global-life (menclub) все записи автора
Содержание бизнес-плана.
________________________________________
• Основные требования к содержанию.
• Структура бизнес-плана.
• Резюме фирмы в бизнес-плане.
• Организационный раздел бизнес-плана.
• Правовое обеспечение деятельности фирмы.
• Маркетинговый раздел бизнес-плана.
• Конкуренция на рынках сбыта.
• Оценка рынков сбыта продукции.
• План производства.
• План НИОКР и инженерной доработки продукта.
• План мероприятий по обеспечению хозяйственной эфективности.
• Финансовый раздел.
Основные требования к содержанию
Бизнес-план - это, по сути, представленная в определенном стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела. Вопрос о том, что конкретно нуждается в доказательстве, на самом деле не такой простой, как может показаться, и зависит от того, для чего предназначен бизнес-план. Если для внутреннего употребления, то надо честно проверить осуществимость идеи. Если же речь идет о потенциальном инвесторе, то его как минимум интересуют:
• имеющийся положительный опыт в бизнесе;
• рыночные (маркетинговые) перспективы предприятия (бизнес-
направления);
• собственность и юридическая форма организации бизнеса;
• вопросы управления персоналом;
• организация производства, снабжение сырьем и материалами;
• график финансирования проекта;
• график возврата денежных средств;
• коммерческая эффективность проекта;
• возможные риски проекта, поскольку в конечном итоге все они -
риски невозврата средств;
• представляемые гарантии.
Указанные пункты - это готовые разделы бизнес-плана. Сами разделы могут называться по-разному, но главное - каждый из них и все вместе они должны дать потенциальному инвестору исчерпывающую информацию о проекте.
Директора предприятий уже не отмахиваются от слов "бизнес план". Однако часто для обоснования своих запросов они демонстрируют пространные "заявки на финансирование", имеющие весьма отдаленное отношение к бизнес планированию. Мнение о легкости написания бизнес-плана совершенно не соответствует действительности. В поверхностном бизнес-плане всегда видна низкая квалификация его разработчиков и менеджерской команды. Бизнес-план - это весьма специфический документ. В нем с экономической точностью должна быть доказана теорема о том, что вложенные инвестором деньги будут ему возвращены с прибылью. И в этом смысле бизнес-план - технический документ. С другой стороны, это, несомненно, "лицо фирмы", элемент ее имиджа. Разговаривая с потенциальными инвесторами, нужно суметь показать себя с наилучшей стороны.
Структура бизнес – плана
Каждая компания составляет бизнес – план по – своему, его структура зависит от характера бизнеса, целей плана и требований потенциального инвестора, основные акценты бизнес – плана будут меняться в зависимости от того нацелен ли он на получение кредитов коммерческих банков или будет использоваться руководством для нового акционерного капитала, однако не зависимо от этого существуют ключевые вопросы, которые необходимо тщательно продумать и осмыслить, а так же в обязательном порядке внести в планирование:
• Описание компании (резюме фирмы);
• План маркетинга;
• План производства;
• Юридический план;
• Финансовый план и прогноз рисков;
• Стратегия финансирования
В нормальном бизнес – плане должно быть чётко указано:
• Чем занимается компания, в чём состоит её бизнес;
• Каковы цели предприятия;
• Каковы стратегия и тактика, с помощью которой компания собирается достичь поставленных целей;
• Сколько финансовых и других ресурсов потребуется компании, в течение какого периода и как эти ресурсы будут использованы;
• Когда и как будут возвращены средства инвесторам;
Организационный раздел бизнес-плана
Существенную роль играет и организационный раздел плана, который должен ознакомить заинтересованных лиц с формой собственности, вопросами руководства компанией, распределения полномочий и ответственности, особенностями организационной структуры. При составлении данного раздела плана необходимы ответы на следующие вопросы.
1. Какова форма собственности предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д.)?
2. Кто основные участники или главные акционеры организации? Сведения по основным акционерам должны быть представлены в соответствии с требованиями ФКСБ России: наименование (для юридических лиц) с указанием сведений по государственной регистрации, фамилия, имя, отчество и паспортные данные для физических лиц; количество и типы акций, которыми владеет данное физическое или юридическое лицо; процентное соотношение акций, которыми владеет данное лицо, к общей величине акционерного капитала. Аналогичные сведения должны быть представлены и по участникам обществ с ограниченной ответственностью.
3. Если форма собственности акционерная, важно указать, сколько акций и какого типа всего было выпущено и предполагается эмитировать.
4. Каковы основные положения о правах акционеров (участников) и процедуры выплаты дивидендов?
5. Кто входит в состав совета директоров и правления корпорации? Перечислить членов совета директоров и правления, указать должность, квалификацию, опыт, образование каждого.
6. В чем выражается участие собственников и совета директоров в повседневном управлении компанией?
7. Как распределяются полномочия среди менеджеров фирмы?
8. Каковы особенности контрактов, заключаемых с менеджерами фирмы? Как осуществляется вознаграждение менеджеров?
Кроме того, предпринимателю следует охарактеризовать действующую на фирме систему повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также смету расходов на обучение. Этот момент очень важен, так как ведущие фирмы мира вкладывают в повышение квалификации значительные средства. Применяет ли фирма различные формы участия работников в акционерном капитале фирмы и какие?
При описании организационной структуры необходимо четко показать: какова структура управления фирмой, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность. Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты, такого рода информация также будет интересовать инвесторов и банкиров.
При этом предпринимателю необходимо подчеркнуть достоинства организационной структуры своей фирмы и ее соответствие критериям рациональности, в качестве которых можно назвать:
• соответствие объема выполняемых управленческих работ числу их исполнителей;
• сосредоточение на каждой ступени управления (звене) объективно необходимых функций и прав для их реализации;
• отсутствие параллелизма и дублирования функций;
• оптимальное сочетание централизации и децентрализации функций и прав;
• соблюдение норм управляемости, то есть числа исполнителей, выходящих на одного руководителя или координатора их деятельности;
• степень надежности, оперативности, гибкости, адаптивности, экономичности и эффективности производства и управления.
Таким образом, данный раздел бизнес-плана должен осветить такие моменты как система управления фирмой и ее кадровая политика
Правовое обеспечение деятельности фирмы
В этом разделе рассматривается вся информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.
Раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом пред¬приниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать в своей фирме. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут повлиять на успех реализации данного проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.
Конкретное наполнение этого раздела зависит, в первую очередь, от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о го¬сударственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность, и совсем другое - если предприниматель собирается создавать акционер¬ное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное - предпринима¬тель должен обосновать причины выбора той или иной формы собствен¬ности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.
Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разде¬ле должны быть представлены все законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом.
Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осве¬тить следующие основные моменты:
1. Дата создания и регистрации фирмы.
2. Где и кем она зарегистрирована.
3. Учредительные документы.
4. Зарегистрированный офис.
5. Форма собственности.
6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
7. Для акционерного общества:
а) количество разрешенных к выпуску акций;
б) количество выпущенных акций;
в) количество обращающихся акций;
г) номинальная стоимость одной акции;
д) рыночная стоимость одной акции;
е) динамика изменения рыночной стоимости акции.
8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному кон¬тролю и предписаниям.
9. Копии лицензий на виды деятельности, являющейся предметом рассмотрения в бизнес-плане.
10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по дан¬ным видам деятельности.
11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы, и другие документы (патенты, контракты, договоры на аренду, торговые марки и знаки и т.д.).
При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:
12. Как данное государство защищает интересы зарубежных пред¬принимателей.
13. Наличие в стране рынка государственных, частных и обществен¬ных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатываю¬щих стандарты на габариты и вес продукции и т.д.
14. Законодательные ограничения по проникновению на рынок (сегмент рынка).
15. Особенности правовой системы страны рынка в части:
а) налоговой системы;
б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающей среды;
в) патентной защиты;
г) правил техники безопасности;
д) правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и
проведения рекламы;
е) основных прав потребителей и системы их защиты;
ж) правил, запрещающих использование определенных материалов и т.д.
Маркетинговый раздел бизнес-плана
Цель маркетингового раздела бизнес – плана разъяснить как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на обстановку, складывающуюся на нём, чтобы обеспечить сбыт товаров и услуг. При этом предприниматель должен представить здесь свой бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами Выбор оптимального сочетания различных маркетинговых инструментов существенно зависит от особенностей жизненного цикла товара. Стандартный жизненный цикл товара имеет следующие стадии: разработка, выход на рынок, рост, зрелость (насыщение), спад. Для многих товаров жизненный цикл может сильно отличаться от стандартного из-за сезонности, капризов моды, смены увлечений и т д.
Маркетинговый раздел плана отвечает на вопросы:
• Каковы основные характеристики покупателей на том рынке, на который ориентируется предприятие?
• Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку, поведенческим принципам и т.д. следует выделить, т.е. каковы основные сегменты данного рынка? На какой из сегментов намерено в основном ориентироваться предприятие?
• На какое место в данном сегменте рынка способен претендовать бизнес?
• Намерена ли компания постараться потеснить конкурентов, предлагая аналогичные товары, или попытается найти свою собственную нишу?
• Какова используемая методика расчета цены на товар? Какой чистый доход обеспечит компании установленный уровень цены? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей?
• Какие каналы распространения товаров предстоит использовать фирме? Будет ли она прибегать к услугам оптовых, розничных торговцев или намерена предлагать товар потребителю без посредников (через фирменные магазины, салоны)? Чем обоснован выбор конкретных посредников?
• Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своих товаров? Какие способы продвижения - рекламу, стимулирование сбыта, пропаганду, личные продажи намерена применять. Как будет обеспечиваться финансирование продвижения товаров? Будет ли организован отдел по связям с общественностью?
• Намерена ли фирма применять систему технических гарантий на свою продукцию? Как планируется организовать послепродажный сервис?
Помимо представленной выше схемы составления маркетингового раздела бизнес –плана можно предложить следующий вариант его написания:
А. Общая стратегия маркетинга. Здесь необходимо описать рыночную философию и стратегию предприятия исходя из особенностей продукции и каналов её реализации в определённом сегменте рынка.. Целесообразно включить в этот документ, например, описание потребителей, которые уже являются клиентами предприятия или на которых будут направлены первоначальные усилия по продажам, а также тех, на ком внимание будет сконцентрировано несколько позже, указать, как потенциальные потребители в этих группах будут выявлены и как вы на них выйдете; какие особенности продуктов и услуг (например, высококлассный сервис, качество, доступная цена ,- своевременная поставка, гарантия или подготовка персонала покупателя) будут использованы для стимулирования про¬даж; будут ли применены новаторские маркетинговые концепции, способствующие реализации продукта (например, аренда, возможность бесплатно использовать продукт ограниченный период времени и т.п.) Необходимо проинформировать потенциального инвестора, как будет реализовываться продукция (услуги) на начальном этапе (на мировом, национальном или только региональ¬ном рынке), и объясните почему; приведите планы увеличения объемов продаж в будущем, выявить сезонные колебания в продажах, наметить, что может быть сделано для продаж продукции вне сезона. Если возможно, необходимо описать планы получения правительственных контрактов как способа развития производства продукции.
Б. Ценообразование. В этом разделе должна быть представлена информация о том, какова стратегия предприятия в области цен в сравнении ее с ценовой политикой основных конкурентов, включая окупаемость затрат ваших потребителей. Руководитель должен дать оценку прибыли и показать , будет ли она достаточна для покрытия затрат, определить , каковы гарантии для потребителей, если необходимо, подготовку персонала, ценовые преимущества и т.д.
Дополнительно надо пояснить, в какой степени цены помогут фирме:
• проникнуть на рынок;
• сохранить и увеличить вашу долю рынка в условиях конкуренции;
• получить достаточную прибыль.
Необходимо показать правильность ценовой стратегии и различия между ценами предприятия и ценами конкурирующих или замещающих продуктов и услуг с точки зрения приобретения потребителями некоторых дополнительных ценностей в виде новизны, качества, гарантий, дополнительного обслуживания, снижения себестоимости и т.п., описать ценовую политику организации с точки зрения взаимосвязи цены, доли рынка и прибыли. Например, более высокая цена может уменьшать объем продаж, но давать в результате более высокую прибыль. Если цена продукции ниже цены конкурентов немаловажно объяснить , как вы сохраните прибыльность своего производства (например, с помощью большого объема продаж, благодаря высокой эффективности производства, низкой стоимости труда и материалов, невысоким накладным расходам).
В. Тактика реализации продукции. В данном подразделе нужно описать методы реализации (например, собственная торговая сеть, торговые представители, посредники), которые могли бы быть использованы как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе, включив описание любых специальных требований для реализации продукции (например, необходимость рефрижераторов и т.п.). Эффективным средством является представление анализа сравнительной эффективности разных методов реализации, включая специальную политику, касающуюся скидок, исключительных прав на распространение и т.д., в сравнении с тактикой конкурентов в этой области , описание того , как будут выбраны посредники и торговые представители фирмы если вы их используете, когда они начнут свою деятельность; регионы, где они будут действовать; рост числа поме¬сячного и ожидаемого объема продаж каждого из них.
Г. Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий. Если предприятие будет предлагать товар, который требует послепродажного обслуживания, предоставления гарантий или обучения персонала покупателя, разработчики бизнес – плана должны оценить степень их важности для покупателя и описать, предполагается решать эти проблемы.
Д. Реклама и продвижение товара на рынок. Как фирма собирается привлекать внимание потенциальных потребителей своей продукции? Производители оборудования должны рассказать о своих планах участия в торговых ярмарках и выставках, размещения рекламы в газетах и журналах, подготовки рекламных буклетов и листовок.
Производители товаров народного потребления должны ука¬зать, какой тип рекламной кампании им больше подходит. В каких ярмарках и выставках они собираются участвовать и где будут размещать рекламные объявления и щиты. Следует составить расписание рекламной кампании и определить величину расходов на рекламу и продвижение товаров на рынок.
Е. Реализация продукции. Описание методов и каналов реализации продукции , указание суммы транспортных расходов как процента от цены – основные вопросы этого раздела.
Г. В заключении необходимо дать обобщенную схему маркетинга по реализации производимой фирмой продукции. Обобщенная схема маркетинга любой инновации представлена на рисунке. Из схемы видно, что маркетинг инноваций - это многоступенчатое и сложно иерархическое явление. При анализе инновационных проектов учет всех факторов маркетинговой деятельности является необходимым условием успеха.
Конкуренция на рынках сбыта
В разделе бизнес-плана, посвященном конкуренции, необхо¬димо сообщить вашим
потенциальным партнерам и инвесторам все, что вы знаете о конкуренции на том рынке,
куда должна по¬ступить ваша продукция.
Конкретно вы должны ответить на следующие вопросы:
• кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции?
• как обстоят их дела с объемами продаж, доходами; внедре¬нием новых моделей,
техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании); много ли внимания
и средств они уде¬ляют рекламе изделий?
• что собой представляет их продукция (основные характе¬ристики, уровень качества,
дизайн, мнение покупателей)?
• каков уровень цен на продукцию конкурентов; какова хотя бы в общих чертах их политика цен?
Отвечая на эти вопросы, вы должны удержаться от самой гру¬бой ошибки при
составлении бизнес-плана - лакировки действи¬тельности. Казалось бы, какой смысл хвалить
продукцию конку¬рентов в собственном бизнес-плане, вызывая сомнения у банка или
инвесторов в успехе ваших планов прорыва на данный рынок? Не лучше ли о чем-то умолчать,
о чем-то упомянуть вскользь, но зато выпятить все реальные или мнимые недостатки
конкурентов?
Не поддавайтесь этому соблазну! Если хотите утвердиться в отрасли надолго, дороже всего
для вас должна быть собственная репутация.
Очень может быть, что вам удастся ввести в заблуждение будущих "читателей"
бизнес-плана и получить от них деньги. Хорошо, если ваша хитрость удастся и инвесторам
не придется начать разбирательство: почему их средства были использованы столь неудачно.
В противном же случае за вами закрепится репу¬тация низко квалифицированного
предпринимателя, а может быть, и злостного обманщика. И тогда получить следующие
пор¬ции кредитных или инвестиционных вливаний (а без них вы не сможете обойтись,
как и ни один растущий предприниматель) вам будет куда сложнее, а главное - дороже.
Не забывайте, что первый принцип финансового рынка очень прост: чем более рискованным
является вложение, тем дороже оно обходится заемщику, потому что инвестор закладывает
в ставку процента резерв на страхование от неудач. Поэтому лучше оце¬нивать конкурентов
предельно трезво. Не бояться, а указывать на те пробелы в их стратегии или качественных
характеристиках товаров, которые дают вам реальный шанс добиться успеха. Вот тогда
гарантированы уважение инвесторов и более высокие шан¬сы на получение средств.
Покажите свою осведомленность о действиях конкурентов, ко¬торая позволит вам
произвести новую или улучшенную продукцию или добиться выгодного положения на рынке.
Например, то, что кон¬куренты инертны и не способны ответить на ваш вызов или что они
не замечают изменений во вкусах потребителей. Сделайте обзор сильных сторон и
недостатков конкурентов и определите долю рынка каждого, их объем продаж, методы сбыта
и произ¬водственные мощности.
Сравните конкурирующую и заменяющую ее продукцию (услуги) с точки зрения доли
рынка, качества, цены, характерис¬тик, надежности, сроков поставок, послепродажного
обслужива¬ния, гарантии и других особенностей. Сравните дополнительные выгоды для
клиентов, обеспечиваемые вашей продукцией (услу¬гами), с тем, что они имеют от
конкурирующей продукции (услуг). Укажите достоинства и недостатки услуг и то, почему
они не удовлетворяют нужды потребителей.
Проанализируйте также финансовое положение конкурентов, их ресурсы, себестоимость,
прибыльность и тенденции развития этих показателей. Покажите, кто является лидером в
обслуживании, ценах, себестоимости и качестве продукции. Поясните при¬чины, по
которым предприятия появлялись и уходили с вашего рынка в последние годы.
Подробно опишите трех-четырех главных конкурентов: по¬чему потребители сейчас покупают
у них и что заставит потре¬бителей отказаться от них в будущем. Основываясь на вашем
зна¬нии конкурентов, объясните, почему вы думаете, что они уязви¬мы и вы сможете занять
часть рынка. Почему вы предполагаете, что будете легко (или трудно) конкурировать с
ними? В чем ваше кон¬курентное преимущество?
Имейте в виду, если ваши преимущества по сравнению с кон¬курентами выше лишь на 30%,
это означает, что ваша продукция (услуги) имеет достаточно низкую конкурентоспособность
и вам необходимо позаботиться об изучении существующего опыта, приглядеться к
тому, как работают конкуренты. Если ваши преимущества составляют 30-50%, то вы
занимаете на рынке от¬носительно устойчивое положение. При 50-70%-ном преимуще¬стве
вы работаете успешно и необходимо наращивать имеющие¬ся достижения. Выше
70% - вы уже можете контролировать рынок данной продукции (услуг), следует думать
о том, как сохра¬нить завоеванные позиции.
К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок.
Детальный анализ действий конку¬рентов может заставить сменить стратегию и внести
коррективы в текущую деятельность, чтобы успешнее противостоять сопер¬никам. Это должно
войти в привычку уже потому, что рынки постоянно меняются и чье-то успешное внедрение
привлекает новых конкурентов.
Каковы методы конкурентной борьбы? Они хорошо извест¬ны. Существует, к примеру, немало
альтернатив ценовой конку¬ренции (дифференциация качества предлагаемых товаров и
услуг, предоставление дополнительных удобств и пр.), которые вполне могут быть взяты на
вооружение.
Сделайте акцент на те стороны деятельности, где у вас наибольшие преимущества пе¬ред
конкурентом (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал - вот главные
из них). Попытайтесь сопоста¬вить свои достоинства с недостатками в деятельности
соперника (конечно, при условии, что они вам известны, а если нет, то их необходимо выявить).
Оценка рынков сбыта продукции
Цель раздела — исследование мотивов поведения
потреби¬телей, выделение и анализ сегмента рынка, на
котором будет функционировать предприятие, оценка
деятельности потенци¬альных партнеров и конкурентов.
Основной трудностью при разработке данного раздела явля¬ется необходимость получения
достоверной и оперативной ин¬формации о рынке и тенденциях изменения ситуации на нем.
При изложении материала проявляйте реализм, не преувели¬чивайте свои возможности и
не приуменьшайте возможности конкурентов для того, чтобы не подорвать доверия к
предприятию и его руководству. Желательно указать источники получения информации и
их удостоверить их надежность. Это поможет убедить инвестора в конкурентоспособности
рассматриваемого проекта.
Оценка сферы распространения и продаж
Здесь кратко излагаются достоинства продукции (ус¬луг), делающие ее конкурентоспособной в
настоящее время и в будущем, определяются главные клиенты фирмы. Основываясь на
оценке достоинств произво¬димой продукции (услуг), объеме и динамике спроса и их
тенденций на рынке в последние годы, необхо¬димо определить сферу сбыта фирмы и
объемы про¬даж в натуральном и стоимостном выражении на ка¬ждый год из последующих
трех лет. Рост сбыта продукции (услуг) фирмы и оценка ее деятельности мо¬гут быть
основаны на изменении положения в отрас¬ли и усилении или ослаблении конкуренции.
Предположения, используемые для оценки сферы сбыта и объема продаж, должны быть
тщательно вы¬верены. Если фирма уже производит продукцию, на¬до указать объем выпуска,
сферу сбыта и объем про¬даж за последние два года. При оценке предполагае¬мого объема
продаж показывается, где они в основном будут сосредоточены и каким образом обеспечены:
продажа новой продукции (услуг) своим тради¬ционным покупателям;
реализация продукции (услуг) на новых рынках, где можно ожидать расширения спроса
благодаря новому их качеству;
вытеснение конкурентов с определенных рынков или из сфер (круга покупателей) благодаря
новому качеству продукции.
Это позволяет выбрать стратегию маркетинга как одну из центральных частей бизнес-плана.
Перспективная оценка сбыта. Здесь требуется объяснить, как фирма собирается развивать
дело с учетом интересов заказчиков, наметить программы создания новых товаров, раскрыть
основные принци¬пы совершенствования технологии и ценовой поли¬тики.
Анализ рынка сбыта
Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, вы долж¬ны досконально изучить
свой рынок, другими словами, органи¬зации и людей, которые покупают ваш товар или
пользуются ва¬шими услугами. Необходимо держать под контролем круг ваших потребителей,
тогда вы сможете решить, остаться на этом рынке или покинуть его. Однако действуйте
осторожно.
Появление на рынке или уход с него относится к числу наиболее важных стра¬тегических
решений и требует тщательного расчета.
Потребители. Товары при¬обретаются в конечном итоге людьми, а не организациями.
Реше¬ния о покупке принимает конкретный человек, даже если он не фигурирует в качестве
агента по закупкам или владельца пред¬приятия. Данные демографических исследований,
которые сами по себе увлекательны, подскажут, где ваше место на рынке и как лучше
организовать торговлю. Даже простейшие демографичес¬кие оценки дадут вам преимущества
перед подавляющим боль¬шинством бизнесменов и менеджеров, которые полагаются на
при¬вычку и инерцию, вместо того чтобы заняться изучением рынка.
Нужно научиться распознавать самого выгодного клиента и с полуслова понимать, что
ему нужно. Это облегчит последующие поиски нужной клиентуры. Если вы реализуете
большую часть своей продукции, границы поиска будут несколько шире: снача¬ла определите,
каким фирмам выгоднее всего продавать вашу продукцию, затем найдите среди персонала
этих фирм людей, с которыми имеет смысл завязывать контакты, и постарайтесь по¬больше
узнать о них.
Конечно, вы заинтересованы в тех потребителях, которые ку¬пят товар по цене,
обеспечивающей получение прибыли в доста¬точном объеме и на протяжении длительного
периода, с тем что¬бы ваше предприятие могло существовать и развиваться. Значит,
ваша первая задача - определить свой целевой рынок.
Поиск целевого рынка осуществляется путем логических рас¬суждений на тему
"Кто заинтересован в ваших товарах или услу¬гах"? Начните со своей сегодняшней клиентуры
или того, кто мог бы стать вашим покупателем.
Как только предприятие начнет работать, вы должны отве¬тить на следующие вопросы.
1. Какими вы представляете свои рынки?
2. На каких из них ваше предприятие уже задействовано?
3. Какие товары пользуются спросом?
4. Кто ваш покупатель в настоящее время?
5. Как бы вы охарактеризовали свой рынок?
6. Почему люди покупают ваш товар?
7. Почему они покупают у вас, а не у вашего конкурента?
8. Что именно они покупают?
9. Каким образом расширить круг таких покупателей? Этот вопрос является ключевым
для определения будущей стратегии. Продавать товар постоянным покупателям всегда
лег¬че, чем привлекать новых. Однако нужно постоянно следить за тем, чтобы на смену
покупателям, которых вы теряете по тем или иным причинам, приходили новые, не говоря
уже о том, что рост предприятия возможен только при увеличении клиентуры.
10. Какова емкость вашего рынка (рынков)?
11. Какая доля рынка приходится на ваше предприятие?
12. Каков потенциал роста данного рынка?
13. Что будет происходить с вашей долей по мере расшире¬ния рынка: сократится она или
увеличится?
14. Относится данный рынок к числу конкурентных или нет; если нет, то почему?
Вам необходимо оценить емкость своего рынка. Если клиен¬тура малочисленна, ваше
предприятие неминуемо обанкротится. Хотя оно черпает средства из четырех источников:
1) выручка от реализации; 2) заемные средства; 3) доход от продажи недвижи¬мости;
4) прибыль на новые инвестиции, главной является при¬быль от основной деятельности,
которая возникает в результате продажи товара.
15. Чем привлечь покупателей и как удержать их внимание?
16. Как добиться расширения границ рынка?
В ответах на вопросы 15 и 16 следует назвать способы и место проведения
рекламной кампании, привлекательность и доступ¬ность мест реализации вашей продукции
(услуг), степень соот¬ветствия профиля вашего предприятия запросам избранного сег¬мента
рынка.
Все сделанные выводы и проведенные обоснования должны опираться на анализ
мотивации потребителей. Изучение моти¬вов поведения человека при выборе и покупке
товаров являет¬ся основой для выработки способов эффективного воздействия на поведение
покупателей.
Следует учитывать также, что покупатели непродовольс¬твенных товаров нередко оценивают
товар, применяя метод функционально-стоимостного анализа, который позволяет
определить возможную дополнительную ценность, сопоставить стоимость товара с его
полезностью, оценить соответствие свойств товара его назначению, сравнить его с
аналогичными товарами по качеству и цене.
С учетом проведенных исследований определите емкость рынка, ее прогнозируемый рост,
долю предприятия на рынке и ее изменение, эластичность спроса, а также основные факто¬ры,
влияющие на параметры рынка. На основании расчетной емкости рынка оцените
прогнозируемый объем спроса и объем продаж сроком на 3 — 5 лет. Для этого
проанализируйте динамику численности населения и потребления товаров на душу населе¬ния,
динамику доходов населения, его покупательной способ¬ности, а также инвестиционную
активность, развитие науч¬но-технического прогресса и динамику изменения производ¬ственных
мощностей в отраслях, производящих товары.
Целесообразно остановиться и на влиянии изменения спро¬са, качества товара и обслуживания,
цены, расходов на рекла¬му, действий конкурентов на прогнозируемый объем продаж.
Для новых рынков желательно учесть возможности новых коммерческих агентов, посредников,
а также влияние конку¬ренции на новых рынках по сравнению со старыми.
При исследовании рынка потенциальных потребителей используйте информацию,
содержащуюся в пе¬чатных источниках, официальных документах и внутренней
отчетности предприятия. Проведите различные виды анкети¬рования, опросы
индивидуальных потребителей, торговых посредников, продавцов. Поскольку сбор,
обработка и анализ информации о рынке — достаточно сложный процесс, то
целе¬сообразно к проведению подобных исследований привлечь специализированные
организации. Последнее обстоятельство может потребовать значительных затрат, однако
в большин¬стве случаев они оправданы, ибо неудача многих "провалив¬шихся"
предпринимательских проектов связана со слабым изучением рынка и переоценкой его
емкости.
Есть и другой вариант - сравнительно легко установить особенности спроса и про¬чие
характеристики таких рынков. Для этого нужно обратиться в одну из школ бизнеса:
в них занимаются ежедневными наблюдениями параметрами рынка и проводят выборочные
исследования. Так что изучение рынка может обойтись вам недоро¬го, нужно лишь возместить
расходы студентов и преподавателей.
Для упорядочения получаемых данных, возможности вы¬бора альтернативы целесообразно
потенциальных потребите¬лей классифицировать по относительно однородным груп¬пам
— сегментам. Можно применять географический, демографи¬ческий, поведенческий
и иные критерии сегментирования рынка потребителей, возможно применение их комбина¬ций
с использованием таких характеристик, как возраст, пол, национальность или
этическая принадлежность, образование, любимые занятия, стиль жизни, социальная
принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи. Укажите также, что
именно привлекает типичного покупателя данного сегмен¬та к продукции предприятия.
Сегментирование рынка практически оправдано для любо¬го предприятия. При этом
определяются принципы сегменти¬рования, наиболее соответствующие специфике его
деятель¬ности, и выделяются самые перспективные сегменты. Жела¬тельно обозначить и
те сегменты, которые являются целевыми для рассматриваемого предприятия, а также
указать, что мо¬жет стать основой для их завоевания (цена товаров, их качес¬тво, дизайн,
дополнительные услуги и т.д.).
В ходе анализа и отбора наиболее выгодных для предприя¬тия сегментов рассмотрите
общие и отличительные характе¬ристики каждого сегмента, возможные приоритеты
потребите¬лей услуг и предполагаемую критерии их решения о покупке: це¬на, качество,
сервис, личные контакты, престиж или комбина¬ция факторов. Примерно оцените
численность покупателей в каждом из выделенных сегментов и произведите замер спроса.
Перечислите основные группы потребителей, уже выразивших заинтересованность в
использовании услуг, предлагаемых предприятием, а также пока не проявивших подобного
интере¬са.
Для предпринимателей России составление рассматриваемого раздела бизнес-плана крайне
затрудняется тем, что очень сложно найти достоверные сводные результаты исследования
рынка. У за¬рубежных предпринимателей путь куда проще: они могут полу¬чить нужные
данные в местных торговых палатах, отраслевых и торговых ассоциациях. Такого рода
ассоциации - свободные со¬юзы предприятий определенной отрасли производства или
тор¬говли - в мире широко распространены. Члены ассоциации пре¬доставляют информацию
добровольно и бесплатно. Бесплатно же (все расходы оплачены членскими взносами) они
получают регулярные сводные обзоры о том, как меняется спрос на про¬дукцию отрасли,
какие сдвиги произошли или наметились в его структуре, что происходит с ценами на
покупаемые отраслью ресурсы. Так что конкуренция конкуренцией, а потребность в общей
картине рынка столь велика, что ради ее удовлетворения конкурирующие предприятия
согласны делиться своей коммер¬ческой информацией. Бесспорно, создание таких ассоциаций
важ¬но и для отечественной экономики.
Для малого и среднего бизнеса составление раздела "Анализ рынка сбыта" выглядит
следующим образом.
А. Потребители продукции или услуги. Определите, кто явля¬ется потребителем вашей
продукции (услуг) или кто может стать им в будущем. Потенциальные потребители
должны быть клас¬сифицированы по относительно однородным группам в
соответ¬ствии с общими идентифицируемыми характеристиками (напри¬мер, на основе
сегментов рынка). Так, детали автомобиля могут покупать его производители и ремонтники.
Соответственно речь должна идти об этих двух сегментах рынка. Покажите, кто явля¬ется
основным покупателем вашего товара в каждом сегменте рынка и где этот товар покупают.
Поясните, легко ли выйти на потребителей, как они будут по¬купать (через оптовиков, в
розницу, через биржу и пр.). Кто имен¬но принимает решение о покупке в их организациях и
сколько на это уходит времени. Опишите особенности процесса закупок по¬купателями, укажите,
что является для них главным при покупке (цена, качество, время поставки, послепродажное
обслуживание) и почему потребители могут отказаться от своих традиционных поставщиков.
Перечислите любые заказы на продукты, контракты или пись¬менные обязательства, которые
у вас уже есть. Это наиболее на¬дежная информация, которой вы располагаете для привлечения
кредитора или партнера. Перечислите также всех потенциальных потребителей,
уже выразивших заинтересованность в продукции (услугах), и объясните, почему продукты их
заинтересовали.
Назовите потенциальных потребителей, не проявивших заин¬тересованности в предложенной
продукции (услугах). Объясни¬те, как вы собираетесь их завоевывать. Покажите, как быстро,
по вашему мнению, продукция (услуги) утвердится на рынке.
Б. Размер рынка и возможные тенденции его развития. Оцени¬те на предстоящие пять лет
размер рынка и вашу долю в нем по отдельным его сегментам в штуках, рублях и
долларах. Покажи¬те их потенциальную прибыльность. Определите возможный еже¬годный
рост рынка вашей продукции (услуг), по крайней мере на три года по каждой из основных
групп потребителей. Опишите основные факторы, влияющие на рост рынка (например, тенден¬ции
развития отрасли, социально-экономические тенденции, пра¬вительственная политика и изменения
в демографическом соста¬ве страны), дайте обзор предшествовавших тенденций развития рынка.
Любые различия между прошлыми и проектируемыми тен¬денциями темпов роста рынка
необходимо объяснить.
В. Оценка доли рынка и объема продаж. Обобщите особые ха¬рактеристики вашей
продукции (услуг), которые делают ее кон¬курентоспособной в настоящем и будущем. Назовите
потребите¬лей, которые готовы заключить или уже заключили договоры о закупках. Почему они
это сделали? Кто из потребителей мог бы сделать крупные закупки в будущем, основываясь
на оценке пре¬имуществ вашего продукта, размера и тенденций развития рын¬ка, потребителей,
конкурентов и их продуктов, продаж в преды¬дущие годы? Оцените долю рынка и объем продаж
вашей про¬дукции в штуках и долларах в каждом году из трех последующих лет. Не забудьте
указать, какие допущения о рынке вы при этом делаете.
Покажите, как рост продаж в штуках и оцениваемая доля рын¬ка связаны с развитием самой
отрасли и ростом спроса потреби¬телей, силой и недостатками конкурентов. Если ваше
предприя¬тие уже действует, приведите данные об общем объеме рынка, вашей доле в нем
и объеме продаж за последние два года.
Составить правильно этот раздел вам помогут следующие воп¬росы.
1. Об основной характеристике рынка вашей продукции:
- какова емкость рынка?
- какова степень насыщенности рынка?
- каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рын¬ка на ближайшие пять лет?
- что делает вашу продукцию уникальной и почему покупа¬тели предпочтут именно ее?
- какова общая тенденция спроса на вашу продукцию?
2. О сегментировании рынка:
- какие принципы сегментирования рынка в наибольшей сте¬пени соответствуют вашей продукции?
- какие сегменты рынка и почему наиболее перспективны?
- какие сегменты рынка и почему являются для вас целевыми сегментами (целевыми рынками)?
- что привлекает типичного покупателя данного целевого рынка (цена, качество, дизайн,
дополнительные услуги и т.п.)?
3. О перспективах рынков:
- какие рынки имеют наиболее благоприятные перспективы (объем продаж, уровень цен)?
- какие из этих рынков наиболее выгодны с точки зрения транспортировки продукции?
- какие страны представляют наилучший рынок с точки зре¬ния потенциальных для вас проблем?
4. О прогнозировании продаж:
- на какую долю рынка вы рассчитываете?
- какую продукцию вы собираетесь продавать на выбранных рынках в будущем году?
- какой объем продаж вы прогнозируете на этих рынках?
- каков прогнозируемый рост продаж на этих рынках на бли¬жайшие пять лет?
- какие цены вы прогнозируете на каждом этапе реализации продукции?
5. О покупателях на ваших рынках:
- какие покупатели будут покупать ваш продукт? (Укажите конкретных покупателей для первого
года продаж и соответству¬ющие размеры заказов.)
- какие покупатели будут наиболее перспективными для ва¬шей продукции?
Партнеры по бизнесу. Назовите реальных партнеров пред¬приятия (поставщиков товаров,
финансово-кредитные учреж¬дения, фонды, другие организации), с которыми уже сложи¬лись
определенные отношения, охарактеризуйте условия сот¬рудничества и перспективы его развития.
Укажите, с какими предприятиями и организациями достигнута предварительная договоренность
о сотрудничестве и об условиях такого сотрудничества. Обоз¬начьте потенциальных партнеров,
с которыми вы рассчитывае¬те установить отношения в перспективе, определите, чем они для вас
интерес¬ны и чем вы можете их привлечь. Установите, какие из факто¬ров влияют
положительно, какие — отрицательно на перспективы дальнейших взаимодействии с партнерами
предприятия, какие действия можно предпринять для устранения отрица¬тельного воздействия.
При характеристике поставщиков товаров особое внимание уделите объему выпуска
продукции, ее качеству, конкурен¬тоспособности и дефицитности на рынке. Укажите
техни¬ко-экономические отличия от товаров-аналогов, выпускаемых другими предприятиями и
фирмами. Оговорите возможности переориентации предприятия на других поставщиков в
случае возникновения неразрешимых противоречий. Целесообразно в данном случае рассмотреть
преимущества, которые дает пред¬приятию известность торговой марки партнеров.
Одним из факторов, определяющих конечный эффект дея¬тельности торгового предприятия,
является оценка эффектив¬ности конкретных сделок, которые отличаются порядком
фор¬мирования затрат и образования прибыли. С этой точки зрения целесообразно
рассмотреть перспективы заключения следую¬щих видов сделок с партнерами и выделить наиболее
прибыль¬ные:
1. Коммерческие сделки с партнерами в пределах республи¬ки.
2. Коммерческие сделки с партнерами стран ближнего зару¬бежья.
3. Коммерческие сделки с партнерами стран дальнего зару¬бежья.
Предложенное разделение обусловлено действующими в настоящее время системами
ценообразования и таможенного регулирования. Так, на все товары, произведенные внутри
рес¬публики, жестко регулируются (в зависимости от социальной значимости товара) предельные
уровни торговых надбавок. Поэтому размеры получаемой предприятием прибыли будут
определяться главным образом посредством изменения либо объемов реализации товаров, либо
состава и величины теку¬щих затрат. При совершении экспортно-импортных операций
определяющее воздействие на динамику доходности сделок се¬годня оказывают колебания
валютных курсов, возможности приобретения валюты на рынке, а также размеры таможенных
пошлин и сборов.
Большое влияние на эффективность заключаемых сделок может оказать характер
потенциального партнера (производи¬тель, посредник, оптовое предприятие). В рамках
поставки то¬варов непосредственно предприятием-изготовителем у торгового предприятия
появляется преимущество при ценовой кон¬куренции и возможность получения большего эффекта.
Характеризуя поставщиков, обратите внимание на возмож¬ность предоставления ценовых скидок
и их виды, осветите усло¬вия поставки, кредитования и страхования сделки.
Конкуренты. Детальный анализ деятельности конкурен¬тов необходимо проводить систематически,
поскольку рынки пребывают в постоянном движении. Такой анализ помогает вносить
коррективы как в рыночную стратегию предприятия, так и в его текущую деятельность с тем,
чтобы успешнее проти¬востоять своим соперникам. Важно реалистично оценить силь¬ные
и слабые стороны конкурентов. С этой целью может быть использована вся имеющаяся
информация:
а) объемы продаж конкурентов и их доля на рынке;
б) уро¬вень известности и престиж торговой марки конкурентов;
в) методы и формы организации торговли и стимулирования сбы¬та, применяемые конкурентами;
г) виды и качество предостав¬ляемых ими услуг;
д) ценовая политика конкурентов;
е) основ¬ные направления научно-исследовательских работ и (по воз¬можности) расходы на эти цели;
ж) финансовое положение конкурентов, тенденции его изменения.
Для определения реального положения предприятия на рынке большое значение имеет
проведение сравнительной оценки эффективности деятельности конкурентов и предприя¬тия.
При несопоставимости сравнива¬емой базы исследование целесообразно проводить по
относи¬тельным показателям.
После анализа финансово-экономических параметров рас¬смотрите методы конкурентной борьбы,
используемой сопер¬никами, возможную их реакцию на появление новых контра¬гентов и
увеличение или уменьшение доли рынка; опишите рекламную деятельность и квалификацию
персонала конку¬рентов. При изучении имиджа конкурентов особое внимание уделите анализу
их преимуществ и недостатков, так, хоро¬шая репутация фирмы — одно из самых ценных
конкурен¬тных преимуществ.
При исследовании преимуществ обратите внимание на две их группы.
1. Преимущества низкого порядка (малой устойчивости).
2. Преимущества высокого порядка (очень устойчивые).
Первые связаны с возможностью применения дешевых факторов производства и поэтому
весьма привлекательны в условиях ценовой конкуренции. Однако предприятие не может
пользоваться ими на протяжении длительного временного ин¬тервала, поскольку такие
преимущества тесно связаны с состо¬янием рыночной конъюнктуры и, кроме того, могут быть
ис¬пользованы другими конкурентами.
К преимуществам высокого порядка принято относить ори¬гинальные товары, уникальную
технологию, высококвалифи¬цированных специалистов, хорошую репутацию предприятия.
Несмотря на то, что достижение этих преимуществ требует вре¬мени и больших затрат,
они позволяют предприятию добиться устойчивого положения на рынке в течение относительно
про¬должительного периода времени.
Анализ конкурентов позволяет дать четкий ответ на следующие вопросы:
• существует ли множество фирм, предлагающих аналогичную продукцию, или конкуренция
• ведется с ограниченным числом участников (это определяет формы ведения конкурентной борьбы);
• какая часть рынка контролируется ведущими конкурирующими фирмами;
• какая организационная структура характерна для анализируемых конкурентов и как
• они отличаются от организационной структуры вашей фирмы;
• как быстро меняются область деятельности фир¬мы, стабильность конкурентов;
• что является основной областью конкуренции (цена, качество, сервис, имидж и т.д.).
Проведенный анализ помогает выявить уязвимые позиции соперников и возможность
достижения предприятием конку¬рентного преимущества на рынке. Если полученные
результа¬ты свидетельствуют об отсутствии у предприятия положитель¬ных перспектив
развития, следует рассмотреть и такой вари¬ант, как заключение соглашения с конкурентом о
совместной деятельности вплоть до слияния.
Итогом данного исследования, действительно способным заинтересовать партнеров и инвесторов,
может стать выработ¬ка такого типа конкурентных преимуществ, который поможет предприятию
выделиться среди конкурентов и завоевать дове¬рие покупателей посредством предложения
товаров, заметно отличающихся либо высоким уровнем качества при стандар¬тном наборе
определяющих его параметров, либо нестандар¬тным набором свойств, реально интересующих
покупателя.
Перечисленную выше информацию це¬лесообразно представить в виде таблицы. В ней следует
кратко обосновать имеющиеся достоинства и недос¬татки конкурирующих товаров и показать,
почему они не могут удовлетворить потребность потребите¬лей. Желательно изложить, какие
знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать но¬вые или улучшенные товары.
В этой сводной таблице следует показать достоинства и не¬достатки конкурирующих фирм,
определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и
минимальную цену, чья продукция наиболее качественна. Необходимо объяснить, поче¬му некоторые
фирмы входили в рынок или исчезали с него в последние годы, обсудить работу трех или
четырех ключевых конкурентов и выявить, почему заказчики покупают именно у них, а также
выразить свое отношение к возможной конкурентной борьбе с ними. Желательно провести
ранжирование конку¬рентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и
выявить возможности для потенциаль¬ных улучшений.
План производства
Раздел «План производства» бизнес-плана, конечно, готовят только те предприниматели, которые собираются заниматься про-изводством. Главная задача этого раздела - доказать потенциаль¬ным партнерам, что вы будете в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым каче¬ством.
Для предпринимателей это сегодня, к сожалению, самый труд¬ный раздел, поскольку нестабильность хозяйственных связей, не¬надежность поставщиков и невозможность получить качествен¬ные комплектующие изделия и материалы для собственного про¬изводства способны отбить охоту заниматься бизнесом даже у самых стойких людей.
Почему нужно обо всем этом писать, спросят некоторые чи¬татели? В конце концов это наше дело, как организовано произ¬водство. Вкладчиков денег должно интересовать лишь то, смо¬жем ли мы эти деньги вернуть и выплатить по ним проценты или дивиденды. Но такая логика сегодня не убеждает уже никого. Во всем мире финансисты вникают во все детали производствен¬ного цикла заемщиков, конечно, не для того, чтобы предлагать им свои решения, а потому, что хотят оценить квалификацию руководства предприятия и обоснованность его планов. Чтобы удовлетворить этот интерес, вам нужно ответить на множество вопросов. В бизнес-план следует включить ответы лишь на ос¬новные из них, а детали можно перенести в приложения, объем которых не ограничен.
Основные вопросы, на которые необходимо ответить в рас¬сматриваемом разделе бизнес-плана, такие:
• где будет изготавливаться продукция - на действующем или вновь создаваемом предприятии?
• какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать год от года?
• где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, ма¬териалы и комплектующие; какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
• предполагается ли производственная кооперация и с кем?
• возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов произ¬водства или поставок ресурсов?
• какое оборудование потребуется и где намечается его при¬обрести? возможны ли при этом проблемы и какого рода?
Данные этого раздела бизнес-плана желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных предприятий - на 4-5 лет.
Очень полезной может стать схема производственных пото¬ков на предприятии, которая наглядно покажет, откуда и как бу¬дут поступать все виды сырья и комплектующих, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта про¬дукция будет поставляться. В схеме должно найтись место для процессов контроля качества. Нельзя обойти молчанием этот вопрос и в тексте. Нужно сообщить, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества и какими стан¬дартами при этом вы будете руководствоваться.
Завершат данный раздел бизнес-плана оценка возможных из¬держек производства и прогноз ее динамики. При этом вы не должны забывать о затратах, связанных с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Здесь всегда возможны самые не¬приятные ограничения со стороны правительственных органов и общественности; лучше заранее это предусмотреть.
В план производства необходимо включить также сведения о виде требуемых производственных мощностей, необходимых производственных помещениях, потребности в основных произ¬водственных фондах и рабочей силе (как постоянной, так и вре¬менной). Для обрабатывающей промышленности включите в план производства данные о политике управления запасами, снаб¬жении, управлении производством. Определите, какие комплек¬тующие будут производиться на собственном предприятии, а ка¬кие закупаться на стороне. Бизнес в сервисе требует особого вни-мания к месту расположения производства (близость к клиентам становится главным требованием). Хорошее расположение предприятия позволит снизить накладные расходы и обеспечить кон¬курентное преимущество.
В целом структура данного раздела может быть следующей.
А. Производственный цикл. Дайте графическую характерис¬тику производственного цикла вашего бизнеса. Укажите, как бу¬дете справляться с сезонными колебаниями загрузки производ¬ственных мощностей (например, за счет создания запасов и их использования в пиковые периоды).
Б. Производственные мощности и их развитие. Для уже суще¬ствующего бизнеса опишите производственные мощности, вклю¬чая производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное оборудование, механизмы и другие про¬изводственные фонды, имеющиеся на предприятии. Укажите, как и когда будут приобретены дополнительные мощности.
Отметьте, собираетесь ли вы купить или арендовать обору¬дование и помещения (новые или бывшие в употреблении). Сколь¬ко это будет стоить, когда собираетесь это сделать и какая доля средств, полученных от западного партнера, пойдет на эти цели? Укажите потребности в оборудовании на ближайшие три года. Поясните, как и когда в последующие три года планируете рас¬ширять помещение и наращивать мощность оборудования для увеличения объема продаж, какова стоимость всего этого.
В. Стратегия в снабжении и производственный план. Опиши¬те весь производственный процесс, решения по субконтрактам на комплектующие и компоненты. Подтвердите правильность этих решений с точки зрения расходов на поддержание запасов, квалификации рабочей силы, размера партий продукта и пр. Ука¬жите наиболее вероятных субподрядчиков и поставщиков и оха¬рактеризуйте степень их надежности.
Подготовьте производственные планы с информацией, харак¬теризующей зависимость затрат от объема производства для уров¬ней продаж с разбивкой по применяемым материалам, труду, за¬купаемым компонентам и накладным расходам производства; по¬кажите требуемый уровень запасов как функцию разных уровней продаж. Опишите ваш подход к контролю качества, управлению производством и запасами; поясните, как инспекционные проце¬дуры и система контроля качества позволят свести к минимуму уровень брака.
Г. Государственное и правовое регулирование. Укажите любые правительственные, местные или зарубежные нормативные акты, касающиеся вашего бизнеса, включая законы, лицензии, пропуск¬ной режим в запретных зонах, требования регистрации в мест¬ных или центральных органах власти и т.п. Отметьте любые нор-мативные акты, которые могут повлиять на характер и сроки от¬крытия или работы вашего предприятия (проекта).
Завершить раздел целесообразно заполнением трех важней¬ших пунктов и таблицы.
1. Обеспеченность технологией ______________________________
2. Затраты на получение технологии______________________________
3. Производственная база____________________________________
Затраты по производственной базе по годам
Годы
Показатели
2001
2002
2003
2004
2005
Всего
кварталы
I
II
III
IV
Затраты
Субподряд-чики
План НИОКР и инженерной доработки продукта
Необходимо достаточно подробно рассмотреть вопросы,
свя¬занные с технической доработкой продукта. Нередко
случается так, что время и расходы, требуемые для этого,
недооценивают¬ся. Такими работами по доведению продукта
могут быть: инже¬нерные работы, необходимые для
превращения лабораторного прототипа в конечный продукт;
разработка специального обо¬рудования; работы по дизайну
для придания продукту большей привлекательности.
Структура данного раздела бизнес-плана выглядит следую¬щим образом.
А. Текущее состояние. Следует описать текущее состояние каж¬дого продукта или услуги и пояснить,
что еще необходимо сде¬лать для их выхода на рынок. Полезно указать, какие навыки имеет или должно
иметь предприятие для выполнения этих за¬дач. Если есть возможность, следует перечислить
потребителей или конечных пользователей, которые участвуют в разработке и испытаниях продукции
и услуг. Необходимо указать текущие результаты этих испытаний и когда ожидается получение
гото¬вой продукции.
Б. Проблемы и риск. Выделите любые крупные предполагае¬мые проблемы в конструкции
разрабатываемого продукта и под¬ходы к их решению. Оцените возможное влияние этих проблем
на затраты по разработке продукта и время его выхода на ры¬нок.
В. Улучшение изделий и новые продукты. Кроме описания раз¬работок и исходных продуктов
укажите работы по их совершен¬ствованию, планируемые для поддержания их конкурентоспособ¬
ности, и работы по созданию новых продуктов и услуг, которые могут быть предложены той же
группе потребителей. Укажите потребителей, которые принимают участие в этих разработках, и их
мнение о перспективности последних.
Г. Затраты. Представьте смету расходов на НИОКР, вклю¬чая заработную плату, расходы на
материалы и т.п. Учтите, что недооценка этой сметы может повлиять на ожидаемую прибыль¬ность,
снизив ее на 15-30%.
Д. Вопросы собственности. Укажите любые патенты, торго¬вые марки, копирайт, которыми вы
обладаете или которые соби¬раетесь приобрести. Опишите любые контракты или соглашения, дающие
вам права собственности на разра¬ботки или изобретения. Опишите воздействие любых нерешен¬ных
вопросов, таких, как споры о праве собственности, на кон¬курентное превосходство, которое у вас
имеется.
План мероприятий по обеспечению хозяйственной эффективности
Составляя бизнес-план для действующего предприятия, целесооб¬разно включить в его состав план
мероприятий по обеспечению эффек¬тивной хозяйственной деятельности по схеме, которую мы
использовали при разработке планов финансового оздоровления предприятий.
Нами предлагается классификация мероприятий по следующим направлениям:
• организационная санация;
• техническая санация;
• экономическая и финансовая санация;
• маркетинговая санация;
• социальная санация.
Организационная санация может предусматривать:
• изменение организационно-правовой формы предприятий;
• реорганизационные процедуры, направленные на коммерци¬ализацию структурных подразделений;
• совершенствование структуры управления предприятием и оптимизацию численности
управленческого персонала путем устранения дублирования управленческих функций в целях
снижения затрат на управление предприятием и пр.
Техническая санация заключается, как правило, в проведении мероприятий по техническому
перевооружению и реконструкции ряда производств предприятия, направленных на повышение
конкуренто¬способности выпускаемой продукции и освоение производства новых видов, а также
принципиально новых технологий для их изготовления.
Техническая санация тесно связана с сокращением научно-техни¬ческого и кадрового потенциала,
что жизненно необходимо при реализации стратегии ограниченного роста, вырабатываемой
пред¬приятием в условиях неопределенности и прогнозируемого подъема его деловой активности.
Экономическая и финансовая санация предусматривает в основном:
• нормализацию дебиторской и кредиторской задолженностей;
• продажу излишнего имущества — прежде всего «неликвидов» и «залежалых запасов»;
• другие мероприятия по восстановлению собственных оборотных
средств и повышению эффективности их использования. Маркетинговая санация включает в себя:
• проведение рыночных исследований в целях увеличения доли продаж на действующих рынках,
поиска новых «ниш», новых рынков сбыта;
• реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее деятель¬ности для выработки маркетинговой
стратегии предприятия и плана первоочередных действий, связанных с выживанием предприятия в
условиях кризисной экономики и возобновлением его производственно-финансовой деятельности.
Социальная санация предполагает:
• передачу социально-коммунальной сферы на бюджет муници¬палитета;
• коммерциализацию объектов социально-коммунальной сферы;
• мероприятия по обеспечению социальной защиты и социальных льгот для работников предприятия и др.
По каждому мероприятию определяются необходимые затраты и экономические эффекты, ожидаемые
при их реализации. Расчеты же¬лательно производить в неизменных и текущих дисконтированных
ценах для приведения затрат и результатов к одному моменту времени (как правило, к моменту начала
инвестирования).
Этим планом обосновывается общая потребность предприятия в инвестициях, вскрываются внутренние
резервы в целях изыскания собственных источников финансирования и определяется потребность в
заемных средствах.
Финансовый раздел
Финансовый раздел бизнес – плана включает в себя несколько основных документа:
баланс организации, план прибылей и убытков, прогноз движения наличности, оперативный план,
план доходов и расходов, указанные документы носят планово – отчётный характер,
такое планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в
рамках определённого периода времени, а приведённые в этих документах данные используются
для анализа финансового состояния фирмы.
Кратко охарактеризуем основные документы, входящие в финансовый раздел бизнес
плана: Оперативный план отражает результаты взаимодействия фирмы и её целевых
рынков по каждому товару им рынку за определённый период, на фирме этот документ
разрабатывается службой маркетинга. Совокупность показателей, представляемая в оперативном
плане, помогает продемонстрировать руководству компании, какая доля рынка занята фирмой
по каждому товару и какую предполагается завоевать. Структура отчёта о доходах и
расходах относительно проста, в него обычно включается выручка от продажи
товара, производственные издержки, налоговые и другие отчисления, на основе этих
показателей рассчитывается прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты
дивидендов, по данным этого раздела можно установить, приносит ли конкретный товар
прибыль, сравнить различные товары по прибыльности, с тем, чтобы определить целесообразность дальнейшего производства. Таким образом, конечная задача данного документа показать, как будет изменяться и формироваться прибыль в течение первого и второго года поквартально и далее – в расчёте на год. План – отчёт о движении денежных средств показывает сколько наличности имеется в распоряжении предприятия и какова потребность в них компании. Данный отчёт составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам товаров и услуг, в его структуру в частности входят планируемые и фактические капиталовложения в деятельность компании за отчётный период. Заключительным документом финансового плана является балансовый отчёт, его особенность заключается в том, что он не отражает результатов деятельности компании за определённый период, а фиксирует сильные и слабые стороны с точки зрения финансов на данный момент. Любой отдельно взятый элемент баланса сам по себе значит немного, однако, когда все эти элементы рассматриваются в соотношении друг с другом, это позволяет судить о финансовом положении фирмы. Составить такой отчёт достаточно легко: он показывает как будет получен стартовый капитал (источник долга + собственный капитал) и как предполагается его расходовать. В проектировках баланса на дальнейший период должен учитываться исходный баланс, а также особенности развития компании и результаты её финансово – экономической деятельности.
Важная составляющая финансового раздела бизнес-плана — определение источников капитала, необходимого для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала. Данные об источниках капитала увязываются с использованием фондов с конкретным указанием способов и направлений использования капитала. Вопросы по источникам финансирования могут быть следующие:
Также можно представить следующий вариант структуры данного раздела бизнес-плана в части НИОКР.
А. Текущее состояние. Следует описать текущее состояние каждого продукта или услуги и пояснить, что еще необходимо сде¬лать для их выхода на рынок. Полезно указать, какие навыки имеет или должно иметь предприятие для выполнения этих задач. Если есть возможность, следует перечислить потребителей или конечных пользователей, которые участвуют в разработке и испытаниях продукции и услуг. Необходимо указать текущие результаты этих испытаний и когда ожидается получение готовой продукции.
Б. Проблемы и риск. Выделите любые крупные предполагаемые проблемы в конструкции разрабатываемого продукта и подходы к их решению. Оцените возможное влияние этих проблем на затраты по разработке продукта и время его выхода на рынок.
В. Улучшение изделий и новые продукты. Кроме описания разработок и исходных продуктов укажите работы