
Вчера президент Владимир Путин одной жесткой фразой радикально изменил политику ОАО РЖД в пригородных перевозках. Теперь монополии, которая с благословения правительства два года сокращала нерентабельные электрички, придется их вернуть вместе с убытками, источника компенсации которых нет. В ближайшее время ОАО РЖД сможет восстановить лишь 300 маршрутов, закрытых с начала 2015 года. Перевод отрасли на ручное управление может погасить локальный социальный взрыв, но как решать проблему в целом, никому пока не понятно.
Владимир Путин на совещании с членами правительства в Ново-Огарево жестко раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича и Минтранс за массовую отмену электричек.
— А что у нас Министерство транспорта не существует, что ли? По-моему, вы курируете эту отрасль. Что происходит? Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли? — возмутился президент. Он подчеркнул, что проблема касается тысяч людей, и велел немедленно восстановить отмененные пригородные поезда с гарантиями соответствующими ОАО РЖД и регионам по решению проблемы. В ответ вице-премьер признал, что ситуация в пригороде сложная, и пообещал в течение суток представить финансовые предложения по этому поводу.
Резкое выступление президента выглядит неожиданным — возмутившую его политику ОАО РЖД проводит не первый год, причём при поддержке властей. Массовые отмены электричек начались ещё в 2012-2013 годах (326 поездов) и усилились в 2014 году, после того как 26 пригородных пассажирских компаний (ППК, СП ОАО РЖД и регионов) изменили механизм работы. В 2012-2013 годах регионы могли формировать заказ на объём перевозок, но не всегда компенсировали убытки ППК, возникающие при установлении цен ниже себестоимости. С 2014 года ППК начали заключать договоры, по которым услуга оказывалась только на оплаченный объём.
Правительство новый подход поддержало: в мае оно утвердило концепцию развития пригородного комплекса, предусматривающую ответственность всех участников перевозок.
Регионы и ППК должны заключать долгосрочные контракты (на 15 лет), а в ответ государство обязывалось в течение этого срока субсидировать содержание инфраструктуры ОАО РЖД, выплачивая по 25 млрд руб. в год. Если регион отказывался подписать контракт на таких условиях, ППК были вправе не оказывать услуг (регионы могли и сами отказаться от электричек в пользу автобусов). Премьер Дмитрий Медведев тогда подчёркивал, что ответственность за хождение электричек полностью лежит на регионах. Но они не спешили заключать контракты с ППК. В результате к концу 2014 года по всей стране было отменено 10% из 5,7 тыс. электричек.
В этом году ситуация усугубилась: только в январе отменено около 300 поездов, из них 35 — в Нижегородской области, по 16 — в Воронежской, Орловской и Кировской областях, 17 — в Пермском крае. В Вологодской, Псковской, Тульской областях электрички ликвидировали полностью. По данным ОАО РЖД, на 2015 год пригородные перевозки заказали только 47 субъектов. Подстегнуло обвал решение правительства повысить с 2015 года плату за инфраструктуру. Если раньше ППК перечисляли ОАО РЖД только 1% тарифа за пользование путями, а остальное компенсировало государство, то сейчас должны платить 25%. По оценке ОАО РЖД, в 2015 году выпадающие доходы ППК составят 21,8 млрд руб. (в 2014 году — 14,7 млрд руб.), но в региональных бюджетах на компенсации заложено только 8 млрд руб.
Неприемлемая ситуацияПресс-секретарь президента Дмитрий Песков признал, что о существовании проблемы президенту известно не первый год.
— Но ни разу не доходило до полной отмены электричек, как это происходит сейчас в некоторых регионах. С точки зрения президента, это неприемлемая ситуация.
В то же время, уточнил господин Песков, ситуация не является проблемой правительства — это проблема РЖД и бюджетов регионов.
Источник в Управлении внутренней политики (УВП) президента подтверждает, что вопрос по электричкам не был неожиданным:
— Губернаторы писали обращения в ОАО РЖД, публично заявляли о проблеме главы Липецкой, Воронежской, Рязанской, Вологодской, Новгородской областей — большинство регионов вокруг Москвы.
Ещё в 2014 году губернатор Воронежской области Алексей Гордеев заявил:
— Со стороны РЖД на нас идет давление с использованием монополистского положения. Мы не видим прозрачности расчётов.
О том, что отмена электричек создаёт «социальную напряжённость», говорил глава Курской области Александр Михайлов.
— Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. Примерно 80-85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаём, — говорил в декабре 2014 года губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
Обращение к Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву по проблеме пригородного сообщения вскоре направят депутаты кировского заксобрания. Как заявил его спикер Алексей Ивонин, «даже после сегодняшнего заявления президента непонятно, как будет решаться проблема: либо регионы будут просить дотации, либо РЖД придется снизить тарифы». Обсуждались проблемы пригородного сообщения и в блогосфере: например, ужасным событием новость об отмене с 2015 года электричек в Вологодской области назвал в своем блоге лидер Партии прогресса Алексей Навальный.
При этом Управление внутренней политики отвечало лишь за снятие проблемы в информационном пространстве. По словам источника, если решением вопроса и занимались, то только в экономическом блоке, который курирует помощник президента Андрей Белоусов.
До вчерашнего публичного осуждения президентом, представительная власть предпочитала обсуждать проблему тихо и спокойно. В Думе тема отмены электричек поднималась 19 января в ходе обсуждения антикризисных мер правительства. По его итогам глава профильного комитета по транспорту Евгений Москвичёв заявил:
— Депутаты услышали, что правительство намерено сохранить перевозки, речь идет о железнодорожном пригородном сообщении.
Однако конкретных предложений так и не прозвучало. В минувшую пятницу после правительственного часа было решено, что профильные комитеты пришлют в правительство предложения в течение недели для урегулирования кризисных вопросов.
— Думский комитет по транспорту считает, что решением сложившейся проблемы является возвращение к предыдущей модели обеспечения пригородного сообщения, когда основная нагрузка лежала на федеральном бюджете, а не на регионах, — заявил зампред комитета по транспорту Сергей Тен («Единая Россия»). Было ли это предложение оформлено и отправлено в правительство, он не знает.
Первым шагом Совета федерации по проблеме станет встреча сенаторов с руководством Минтранса и ОАО РЖД 19 февраля, рассказал член Совета Олег Казаковцев, поднявший тему на вчерашнем заседании.
Быстро поддержала президента и Счётная палата, которая немедленно заявила, что ОАО РЖД и Минтранс сорвали сроки железнодорожной реформы в пригороде, а ее результаты назвала неудовлетворительными.
— Госкомпания совместно с региональными властями так и не разработала эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении, — отмечает аудитор Валерий Богомолов.
Соответствующие выводы были сделаны по итогам проверки деятельности ОАО РЖД и пользователей инфраструктуры железнодорожного транспорта. В ответ ОАО РЖД поздно вечером выпустило пресс-релиз, в котором согласилось с оценкой Счётной палаты, но отметило, что такие результаты связаны с нежеланием ряда субъектов сотрудничать с монополией.
Отмашка от проблемыНа критику президента ОАО РЖД отреагировало ещё оперативнее, сразу заявив, что уже занимается составлением графика ввода в эксплуатацию отмененных поездов и в ближайшее время представит его правительству. В сообщении указано, что имеются все возможности для восстановления пригородного сообщения в максимально короткие сроки. Впрочем, пока речь идет только о поездах, отменённых с начала года.
Глава агентства «infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что восстановление отменных поездов — единственный способ предотвратить социальный взрыв.
— Требование президента восстановить пригородное сообщение — апофеоз режима ручного управления Владимира Путина, — заявил политолог Константин Калачёв. — В нынешних политических реалиях глава РЖД Владимир Якунин «выше» губернаторов, и правительству, которое стало объектом критики, было сложно решить этот вопрос без отмашки президента.
Однако отмашка президента если и приведет к восстановлению пригородных перевозок, самой проблемы не решит.
— Ключевой вопрос, откуда государство возьмет деньги, чтобы восстановить отмененные поезда, ведь все понимают, что регионы неплатежеспособны, — говорит собеседник в отрасли. По его словам, обсуждаются два варианта: возврат на 2015-2016 годы к 1% инфраструктурного тарифа и снижение НДС для ППК с предусмотренных в антикризисном плане 10% до 0%. В целом это позволит ППК сэкономить 15 млрд руб.
Директор ОАО «Пермская пригородная компания» Сергей Канцур вчера заявил, что возвращение к льготному тарифу на инфраструктуру было бы «хорошим толчком».
— Решить проблему можно либо за счёт увеличения тарифов втрое, либо за счёт дополнительных выплат из областного бюджета, но это примерно 500 млн руб., а таких денег у нас нет, — говорит губернатор Тульской области Владимир Груздев.
В ряде регионов рассматривают вариант создания собственного железнодорожного перевозчика, независимого от ОАО РЖД, считая, что монополия явно завышает расходы. Об этом заявили в Липецкой, Воронежской и Саратовской областях.
— Ситуация складывается абсурдная: себестоимость перевозки пассажира на электричке превысила стоимость поездки на такси, — говорит губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.
Счётная палата предлагает централизовать тарифы в пригородных перевозках на базе ФСТ (сейчас в каждом регионе уполномоченные службы рассчитывают тарифы, а местные власти утверждают их), полагая, что только она может объективно рассчитать затраты. Но источник отмечает, что тогда с регионов будет вообще снята вся ответственность за пригородное сообщение.


«
Коммерсантъ»
http://metroblog.ru/post/4673/