Наша марка - Ирма Гендернис |
|
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ - Павел Кошелев |
:
знаешь
я как и раньше не знаю
что буду делать
когда станет неинтересно
но мне как никогда интересно
узнать
:
расположение выключателей
неочевидное в темноте
ползучие фары на потолке
обои узорами говорящие
на гриппозном непознанном языке
обесточенные розетки
чужие подробности комнат
в которых когда-то мы жили
живут теперь в нас паразитами
занимают огромные стеллажи
снится дом
тому кто ночует
в строительном магазине
снится тому
кто ночует в доме
строительный магазин
:
путь сквозь огонь и рвоту
порох горячий дождь
никогда не узнаем
юность это
или сплошное уродство
на наших пати нет и не будет
красных бумажных стаканов
бассейнов с поцелуями
груды опавших звезд
никогда не узнаем
юность это
или ее имитация
нас мармеладных глотает
небо затраханных городов
сальные волосы ночи
лезут в глаза и под кожу
никогда не узнаем
юность это
или только погоня за ней
походу наш стиль плохая
пародия на плохое
ухмыляются с мятых футболок
плохие примеры для подражания
вечно живые мертвые
они очень хотели узнать
всё-таки
юность это
или нечто гораздо большее?
:
списки любимых книжек
кому они интересны?
ведь гораздо важнее
списки книг недочитанных
"расположение в домах и деревьях"
"невыносимая лёгкость бытия"
"гаргантюа и пантагрюэль"
"элементарные частицы"
"записки психопата"
"красное и чёрное"
"ветхий завет"
"чевенгур"
"голливуд"
"клей"
человеческий мозг не любит
незавершённые петли
сказал мне однажды
рома маклюк
вот почему
существует такое понятие как
незакрытый гештальт
вот почему
мы мечтаем забыть но помним
фильмы которые не досмотрели
уродов которых не наказали
книги которые не дочитали
и вот почему эти фильмы
и эти уроды
и особенно эти книги
программируют наши жизни
обрезки сюжетных линий
крепко-накрепко грубо
прошивают наши мозги
персонажи беснуются в головах:
дванов чинаски пророк моисей
и многие остальные
как на русских горках гоняют
в незавершённых петлях
тех самых которые так не любит
человеческий мать его мозг
незавершённые петли да
рома именно так и сказал мне
у чёрного входа в тц "мозаика"
на станции метро дубровка
я помню тот разговор отчётливо
может быть даже слишком
хотя странно
нормально договорили
никто нас не прерывал
:
успокой меня
музыка супермаркета
в районе разрезанном
надвое рельсами
тёплыми
от поездов
здесь чудо повсюду
салюты хрустящие
южные ветры метро
мучительный кинематограф осени
длится как будто струится льётся
но не даёт ни насытиться толком
ни раствориться в нём
приголубьте меня
фастфудов чекпоинты
дайте спрятаться
отдышаться
утрамбовать
чудеса в кармане
внутреннем потайном
:
мои школьные приятели-психопаты
старшаки что свалили после девятого
условно делятся на две категории
о первых мне ничего не известно
их старые аккаунты DELETED
а новых не существует
о вторых мне известно немногим больше
фото из армии фото в машине
и фото из давней поездки
в питер или в москву:
свирепый вид
уверенный взгляд
боевая стойка на фоне мостов или
монструозных сияющих небоскрёбов
у меня есть повесть об этих ребятах
называется фрукты и фруктики
когда ее делал я понимал
что тем из них
кто ее прочитает
она мягко скажем
не придется по вкусу
и вот сегодня
мне написал
прототип одного из героев
ты че там пишешь бля в своей книге ?
совсем уже ебнулся ?
ты в городе ?
нет я не в городе
я пошел как лошара в десятый
потом в универ
переехал в рязань
с универа турнули
подрабатывал в разных местах
подай-принеси за копейки
потом поступил в мск
самый умный типа
а на деле никто
живу как мышь
стараюсь особо не шляться
в районе пресненской набережной
где на фоне комплекса москоу сити
непонятно на что надеясь
заранее встав в боевые стойки
меня могут ждать они
такие же отчаянные
такие же сумасшедшие
такие же пятнадцатилетние
какими я их запомнил
:
прямо с горячего неба
падает жёлтый снег
но это ещё ничего
не значит
2020
|
Золотое сердце Алого Льва - Алла Зиневич |
|
Четыре стихотворения на украинском - Алексей Сечкин |
|
любить как гулять - Владимир Кочнев |
|
они были прекрасны - Владимир Кочнев |
|
ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ - Алексей Веселов |
Всё | ? |
Всё предопределено | ? |
Всё точно | ? |
Ничего не точно | ? |
Всё примерно | ? |
Всё просто так | ? |
Всё как-то | ? |
Всё так(о) | ? |
Так как-то всё | ? |
|
Стихи - Андрей Дмитриев |
|
Владислав Безруков - Звательный падеж |
|
Моя жизнь (предисловие Владимира Коркунова) - Александр Суворов |
|
бижутерия, пастила - Валентин Воронков |
ххх
сшивая небо, как канву религиозного сюжета, по непроявленному шву ползет ванильная манжета. пониже выпита россия, ее ебут силовики, и взгляды ангелов косые разят ее отходняки.
пята предателя и труса, витая пломба коньяка, так убегает анакруса от золотого петушка. какое разоренье дома, какая нищая канва! — плыву по тьме как идиома, да руки сводит от родства. подал бы в рот, кому не узко, того же краткого стыда, куплета горького в нагрузку, но он не вместится туда. уже не музыка, а масло, уже не сердце, а сира, и если яркая погасла, сгорит которая тускла.
портрет колышется стекая и остывает как стерня. не жизнь кончается такая, а свет проходит без меня. у серебра и ливнестока мерцают рваные края, но кто за этот свет с востока отдаст котенка в сыновья. устало учит клоунесса. аплодируют хлысты. где костер — а где алесса. слагаемые просты.
полифония, по имени, в чад вам стрелу к опрокинутому столу. наебку в требник, в стопку — вуалехвоста. а ночь бескостна, на полярном висит клею. что вам вообще до того, кого я люблю?.. тоже мне порча тонкой работы, ленинградские боты. горсть песка с анонимного миража, и ту пожалею. у неотпетой куклы — губы и те синее, ноги и те не свести, по мостам кружа.
ягода только волчья, а за другую не надо браться. август: теплынь-прохлада ходит почти ничья. и на дороге свеча, и на окне свеча, и у ручья свеча.
ххх
черное лезвие, неженка-желтизна, из-за балкона, из золотого сна
рушится время, буквы над пеленой. виснет ещё на верёвочке бельевой.
в одноподъездном ромбе, тень или санкюлот. прошлое время заложников не берет. где провожатый (нежность, ладони, грязь) мертвое яблоко кинет тебе смеясь. где это было — зыбится сеть общаг, — ты не могу говорить о таких вещах. птичий фотоархив, кровяной эскиз, угол на выданье, все что могло сплестись.
нечерт и чет, куриная слепота, воздух опять опрокинутый мимо рта. как вам там стремно? а мне и в сердцах мешок. и кто ни одной звезды для тебя ни жег.
ххх
там где игла между вами, там и я между вами. и где нож между вами, там и я между вами. ниже мышиного стука золотая засветка над головами. там где музыка с аэродрома улетала, весну ссекая, то свинцовая как облатка, то как ножницы золотая.
ни у школьниц, ни у канавы не чернее под капюшонами. отказали рельсы под строками натяженными. где ходили двое безглазых и дорога была безлика, там смывают с меня ригидность, там растет моя ежевика. и где оба свалились в яму, не спросив, а была ли ловитва, между ними слова роились и любое писалось слитно.
голоса растут по дороге, и кто хочет тому веночек, потому лишь что лучший подарок для разинь или одиночек, или может быть потому лишь, что не пуля, не клад, не зорька, остальное как-то притулишь и попробуй не опозорь-ка.
все равно троекратно выдох и выходит пидоровато, типа города для унылых или капель для щелеватых. может, раструба для свинцовых, может, для молока закланья. встанут слезы на трех засовах после морока, перед тканью. и тогда улыбнемся прытко или двинем без ломки кроя типа девочки и улитки или голоса над иглою.
xxx
ночь не на время, линовка для рта, сумка наполнена шовным пунктиром, — так иногда здесь берется черта между крылатым и стылым. у оборота солярной петли сквозь горицвет и болотце, а иногда не поется.
цвета фаты и халвы, кровельщик темного несовершенства, линиям лета немного увы тесная логика жеста. кровь и маруха на ровных весах у семафора и лед в волосах.
скользкая драхма, кривая шуга пальцы водила косея и зажигала свои берега или парчового змея. помнит как сон родовое стекло как ротапринт меновое гало как эта тень завизжала. сходит по срезу струны и кости, чтоб помешать (умереть, расцвести) и не заносит кимвала.
мятному облаку шелковый ключ, но никогда не случится, только у сумерек ворот липуч там где восходит волчица. делаем медь для петли цветовой, слышим последние ахи железки, города первые всплески в выходе этой кривой. горечью ленты, карманным пятном вписаны в плоскость отрывка башенный вал о пролете одном и театральная смывка.
ххх
говорила бери никогда, мимо горла бери косым
оближи ладонь а раз ливни то не хлещи
посмотри вот алеет и пляшет такой акшим
от которого даже сейчас не видны лучи
накрывала лицом, запирала петлю в трюмо
на руке порез доломит на руке пшено
замирай где наотмашь шло твое безамо
от которого даже при взрыве в глазах темно
и я выплыл почти, я ко рту этот миф привлек
задрожал в руке алебастр и уголек
задержалась у поворота витая кромка
выжимая невод резался об обол
но в петле монет как в зеркале денебол
говорила бери говорила со мной говорила громко
xxx
у апрельских простенков по черной пыли мы гадание это вели: если не способ и скол не нырок, то весенняя грязь между ног. между "то" или "если" мерцанье вальска: над бизанью натянуто три волоска, потому что гори орифлама если хватит до пасхи вольфрама.
как рисунок с обертки своей выжигать или ветер с другой стороны выжидать, как чертить родовые модели у кисты где цвели асфодели, но потом и с обложки их тоже свели и они стали шифром земли.
электрический ангел впитавший плевки, навсегда закавыченный пленкой. градиент полусна: золотые платки и закаты на лестнице ломкой, где раскинулась ширма — китай, ничевок — и цвела, возвращая плевок.
и поэтому ночи стояли желты и свистели как будто жгуты. реют вровень заспинному следу маска, зирка и ками победы.
ххх
дрожит аркада на торгу
раздавленная светом нищим
зажатая в его дугу
но мы витания не ищем
есть в ожидании щелчка
побега слета пересылки
не то солома и тоска
не то веселье и носилки
вот замер день его ментол
подобье зеркала и кута
а дальше на монтажный стол
для продолжения маршрута
так отмирает навсегда
пусть и кричат замкни и падай
вполне реальная пизда
с гипотетической аркадой
xxx
выволочка на сквозном мысу, камень и силикат
горечь тебе на сквозном посту, змеи не долетят.
дайны, шаги, наливные гроздья,
комканый копикэт.
шелковым был шнурок, долгой зима и синими
волосы в пряди, синими волосы в пряди.
утро вставшее на полозья, женщина в винограде —
медальон тебя не храни.
долго течет, но не взгляд в затылок,
топь переулка? платок ухмылок? сполох от головни.
не за что по сарафанам твоим искрить.
некого на закате пятном прикрыть:
бредень твой пуст возвращается раз за разом,
горит аллейка.
два расшельмованных месяца не сгинай
кровь через лестницу, выдох об адонай.
стрелкам твоим разноглазым узкоколейка.
теплится мелочь, ладони сжимают шифт.
новую паузу в прошлую перешив,
прошлое платье к свежему приживляя —
холл на свету. комната нежилая.
ххх
день сравняется дню, холод бежит за просвет, ленточку на воде не похороню, да и эта ленточка не браслет. потому что не выскочу из угла, а чеканка твоя вполне себе так мила и поэтому на ребро не ляг, на холодное не сходи, а наматывай музыку на кулак, наблюдай чужую сперму на dvd.
где под горло свитер, там тебе и москва-москва, а в ней (на которой) вечно нечего брить, только не падает ниже второго шва и все просит, вырази, намагнить, все рассказывает, как пошла огонь в лесополосе, как горела над полосой, лесополосой, как хотелось играть (на свои глаза), вообще на все, но вали в простенок, и тот косой.
однажды уже умер, беда, на ярмарке, как саднила в чаду пелена,
сколько можно отдать за такие-такие чернила и стремена,
чем сквозит по уздечке лезвие, между ног зажатое до терпи,
а куда не садятся бабочки по краям родовой цепи.
то есть пляска скользких камней: у кого тут слюна длинней.
где сгибается на больном, да и капсула не альбом.
как полуночная — прошлась, и поблекла кривая стась.
обмакни ее не в ведре (не в ведро ее обмакнула),
и висит кривое тире на плече режима, радуге караула.
xxx
кирпич и фиалка в твоем ретровизоре, позавчера.
даже копоть была проста, там даже ладонь не знала, она черна
или где линзой легла на лезвие, а песенка горловая —
зажигать перейденный год, на повторе слушать охуевая
вот а я сравнился в другом дыму, спасибо контражуру, стробоскопии
ничего между пальцев — в ритмической сетке — и строчки какие-то не такие
может, так ловчий город перерезает трос, серебро осыпается с желатина
или с лавсана отшаркивается костровая кристина
по неловким движениям распознавал дебют, до последнего верил что не убьют
незаколотая звезда путь над копотью расчертила
захотелось у каждого гимна резать края, от румянца до немощи, воронья
у рочдейла звенели костры: могила, звенели костры: могила
xxx
силовая кромка дагера иссиня, но желта, ниже города тянутся полжгута;
уливай если будет плохо. на лету задыха. йся глотая нить,
приезжай ястребиное хоронить в неоправданную мологу.
джамстекло, оргстекло, ходовая прядь, по бокам кряхтит и грохочет, блядь,
и вжимаются только женсы. сказать: ресницы. не сказать что простенок расстрелян, там, или кос, но шипит по краям обжигая поликистоз у аркана "пизда" кудрявая медуница.
и я точно помню, в стакане бескрайний йод, предпоследний август, акут и аут, холодом отдает, и на ширме проседь, под овечьим флагом ходит не segelboot и не знает других свечений и поебот, линовать зарницу, картину на свет набросить.
ххх
поздно-поздно пришли, привели с собой белую-белую ночь,
посадили за самый краешек у стола.
узкий свет на бельё; бижутерия, пастила.
эта только лестничная площадка, где мы дрожим.
не на той широте
я глотаю не глядя,
живу в никуда, работаю по чужим.
разрешаю узорам повспархивать с ткани,
но колечко держу на холде.
это йод или кровь или лед в отрешенном стакане,
на онежской воде.
и не выкашлять леску,
золотистый ли мастертейп, грубый комок нитяной, —
опали-вшаяся занавеска — при-творившийся мной.
так дышал спозаранку, не стирая венца:
ах ты блядская блядь, ты монетка неверной чеканки, ты весьмирнаизнанку:
перемотка с конца.
|
Птица в тумане (предисловие Нины Александровой) - Галина Ушакова |
|
Мятлик на фоне Земли (предисловие Геннадия Каневского) - Николай Кузнецов |
|
Квадраты - Кирилл Азёрный |
лампа | свет | материал | дерево | стоп | освещение | старт | стакан | свет | светильник | ||||||||||||||||
свет | свет | вилка | дорога | старт | стоп | дорога | мел | свет | свет | ||||||||||||||||
телевизор | устройство | старт | ручка | тетрадь | старт | учебник | плоскость | ложка | тарелка | ||||||||||||||||
сапог | гардероб | предмет одежды | старт | стоп | даль | прицел | стол | табурет | книга | ||||||||||||||||
масса | источник пламени | источник | предложение | стоп | отражение | свидетель | печатная буква | бумага | вода | ||||||||||||||||
надпись | рукав | печать | принцип | стоп | стоп | причастность | горизонт | шаг | ботинок | ||||||||||||||||
старт | свет | усиленный блеск | взятое | стоп | фонарь | рама | платок | закрыть | символ | ||||||||||||||||
лестница | дверь | прибор | оценка | стоп | вы видите | опасная приблизительность |
обретение письменности | дверь | потолок | ||||||||||||||||
ковер | форма | закрыто | высота | потолок | высота | ворованное | рука | порошок | уверенное удвоение | ||||||||||||||||
общее место | путь | агорафобия | высота | подъем | высота | вид | белый | старт | отдаление | ||||||||||||||||
последствие | стоп | пространство | бродяга | окно | старт | окно | частность | разобрать | посредничество | ||||||||||||||||
корыто | было | стоп | жест | стоп | ключ | стоп | указание | стало | площадь | ||||||||||||||||
подтверждение | открыто | наблюдение | обход | не разглядеть | слух | ветер | здесь был ты | день | ступень вниз | ||||||||||||||||
периметр | раскраска | тепло | путь | начало | стоп | стоп | увидено | старт | краска | ||||||||||||||||
гравюра | стоп | стоп | дом | пробуждение | окно | фон | простая память | движение | стоп | ||||||||||||||||
копилка | стоп | минимальное приближение | глаз | дерево | старт | опись | стоп | рубаха | трещина | ||||||||||||||||
пол | стоп | стоп | спрос | тело | стоп | привал | старт | мелочь | старт | ||||||||||||||||
уровень | точка | поселение | язык | звук | можно прочесть | стоп | идея | открыть | восхождение графика | ||||||||||||||||
разрез | нож | абстракция |
Поздние песни
автор - Леонид Китайник Поздние песни Вчера под гремучим дождем бродил по асфальтам зеркальным, сегодня раствором крахмальным пропитан ночной окоем. Мозаика, летопись, свод моих ежедневных катренов, где времени тусклая пена куда-то неслышно влечет. — Зачем — вопрошаю, — кому нужны эти поздние песни, ступени кружащихся лестниц, ведущих в далекую тьму? Молчит пелена в вышине. Затишье в шпалерах секвойных. И только язык беспокойный твердит амфибрахии мне. Хвойный плюш Вечер стелет хвойным плюшем длинноиглых пондерос. Всё назойливей и суше неотвеченный вопрос. Сто попыток, сто печалей, ста времён глухая гать, но чего не замечали, то теперь не разгадать. Ну и пусть. Полночной книгой зачитались сто огней и небесное индиго разливается во мне. Уходящее лето Не жалобой и не ответом — никто и не задал вопрос — вгляжусь в уходящее лето меж кленов, секвой, пондерос. Цветенье индийской сирени — сполохи бездымных костров сквозь улиц зеленые звенья, оплетшие город пестро. Урочища автомобилей в полуденных стойлах молчат. И крыши испанского стиля — платков черепичных парча. Отступление Речь куда-то отступает, как пожухлая листва. Тропка разума скупая. Неприметные слова. Безымянные предметы ищут краски — не найдут. Сто вопросов — пять ответов, и беспамятства редут. Ежедневное Ежедневный отчет о природе, о шныряющих белках в кустах, о кошачьем и птичьем народе завертелся во мне неспроста. Это медная оторопь рощи, облетающей в серый узор, где слова расставания проще меж лесистых и выжженных гор. Две гряды окаймили долину: за восточной пустыня и зной, за другой - океанские спины под высокой скалистой стеной. Вот он - мир, для меня припасенный, многозвучный, уютный, цветной, где последние ливни муссона побратаются с буйной весной. Закваска Любви отдаленной закваска опарой осенней взойдет — казалось, потрескалась краска и минул пятнадцатый год, но снова о будни колотит медового взгляда волна. Утешься словесной щепотью, и песня опять солона. Ужин В.К. — Собиратель словесных жемчужин, — мне сказал ярославский поэт. Соберемся-ка, друже, на ужин в час большого парада планет. Мы попросим у Снейдерса снеди, и нальем у Хайяма вина, и пускай на пирушку приедет стихотворцев родная страна. Кошка породы табби Кошка породы "табби" бежево-серой масти еле видна в овраге, в сене и стебельках. Скоро октябрь ослабит солнечные запястья, ярких деревьев стяги вспыхнут у дней в руках. Что нам с тобой неймется? Годы и расстоянья все разрешили здраво — лучше не подберешь. Плещут ночей колодцы, розы рассвета ранят, сыплется слов отрава — ладно, подруга, что ж?... Ленинские горы Е.Р. Калифорнийские просторы, айфоново-секвойный быт. "Люблю я Ленинские горы...", — мехмат далекий не забыт. Оркестр народных инструментов, Нечаев тенором поет, и я в ватаге диссидентов, и том "Зияющих высот", и ар-деко семи высоток (мы пять за вечер обошли), и путь - он длинен иль короток? — в двух полушариях земли. Повторное цветение На фоне белесых колосьев, под солнцем, несмелым с утра, в повторном цветении осень приветствует робким "ура". От звездочек бледно-лиловых и желтых цветочков вблизи доносится тихое слово, что всем увяданье грозит. Что кроны индийской сирени, аллеи поблекших шаров, в соседнем кустарнике сменит молочных розеток покров. Пороги И даже в порогах родного, пожизненного языка со словом не сплавится слово и речь от души далека. В цепях неподъемных и черных повиснет в ночи неживой молчания узник покорный под башнями темных секвой. В. П. Памяти Влада Пенькова Где доносит до Балтики ветер из эгейских и ханьских широт, с крыши пагоды можно заметить океана разинутый рот. В мокрых сумерках каждому слову то кричать, то гореть, то горчить: виноградная трель птицелова и лоза, словно звездная нить. Хлам Все чаще смотрю в словари и медлю у шкафа с посудой. Тусклее светильник горит, но виден еще отовсюду. Служи, моя лампа, друзьям, родным и совсем незнакомым, как милый раскрашенный хлам, на полках пылящийся дома. Сумерки В тени половины домов и стволов, закатные окна горят и плещется легкий словесный улов под тихий напев сентября. Потом в отдалении скрылись холмы и местность утратила цвет. Лишь кисти пунцовые смотрят из тьмы, индийской сирени привет.
синквейны и эссе (предисловие Анны Грувер)
автор - Алёна Капустьян Предметы/вещи/явления, помимо чувственного восприятия, требуют прямого, зачастую в своей прямоте парадоксального называния. В каждой точке нахождения. Обостренное состояние поиска: мы знаем, что ищем (мы ищем название), но еще не знаем, как отыскать. Алена Капустьян в одном из своих текстов пишет, что продолжает "видеть", то есть продолжает использовать этот глагол и другие, свидетельствующие о наличии не только способности смотреть, но зоркости. Вслед за ней я позволю себе сказать о чрезвычайной глубине зрения этих коротких текстов. Не отпуская, она удерживает каждого, готового вглядываться в суть вещей, и остается сама как авторка в предельном напряжении. Капустьян показывает мир во всей его целостности и одномоментно разобранным на атомы. Чтение этих текстов означает сконцентрированность, холодный рассудок, рациональность. И отсутствие каких-либо ожиданий, словно перед впервые увиденной в своей неузнанности вещью. Таким же неузнанным, находящимся в процессе узнавания, в этих текстах является тело. "Отличая себя, оно отличает некую самость — оно отличает себя как “самость” — и уже исходя из этого отличает два строя или два регистра" — писал Жан-Люк Нанси и определял эти два регистра как "внутреннее" и "внешнее". В его работе "Тело: вовне или внутри. Пятьдесят восемь показаний о теле" тело предстает как означающее и означаемое одновременно. В этом контексте тем более важно эссе Алены Капустьян, посвященное руке ("На первый взгляд, рука человека — простой орган тела, ничего особенного") — руке, которая определяется в самости. "Сейчас мне хорошо быть слепоглухой", — говорит Капустьян, и ее честность требует ответной честности читающего. В наших силах предпринять попытку соответствовать. Анна Грувер
* Рука Разносторонняя, ловкая: Тепло жмёт, говорит пальцами, ощущает энергетику… Каждый имеет скрытые способности… Талант. * Неопытность Бессмысленная, крепко держащая: Требует усилий, толкает вперёд, унижает насмешками… До цели много ступеней — правила под рукой нет… Страх. * Кончики моих пальцев — мои "глаза". Они ощущают детали любой вещи…
Обычные глаза, заметив какую-то точку на некотором расстоянии затем различают детали предмета. Замечают мелькающую где-то в небе "птичку" — самолёт. Разглядывают звезды или Марс в ночном небе... Говорю про зоркие глаза. Кончики пальцев чувствуют мелкую бисеринку, тонкие детали статуэтки, низкие по выпуклости точки Брайля. Могут заметить дырочку на рукаве кофты, мельком "увидеть" конфету, тихо положенную на стол. Пальцы творят всё, что нужно их обладателю: вышивают на ткани цветочки из бисеринок, вяжут узоры на спицах или крючком, лепят из глины композиции, читают книгу, сообщения на дисплее… Чувствуют пыль, плетут косы разных видов, "смотрят" рельефные картины… И много чего еще. Бывает, мне показывают недавно купленный торт, а я его уже "видела". Вообще-то я не вижу, но из-за "моих глаз" в речи употребляю глаголы "вижу", "смотрю", "замечаю". Или — просто люблю "метафорить"… А глаза? Они только видят. Видя, получают много односторонней информации… Мне кажется, "мои глаза" получают больше разнообразной информации. Раньше, когда я еще видела настоящими глазами, не так много узнавала об окружающем мире, как сейчас. И это — ответ на часто задаваемый вопрос, как я справляюсь с бытом, когда остаюсь одна. Всё благодаря "моим глазам". * Мобильник Заманивающий, залипательный: Доносит информацию, притягивает, ждёт с нетерпением. Трудно отходить от волшебного зеркала… Микроскоп. * Звезда Яркая, далекая… Освещающая тьму, зовущая, будящая воображение… Веря в фантазию, найдёшь ключ к реальности… Мечта. * Одна Задумчивая, красивая: Вглядываюсь в даль, развиваюсь, набираюсь опыта… Без партнера тяжелее управлять яхтой… Ожидание любви. * Никогда не надо жалеть нас, слепоглухих…
Мы с вами равны. Мы можем справляться с жизненными трудностями, и вы, несомненно, тоже. Сколько раз слышу от людей фразу: "Печально, что ты не видишь и не слышишь…" Для меня она звучит, как будто меня жалеют. Или что они имеют в виду? — не знаю. Эта фраза не вызывает ни обиды, ни боли — только удивляет. Слепоглухота мне дала очень многое… Благодаря ей я по-другому смотрю на жизнь — глубже. Она раскрыла мои способности, незамечаемые мной раньше. Открыла двери разных миров, приглашая заглянуть в каждый из них, разгадать его загадку, почувствовать. Чем дальше заглядываю — тем больше знаний получаю. Ещё слепоглухота развила лучшие качества моего характера. Без неё я была бы тихой и слабой. В полтора года я лишилась слуха по непонятным причинам: либо из-за прививки АКДС, либо после перенесенного гриппа с осложнениями. Несмотря на отсутствие слуха, я жила радостно, как будто не знала, что такое "беда". В семь лет после операции на глазу потеряла зрение. Эту потерю я восприняла спокойно. Точнее, было одно разочарование: лежа с прикрытым бинтовым "квадратиком" глазом, думала, что когда врачи разрешает его снять, я снова увижу. Вместо мира красок и звуков — увидела туман. Но я закопала разочарование глубоко в свой внутренний мир, потому что хотела жить как все. Жила, пыталась найти способ коммуникаций с людьми, радовалась… В подростковом возрасте остро осознала, что я не вижу и что мне никогда не вернут зрение. Погрузилась в депрессию… Я её скрывала, стыдясь чего-то. Через семь лет я изменила взгляд на свою слепоглухоту: не зря я потеряла зрение и слух! Поняла после того, как пересмотрела свою жизнь. Слепоглухота — ключ к неприступным мирам, инструмент, помогающий осознать не только себя, но и понять смысл жизни. Сейчас мне хорошо быть слепоглухой. Живу, опираясь на чувства: осязание, обоняние, интуицию — "шестое чувство", остаточный слух. Также мне помогает уверенность в том, что в жизни невозможного нет. А проблемы? Пустяки. В последнее время я перестала различать лёгкое с тяжёлым. Ошибки? Это же подсказки жизни. Одиночество? Оно мне привычно — и даёт возможность заниматься саморазвитием. Хотя я уединяюсь не всегда — не забываю про активности. Плохое может прийти к любому человеку. Жалеть не надо… Можно жалеть только того, кто не может жить сам, физически страдает или ощущает себя одиноким в мире. А человек сам хочет полноценной жизни… И то — лучше помочь, а не жалеть! * Сон — Утопляющий, дразнящий. Тянет, гипнотизирует, метафорит… "Сделай усилие отгонять с глаз грезы". Подчинение. * Вода — Струящаяся, бегущая… Обнимает, очищает, исцеляет. Чистый ручей — место освобождения от цепей. Чистота. * На первый взгляд, рука человека — простой орган тела, ничего особенного. Рука как рука, кисть, ладонь, пальцы… Разве что кожа бывает разной: нежная, шершавая, грубоватая… На самом деле в руке кроется много информации, накопленной человеком за жизнь. То есть, рука может отразить черты характера, то, чем человек постоянно занимается. Познакомившись с парнем, я, держа его руку в своей, определила основную черту его характера — он может за себя постоять; больше всего в жизни интересуется чем-то творческим. Я, конечно, не знала, чем именно он увлекается, но его рука мне подсказывает, что он — сильная творческая личность. Оказалось, он скульптор и живописец. Он мне показал свою работу — человека с накачанными мускулами. Изучая скульптуру, я чувствовала её силу и мощь. Я искренне удивилась точности и ровности — прямо живая копия! Так и узнала о его хобби. Рука может подсказать настроение… Чаще всего я чувствую грусть человека, спрашиваю об этом не из любопытства, а из желания поддержать. Или могу не спрашивать, просто молча поддерживать. Бывает, человек в плохом настроении из-за пасмурной погоды или досады на кого-то — и я, махнув на эту грусть, заряжаю его позитивом. Когда чувствуется хорошее настроение, оно меня радует, и я сама забываю о грусти. Рука у всех разная… По ней можно определить друга или коллегу, если помнишь, как она "выглядит". Пожалуй, углубляться не стану, рассказала об основном. Рука — не просто рука, а индивидуальный "знак" каждого человека. На фото: Алёна Капустьян и слепоглухой профессор Александр Суворов
в сердце мглы (предисловие Анны Голубковой)
автор - Ирина Поволоцкая Стихи Ирины Поволоцкой производят очень сильное впечатление своей искренностью и тем мастерством, которое возникает как бы само собой, когда автор вовсе не думает о форме своего произведения и пишет уже даже не словами, а самой сущностью своей жизни. Наверное, именно поэтому при чтении этих стихов не возникает никакой дистанции, ведь эта сущность в своей основе у всех абсолютно одинаковая. Мы все так или иначе переживаем травму бытия, ограниченность органов восприятия, сознание своей конечности, все стремимся выйти за пределы того, что имеем, и можем это сделать только путем искусства. Но когда от стихов переходишь к автобиографической прозе Ирины Поволоцкой, то сразу же начинаешь переживать происходящее вместе с автором. И даже если оно кажется далеким от личного опыта читателя, все равно мы понимаем, что рано или поздно столкнемся с необратимыми потерями, после которых придется как-то жить дальше. Так что это нелегкое, но очень нужное чтение. Анна Голубкова * * * Четыре угла квадрата: Я в центре большого мира. Тишина. Мгла Из автобиографической повести в миниатюрах "Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю" …Как же непросто мне писать о том, что ранило в самую душу, и рана эта свежа… Пишу — и дрожат руки, и сердце сжимается от воспоминаний тех месяцев безысходности. Никогда не готова была я к тому, что случилось — и разве можно быть готовым к такому?.. …Конец 2008 года, у меня апофеоз стресса: курсы тифлосурдологии, работа, институт, ещё и домашние дела надо успевать. На курсах я все 4 недели — с первого дня, поймав вирус гриппа в метро — болела, и лечиться пришлось "на ходу", отлежаться мне не дали. Недосып, усталость, душевное и физическое перенапряжение — чувствовала я себя в те дни муравьем, взявшимся тащить груз больше его самого в сотни раз. Порой казалось, что ещё одного дня гонки я просто не выдержу… Но дни проходили, я просыпалась утром — совершенно не отдохнувшая — и круговерть начиналась снова… И снова. И снова… Приходил вечер — падала и засыпала — дни и ночи слились в одну сплошную полосу чёрной вязкой усталости. Так не могло продолжаться бесконечно. Я порой застывала на месте, и в голове была только одна звенящая мысль: "Всё, хватит! Пора заканчивать — пока не поздно!". Но эти "звоночки" я пропускала, надеясь, что выдержу, как выдерживала не раз. …Я работала за компьютером, тяжеленные очки, как и обычно, постоянно сползали и давили на нос… Головная боль усиливалась — а она стала постоянным фоном тех недель, — и внезапно в глазах забегали яркие блескучие мушки. Это резко отрезвило, и я решила всё же отдохнуть. Два дня (всего два дня!) — отдых от компьютера — и пришлось к нему вернуться. Я не готова была отказаться от своей активной деятельности… …Поработать я успела совсем немного. В один короткий миг сверкнуло перед глазами, всё поле зрения закрыли крохотные капельки желтоватой непрозрачной воды. Это было — мгновенно… И — наступила мгла. Именно мгла. Не темень кромешная, — я ощущала разницу света и тьмы. Нахлынул приступ животного ужаса, я не хотела принимать мглу в своей реальности и надеялась, что пара минут отдыха вернет всё назад… …Каким-то чудом тем вечером, по зимней Москве — на автобусе и метро, — я сумела доехать до места, где у меня была назначена встреча. Как я смогла? Не знаю. Просто — был шок, состояние полной прострации. Домой я одна, конечно, тогда вернуться бы не смогла… И этот липкий жуткий ужас, когда напрочь испаряются все другие ощущения и мысли, — он был со мной долго, очень долго… Три с половиной года я жила как выключенная, в состоянии наркоза, душевной комы. …Самые первые дни — "качели": я ещё надеялась, что это — момент, из которого ещё можно вернуться. Я ещё надеялась, что мгла — не самое страшное, и всё — поправимо. А другой точкой "качелей" был тот самый подавляющий волю и разум ужас. …Тот жуткий день провёл черту. "До" и "После"… "До" — я была свободна. Пусть относительно, но свободна. "После" — мир в одно мгновение схлопнулся до размеров квартиры… И у меня для общения остались только руки. Диагноз прозвучал как удар ножа в сердце: "Немедленная операция. Шанс, что она поможет — 1 к 10". Мгла сжала меня тисками, я погружалась в неё всё глубже и глубже с каждым днём, отделявшим меня от первого мига… Я враз потеряла красоту закатов, улыбку дорогого человека, цветность мира, и больше не могла рисовать… Исчезли книги. Звучащий мир мне был недоступен уже с детства, но остаточное зрение до сих пор позволяло хоть как-то видеть… Щупальца мглы захватили мои глаза, они пробрались и в душу, я утратила всё, чем жила, и не стало смыслов и желания жить. Казалось, мгла захватила меня целиком. И нет ничего помимо мглы и безмолвия. …Теперь я знаю, что значит "сердце мглы"… Как я выбиралась из этой "мглы" — это уже другая история… * * * ...Хрупкое утро вторника… Еле встала, усталость скопилась тяжёлым грузом. Наше тёплое стеганое одеяло казалось таким уютным, и совсем не хотелось вылезать. За плотными шторами и по-зимнему грязным окном — солнце, чудесный день! Но внутри меня — такая хрупкость, и стены усталости давят невероятно... Тёмно-серой плёнкой окутал плечи вопрос: "зачем"?.. И даже аромат свежезаваренного кофе не поднимал настроение. …Стёганое сиреневое весеннее пальто надето. Выходим. Морозец… Сухо. Весна. Тихим всплеском волны миг радости… Но всё тот же вопрос тяжёлой плёнкой лутрасила давит на голову: "зачем?" Где корни моей вины? И в чем же я виновата? В том, что вот — родилась? Или в том, что я стала такая? Где-то в прошлом, далёком безумно — Что же было такое там? Что привело к такому сегодня?.. С утра в голове усталой вопрос: Зачем? Зачем! Зачем… * * * Кисточка. Тушь. Бумага. Пять штрихов, простых, как жизнь. Пять стихий красотой сверхчуткой Наполняет незримо лист. Я рисую, как будто слышу Непроявленных Сил призыв: Бамбук, ручеек и горы — Чем проще, тем глубже смысл. * * * Ах, как птицы поют… Но не слышу я их. Ах, как струи звенят… Но не слышу я их. Ах, как краски горят… Но не вижу я их. Ах, как белы снега… Но не вижу я их. Руку дай, расскажи. Не молчи. Покажи. Этот мир — он такой. Для меня — не простой. Руку дай. Поддержи. Что ты слышишь? Скажи. Что ты видишь? Дари. Вам так много дано — Видеть, слышать — И жить. Самому. Рвать цветы на лугу, Видеть капли росы. По тропинкам бродить — одному. Подари мне — на миг — Ярких звуков канву. Разве много прошу? Я душой дотянусь — Только дай руку мне. Я прошу… * * * ...Я замираю, я — в центре города, я — точка, в которой — тишина. Это — просто мгновение, моё личное мгновение… Но — оно длится, пока сидим в уличном кафе. Открытое пространство, смесь запахов, вкус пыли на губах. Нет ничего — я в тишине. Но я чувствую — город вокруг живёт своей, отдельной от меня жизнью... * * * Как лепесток последний у пиона — Взрыв запаха и вспышка цвета: Так — просто миг… А я опять выдумываю мир, И для меня звучат все ноты разом: И летний день мне добавляет в чашку Звенящего жасминового духа… * * * Руке в руке — Преграды нет Преграды все — В уме. Рука твоя — Мой проводник, Туда, где слышен Мир, Туда, где цвет в глазах Рябит, Туда, где каждый — "Сам". Моя рука ведет Во тьму, Туда, где тишина, Туда, где каждый — В глубине, Внутри себя. Туда, где мир — Один, в зерне, В ростке, В касанье рук. Один наш мир — Преграды нет, Лишь потянись Ко мне. * * * Радуют встречи, Которых не ждешь. И от рук человеческих — Теплеет в душе. Неожиданно теплый Внимания круг — Улыбаюсь сердечности Ваших рук.
Елизавета Мухина
автор - Звательный падеж Ребёнок Тяжёлое полуночное утро, Пустые улицы и моё голое тело. Оно распалось на светящиеся окружности: Моя голова срастается с небом, Деревянные крылья выплетают животную спину, Я прижата к подножию мира. Нечеловеческое лицо вселенной облито молчанием - Черным, как небо без звёзд. Иногда большая рука ласково коснётся шахматной фигуры с моим именем. Синие пальцы до хруста сожмут мою спину И передвинут меня На квадратик вперёд. мне будет хорошо Я одна в своём одиночестве - вой Я одна в своём одиночестве - ветер Я одна в своём одиночестве - волны со сломанной большим богом спиной. Когда молчание утихнет, А небо снова будет таким же белым, как лица людей, Столпившихся вокруг моего тела, Я вдруг почувствую что-то банальное и светлое: Рука большого бога проросла сквозь мой розовый живот, Я обнимаю воздух неловкими, Отвыкшими от любви губами И издаю младенческий стон. мне хорошо Я всё ещё маленькое испуганное животное, чья спина согнулась под глупой головой, которая светится, врастая в крыши, ветви и облака. Стеклянный глаз Просыпаясь, я наблюдаю за тобой, ощупываю глазами изгибы твоих чувствительных ушей, целую тебя в шерсть, мой тёплый патлатый пёс. Сон уходит всё дальше, ты извиваешься, уползаешь, касаешься, запоминаешь запах моих волос. Когда я играю на свирели, ты слушаешь лишь моё прерывистое дыхание. Когда ты сидишь напротив с суженными зрачками, я ненавижу тебя, сжимаю тебя губами, крепче сжимаю, я вынуждена признаться, что обожаю тебя. За нами всегда наблюдает огромная пустота. Я читаю с листа: *** Я наконец-то стала идиотом. Это похоже на полузакрытые глаза, стекающую с подбородка слюну, неловкие объятия, сложности перевода. Люди уносят меня в метро, оставляют меня на полу, тонут в моей слюне, тоже чего-то ждут, а рядом со мной на земле лежит целая жизнь. Я выхватываю из неё отдельные цвета, слипшиеся в единое прекрасное пятно - гладьте моё лицо, ласкайте тёплый живот, любите меня такой, сжимайте язык и пах, я буду глупо стонать, подражая вечности Моё заново открытое изобретение невесомых прикосновений, грубое, бессмысленное движение - я стекаю в волны, извиваюсь и пахну солью, заполни меня, заполни меня запомни меня! Теперь я буду в каждой женщине с родинкой на щеке, ты будешь чувствовать возбуждение каждый дождливый день - мы проникли в поры горячих тел, замкнули друг друга в насильственной доброте Ты будешь определён лишь страданием и удовольствием, которое мне доставляешь. Взаимно материнствуя, мы возвращаемся к корням. *** Я забываю текст, который только что прочитала, презираю себя за возвращение домой, за подслушивание чужих разговоров. Я голоднее собаки, сжимающей челюсти на костяке человеческих движений, сухожилиях мелочей. Мне хочется любить, но когда я вижу кровь, стекающую из промежности изнасилованной женщины, губы складываются в морщины. Я буду любить лишь своё отражение, ускользающее от меня в старость. мне нужен обычный свет, чтобы выделить тени в черной коробке А ты смеёшься над всей этой неестественностью, над тем, что я выхватываю твои реплики и вставляю их в свою безмолвную роль. Ты говоришь, что стеклянный глаз не существует, но мы верим в него и боимся его. Это пустота, единство, уникальность, которая окружена мыслью, как лезвиями И мы будем вплавлены в эту нежную форму Неискомое Папа, твои руки всегда заботливо закрывали мои глаза, Твои слова выходили наружу огромными, подавляющими мои. Пряча меня, ты говорил: "не нужно знать ничего страшнее этого нежного движения" Я чувствую - мне необходимо быть похожей на тебя. Я сгибаю свою спину, сжимаю губы в тонкую линию. Папа, я хочу быть сильной. Я ищу тебя в каждом своём отражении, мои судорожные движения безнадежны, безответны, словно безвольное ожидание недостающей створки раковины. Я знаю - я несовершенна, моё тело слишком женственное, розовое, трудноуловимое. Я должна вынырнуть, вырасти, освободиться. Мир! поглоти меня, разорви меня, измени меня до самого основания. Я стану войной, убийством, насилием - во имя искомого мной - во имя любви. Безразличное зеркало, Я не вижу в себе искомое. Там за стеклянной дверью переливается женщина-ребёнок, оторванная от груди матери, неловко сжимающая пальцами окровавленную пуповину. Мама, прости меня прими меня в свои руки, всмотрись в обугленный металл моего позвоночника, ставший тонким и хрупким. Я глажу твою мягкую спину, всю в дырах от белых червей. Мама, меня пугают старые иконы с твоим вечно молодым именем. Пугают шрамы - во имя любви. Я должна научиться отдавать, чтобы стать столь же необходимой. Моя младшая сестра, я стану землей, камнем, травой. Я приспособлюсь к твоему неумолимому наступлению, и если я буду нужна тебе, ищи меня под своей ступнёй. На равнинах моего бесплодного тела вырастут цветы, дождь с пеплом покроют мои глаза. Но это не слезы горечи, озеро из них не станет печальным памятником. Это новое начало, мой драгоценный подарок. Вслушайся - в движение всеобщего дыхания, влекущее к возобновлению.
Предновогоднее
автор - Илья Имазин Господи! Какой будет последняя точка, Которую поставлю в конце этого года?! Да станет она набухающей почкой, Забывшей себя в ожиданье листочка По вечному закону диалектики Природы! Пусть же сбудется все хорошее, Пусть за каждым вдохом последует выдох, Зависть и тоска отныне пусть не гложут нас, И душа да не потонет в бессмысленных обидах! Как жить в такой небесной тишине? Ни флейта нежная, ни буйный бубен Шамана не слышны. Ты, прислонясь к стене, Свое дыханье слушаешь, и каждый вдох так труден! Когда над аркой пролетит ворона, Преодолев в себе сомненье, ты Вскарабкаешься, словно шустрый вор, на Крышу ратуши, чтоб дотянуться до звезды. Со всех сторон к тебе сбегутся малыши, И станут что-то лепетать навязчиво. Не спрашивай их, кто они, издалека ль пришли: Они – последние минуты года уходящего… Господи! Какой будет последняя строчка, Которую сейчас мне предстоит написать? Минута длится – так серьга растягивает мочку… А вдруг вместо точки в конце окажется кочка? Не споткнуться бы, не упасть… Устоять!
Железнодорожность
автор - Алла Зиневич Путешествие от ст. "Царское Село" к 21ому километру Новая энергия, новое время. Исполняется забытое, незабвенное. Необщепринятого, сверхличного будет всегда хотеться: пусть парки "близко", сердце – только центру, а, в-третьих, мне при том всегда хотелось пройтись изнанкой железнодорожной, где одинокая кирпичная заброшка – из Хармса коммуналок бабка-ёжка, с которой каши не сварил топор, столбов высоковольтных перебор, да в из болот стремящихся кустах пищащая морзянка птах, и кошки в беспредельных камышах твою и, может быть, кузена юность уж тридевятым сфинксом сторожат. Наискосок взлетают самолёты тому, как от щитов "песок" и "щебень", борщевиков, вознёсшихся ущербно, я неуклонно следую на север к таинственным издетства гаражам – приметам нумерованной платформы и для меня, кто к воле прочь от нормы, и для провинции охочих горожан. Репейник оседлали муравьи; ромашки как яичницы для взгляда; пересекла я параллельные пути, сопровождая к будущему радость!∞∞ Витебское направление В августе все напоминает мне Радомышль: свет, омывающий окоём, как живая, святая вода, от лугов на подсолнухи палисадника светофор переключающая листва и плоды подзаборно-бесхозные дач - только небо, высокое здесь, как архангельские глаза, там склонялось его сединою ранней редких перистых облаков к исцарапанным от малины рукам... Шесть лет назад тому Калининград раскидывал пред взором гроздья фортов как ожерелье краденных кораллов - экспроприировала Русь у Клар и Карлов леса, танцующие под кларнеты фавнов, из-под копыт которых бьёт янтарь, и чьи басы переполняют кирхи, как вещь-в-себе, заупокойными по Канту. Мне тошно тщиться женщиной домашней - кровь дальних предков, дедовский характер рассказывают жизнь как сказку странствий и странности: с научной новизной не скорби Пруста - установок скальда пишу себя барочными холстами на фоне Радомышля да Калининграда, чтоб первый план отдать Пяти Углам!∞∞ Августовская езда в Петергоф Художнице Юле Д. и Свете С. В Новом Петергофе вокзал - Нойшванштайн: лебединого крыла рифленая раковина, водопадом жемчужным с неё - облака; собираем с подругой железнодорожные травы на закате прозрачном для благих и праздничных чар... Схожи с мышами летучими - ушами! - собаки: домовые ли, даймоны - Ярославна с Кассандрой - колесницей арканов увозят нас в мирового древа познаний рунические края; мы - внутри манускрипта, в перламутровом бестиарии метафизического художника. Песнь Земфиры застольно сбывается, обретается в дар звездный знак аметиста прозрачностью на подворье святого Петра, где рябина к счастливой зиме ключами имени цветом зеркальным под балконом желанно щедра - и я знаю: все замки мне откроет и пустит в замки неразменный талант, чтобы жить échapper au chantage обречённых страданий – les lieux communs – арлекином нечаянной радости в доме солнца двуглавом на чудотворной улице ангелов!∞∞
О проекте
|