другие формы; женщина уже не стремится завлечь мужчину в свою тюрьму и там его удержать, она сама хочет сбежать из этой тюрьмы; она больше не стремится увлечь его в сети имманентности, напротив, она хочет сама выпутаться из них, вынырнуть на поверхность и очутиться в свете трансцендентности. И тут мужчины снова создают конфликтную ситуацию: очень неохотно они «дают увольнительную» женщине. Мужчине нравится оставаться субъектом-властелином, абсолютным монархом, иметь неограниченные преимущества во всем, быть основным человеческим существом; он никак не соглашается считать непосредственно свою подругу равной себе, такой же равноправной, как и он; на подобное недоверие женщина отвечает враждебностью. Это уже не война между индивидами, обособленными каждый своей сферой: восставшая каста, выдвигающая свои требования, идет на штурм, а каста, привилегированное положение которой может пошатнуться, сопротивляется, противодействует. Две трансцендентности сталкиваются Друг с другом, вступают в борьбу; вместо взаимного признания права на существование они оспаривают превосходство одной над другой.
Мы уже знаем, почему изначально мужчины подчинили себе женщин; девальвация женственности была необходимым этапом в человеческой эволюции; однако итогом этого могло бы стать сотрудничество обоих полов; угнетение одного пола другим объясняется склонностью человека бежать от себя, отчуждаясь в другом, в том, которого он угнетает; и сегодня в каждом отдельном человеке мы обнаруживаем эту тенденцию: большинство людей уступают этому порыву; муж ищет себя в своей жене, любовник — в любовнице, и все это с лицом каменной статуи, не показывая виду; мужчина ищет в женщине подтверждения мифа о своей мужественности, своем владычестве, немедленного подтверждения реальности этого. Сколько же времени, сил расходуется на то, чтобы справиться с комплексами, превозмочь их, одолеть разного рода сложности, придать поведению благородство и тем возвыситься, идеализируя свой облик; сколько же энергии тратится на разговоры о женщинах, на стремление и усилия их соблазнить, привлечь их внимание, обольстить, наконец на страх перед ними! Да мужчины сами себя освободили бы, дав свободу женщинам. Но именно этого они страшатся более всего. И они упорствуют, что-то выдумывают, мистифицируют с единственной целью удержать женщину в ее оковах.
Пусть она пребывает в заблуждении — большинство же мужчин видят истинное положение вещей. «Родиться женщиной — какое несчастье! Однако еще большее несчастье — будучи женщиной, не осознавать своей трагедии до конца», — говорит Кьёркегор.
Многочисленные конфликты, восстанавливающие мужчин и женщин друг против друга, происходят из-за того, что ни те ни другие не хотят отвечать за последствия создавшегося положения, при котором одни предлагают условия, другие живут по ним; это неопределенное понятие «равенства в неравенстве», которым один пользуется, чтобы скрыть свой деспотизм, а другой — чтобы не показать своего малодушия, не выдерживает испытания жизнью; в процессе своих взаимоотношений с мужчиной, схожих с товарообменом, женщина ссылается на гарантированное ей абстрактное равенство, а мужчина тут же ставит точки над «i», констатируя конкретное, фактическое неравенство. Корни взаимного недовольства, вечного, нескончаемого, возникающего между ним и ею, кроются в неоднозначности понятий давать и брать: она жалуется, что все отдает, он протестует и утверждает, что это она у него все отбирает. Женщина должна понять, что товарообмен — а это основной закон политэкономии — регулируется той ценностью предлагаемого товара, которую он представляет для покупателя, а не для продавца: женщину просто обманули, твердя ей, что она бесценна; на самом деле она лишь развлечение, удовольствие, спутница, то есть благо, конечно, но не самое основное; мужчина — центр всего, главный смысл, смысл ее жизни, так что обмен — сделка, имеющая место между ними, — строится не на принципах равноценности; и это их неравенство особенно очевидно сказывается на времени, проводимом ими вместе, — обманчиво предстающее одинаковым, одним и тем же для обоих, оно имеет разную ценность для каждого из них; Если мужчина честен и добропорядочен, он порою больше самой женщины переживает ситуацию, в которой та оказалась: в определенном смысле легче тем, кто считается поверженным; если же женщина добропорядочна и честна, но неспособна обеспечить себя самостоятельно и ей претит мучить, терзать мужчину, взваливать на него всю тяжесть своей собственной судьбы, то она сама испытывает глубокое смятение. В жизни сколько угодно примеров, когда трудно найти подходящее решение в создавшейся ситуации, потому что безвыходны диктующие ее условия: мужчина, который считает себя вынужденным продолжать материально обеспечивать женщину и поддерживать ее общественный статус тогда, когда он больше ее не любит, считает себя жертвой; но если он покинет ее, оставив без средств к существованию, ее, истратившую на него всю жизнь, то жертвой становится она, и это тоже несправедливо. Источник зла заложен не в чьей-то личной испорченности, дурных наклонностях — неискренность, недобросовестность, нечестность рождаются там, где начинаются взаимные обиды и упреки, — зло проявляется, когда создается ситуация, при которой действующие лица, он и она, оказываются беспомощными.
Ни гормоны, ни таинственные инстинкты не определяют женскую природу, женскую сущность, все зависит от того, как ощущает себя сама женщина; отталкиваясь от восприятия окружающих, как она относится к своему телу, каково ее мировосприятие. Пропасть, пролегающая между девушкой и юношей, целенаправленно прокладывается с самого раннего детства; позднее девушка становится такой женщиной; какой ее хотят видеть, какой ее сделали, и это прошлое, начало которому положено еще в детстве, шлейфом тянется за ней всю жизнь;
Для мужчины, зажатого между молчанием природы и требовательным присутствием других свобод, женщина — подлинное сокровище; с одной стороны, она — его подобие, с другой — пассивная вещь. Тот облик, в каком он воспринимает свою подругу, может быть плодом его воображения; но опыт, источником которого она является, тем не менее, реален, и для мужчины нет ничего более ценного, интимного, жгучего, чем он. Зависимость, более низкое положение в обществе, несчастья женской доли создают особый женский характер, этого нельзя отрицать. Бесспорно, в новом завтрашнем мире будут утрачены условия для иных любовных, сексуальных приключений, но это не значит, что из жизни людей будут изгнаны любовь, счастье, поэзия, мечта. Отнесемся бережно к нашему будущему и не дадим воображению обеднить его; если оно нам покажется опустошенным, виной тому — скудость нашей фантазии; оно для нас всегда лишь некая абстракция, и каждый оплакивает втайне отсутствие себя в нем.

Всё вышесказанное базируется на материалах труда Симоны де Бовуар «Второй пол»
О влиянии гендерных стереотипов на восприятие в современном обществе можно почитать по адресу: http://psyfactor.org/lib/stereotype13.htm

Книга Бовуар (357x480, 73 Kb)






























Симона де Бовуар. "Второй пол"
Рубрики:  женский вопрос

Метки:  

Поиск сообщений в Sappho
Страницы: [2] 1 Календарь