-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mnemotechnika

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 33





Два типа образов

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:53 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

В мнемотехнике зрительные образы делятся на два основных типа.

Первый - это опорные образы. Они не несут никакой информационной нагрузки и служат для последовательного запоминания и припоминания информации, а также для системного запоминания. Последовательность опорных образов заранее хорошо закрепляется в памяти и припоминание любой информации осуществляется через систему опорных образов.

Второй - это ассоциации - комбинации зрительных образов, в которых закодированы запоминаемые сведения: телефонные номера, адреса, названия, исторические даты и другая точная информация.

Ассоциации, закодированные в них сведения, могут припоминаться и без опорных образов, без перебора последовательности. В этом случае воспроизведение ассоциации мозгом происходит в том случае, когда в мозг воспримет один из элементов ассоциации. Это разнообразные вопросы по запомненным сведениям. С точки зрения мнемотехники любой вопрос является прямой подсказкой, так как АВТОМАТИЧЕСКИ активизирует в мозге ассоциацию, которая содержит в себе как сам вопрос, так и ответы на него.

В связи с этим может показаться, что возможно ограничиться запоминанием только ассоциаций. Ведь они воспроизводятся как реакция на вопрос. Однако это не так. Дело в том, что запоминание последовательности, то есть запоминание на систему опорных образов, необходимо в любом случае. Это связано с тем, что вновь образованные ассоциации самопроизвольно разрушаются, если информация не активизируется. Поэтому система опорных образов используется не только для обеспечения возможности последовательного припоминания. Запоминание последовательности информации делает возможным принудительную равномерную активизация всех запомненных сведений с целью их ЗАКРЕПЛЕНИЯ в мозге.


Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Опорные (стимулирующие) образы

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:49 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора Опорные или стимулирующие образы - это дополнительные образы, с помощью которых обеспечивается поиск информации мозге.

Как быстро найти нужную струну среди большого количества струн? Для этого необходим камертон, настроенный на частоту нужной нам струны. Если мы ударим молоточком по камертону и поднесем его к струнам, струна с такой же частотой как у камертона возбудится по резонансу и начнет звучать, вы даже увидите как она вибрирует.

Конкретного места локализации запоминаемых связей в мозге нет. Все связи находятся одновременно в одном месте - запоминает вся кора головного мозга. И единственный способ быстро извлечь из мозга необходимую нам связь, это предъявить мозгу один из образов ранее образованной связи.

Если вы запоминаете один-два телефонных номера, то их легко вспомнить без специальных методов. Но если вы запоминаете десятки телефонных номеров, каждый из которых закодирован в комбинацию зрительных образов, то вспомнить их будет практически невозможно. Припоминание всегда происходит при поступлении в мозг стимулов, запускающих процесс генерации информации.

Опорные (стимулирующие) образы - это просто большое количество зрительных образов, которые человек может легко вспомнить всегда в одинаковом порядке. Любые запоминаемые сведения ОБЯЗАТЕЛЬНО фиксируются на опорных образах. Даже если вы запоминаете в день всего один телефонный номер, это делать необходимо. Ведь через месяц в вашем мозге накопится 30 телефонных номеров!

В дальнейшем припоминание информации осуществляется с помощью вспомогательных опорных образов. С нейрофизиологической точки зрения опорные образы являются ФИЛЬТРАМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЧАСТОТ. Когда вы вспоминаете и представляете в своем воображении один из таких фильтров, механизм поиска нужной частоты в мозге аналогичен примеру камертона и струн. Опорный образ служит своеобразным камертоном, а ваш мозг - беспорядочным набором струн. В результате резонанса частот опорный образ быстро находит и выводит в воображение свою "частоту", и все другие образы, ранее с ним связанные.

Последовательно припоминая заранее заученную последовательность опорных образов, вы заставляете свой мозг генерировать информацию в том порядке, в котором она запоминалась. Это позволяет достигать абсолютной точности в припоминании запомненных ранее сведений.

Системы опорных образов позволяют свободно перемещаться по информации содержащейся в мозге буквально как по файлам в компьютере.

Формирование в памяти систем опорных образов можно сравнить с процессом форматирования диска в компьютере. Если диск не отформатирован - на него ничего нельзя записать. Если в памяти нет системы опорных образов - вы не имеете возможности последовательно запоминать и припоминать информацию.

Как же раньше вы запоминали информацию? Ведь раньше в вашей памяти не было систем опорных образов? Ответ простой: раньше вы не запоминали информацию так, как она может запоминаться вашим мозгом, то есть - безошибочно и в большом объеме.

Системы опорных образов строятся из комбинации разных методов запоминания последовательности образов. В разделе "Запоминание последовательности" вы найдете подробное описание одиннадцати способов запоминания последовательности.

Так как опорные образы являются вспомогательными при запоминании, то нет необходимости выводить их из мозга. Эти образы не нужно сообщать другим людям. Следовательно, при операциях со вспомогательными опорными образами речевое мышление может быть (и должно быть) полностью отключено. Опорные образы не нуждаются в словесном обозначении, даже на уровне мысленного проговаривания. Это, конечно, можно делать, но кроме резкого снижения скорости запоминания и припоминания это ничего не даст.

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Относительные размеры образов

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:40 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

При запоминании образы соединяются в ассоциации - комбинации зрительных образов. В зависимости от применяемого приема запоминания образы в ассоциации могут быть разного размера друг относительно друга.

Выделяется три размера образов: большие, средние и маленькие.

Представьте в воображении образ кота. Это большой образ. В этом образе выделите образы: "ушки", "спина", "хвост". Теперь представьте образы: "кубик", "шар", "гайка". Создайте в воображении следующие связки образов: "ушки - кубик" (в ушах кота находятся кубики), "спина - шар" (на спине кота - шар), "хвост - гайка" (на хвост надета гайка).

При образовании связей между образами в воображении следует крупно представлять только соединяемые образы: "ухо - кубик", "спина - шар", "хвост - гайка".

Теперь рассмотрите кота целиком. В получившейся ассоциации образ кота - большой образ, а образы "кубик", "шар" и "гайка" - средние по размеру, относительно образа кота.

Найдите в образе кота какую-нибудь мелкую деталь, маленький образ. Например, коготок. Представьте этот образ крупно, используя мыслительную операцию "Увеличение образа". Образуйте связь "коготок - кекс". При образовании этой связи соединяемые образы должны быть крупными, они должны занимать весь объем вашего воображения.

Снова представьте кота целиком. В этой ассоциации образ кота - крупный образ, образы кубика, шарика, гайки - средние, образ "кекс" - маленький относительно образа кота.

Еще раз обратите внимание на то, что при соединении двух образов в воображении, соединяемые образы обязательно должны быть крупными, независимо от их относительных размеров в создаваемой вами ассоциации.

Чтобы представить, что должно происходить в вашем воображении при увеличении образа, представьте, будто образ кота находится на экране вашего монитора. Чтобы выделить из этого образа образ ушей, вам необходимо обвести рамочкой нужный образ и увеличить его. В результате этой операции образ уха займет всю площадь экрана. Остальное изображение уйдет за рамки экрана. Абсолютно то же самое должно происходить в вашем воображении, когда вы выделяете из образа какие-то его части. По аналогии с экраном монитора соединяемые образы должны занимать все пространство экрана. Другие образы уходят за кадр вашего воображения.

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Другие мыслительные операции необходимые в мнемотехнике

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:34 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Система "Джордано" рассматривает и практически использует только операции визуального мышления.

Речевое (или логическое) мышление рассматривается как производное визуального (образного) мышления. Речевое мышление вторично, медленнее, менее эффективно и часто только мешает решать логические задачи, по причине того, что во многих речевых конструкциях "заморожены" неадекватные (неправильные, ложные) связи.

Визуальное мышление- это прямое мышление, а речевое - опосредованное. Назначение речи - вывод информации из мозга в устной или письменной форме для передачи информации другому человеку или для управления мышлением другого человека. Когда человек использует внутреннюю речь для управления зрительными образами, он использует механизмы воссоздающего воображения.

Таким образом, речевое мышление - это процесс управления зрительными образами с помощью внутренней речи на основе механизма воссоздающего воображения.

Любые так называемые логические операции (сравнение, анализ, обобщение, ранжирование, систематизация, классификация и т.п.) основываются на простейших операциях визуального мышления и не возможны без них.

Если у человека не достаточно развито визуальное мышление, то автоматически страдают как функция понимания речи, так и функция изложения собственных высказываний в письменной и устной форме. Такой человек использует слова "ни к селу, ни к городу", потому что не видит (не понимает) их смысла.

Поэтому нарушение функции ПОНИМАНИЯ следует искать в нарушении способности представлять зрительные образы и управлять ими в воображении. Так как функция запоминания также связана с развитием визуального мышления, следовательно (следите за логикой), при изучении техники запоминания улучшается функция понимания речевой информации. Запоминание без понимания невозможно. Это практически одно и то же.

В технике запоминания используются следующие мыслительные операции.

Операция "Увеличение-уменьшение образа"

Эту мыслительную операция можно расценивать как сознательное управление сменой фильтров пространственной частоты. Когда вы представляете сотовый телефон маленьким, вы видите только его общие контуры. Когда вы крупно увеличиваете этот образ в своем воображении, вам становятся доступны для восприятия различные его части. В свою очередь, переключив внимание на какую-нибудь часть сотового телефона и крупно представив ее, вы как бы выделяете определенную пространственную частоту, увеличиваете ее амплитуду.


Читать далее...
Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Мыслительная операция, включающая процесс "память"

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:23 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Сознательно включить процесс "память" очень просто. И люди многие века знали, как это делается. Но только в наше время приходит понимание того, как это работает (смотрите статьи "Память - область парадоксов" и "Электрическая память")

Главная мыслительная операция в мнемотехнике - это мыслительная операция "Соединение образов". Как видите, запоминание осуществляется совсем даже не памятью. Запоминание осуществляется с помощью мышления. Каждый раз, соединяя два образа в своем воображении, вы заставляете свой мозг запомнить эту связь. Вы сознательно контролируете процесс запоминания, управляете им.



Когда вы соединяете два образа в воображении, вы имитируете процесс естественного восприятия уже соединенных образов. И связь между искусственно соединенными образами запоминается также хорошо (и даже лучше), как и связь между реально воспринимаемыми соединенными образами.

Образы можно соединять в воображении разными способами. Это зависит от применяемого метода запоминания. В любом случае, запомните следующее важное правило.

При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа.
Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Образы - инструмент для запоминания

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:22 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Каждый человек постоянно осуществляет кодирование и декодирование информации. Устная речь переводится в письменную речь. Письменная в устную. Правила дорожного движения кодируются в знаки дорожного движения. Звуки кодируются в буквы. Музыка кодируется в ноты. Можно передавать буквы по проводам, если кодировать их по системе Морзе. Информация может кодироваться жестами, и любой человек понимает язык жестов. Чтобы записать информацию в память компьютера, ее необходимо преобразовать на язык нулей и единиц. Математика, физика и химия закодированы до такой степени, что человеку приходится учиться несколько лет, чтобы изучить систему кодировки математических понятий.

Изучение определенной системы кодирования - это и есть суть процесса обучения многим учебным дисциплинам. Чтобы освоить систему кодов, необходимо приложить усилия для этого, потратить время.

В мнемотехнике любые запоминаемые сведения кодируются на язык мозга. Язык мозга - это зрительные образы. Ваш мозг не сможет запоминать числовые сведения, пока вы не научитесь преобразовывать их в понятные мозгу зрительные образы. Мозг не умеет запоминать числа. То же можно сказать и о любой другой знаковой информации.

Напомню вам, что в мнемотехнике знаковой информацией называется любая информация, которую мозг не может при восприятии преобразовать в зрительные образы. Именно (и только) по этому такие сведения не запоминаются. Чтобы научиться эффективно запоминать такие сведения, необходимо научиться преобразовывать элементы, из которых они состоят, в зрительные образы.

В мнемотехнике зрительные образы теряют свое привычное значение. Они - всего лишь инструмент для запоминания. Как гаечные ключи для автослесаря. Или как двоичная система счисления для программиста. Или как азбука Морзе для телеграфиста.

Чтобы связи между образами хорошо запоминались, образы должны быть УДОБНЫМИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ. Они должны удовлетворять некоторым требованиям.

Какие не должны быть зрительные образы в вашем воображении
Не следует представлять слишком простых образов. Связи между такими образами будут запоминаться очень плохо или не будут запоминаться вообще. Вот примеры плохих для запоминания образов: треугольник, квадратик, окружность, какая-либо буква русского или другого алфавита. Образ не должен быть плоским, как бы нарисованным на листе бумаги.

Сюжетные картинки, содержащие в себе большое количество других образов, не подойдут для запоминания. Вот примеры неудобных для запоминания сюжетных картинок: улица, лес, пляж, комната и пр.

Какие должны быть представляемые в воображении образы?

Образы должны быть КРУПНЫМИ. Любые зрительные образы, каковы бы не были их реальные размеры, следует приводить к одинаковому размеру. Если вы представляете муравья, то его следует увеличить до размеров арбуза. Если вы представляете самолет, то этот образ следует уменьшить до размеров арбуза. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.

Образы следует представлять ОБЪЕМНЫМИ. Примером таких образов могут быть голографические образы или образы, создаваемые на программах трехмерной графики. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.

Образы необходимо представлять ЦВЕТНЫМИ. Если вы представляете листок на ветке, то листок следует видеть зеленого цвета, а ветку - коричневой. Если вы представляете образ "светофор", то постарайтесь увидеть зеленый, желтый и красный цвета. Одни люди хорошо видят цвет, другие - хуже. Тем не менее, старайтесь его представлять. Это хорошо тренируется. У некурящих людей проблем с представлением цветовых ощущений обычно не возникает.

Представляемые образы обязательно должны быть ДЕТАЛЬНЫМИ. Если вы представляете образ "телефон", вам необходимо мысленно его рассмотреть и четко увидеть их каких частей состоит представляемый вами телефон. Если это сотовый телефон, то вы сможете выделить в нем образы антенна, дисплей, кнопки, крышка, ремешок, кожаный чехол, батарея.

Любые зрительные образы, в которые вы будете кодировать запоминаемые сведения ОБЯЗАТЕЛЬНО должны соответствовать перечисленным выше условиям. Образы должны быть КРУПНЫМИ, ОБЪЕМНЫМИ, ЦВЕТНЫМИ, ДЕТАЛЬНЫМИ.

Образы, удобные для запоминания - это образы, которые буквально можно было бы подержать в руках. Вот примеры таких образов: карандаш, ластик, книга, телефон, мышка, авторучка, гвоздик, часы, дискета, стол, стул, тарелка, ложка, вилка и т.п. Это слова, имеющие устойчивые и однозначные связи со зрительными образами в вашей голове.
Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Навык запоминания

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:21 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Мозг может запоминать связи непроизвольно, автоматически. В этом случае человеку нет необходимости прикладывать какие-либо усилия для запоминания. Автоматически запоминается дорога на улице, интерьер помещения. Автоматически запоминаются внутренние связи объектов. Самопроизвольно образуются связи между образами и словами, их обозначающими, при многократном восприятии связи в течение жизни.

Однако, когда речь идет о запоминании знаковой (точной) информации, которая при восприятии не вызывает зрительных образов в воображении, автоматическое, непроизвольное запоминание не срабатывает. Если нет образов - мозг не может образовать связи. И тогда психологи говорят о произвольном, сознательном запоминании.

При произвольном запоминании человеку приходится прикладывать усилия для запоминания, осуществлять какие-то внутренние действия для преобразования знаковой информации в образную форму. Либо многократно повторять маленькие фрагменты информации до тех пор, пока она не запомнится - так называемая зубрежка.

Когда речь идет о навыке запоминания, имеется ввиду сознательное запоминание. То есть запоминание такой информации, которая мозгом автоматически не запоминается. Поэтому далее в этой статье, говоря о навыке запоминания, я буду иметь ввиду именно запоминание точной информации, при восприятии которой в мозге не возникают зрительные образы.

Итак, сознательное запоминание - это действие. Действие, требующее от человека концентрации внимания, затраты энергии. Это работа. Точная информация сама собою запоминаться не будет, даже если вы владеете мнемотехникой. Навык запоминания подразумевает автоматизацию мыслительных операций, с помощью которых осуществляется запоминание. Если навык запоминания сформирован в недостаточной степени, то операции по запоминанию информации будут осуществляться медленно и не качественно. Доведение действий по запоминанию до нужного уровня автоматизма обеспечивает скорость запоминания, его качество, и процесс запоминания не вызывает трудностей и напряжения.

Примером может служить навык письма на клавиатуре компьютера. Первоначально, когда навык письма не доведен до автоматизма, человек испытывает трудности, печатая на клавиатуре, скорость недостаточная, делается много ошибок. Когда навык письма автоматизируется, человек может печатать быстро и без ошибок и сам процесс письма на клавиатуре не вызывает трудностей. Даже наоборот - человек получает удовольствие от применения навыка. Профессиональная машинистка, у которой навык полностью автоматизирован может перепечатывать текст и одновременно разговаривать по телефону, при этом она даже не улавливает смысла перепечатываемого материала.

С мнемотехникой все обстоит также. Когда навык запоминания доведен до автоматизма, он не только хорошо работает и обеспечивает быстрое и качественное запоминания, но и доставляет удовольствие человеку, который использует свой навык.

Навык запоминания включает в себя несколько составляющих:

  • Наличие в памяти образных кодов, позволяющих запоминать информацию достаточно быстро.
  • Способность быстро кодировать запоминаемые сведения в образы и ассоциации.
  • Способность быстро соединять образы в воображении.
  • Способность удерживать в памяти однократно связанные образы примерно в течение одного часа.
  • Высокая устойчивость внимания, позволяющая эффективно осуществлять операции по запоминанию и припоминанию в течение длительного времени и без утомления.
  • Способность мысленно повторять большие объемы запомненных сведений для их закрепления в памяти.
  • Наличие в памяти системы опорных (стимулирующих) образов, позволяющих запоминать последовательность информации.

Важно понимать отличие мнемонического запоминания (сверхпроизвольного) от обычного (произвольного). Мнемоническое запоминание - это запоминание с однократного восприятия в объеме одной - двух сотен элементов информации.

Для сравнения - без специального обучения человек способен запомнить всего лишь пять элементов информации при условии ее однократного предъявления. Разумеется, при этом подразумевается точная фиксация последовательности запоминаемых сведений.

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Искусственные ассоциации

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:21 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Искусственные ассоциации (также как и естественные) бывают одномодальными и разномодальными.

Под одномодальными ассоциациями мы будем понимать связи только между зрительными образами - связи, образованные в пределах зрительной анализаторной системы.

Под разномодальными ассоциациями в мнемотехнике подразумеваются связи между разными анализаторными системами. Как вы уже знаете, связь между разными анализаторными системами носит автоматический характер и называется рефлексом. Поэтому сознательно такие связи образуются при запоминании лишь некоторых видов информации: иностранных слов, знаков и образных кодов. Такие связи образуется путем сознательного "вывода" в сознание в один момент времени сигналов зрительного, речевого, двигательного анализаторов. Другие анализаторы (модальности) как правило не используются для сознательного запоминания.

Искусственная ассоциация - это искусственная связь. Каждый человек способен управлять процессом записи связи в мозг. Если речь идет о зрительных образах, то для включения процесса "память" достаточно соединить в воображении два или более зрительных образов. При этом происходит очень быстрая синхронизация электрической активности одновременно работающих нервных клеток, тех клеток, которые генерируют эти образы в ваше воображение. Время, необходимое для образования искусственной ассоциации равно времени фиксации связи в электрической памяти. Это примерно от 1 до 6 секунд.

Обратите внимание на то, что в искусственной ассоциации на самом деле нет ничего искусственного. Для запоминания используются естественный (и единственный) механизм быстрой фиксации связи. По существу, создавая связь между образами у себя в воображении, вы просто ИМИТИРУЕТЕ процесс естественного восприятия соединенных образов. Представляете их так, как будто раньше видели соединенными. Мозг оказывается "обманутым". Ведь вашему мозгу все равно: видите ли вы соединенные образы в реальности, или соединяете их в воображении. И в том и в другом случае сигнал поступает на вход зрительного анализатора. А наличие связи между разными контурами - это сигнал к запоминанию этой связи.

Для закрепления в памяти иностранных слов, знаков, образных кодов используются разномодальные искусственные ассоциации. Для образования связей между сигналами разных анализаторных систем, необходимо заставить работать эти анализаторные системы одновременно на протяжении примерно 3-4 дней. Так, представляя зрительный образ, необходимо одновременно называть его и мысленно прописывать запоминаемое слово.

Понятие "Искусственная ассоциация" - центральное понятие в мнемотехнике. В большинстве случаев для запоминания создаются связи только между зрительными образами.

Часто в литературе по тренировке памяти можно прочитать о логичных и нелогичных связях. Авторы пишут, что для лучшего запоминания следует создавать нелогичные связи. Эти авторы, по видимому, не совсем понимают значение слова "логика".

Как вы уже знаете, любая связь является логичной. Логика - это и есть связь: из одного следует другое.

Другое дело, ПРИВЫЧНЫЕ для нас связи, которые мы можем встретить между объектами окружающего нас мира, или НЕ ПРИВЫЧНЫЕ для нас связи - не встречающиеся в реальном мире. Примером привычной связи может быть бутерброд (хлеб с колбасой). Примером не привычной связи может быть яичница с гвоздями.

Связь может быть правильной (адекватной) или неправильной (ложной). Но это уже не относится к теме запоминания. Это относится к теме воспитания. Например, связь "Если кошка перешла дорогу, то будет неприятность" скорее всего, является ложной. Может быть, этот смысл подразумевают авторы, пишущие о логичных и нелогичных ассоциациях? Может быть, они понимают под словом "нелогичные" неправильные, ложные связи? Во всяком случае, они не утруждают себя дать определение слову "Логика", хотя бы в их понимании.

Для вашего мозга не играет абсолютно никакого значения характер образуемой связи. Зрительная анализаторная система выделяет и фиксирует связи. Есть связь - фиксируется. Нет связи - нечего запоминать.

Часто авторы книг по тренировке памяти пишут об эмоциях. Мол, чем эмоциональнее запоминаемый материал, тем лучше и быстрее он запоминается. Это неверно.

Когда вы будете запоминать последовательность ста чисел на время, вам некогда будет размышлять об эмоциях. Любые отвлечения от процесса образования связей будут резко снижать скорость и качество запоминания. Любые эмоции (читай - отвлечения внимания) следует подавлять при запоминании.

Забудьте о " логичных" и " нелогичных" связях, а также об эмоциях при запоминании - это предрассудки. Ваш мозг при запоминании интересуют только связи.

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Естественные ассоциации

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:20 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Естественные ассоциации - это связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами. Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами - это сигнал к запоминанию.

Естественные ассоциации используются в следующих приемах запоминания.

Метод Цицерона. В этом методе для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещения или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в вашем мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей квартире, на работе, на знакомой улице.

Прием свободных ассоциаций. Человек никогда не воспринимает образы изолировано. Любые образы имеют устойчивые связи друг с другом, которые запоминаются мозгом автоматически, при их регулярном восприятии. Например, чашка всегда связана с блюдцем и чайной ложкой. Монитор компьютера всегда связан с клавиатурой и мышкой. Посудная полка всегда связана с тарелками.

Прием выделения частей образов. Даже когда мы смотрим на единичный объект, мозг "разбирает" его на части и автоматически фиксирует внутренние связи образа. Любой образ состоит из частей (подобразов). Приемник состоит из корпуса, антенны, шкалы настройки, регуляторов, ремешка, сеточки динамика.

Прием выделения невидимых частей образов. Человек часто разбирает устройства и знает, что находится внутри того или иного предмета. Так как разные элементы внутренностей предметов имеют взаимосвязи, эти взаимосвязи фиксируются мозгом автоматически. Например, внутри приемника есть: печатная плата, динамик, провода, батарейки, микросхемы, транзисторы, резисторы, конденсаторы.

Естественные ассоциации НЕ НУЖНО ЗАПОМИНАТЬ СПЕЦИАЛЬНО. Они уже имеются в мозге. Задача описанных выше приемов - систематизировать имеющиеся в мозге связи, чтобы потом использовать их для запоминания другой информации.

Метод выделения отличительного признака. Механизм образования естественных ассоциаций можно использовать сознательно. В частности, с таким методом вы познакомитесь в технике запоминания лиц людей. Метод запоминания лиц очень простой. Необходимо несколько секунд разглядывать фотографию, обращая внимание на выделенный вами ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК. Никаких специальных действий при этом делать не нужно. Так как ваши глаза воспринимают уже соединенные образы - связь между ними фиксируется автоматически. И в дальнейшем, по отличительному признаку мозг воспроизведет образ лица. Вот так все просто. Таким же способом, используя механизм автоматического запоминания воспринимаемых взаимосвязей, можно запоминать последовательность иллюстраций в учебнике.

В основном, в мнемотехнике естественные ассоциации применяются для формирования в памяти большого количества вспомогательных (опорных) образов, с помощью которых осуществляется запоминание и припоминание любой другой информации.

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

От частей - к целому

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:18 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Все вокруг состоит из частей. Слова состоят из букв. Предложения строятся из слов. Текст состоит из предложений. Любое вещество в природе содержит в себе ограниченный набор элементов. Музыкальное произведение - это набор сочетаний и последовательностей всего 12 нот. Любые числовые сведения описываются всего десятью цифрами.

Комбинируя ограниченный набор простейших элементов, меняя СВЯЗИ между элементами и их ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, можно получать бесконечное разнообразие КОМБИНАЦИЙ ЭЛЕМЕНТОВ - новой информации. ИНФОРМАЦИЯ - ЭТО КОМБИНАЦИЯ ПРОСТЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Информация не может состоять из одного элемента. Информация содержит как минимум два СВЯЗАННЫХ элемента. И смысл запоминания заключается именно в запоминании этих связей.

Чтобы научиться запоминать сложные сведения - таблицы, списки, тексты - необходимо сначала научиться запоминать простейшие элементы, из которых состоит информация. Не умея запоминать отдельные числа, вы не сможете запоминать телефонные номера. Не умея запоминать отдельные названия, вы не сможете запомнить списки географических названий и понятий. Чтобы точно запоминать текстовую информацию, нужно научиться запоминать простейшие элементы, из которых строятся тексты.

Основной принцип мнемотехники - запоминание от частей к целому. Чтобы запомнить список телефонных номеров, сначала нужно запомнить отдельные числа, затем отдельные телефонные номера, и только потом - список телефонных номеров. При запоминании текста, сначала фиксируется в памяти последовательность абзацев текста, затем в каждом отдельно взятом абзаце запоминаются точные сведения, содержащиеся в нем.

Поэтому, прежде чем приступать к изучению техники запоминания разных видов информации, обязательно отработайте методы преобразования в образы простейших элементов, из которых строится любая информация. Это двузначные и трехзначные числа, слоги, слова, бессмысленные буквосочетания, фамилии и имена, названия месяцев и дней недели, названия, термины и понятия и многое другое. Только преобразовав простейшие элементы в зрительные образы, мы получаем возможность запомнить их - то есть, образовать связи.

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Смысл запоминания

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:13 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Представьте, что учительница в школе говорит детям: "Дети запомните, пожалуйста, зеленый"

Или преподаватель истории дает задание школьникам: "Запомните даты: 863, 1054, 1302".

Или урок астрономии: "Тема занятия Цефеиды и Пояс Кьюпера. Запишите эти слова и запомните их".

Сразу чувствуется, что в этих заданиях чего-то не хватает, в них присутствует какая-то пустота. Они лишены смысла.

Запоминание одноэлементного сообщения не имеет смысла

Бессмысленно запоминать слово "зеленый". Смысл (СВЯЗЬ) появляется лишь тогда, когда есть второй элемент сообщения: "Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора". (Если зеленый, то можно).

Совершенно бессмысленно запоминать цифры даты: 1302. Смысл появляется лишь при наличии связи этой даты с каким-то событием: "1302 год - созыв Генеральных штатов во Франции". (Если 1302, то Генеральные штаты и Франция).

Запоминание одноэлементного сообщения не имеет смысла по двум причинам.

  • Мозг запоминает только связи. Для образования связи необходимы как минимум два элемента. Один элемент мозг теоретически запомнить не может.
  • Смысл запоминания заключается именно в запоминании связи между несколькими элементами информации. Важно знать (помнить) не слово "Милиция", а связь слова "Милиция" с телефонным номером "02". Только в этом случае человек может использовать ИНФОРМАЦИЮ, т.е. СВЯЗЬ.

Для людей, изучающих мнемотехнику, очень важно осознать простые и очевидные принципы функционирования памяти человека. Память человека работает по единственному общему принципу: "Стимул - реакция (S-R)". Ничего другого нет.

К сожалению, мозг фиксирует любые связи. Адекватные и неадекватные (правильные и неправильные). Вот пример неадекватной связи: "Если снег бросить в огонь, то он превратится в лед".

Усвоенные ложные связи делают поведение и мышление человека неэффективными. На воспринимаемый стимул следует неправильная реакция. Пример. Вы запомнили связь: "Если кошка перешла дорогу, то обязательно будет неприятность". И вот ночью на освещенной дороге в ваш мозг попадает стимул - кошка. Срабатывает связь и вы начинаете реагировать в соответствии с заложенной в ваш мозг связью (S-R). И сворачиваете с освещенной улицы на темную дорожку. Вот здесь то вы реально можете столкнуться с настоящими неприятностями...

Прежде чем запоминать информацию (связи), необходимо удостовериться, что данные связи являются истинными. В противном случае вы превратите свой мозг в "собрание" ложных связей, неправильных программ реагирования.

Теория памяти прочно связана с теорией мышления человека и с теорией формирования личности человека. В излагаемую здесь теорию памяти отлично вписывается "Теория личностных конструктов" Дж.Келли. Этот ученый на интуитивном уровне осознал механизмы формирования личности, сознания и подсознания. Он разработал точные методы выявления существующей в мозге человека СИСТЕМЫ СВЯЗЕЙ, с помощью которой человек реагирует на различные внешние воздействия (S). Так, классическая методика Дж.Келли позволяет очень точно определить программу взаимодействия человека с окружающим его социумом.

Метод "Репертуарных решеток" очень популярен за рубежом. Он часто используется в психотерапевтической практике для выявления неадекватных (ложный) связей в мозге человека, являющихся причиной разных проблем, для последующей их коррекции в глубоком гипнотическом состоянии.

Протестировав несколько десятков человек по этой методике, вы с удивлением обнаружите, что реакции других людей на события, их ценности и взгляды совершенно различные и сильно отличаются от ваших.

Понимание истинных механизмов памяти позволит вам понять, как работает метод "вскрытия" глобальной системы реагирования человека. И как эта система реагирования формируется, то есть, как формируется личность и сознание.

Техника запоминания одинаково работает и при запоминании телефонного номера, и при запоминании какого-либо правила - реакции на конкретный стимул. Например, "Не плюй в колодец, из которого пьешь", "Любишь мед, не разоряй сот". Записав в свой мозг с помощью мнемотехники некоторое количество подобных рекомендаций-правил, вы мгновенно измените свои отношения с другими людьми. Если прочитав книгу, вы не запомните специально изложенные в ней правила, то уже через несколько дней вы перестанете ими пользоваться, так как эти правила будут вами забыты.

Информация - это несколько взаимосвязанных элементов, каждый из которых может быть как стимулом, так и реакцией. Смысл запоминания заключается в запоминании связей между подобными элементами. По существу, информацией являются именно сами связи, так как отдельные элементы сами по себе ничего не значат.

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Память и запоминание

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:12 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Памятью называется один из психических процессов головного мозга. Психология выделяет пять психических процессов: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Воображением называется процесс взаимодействия мышления и представления. Процесс память "отвечает" за фиксацию связей между сигналами, возникающими в мозгу в один момент времени. Все, что попадает в мозг одновременно - связывается, соединяется. Мозг может фиксировать связи разными способами. В дальнейшем мы будем выделять два процесса памяти - два разных способа фиксации связей мозгом.

Под запоминанием следует понимать комплексный процесс накопления в мозге системы связей, благодаря которым человек может воспроизводить необходимую ему информацию. В запоминании "принимают участие" все вышеперечисленные процессы: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Нарушение в работе даже одного из этих процессов сразу же отразится на запоминании, даже если процесс "Память" будет абсолютно исправен.

Психология выделяет: непроизвольное запоминание, произвольное запоминание и сверхпроизвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание

Когда вы находитесь в своей квартире, ваш мозг автоматически фиксирует связи между воспринимаемыми объектами, а также внутренние связи объектов. В этом случае запоминание происходит само собой, вам не нужно прилагать какие-либо усилия для запоминания. Мозг "настроен" на фиксацию связей между реально существующими объектами (образы, запахи, вкус, звуки и т.п.)

Произвольное запоминание

Например, вы пытаетесь заучить стихотворение. Произвольное запоминание обязательно подразумевает этап проверки, контроля. После прочтения нескольких строчек, вы попытаетесь повторить отрывок стихотворения по памяти, если не получится - будете читать его снова, и снова будете пробовать повторять.

Хотя вы и прикладываете усилия для запоминания, тем не менее, процесс запоминания проходит "в слепую". В данном случае человек не осознает механизмов памяти и не использует специальные приемы запоминания.

Сверхпроизвольное запоминание (метапамять)

Примером сверхпроизвольного запоминания может быть запоминание списка телефонных номеров. Человек знакомится со списком (пусть в нем будет 50 телефонных номеров) и говорит, что для запоминания этого объема информации ему потребуется около 30 минут.

В этом случае речь идет о полном осознании механизмов памяти и сознательном применении специальных приемов запоминания.

Процесс запоминания и сохранения информации в мозге полностью контролируется.

Способность запоминания абсолютного большинства людей находится на уровне произвольного запоминания.

Уровень сверхпроизвольного запоминания становится возможным только при специальном обучении технике запоминания (мнемотехнике).

Важно отметить (и это мы рассмотрим более подробно), что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от МЫШЛЕНИЯ и ВНИМАНИЯ. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным ПРОИЗВОЛЬНОЕ и СВЕРХПРОИЗВОЛЬНОЕ запоминание.

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Реакция мозга на разные виды информации

Среда, 25 Июля 2007 г. 13:00 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Здесь также речь будет идти об информации. Но чтобы не запутаться в разных интерпретациях одного и того же слова, давайте сразу четко определимся, о какой информации будет идти речь

Итак, мозг способен фиксировать только связи. Этот вид информации (связи) мозг запоминает. Процесс, с помощью которого он это делает, называется процессом "Память".

Но мы привыкли называть информацией и то, что мозг запоминать не умеет. Это реально существующие объекты окружающего нас мира. Это все то, что нам приходится учить в школе или институте.

Именно об этой информации мы сейчас поговорим. Разберемся, как мозг реагирует на реальные объекты, на текстовую информацию, и на совершенно особенный вид информации - знаковую (или точную) информацию.

Перечисленные виды информации - реальные объекты, тексты, телефонные номера (и подобные им сведения) мозг запоминать не умеет. Но опыт подсказывает, что все-таки мы может кое-что вспомнить из выше перечисленного. Как же происходит запоминание и воспроизведение таких сведений?

ОБРАЗЫ - ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - ЗНАКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Читать далее...
Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

ЗАПОМИНАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Среда, 25 Июля 2007 г. 12:58 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора ЗАПОМИНАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.
2. Проверьте, связаны ли логическим переходом эти слова-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.
3. Выпишите слова на отдельный лист и подчеркните опоры, выделенные красным цветом (выписываются подряд слова, подчеркнутые красным и синим цветом).
4. Составьте с ним рассказ и воспроизведите слова на другом листке.
5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в воображении).
6. Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизводите текст. После отработки таким образом 30-60 страниц текста процесс начинает выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.
Рубрики:  Запоминание текстовой информации

Память - область парадоксов

Среда, 25 Июля 2007 г. 12:51 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Принципиально память устроена очень просто. Непонимание её механизмов часто связано с недопониманием того, что является информацией для мозга.

В свое время я изучил большое количество литературы по психологии и нейрофизиологии памяти, и вот что удивительно: никому не удается найти место локализации информации в мозге. Никто не может коротко и ясно ответить на вопрос: "Как и где хранится информация в голове?"

Следуя простой логике, я пришел к выводу: если никто не может найти информацию в мозге, значит, её там нет!

Это и есть главный секрет памяти. Мозг вообще не запоминает то, что вы привыкли называть словом "информация". Мозг запоминает что-то совершенно другое, на что мы обычно не обращаем своего внимания.

Давайте разберемся, какая вообще бывает информация?

Читать далее...
Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Метки:  

Проверка навыка запоминания

Среда, 25 Июля 2007 г. 12:49 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Качество сформированного навыка запоминания можно определить с точностью до сотых. С появлением точной системы оценки навыка запоминания закончились времена "ловли рыбки в мутной воде", когда считалось, что тема памяти - это обширное поле для философствования, потому что никто не знает, как она (память) работает, и никто не знает как ее проверить.

Теперь любого, кто утверждает, что умеет запоминать, можно посадить перед компьютером и быстро определить чего стоят его утверждения. Благодаря существованию точной системы оценки сформированного навыка запоминания в системе "Джордано", мнемотехника из ранга "дополнительного образования" может быть переведена в ранг "учебной дисциплины".

Анализ информации в Интернете говорит о том, что мнемотехника в последнее время получает все большее и большее распространение. Во многих городах России учебные центры не только обучают всех желающих мнемотехнике, но и подготавливают психологов-мнемонистов. Поэтому стандартизация методов мнемотехники и введение четких методов контроля результатов обучения этой дисциплине становятся жизненно необходимыми задачами.

Ниже приводится краткое описание программы "Мастер запоминания". Программу вы можете скачать ЗДЕСЬ (960 кВ)

Описание программы "Мастер запоминания"

Экзаменационная программа "Мастер запоминания" (Версия 2.1) разработана для точного контроля результатов обучения на курсе "Мнемотехника".

Может использоваться:

  • в качестве тренажера для обучающихся технике запоминания;
  • для определения навыка запоминания у лиц, прошедших специальное обучение;
  • для определения начальной способности запоминания у "новичков";
  • для аттестации преподавателей курсов, ориентированных на развитие способности запоминания;
  • для проведения соревнований по мнемотехнике. С помощью программы "Мастер запоминания" вы можете сравнить скоростные возможности своей памяти с официально зарегистрированными результатами.

Программа тестирует:

  • объем запоминания;
  • надежность запоминания;
  • скорость запоминания.

Эти характеристики автоматически обобщаются в показателе "Увеличение способности запоминания" (по сравнению с нормой).

Тестирование проводится на двузначных числах, предъявляемых программой в случайном порядке. Числовая информация является наиболее простой для запоминания методами мнемотехники. Ввод чисел в программу не требует специальных навыков работы с клавиатурой.

Программа "Мастер запоминания" имеет три режима работы:

  • "Вводный тест";
  • "Тренировка";
  • "Экзаменационный тест".

"Вводный тест"

Объем запоминаемой информации не изменяется и равен двадцати двузначным числам. Числа предъявляются по одному автоматически со скоростью 6 секунд.

Применение

Определение начальной способности запоминания у "новичков" (лиц, не обучавшихся технике запоминания).

Допуск к экзаменационному тесту. Обученные технике запоминания должны успешно пройти вводное тестирование (коэффициент 3,6 - 4).

"Тренировка"

Объем запоминаемой информации от 20 до 1000 двузначных чисел (по выбору). Вывод чисел осуществляется вручную кнопкой "Следующее число" при помощи мыши.

Тест не ставит оценку. Просто выводит результат запоминания (объем, скорость, ошибки) и дает возможность сравнить его с нормативными показателями и мировым рекордом скорости запоминания.

Применение

Отработка разных приемов и методов запоминания.

Возможность постепенного наращивания объема и скорости запоминания.

Закрепление в памяти системы опорных образов.

"Экзаменационный тест"

Объем запоминаемой информации от 20 до 1000 двузначных чисел (по выбору). Вывод чисел осуществляется вручную кнопкой "Следующее число" при помощи мыши.

Введены жесткие ограничения по скорости запоминания и по количеству ошибок.

Тест показывает ваш коэффициент "Увеличения способности запоминания" (по сравнению с нормой) и в соответствии с этим коэффициентом выставляет оценку (см. таблицу).


Рубрики:  Упражнения

Кому нужна мнемотехника?

Среда, 25 Июля 2007 г. 12:40 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Школьникам и студентам

Школьники и студенты пишут шпаргалки перед экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить эти шпаргалки. Тогда на экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может быть сохранена в вашей памяти пожизненно. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области.

Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам. Если применять мнемонические методы запоминания в течение учебного года, то вообще не придется готовиться к экзаменам. Вы просто будете помнить содержание всех своих учебников. (Рекомендуется запоминать информацию маленькими частями, в течение учебного года)

Преподавателям

Не забывайте, что мнемотехника возникла как часть ораторского искусства. И методы запоминания последовательности изложения материала лекции - это чуть ли не самое простое в искусстве запоминания. Но какой эффект это окажет на ваших учеников! Когда преподаватель заглядывает в конспект - это не вызывает уважения к нему. Чему же он научит, если сам ничего не помнит - так часто думают ученики, когда видят преподавателя, читающего лекции по конспекту.

Кроме того, запомнив материал лекции один раз, вам больше вообще никогда не придется тратить время на подготовку к уроку. Пока ваши коллеги будут сто первый раз перечитывать план лекции, вы сможете насладиться приятной беседой и чашечкой чая.

Просто в жизни

Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мы привыкли все это записывать в записные книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг. Тогда вы не будете зависеть от батареек в телефоне или электронной книжке. Вы не сможете потерять информацию. У вас не смогут украсть информацию (PIN-коды пластиковых карт), никто без вас не включит ваш компьютер и не распорядится вашими счетами в банке. Для поиска информации в памяти ее не нужно перебирать как в памяти сотового телефона.

Попробуйте использовать свою память каждый день. Это очень удобно - помнить все, что нужно. И совсем не трудно. Наоборот, иногда в память записать гораздо быстрее, чем в записную книжку.

Читать далее...
Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Заглянем в голову мнемониста

Среда, 25 Июля 2007 г. 12:34 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Чтобы вы поняли, что вас ожидает, когда вы соприкоснетесь с таинственным искусством памяти, я опишу вам то, что происходит в воображении у человека, который умеет контролировать процесс запоминания и припоминания. Начнем с припоминания

Представьте, что перед вами лежит общая тетрадь. В ней записано много точной информации. Это, с точки зрения обычного человека, совершенно ненужная (читай – «незапоминаемая») информация: справочные сведения, таблицы, сложные текстовые отрывки, телефоны, фамилии и имена, хронологические таблицы, списки географических названий, терминов и понятий. И вот представьте, что вы держите такую тетрадь в руках, и перед вами стоит человек, который заявляет, что может прочитать вам содержание этой тетради наизусть, без единой ошибки, не нарушая последовательности записанных там сведений. И он (мнемонист) на самом деле читает. Вы следите по строчкам и не замечаете ни одной ошибки, числовые сведения из таблиц воспроизводятся с точностью до тысячных. Сначала вы думаете, что эта тетрадка, наверное, зазубривалась несколько лет. Затем вы понимаете, что такой объем точной информации зазубрить невозможно. Это ведь не стихи. Когда мнемонист читает вам наизусть содержание тетради в обратном порядке (в буквальном смысле, то есть воспроизводит каждый телефонный номер с конца), вы, скорее всего, придете к выводу, что у человека, стоящего перед вами – феноменальная память. Вам будет казаться, что этот человек видит страницу с текстом как фотографию и читает ее из своего воображения.

Тем не менее, у вас все равно останутся подозрения, что этот «фокус» подготавливался несколько лет, путем бесконечно долгой зубрежки. Но когда вам предложат написать на листке 200 цифр и у вас на глазах запомнят их примерно за 5-10 минут и воспроизведут как в прямом, так и в обратном порядке, и даже по столбикам! – тут у вас не останется никаких сомнений: перед вами человек с ненормальной (феноменальной) памятью.

Между тем мнемонист, конечно же, не видит у себя в воображении страницу с текстом или цифрами. Все намного проще. Заглянем же в голову мнемониста и посмотрим, как записана информация у него в голове.

Вот он воспроизводит в воображении образ радиоприемника и рассматривает его, выделяя разные части: ремешок, динамик, шкала настройки, антенна, регулятор. В этих образах не записана никакая информация. Эти образы являются вспомогательными. Теперь мнемонист крупно представляет первый вспомогательный образ «ремешок», крупно увеличивает его и в воображении возникает другой образ – «автобус». Но и этот образ является вспомогательным. Мнемонист рассматривает автобус и видит на нем следующие образы: на фаре – график, на стекле треуголка Наполеона, на руле – краски, на сидении – гиря, на аптечке – книжка. На крыше автобуса мнемонист видит огромный образ пончика.

Воспроизводя в своем воображении эти образы, вслух он говорит следующее: расписание уроков на понедельник: алгебра, история, рисование, физкультура, литература.

Затем его внимание переключается на шкалу настройки. Там он видит МУРовское удостоверение с тиной, а на нем образы креветки, индийской палочки, и две ели. Вслух же воспроизводится следующее: в 1398 году Тимур вторгся в Индию и захватил город Дели.

Внимание переключается на антенну. На антенне мнемонист видит разводной мост и сумку на нем. Он говорит: Петербург был основан в 1703 году.

На регуляторе приемника видны образы: весы, американский флаг и свисток. По этим образам мнемонист воспроизводит следующую дату: 1787 год – провозглашение конституции США.

Передвигаясь по образам в своем воображении слева направо, мнемонист воспроизводит информацию в прямом порядке. Но для воспроизведения сведений в обратном порядке нужно всего-навсего считывать образы справа налево.

Процесс считывания информации из мозга очень напоминает просматривание фотографий на экране компьютера. Вы можете часто нажимать на кнопку и быстро просматривать фотографии. Но вы можете задержать внимание на одной фотографии и рассмотреть ее более подробно.

Картинки, которые просматривает мнемонист не совсем обычные. Это в основном достаточно странные комбинации образов: на динамике – роликовые коньки, на ботинке ватрушка, циркуль, график, скрипка.

Вот как выглядят в мнемонической интерпретации телефонные номера.

Березка – 301-90-83. Мнемонист вспоминает этот номер как комбинацию четырех картинок. Березка и на ее частях образы «книга», «рюмка», «вакса».

Аврора – 337-26-00. Мнемонист вспоминает образ крейсера «Аврора», а на нем образы «кокос», «душ», «бочки».

Ангара – 110-77-60. Мнемонист видит этот телефонный номер как ангар, ворота которого охвачены огнем, на крыше стоит банка соуса, а сзади ангара навалены старые шины.

"Зачем такие сложности и нелепости?" – спросите вы. - "Неужели нельзя просто запомнить эти телефонные номера?" Теория памяти и житейский опыт говорят: по другому - нельзя. Мозг не умеет запоминать числовые сведения. Вы этого раньше не замечали, потому что никто вас не заставлял этого делать. Если не верите, напишите на листке бумаги 100 цифр и попробуйте их запомнить.

Кодирование запоминаемой информации в зрительные образы – это необходимость. Мозг не умеет запоминать ничего кроме зрительных образов. Вы ведь привыкли кодировать звуки речи в слова – комбинации 33 букв. Любой человек в процессе обучения мнемотехнике быстро привыкает кодировать информацию в ассоциации - комбинации простых зрительных образов.

Итак, при запоминании, мнемонист кодирует информацию в зрительные образы и связывает образы вместе. По существу, происходит прямая, непосредственная запись информации в мозг, но только с помощью зрительных образов. Каждый образ что-нибудь обозначает. Либо двузначное число, либо трехзначное число, либо по комбинации нескольких образов легко прочитать новое географическое название.

При припоминании мнемонист воспроизводит комбинации зрительных образов и читает по ним буквально как по книге.

Как вы увидите дальше, мнемотехника не только позволяет запоминать большие объемы информации, но и имеет целый ряд побочных, положительных эффектов.

Например, если вы запомните 200 телефонных номеров, то вы сможете воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке, мгновенно (без перебора) по названию вспомните числа номера, а по числам номера – название. Вы также сможете ответить на такой вопрос: «В каких телефонных номерах встречалось число 25?». Если вы правильно усвоите уроки мнемотехники и будете правильно запоминать, то ваша память мгновенно выдаст всю информацию, в которой использовалось число 25.

Это кажется невероятным. Но это факт. И это является естественным следствием голографических принципов функционирования мозга.

В голове у мнемониста - огромное количество упорядоченных зрительных образов. Одни образы являются вспомогательными и служат для поиска информации. В других зрительных образах закодированы конкретные сведения: названия, понятия, числа, фамилии.

Просмотр информации в воображении напоминает просмотр слайдов. Мнемоническое припоминание - это своего рода "рассказ по картинкам" - упражнение знакомое вам с начальной школы. Только в мнемонических картинках очень точно фиксируются любая необходимая вам информация.

Не загромождает ли память такое большое количество зрительных образов? Ответ на этот вопрос однозначен - нет. Дело в том, что пока вы не вспомните определенную комбинацию картинок, их просто нет в вашей голове! Образы появляются в воображении только в момент их припоминания. Вот так хитро устроен ваш мозг.

Люди, которые говорят, что существует опасность перегрузки памяти - глубоко заблуждаются. Память практически невозможно перегрузить, так как ни числа, ни образы, ни слова на самом деле мозг не запоминает. Это кажется парадоксальным. Но только кажется. На самом деле - все достаточно просто. Следующие статьи помогут вам понять простые, но парадоксальные механизмы памяти человека.

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Что такое мнемотехника?

Среда, 25 Июля 2007 г. 12:33 + в цитатник
Бука_Грозная (Mnemotechnika) все записи автора

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.

Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.

МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может быть записано не так много информации - от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации.

Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.

Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств, то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной системы человека.

Можно сделать прогноз, что в самое ближайшее время будут созданы нейропрограммы, моделирующие ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь неограниченную емкость памяти и научаться думать. Потому что механизмы ассоциативной памяти одновременно являются и основными механизмами мыслительных процессов у человека.

Компьютерные технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины буквально завалены книгами. НО… возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию. Не потому что нет денег, а потому что люди не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, не умеют запоминать. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.

Мнемотехника значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность не отставать от технического прогресса.

Итак, что же такое современная мнемотехника?

Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Шерлок Холмс - известный интеллектуал - любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела».

Рубрики:  Базовые понятия мнемотехники

Дневник Mnemotechnika

Среда, 25 Июля 2007 г. 02:52 + в цитатник
Развитие и тренировка памяти. Практические советы по запоминанию разных типов информации. Психология. Мнемотехника. Система Джордано Бруно


Поиск сообщений в Mnemotechnika
Страницы: 2 [1] Календарь