-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ru_sovarch

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ru-sovarch.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??70917100, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Ленинград. Стадион "Красный треугольник".

Четверг, 23 Июля 2020 г. 07:54 + в цитатник
Оригинал записи здесь:https://babs71.livejournal.com/1257843.html

Одним из важных направлений в творчестве архитектора Александра Сергеевича Никольского было строительство стадионов. Увы, три стадиона, построенных по его проектам были уничтожены:"Красный спортинтерн" в конце 30-х был "поглощен" цехами ЛМЗ, деревянный "Красный путиловец" был разобран в блокаду, а на месте стадиона имени Кирова уже в наши дни выстроили "Газпром Арену". Однако существует и четвертый стадион, который, пусть и с изменениями, дошел до наших дней. Это стадион "Красный треугольник", позднее ставший "Кировцем" (Перекопская ул., 6-8).
IMG_3183
Первоначальный проект большого спортивного комплекса, предназначенного для завода "Красный треугольник", был выполнен Никольским в 1929-м году, в соавторстве с архитектором К. И. Кашиным-Линде.
Scan_20200717 (7)
Scan_20200717 (8)
В 1932-м году Никольский и Кашин-Линде дорабатывают проект и планировку спортбазы "Красный химик" (а позднее, в 1934-м году проект еще раз доработали)
Scan_20200717 (9)
Работы по строительству велись с 1929-го года, Первый матч на стадионе прошел в 1933-м году (играли в регби),
rfwby3hdku60iy23ez
а в 1938-м году здесь проходили футбольные матчи чемпионата Ленинграда.
IMG_3182
Тем не менее, строительство велось очень медленно, и в результате вместо кольца трибун до войны удалось завершить только его половину со спортивным залом.
IMG_3209
IMG_3185
Другая половина кольца была так и не достроена и после войны эти секции разобрали (в 80-е годы была сделана попытка завершить кольцо, построив новый корпус, однако строительство так и не завершили и сейчас этот недострой медленно превращается в руины).
IMG_3195
Были внесены изменения и в проект самих трибун. Изначально Никольский планировал трибуны, на которые попадают сверху, по подвесным лестницам-трапам:
Scan_20200717 (6)
Эту идею реализовать не удалось, поэтому трибуны разделили на две части. Верхний ярус заполнялся по боковым внутренним лестницам:
Scan_20200717 (5)
К нему примыкал нижний ярус трибун, изготовленный из дерева и заполнявшийся с поля (собственно говоря, именно этот нижний ярус в итоге и остался единственным, поскольку верхний ярус ликвидировали, создав вместо него кровлю с гидроизоляцией для защиты подтрибунных помещений.:
IMG_3197
z9s4ypnfq6476kpofj
Когда-то такие деревянные трибуны окружали все поле,
fbgx5s9l8lr1v1oxpp
kl7pmdd9sjtrxoke09
но сейчас остался только небольшой сектор.
IMG_3184
Трибуны изначально были открытыми снаружи:
3Jb-D1M11qM
IMG_3186
IMG_3187
IMG_3188
Однако в итоге почти все они застроены:
IMG_3190
IMG_3194
IMG_3207
IMG_3208
Самая эффектная часть стадиона - огромная лоджия спортивного зала, нависающая над трибунами на столбах:
IMG_3198
IMG_3200
IMG_3201
IMG_3203
Фойе стадиона:
IMG_3205
IMG_3206
IMG_3204
Задний фасад, выходящий прямо на реку Екатерингофку:
IMG_3210
IMG_3211
Административный корпус и котельная:
IMG_3192
IMG_3193
Частью проекта был велотрек, так в итоге и нереализованный (однако сейчас на том месте располагается трасса картинга).
Scan_20200717 (3)
Scan_20200717 (4)
3
В 1946-м году Никольский и Кашин-Линде вновь доработали проект, однако он так и не был реализован:
Scan_20200717 (2)
1
2
Интересно, что хоть и в ином стиле, но Никольский упорно пытается протащить идею лестниц-трапов:
4

https://ru-sovarch.livejournal.com/819094.html


Метки:  

Ленинград. Автобусные парки №4 и №5.

Четверг, 07 Мая 2020 г. 10:48 + в цитатник
Оригинал записи здесь: https://babs71.livejournal.com/1236294.html

Пришла пора завершить "сериал", посвященный питерским гаражам, построенным по проекту архитектора Э. М. Хевелева (предыдущие "серии" здесь, здесь и здесь). В конце 50-х - первой половине 60-х годов под его руководством в Ленинграде строится два автобусных парка, при строительстве которых активно используются сборные железобетонные конструкции.
Первым из них был автопарк №4, который располагался на Васильевском острове (Наличная ул., 24/Малый пр. В.О., 81):
8b8ed3d60eaa9093637e0ec32ba94f0f
Он был построен в 1959-1962 годах.
gov5d8wtgcul2xujr9
К югу был обращен административный корпус, а вдоль наличной улицы вытянулась цепочка корпусов гаражей:
c1a8ed99ed761181cc6ecb658459c1eb
e38d4c61a7f0e9ec9d4f42f65c8199cb
Корпуса гаражей были перекрыты сборной железобетонной оболочкой двоякой кривизеы, разработанной инженером Г. М. Шагиным,

photo_413-423244
Вот как выглядели гаражи изнутри:
photo_259-265793
Увы, в 2006-м году автопарк был снесен, поэтому увидеть его мы теперь можем только на старых фотографиях.
tob6r1sab8edis51uq
vs7l2ja8aq0bphvsrt

А вот автобусный парк №5 (пр.Стачек, 108/Автомобильная ул., 2) продолжает свою работу и в наши дни. Вот два его фото - 70-х годов и в наши дни.
i3f0ljll06dij1qu5a
IMG_2682

Этот автопарк был построен в 1966-м году.
IMG_2683
Совместно с Хевелевым над этим проектом работал архитектор О. Б. Голынкин (в дальнейшем также активно занимавшийся проектированием гаражей).
IMG_2684
IMG_2686
Также как и в автопарке №4, у этого гаража есть отдельный административный корпус (правда, в отличии от предыдущего проекта, здесь он одновременно играет роль одних из ворот).
IMG_2694
С гаражом административный корпус соединяется переходом:
IMG_2690
Сам гараж выходит на улицу эффектным сплошным остеклением:
IMG_2691
IMG_2689
Конструкция перекрытия (ее авторы - инженеры В. А. Экман и М. И. Бреговский) здесь несколько иная, с использованием бочарных сводов:
IMG_2696
photo_397-406608
Так выглядел процесс сборки перекрытия:
photo_397-406609
photo_397-406610
photo_397-406611
А так выглядит финальный результат:
f143833bd84a18b7d0578e87e8a1beb3
photo_397-406612
photo_20-21246

https://ru-sovarch.livejournal.com/818813.html


Метки:  

Ленинград. Гараж-гостиница.

Понедельник, 20 Апреля 2020 г. 09:28 + в цитатник
Оигинал записи здесь: https://babs71.livejournal.com/1231977.html

Я уже делал два поста, посвященных гаражам, построенным по проекту архитектора Э. М. Хевелева в стиле советского ар-деко 30-х и сталинской неоклассики 50-х годов. А сегодня мы продолжим эту тему и посмотрим, как Хевелев совершил переход от "позднего репрессанса" к "раннему реабилитансу" и строил гаражи в эпоху хрущевского модернизма. Поэтому пост будет посвящен зданию гаража-гостиницы № 2 комбината Трудпром № 1 (Красных Зорь бульв., 26/Кибальчича ул., 2).
IMG_2536
Под странно звучащим термином "гараж-гостиница" скрывается обычный гараж для частных автомобилей. Слово "гостиница", вероятно, означало, что частный человек может арендовать в этом гараже место для своей машины.
IMG_2533
Появление таких зданий связано с тем, что к концу 50-х годов советская промышленность наладила достаточно массовое производство личных автомобилей, которые из роскоши, доступной лишь единицам, становились доступны более широким слоям населения.
IMG_2535
Типовой проект такого гаража-гостиницы был разработан, вероятно, в конце 50-х годов (он уже представлен в книге Хевелева "Проектирование городских гаражей", сданной в набор 30 июля 1960-го года).
IMG_2538
По этому проекту было построено в Ленинграде два гаража (помимо гаража на бульваре Красных зорь, носившего номер 2, был построен еще гараж на Алтайской улице, носивший номер 1), однако до наших дней дошел только один.
IMG_2540
Интересно, что изначальный проект здания несколько отличается от реализации как по внешнему виду (остекление пандусов должно было быть прозрачным, а на главном фасаде выделяются пилоны, придающие ему более классический вид), так и по планировке (выездные ворота из здания планировались в центре фасада):
scan00881.jpg
scan0088 План 1-го этажа. 1 - мойка, 2 - стоянка, 3 - подсобные помещения
Гараж был рассчитан на 100 автомобилей.

В уже упомянутой книге "Проектирование городских гаражей" указано: "Вертикальный транспорт осуществляется по двум круглым рампам, расположенным в торцах здания. В каждом из 4 этажей располагается стоянка автомобилей ту­пикового типа с внутренним проездом и однорядной расстановкой ма­шин. В первом этаже отведены места для мойки, смазки и осмотра ав­томобилей, оборудованные специальными подъемниками. Под рампами запроектированы помещения клиентской, диспетчерской, санузла, бы­товых помещений и теплоцентра. Движение автомобилей одностороннее, без встречной езды".
IMG_2541
IMG_2543
В настоящее время гараж этот, похоже, пустует.
IMG_2545
IMG_2547

https://ru-sovarch.livejournal.com/818451.html


Метки:  

Ленинград. Автопарки на пересечении Витебского проспекта и Рощинской улицы.

Среда, 08 Апреля 2020 г. 20:11 + в цитатник
Оригинал записи здесь: https://babs71.livejournal.com/1228957.html

На Витебском проспекте и Рощинской улице можно увидеть три однотипных трехэтажных здания, оформленных в стиле послевоенной сталинской неоклассики. Все они построены для размещения автопредприятий и в основе их лежит единый типовой проект. Одно из них выходит фасадом на Витебский проспект (Витебский пр., 9)
IMG_2513
а два других, стоящих напротив друг друга, - на Рощинскую улицу: Рощинская ул., 23
IMG_2472
и Рощинская ул., 48
IMG_2516
Автор всех этих зданий - архитектор Э. М. Хевелев (на днях я уже делал пост, посвященной комплексу гаражей ЛСПО, построенному во второй половине 30-х годов). Как и там, Хевелев размещает вдоль улицы административный корпус,
IMG_2495
к которому сзади примыкает одноэтажный с верхним светом комплекс гаражей и ремзоны.
IMG_2474
Все эти здания строились примерно в 1953-1955 годах. Первым из них, судя по количеству декора, был корпус по адресу Рощинская ул., 48.
IMG_2473
IMG_2496
Входы в здание украшены дорическими колоннами, а окна - пилястрами (между колонн и пилястр дополнительно размещены замковые камни):
IMG_2487
IMG_2482
Окна третьего этажа украшают сандрики:
IMG_2483
Фриз украшен чередующимися триглифами и эмблемами автодорожного дела, а карниз - мутулами:
IMG_2479
IMG_2480
Крупные эмблемы украшают и фронтоны боковых ризалитов:
IMG_2484
IMG_2485
Хотя расположенный позади административного здания технический участок и решен в целом утилитарно, фонари верхнего света (они видны из-за заборов) завершаются фронтонами с полуциркульными окнами:
IMG_2489
Следующим, вероятно, построили здание на Витебском проспекте:
IMG_2498
IMG_2503
IMG_2505
IMG_2504
В целом, декор его похож на предшественника, однако замковые камни между пилястр отсутствуют:
IMG_2500
Да и форма дорических колонн явно подгуляла (они получились какими-то тощими):
IMG_2499
IMG_2502
А третье здание (Рощинская ул., 23) явно попало под "борьбу с излишествами" и лишилось не только большей части лепнины на лицевом корпусе:
IMG_2475
IMG_2477
IMG_2478
IMG_2486
IMG_2490
IMG_2491
IMG_2492
но и фронтонов на здании рабочей зоны:
IMG_2493
IMG_2494
Неподалеку от него стоит еще одно здание, похожее по стилю и планировке, но двухэтажное (Рощинская ул., 21):
IMG_2469
IMG_2466
Оно и вовсе оказалось "опоздавшим к лету", так что ему не досталось не только лепнины, но даже штукатурки:
IMG_2470
IMG_2471
IMG_2467
IMG_2468
Территория автопарков ограничена высокой оградой. Со стороны Благодатной улицы ограда имеет декор в виде аркады с замковыми камнями:
IMG_2507
IMG_2509
А со стороны Витебского проспекта и Рощинской улицы декор сделан в виде руста:
IMG_2515
На Благодатную улицу выходит и интересное здание ворот для транспорта (в одни ворота идет въезд, в другие выезд, в середине сидит вахтер, проверяющий пропуска):
IMG_2508
IMG_2510

https://ru-sovarch.livejournal.com/818232.html


Метки:  

Ленинград. Гараж ЛСПО.

Понедельник, 06 Апреля 2020 г. 08:48 + в цитатник
Оригинал записи здесь: https://babs71.livejournal.com/1228464.html

На углу Московского проспекта и Киевской улицы выделяется массивное серое здание в духе постконструктивизма 30-х годов (Московский пр., 94/Киевская ул., 1). Это бывший административный корпус гаража ЛСПО.
IMG_2531
Изначальный проект гаража ЛСПО датируется 1931-м годом.
IMG_2518
Помимо административного здания, прикрывавшего гараж со стороны Московского проспекта, были запроектированы и сами корпуса гаражей. Как они выглядели, мы можем судить по вот этой модели и плану:
scan0043
scan00431
Вероятно, административный корпус также как и сами гаражи носил черты конструктивизма, однако достроили его только к 1937-му году, поэтому и облик его характерен уже для второй половины 30-х годов.
IMG_2520
IMG_2522
IMG_2523
Авторы здания гаража - архитектор Э. М. Хевелев и инженер А. И. Алексеев.
IMG_2521
Строительство гаражей было лейтмотивом всей творческой карьеры Хевелева.
IMG_2524
IMG_2530
Он не только строил их на протяжении трех с половиной десятилетий, но даже написал специальную книгу "Проектирование городских гаражей", вышедшую в 1961- м году (именно из нее я и взял часть иллюстраций этого поста).
IMG_2525
IMG_2528

https://ru-sovarch.livejournal.com/818039.html


Метки:  

Первая подстанция Московского метрополитена. 1934-1935

Пятница, 24 Января 2020 г. 07:31 + в цитатник
Оригинал записи здесь:https://babs71.livejournal.com/1210656.html

Здание Первой подстанции Московского метрополитена я собирался посмотреть еще летом, однако как раз во время моего визита она оказалась на реставрации и стояла в лесах. Зато в эту поездку в Москву леса уже сняли и я смог посмотреть и отснять это весьма интересное здание:
IMG_0939
Изначально на этом месте располагался Никитский монастырь. Он был закрыт еще в 1920-е годы, а в 1929-м году начался его снос.
IMG_0931
IMG_0941
На его месте в 1934-1935 годах было построено здание Тяговой подстанции Московского метро.
IMG_0942
IMG_0943
Проект здания создал архитектор Д. Ф. Фридман.
IMG_0945
IMG_0950
Здание стало одним из самых оригинальных образчиков советского постконструктивизма 1930-х.
IMG_0951
IMG_0952
Архитектор использовал классическую ордерную систему, но весьма оригинально трансформировал ее.
IMG_0932
Капители колонн напоминают то ли изоляторы, то ли вагонные буфера (что вполне уместно, если учесть назначение здания).
IMG_0933
А в аттиковом этаже использованы не колонны, а ниши.
IMG_0935
Углы здания украшены двумя скульптурными группами, изображающими метростроевцев.
IMG_0946
IMG_0947
IMG_0949
О правой из них ходит легенда, что здесь изображена самая известная советская "шведская семья": Лиля Брик, Владимир Маяковский и Осип Брик
IMG_0937
IMG_0938

https://ru-sovarch.livejournal.com/817805.html


Метки:  

Нарва-Йыэсуу. Межколхозный дом отдыха.

Четверг, 05 Декабря 2019 г. 10:17 + в цитатник
Оригинал записи здесь:https://babs71.livejournal.com/1200588.html

В эту субботу я принял участие в экскурсии "Серебряного кольца" "Нарва-Йыэсуу — жемчужина Балтийского моря". Как всегда, общее изложение хода экскурсии я поместил на сайте турфирмы, а у меня в блоге мы поподробнее присмотримся к отдельным объектам. Основная часть экскурсии была посвящена дореволюционным временам, когда здесь находился Гунгербург - один из самых богатых курортов Российской империи, но лично у меня особый интерес вызвало здание уже советских времен, которое в наши дни занимает местный санаторий:
IMG_0266.JPG
Построено это здание в 1955-1961 годах как "Межколхозный дом отдыха". В нем могло разместиться 150 отдыхающих, которым также предоставлялись услуги электролечения и стоматологии.
IMG_0267.JPG
Хотя здание и построено во второй половине 50-х годов, куда больше оно напоминает "белую архитектуру" - функционализм 30-х годов:
IMG_0269.JPG
Особенно характерен вот этот полукруглый выступ:
IMG_0270.JPG
Это связано с тем, что автор проекта здания, архитектор Николай Николаевич Кузьмин (совместно с ним над проектом работали архитекторы Манивалд Ноор и Майму Плеес) в 30-е годы вполне успешно работал именно в этом стиле, и после начала "борьбы с излишествами" легко к нему вернулся (считается, что он даже использовал при создании проекта этого здания свой старый конкурсный проект отеля в Пярну).
IMG_0272.JPG
О новой эпохе тут напоминает забавное панно в технике сграффито:
IMG_0268.JPG
И витражи на лестничной клетке. Автор эскизов и того и другого - художница Валли Лембер-Богаткина.
IMG_0274.JPG
Дом отдыха впоследствии превратили в санаторий-водолечебницу, построив еще два корпуса (правда, один из них уже разрушен). В наши дни санаторий работает по прежнему (что при общем виде запустения в Нарва-Йыэсуу не может не радовать).
IMG_0273.JPG
Статуя в саду перед зданием, судя по всему, тажке относилась к изначальному убранству санатория, либо появилась вскоре после его постройки (она есть на фотографиях 60-х годов). Хоть в СССР секса и не было, в Прибалтике гайки закручивали не так сильно.
IMG_0275.JPG
И пара фотографий советских времен с людьми, отдыхающими в этом санатории:
n6qyzit0l7bk3djfxn.jpg
1b7b2ls0r7no1csdhq.jpg

https://ru-sovarch.livejournal.com/817657.html


Метки:  

Москва. Хлебозавод №5

Понедельник, 30 Сентября 2019 г. 18:46 + в цитатник
Оригинал записи: https://babs71.livejournal.com/1184967.html

Еще одним интересным зданием, которое я посмотрел во время поездки в Москву, стал бывший хлебозавод №5 - самый старый из сохранившихся хлебозаводов, построенных по системе инженера Г. П. Марсакова. Начнем с пары кадров - 1930-е годы:
1.jpg
И в наши дни:
IMG_7892.JPG
Автор технологии, на основе которой построен завод, Георгий Петрович Марсаков родился в 1886-м году в семье кузнеца в казачьей станице Наслединской под Верхнеуральском. Он закончил Томский технологический институт сразу по двум специальностям ("силовые установки" и "холодильное дело"). С 1924-го года Марсаков работал в акционерном обществе "Мельстрой". Под его руководством была построена хлебопекарня в Царицне, для которой он разработал электропаровую печь собственной системы. После этого Марсакова пригласили работать техническим консультантом в акционерное общество "Электрохлеб". Там ему поручили строительство аналогичного хлебозавода в Иваново. Для этого завода Марсаков разработал разнообразное опытное оборудование. В дальнейшем, после конфликта с "Электрохлебом" Марсаков покидает общество и строит пекарню в Иваново по своему проекту силами кустарей.
IMG_7900.JPG
В конце 20-х годов, после визита группы сотрудников МОСПО и ЛСПО в Европу и США было решено строить хлебозаводы с импортным оборудованием. Однако Марсаков предложил свой собственный проект с использованием кольцевого конвейера.
IMG_7897.JPG
Его он разрабатывал в Днепропетровске, где организовал КБ за собственные средства, полученные при расчете с "Электрохлебом". Проект не понравился функционерам "Центросоюза", но к счастью, его поддержал заведующий Институтом гражданского строительства Герман Борисович Красин (младший брат наркома внешней торговли Леонида Красина). Благодаря его поддержке Марсакову выделили 150 тысяч рублей для постройки опытного завода, который заработал 30 января 1929 года.
IMG_7893.JPG
В дальнейшем, по разработанной Марсаковым технологии было построено 7 хлебозаводов - 5 в Москве и 2 в Ленинграде. Сам Марсаков в 1933-м году был награжден орденом Ленина. Однако позднее его то ли спихнули (он был достаточно конфликтной личностью), то ли он сам решил от греха подальше перебраться в город Билимбай на местный чугунолитейный завод. Там Марсаков использовал свое свободное время для создания разнообразных проектов, также основанных на кольцевом конвейере, начиная от металлургического завода и кончая соцгородом:
Scan_20190927.jpg
Хлебозавод №5 стал первым из крупных заводов, построенных по системе Марсакова.
vjts4f3luvjcuhqam7.jpg
Scan_20190927.jpg
Он открылся в 1931-м году.
IMG_7895.JPG
s6kt06v1grgjxr742p.jpg
Позднее ему присвоили имя Хрущева (вероятно, снятое вместе с Хрущевым).
0u883tkg2x7i3fopjq.jpg
А в 1978-м году ему присвоили имя Василия Петровича Зотова - министра пищевой промышленности.
IMG_7894.JPG
30eb935b56858658e2fb3a313ec51f0e.jpg
О том, как функционировал хлебозавод, мы можем судить по этой схеме (на ней изображен аналогичный хлебозавод №11)
Scan_20190927 (2).jpg
А также по этим фотографиям, сделанным на хлебозаводе.
1mc2yj9w1u9auww1iu.jpg
c09sprlcueikdsr1ni.jpg
wxombxh6jgi1k5gpa5.jpg
4tyy3lx0e2nw9xs9e5.jpg
lz1wl5cgbclkdg5x9c.jpg
3lkpvzax9i08v6hjym.jpg
gan0jxot798xw9zeiw.jpg
В 2007-м году хлебозавод закрыли.
IMG_7904.JPG
Рассматривался вариант его сноса, но к счастью, основное здание сохранили и сейчас планируется, что в нем будет Музей современного искусства.
IMG_7896.JPG
Вокруг хлебозавода выстроили три небоскреба и, надо признать, в целом получившийся ансамбль смотрится довольно эффектно.
IMG_7889.JPG
Очень удачно использована кирпичная облицовка разных цветов, благодаря которой получается своеобразная цветовая растяжка от темного к светлому.
IMG_7899.JPG
IMG_7898.JPG
Само здание завода при этом играет роль центрального звена композиции.
IMG_7902.JPG
IMG_7901.JPG

P.S. В субботу, 5 октября состоится экскурсия от метро "Парк Победы" до мясокомбината имени Кирова.
Среди прочего мы увидим:
Чесменский дворец,Чесменская церковь, Чесменское кладбище - жилые дома, созданные по проектам архитекторов Симонова, Гегелло, Оля, Сперанского, Юнгера - Дом Советов на Московской площади и мясокомбинат имени Кирова, построенные по проектам архитектора Троцкого.

Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1181869.html

https://ru-sovarch.livejournal.com/817329.html


Метки:  

Москва. Хлебозавод №5

Понедельник, 30 Сентября 2019 г. 18:46 + в цитатник
Оригинал записи: https://babs71.livejournal.com/1184967.html

Еще одним интересным зданием, которое я посмотрел во время поездки в Москву, стал бывший хлебозавод №5 - самый старый из сохранившихся хлебозаводов, построенных по системе инженера Г. П. Марсакова. Начнем с пары кадров - 1930-е годы:
1.jpg
И в наши дни:
IMG_7892.JPG
Автор технологии, на основе которой построен завод, Георгий Петрович Марсаков родился в 1886-м году в семье кузнеца в казачьей станице Наслединской под Верхнеуральском. Он закончил Томский технологический институт сразу по двум специальностям ("силовые установки" и "холодильное дело"). С 1924-го года Марсаков работал в акционерном обществе "Мельстрой". Под его руководством была построена хлебопекарня в Царицне, для которой он разработал электропаровую печь собственной системы. После этого Марсакова пригласили работать техническим консультантом в акционерное общество "Электрохлеб". Там ему поручили строительство аналогичного хлебозавода в Иваново. Для этого завода Марсаков разработал разнообразное опытное оборудование. В дальнейшем, после конфликта с "Электрохлебом" Марсаков покидает общество и строит пекарню в Иваново по своему проекту силами кустарей.
IMG_7900.JPG
В конце 20-х годов, после визита группы сотрудников МОСПО и ЛСПО в Европу и США было решено строить хлебозаводы с импортным оборудованием. Однако Марсаков предложил свой собственный проект с использованием кольцевого конвейера.
IMG_7897.JPG
Его он разрабатывал в Днепропетровске, где организовал КБ за собственные средства, полученные при расчете с "Электрохлебом". Проект не понравился функционерам "Центросоюза", но к счастью, его поддержал заведующий Институтом гражданского строительства Герман Борисович Красин (младший брат наркома внешней торговли Леонида Красина). Благодаря его поддержке Марсакову выделили 150 тысяч рублей для постройки опытного завода, который заработал 30 января 1929 года.
IMG_7893.JPG
В дальнейшем, по разработанной Марсаковым технологии было построено 7 хлебозаводов - 5 в Москве и 2 в Ленинграде. Сам Марсаков в 1933-м году был награжден орденом Ленина. Однако позднее его то ли спихнули (он был достаточно конфликтной личностью), то ли он сам решил от греха подальше перебраться в город Билимбай на местный чугунолитейный завод. Там Марсаков использовал свое свободное время для создания разнообразных проектов, также основанных на кольцевом конвейере, начиная от металлургического завода и кончая соцгородом:
Scan_20190927.jpg
Хлебозавод №5 стал первым из крупных заводов, построенных по системе Марсакова.
vjts4f3luvjcuhqam7.jpg
Scan_20190927.jpg
Он открылся в 1931-м году.
IMG_7895.JPG
s6kt06v1grgjxr742p.jpg
Позднее ему присвоили имя Хрущева (вероятно, снятое вместе с Хрущевым).
0u883tkg2x7i3fopjq.jpg
А в 1978-м году ему присвоили имя Василия Петровича Зотова - министра пищевой промышленности.
IMG_7894.JPG
30eb935b56858658e2fb3a313ec51f0e.jpg
О том, как функционировал хлебозавод, мы можем судить по этой схеме (на ней изображен аналогичный хлебозавод №11)
Scan_20190927 (2).jpg
А также по этим фотографиям, сделанным на хлебозаводе.
1mc2yj9w1u9auww1iu.jpg
c09sprlcueikdsr1ni.jpg
wxombxh6jgi1k5gpa5.jpg
4tyy3lx0e2nw9xs9e5.jpg
lz1wl5cgbclkdg5x9c.jpg
3lkpvzax9i08v6hjym.jpg
gan0jxot798xw9zeiw.jpg
В 2007-м году хлебозавод закрыли.
IMG_7904.JPG
Рассматривался вариант его сноса, но к счастью, основное здание сохранили и сейчас планируется, что в нем будет Музей современного искусства.
IMG_7896.JPG
Вокруг хлебозавода выстроили три небоскреба и, надо признать, в целом получившийся ансамбль смотрится довольно эффектно.
IMG_7889.JPG
Очень удачно использована кирпичная облицовка разных цветов, благодаря которой получается своеобразная цветовая растяжка от темного к светлому.
IMG_7899.JPG
IMG_7898.JPG
Само здание завода при этом играет роль центрального звена композиции.
IMG_7902.JPG
IMG_7901.JPG

P.S. В субботу, 5 октября состоится экскурсия от метро "Парк Победы" до мясокомбината имени Кирова.
Среди прочего мы увидим:
Чесменский дворец,Чесменская церковь, Чесменское кладбище - жилые дома, созданные по проектам архитекторов Симонова, Гегелло, Оля, Сперанского, Юнгера - Дом Советов на Московской площади и мясокомбинат имени Кирова, построенные по проектам архитектора Троцкого.

Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1181869.html

https://ru-sovarch.livejournal.com/817329.html


Метки:  

Москва. Дангауэровка и гараж Госплана.

Вторник, 17 Сентября 2019 г. 19:57 + в цитатник
Оригинал записи здесь: https://babs71.livejournal.com/1182437.html

Еще одна прогулка во время последнего посещения Москвы оказалась связана с конструктивистскими достопримечательностями. Я решил посмотреть гараж Госплана - один из шедевров Константина Степановича Мельникова. А по дороге к нему от метро "Авиамоторная" я обратил внимание и на любопытную конструктивистскую жилую застройку.Дангауэровки - одного из центров жилищного строительства 20-х годов.
Самый эффектный из этих домов - Дом ударников заводов "Котлоаппарат" и "Парижская комунна" (Авиамоторная ул. 22):
IMG_7692.JPG
IMG_7657.JPG
Он был построен в 1934 году по проекту архитектора Н. М. Молокова.
IMG_7659.JPG
IMG_7662.JPG
IMG_7663.JPG
Особую выразительность зданию придают массивные балконы:
IMG_7675.JPG
IMG_7678.JPG
IMG_7679.JPG
IMG_7676.JPG
IMG_7680.JPG
Увы, большинство из них местные жители застроили своими "курятниками".
IMG_7681.JPG
IMG_7682.JPG
IMG_7686.JPG
IMG_7688.JPG
IMG_7689.JPG

Один из первых домов Дангауэровки, построенный в 1928-м году архитекторами И. А.Звездиным и Е. Ю. Шервинским (Авиамоторная ул. 49):
IMG_7687.JPG
IMG_7690.JPG
IMG_7693.JPG
IMG_7694.JPG
IMG_7695.JPG
IMG_7696.JPG
IMG_7697.JPG
IMG_7698.JPG
IMG_7699.JPG
IMG_7700.JPG
IMG_7701.JPG
IMG_7702.JPG
IMG_7703.JPG
IMG_7704.JPG
IMG_7705.JPG
IMG_7706.JPG

Еще один жилмассив между шоссе Энтузиастов и 2-м Кабельным:
IMG_7665.JPG
IMG_7664.JPG
IMG_7666.JPG
IMG_7667.JPG
IMG_7668.JPG
IMG_7669.JPG
IMG_7670.JPG
IMG_7671.JPG
IMG_7672.JPG
IMG_7673.JPG
IMG_7674.JPG
IMG_7683.JPG
IMG_7691.JPG

А вот и сам гараж Госплана:
IMG_7714.JPG
Он был построен в 1934-1936 году и стал последним зданием, построенным по проекту Мельникова.
IMG_7716.JPG
На этом проекте совместно с ним работал его ученик, архитектор В. Н. Курочкин.
IMG_7707.JPG
Самая заметная часть здания - огромное окно-"глаз", освещавшее столовую:
IMG_7717.JPG
IMG_7718.JPG
К нему слева примыкает протяженный одноэтажный корпус самого гаража:
IMG_7720.JPG
А справа - четырехэтажный ремонтный и административный корпус:
IMG_7715.JPG
IMG_7710.JPG
IMG_7712.JPG
IMG_7709.JPG
Еще один корпус этого комплекса вероятно служил диспетчерской или КПП:
IMG_7708.JPG
IMG_7713.JPG

P.S. В субботу, 5 октября состоится экскурсия от метро "Парк Победы" до мясокомбината имени Кирова.
Среди прочего мы увидим:
Чесменский дворец,Чесменская церковь, Чесменское кладбище - жилые дома, созданные по проектам архитекторов Симонова, Гегелло, Оля, Сперанского, Юнгера - Дом Советов на Московской площади и мясокомбинат имени Кирова, построенные по проектам архитектора Троцкого.

Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1181869.html

https://ru-sovarch.livejournal.com/816982.html


Метки:  

Москва. Станция метро "Маяковская".

Четверг, 12 Сентября 2019 г. 07:39 + в цитатник
Оригинал здесь: https://babs71.livejournal.com/1180843.html

Московское метро уникально по своей красоте. А лучшей из всех станций Москвы, на мой взгляд, является станция "Маяковская" - уникальное воплощение образа "идеального СССР" 30-х годов, страны, полным ходом идущей в светлое будущее, которое уже совсем рядом, достаточно протянуть руку. В эту поездку в Москву я исполнил свою давнюю мечту и отснял станцию, а потому предлагаю вашему вниманию небольшой пост о ней.
IMG_9881.JPG
Станция "Маяковская" относится ко второй очереди строительства московского метро и была построена в 1936-1938 годах.
IMG_7997.JPG
Это первая в мире колонная станция глубокого заложения. Авторами технического эксперимента стали инженеры Р. А. Шейнфайн и Е. М. Гринзайт (последний был арестован прямо в ходе строительства)
Scan_20190908 (4).jpg
О том, как строилась такая станция, можно судить по этой схеме:
Mayakovskaya_station_construction.jpg
Изначальный проект оформления станции разработал архитектор Самуил Миронович Кравец.
Метро_Маяковская._Первоначальный_проект.jpg
Однако проект был отклонен, и продолжение проектирования станции было поручено Алексею Николаевичу Душкину.
Scan_20190908 (3).jpg
Колонны станции облицевали полированной нержавеющей сталью (изначально эту идею активно критиковали, но к счастью, ее поддержал авиаконструктор А. И, Путилов, выделивший требуемое количество стали). Металлические полосы облицованы черным мрамором "Садахло", а низы колонн - розово-красным родонитом.
IMG_9923.JPG
Особую сложность в проектировании создавали поперечные разгрузочные распорки, которые понижали высоту центрального зала и образовывали пустоты наверху ячеек.
IMG_7998.JPG
В итоге Душкин превратил нужду в добродетель - в этих пустотах разместились световые купола, в центре которых находятся мозаичные панно - "плафоны", как и в эпоху барокко, изображающие небо.
IMG_9918.JPG
IMG_9919.JPG
Эти панно носят название "Сутки Страны Советов". Они созданы по эскизам А. А, Дейнеки в мастерской Ленинградской академии художеств под руководством выдающегося мастера-мозаичиста В. А, Фролова. Вот они:

"Знамя СССР" (еще одна такая мозаика завершала цикл и ныне утрачена) :
IMG_7926.JPG

"Апельсины":
IMG_7928.JPG

"Подсолнухи":
IMG_7931.JPG

"Опоры ЛЭП":
IMG_7932.JPG

"Два самолета":
IMG_7934.JPG

"Мать":
IMG_7937.JPG

"Чайки":
IMG_7939.JPG

"Монтажник-высотник":
IMG_7941.JPG

"Самолет и портик":
IMG_7943.JPG

"Парашютисты утром":
IMG_7944.JPG

"Игра в волейбол":
IMG_7947.JPG

"Авиамоделисты":
IMG_7949.JPG

"Стратостат":
IMG_7952.JPG

"Домна":
IMG_7953.JPG

"Бомбардировщики ночью":
IMG_7956.JPG

"Биплан ночью":
IMG_7957.JPG

"Парашютист ночью":
IMG_7959.JPG

"Дирижабль над Спасской башней ночью":
IMG_7962.JPG

"Бомбардировщики ночью":
IMG_7963.JPG

"Самолет":
IMG_7965.JPG

"Статуя девушки с веслом":
IMG_7968.JPG

"Сосна":
IMG_7971.JPG

"Прыжок лыжника":
IMG_7972.JPG

"Парашютисты":
IMG_7975.JPG

"Планеры":
IMG_7976.JPG

"Прыгун с шестом":
IMG_7978.JPG

"Комбайн":
IMG_7981.JPG

"Спасская башня днем":
IMG_7983.JPG

"Парашютист";
IMG_7985.JPG

"Бомбардировщики днем":
IMG_7987.JPG

"Сигнальщик":
IMG_7988.JPG

"Плодовое дерево":
IMG_7990.JPG

"Прыжок в воду парня и девушки":
IMG_7992.JPG

"Два самолета и цветущая яблоня":
IMG_7994.JPG

P.S. В субботу, 14 сентября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").
Среди прочего мы увидим:

https://ru-sovarch.livejournal.com/816872.html


Метки:  

Москва. Станция метро "Маяковская".

Четверг, 12 Сентября 2019 г. 07:39 + в цитатник
Оригинал здесь: https://babs71.livejournal.com/1180843.html

Московское метро уникально по своей красоте. А лучшей из всех станций Москвы, на мой взгляд, является станция "Маяковская" - уникальное воплощение образа "идеального СССР" 30-х годов, страны, полным ходом идущей в светлое будущее, которое уже совсем рядом, достаточно протянуть руку. В эту поездку в Москву я исполнил свою давнюю мечту и отснял станцию, а потому предлагаю вашему вниманию небольшой пост о ней.
IMG_9881.JPG
Станция "Маяковская" относится ко второй очереди строительства московского метро и была построена в 1936-1938 годах.
IMG_7997.JPG
Это первая в мире колонная станция глубокого заложения. Авторами технического эксперимента стали инженеры Р. А. Шейнфайн и Е. М. Гринзайт (последний был арестован прямо в ходе строительства)
Scan_20190908 (4).jpg
О том, как строилась такая станция, можно судить по этой схеме:
Mayakovskaya_station_construction.jpg
Изначальный проект оформления станции разработал архитектор Самуил Миронович Кравец.
Метро_Маяковская._Первоначальный_проект.jpg
Однако проект был отклонен, и продолжение проектирования станции было поручено Алексею Николаевичу Душкину.
Scan_20190908 (3).jpg
Колонны станции облицевали полированной нержавеющей сталью (изначально эту идею активно критиковали, но к счастью, ее поддержал авиаконструктор А. И, Путилов, выделивший требуемое количество стали). Металлические полосы облицованы черным мрамором "Садахло", а низы колонн - розово-красным родонитом.
IMG_9923.JPG
Особую сложность в проектировании создавали поперечные разгрузочные распорки, которые понижали высоту центрального зала и образовывали пустоты наверху ячеек.
IMG_7998.JPG
В итоге Душкин превратил нужду в добродетель - в этих пустотах разместились световые купола, в центре которых находятся мозаичные панно - "плафоны", как и в эпоху барокко, изображающие небо.
IMG_9918.JPG
IMG_9919.JPG
Эти панно носят название "Сутки Страны Советов". Они созданы по эскизам А. А, Дейнеки в мастерской Ленинградской академии художеств под руководством выдающегося мастера-мозаичиста В. А, Фролова. Вот они:

"Знамя СССР" (еще одна такая мозаика завершала цикл и ныне утрачена) :
IMG_7926.JPG

"Апельсины":
IMG_7928.JPG

"Подсолнухи":
IMG_7931.JPG

"Опоры ЛЭП":
IMG_7932.JPG

"Два самолета":
IMG_7934.JPG

"Мать":
IMG_7937.JPG

"Чайки":
IMG_7939.JPG

"Монтажник-высотник":
IMG_7941.JPG

"Самолет и портик":
IMG_7943.JPG

"Парашютисты утром":
IMG_7944.JPG

"Игра в волейбол":
IMG_7947.JPG

"Авиамоделисты":
IMG_7949.JPG

"Стратостат":
IMG_7952.JPG

"Домна":
IMG_7953.JPG

"Бомбардировщики ночью":
IMG_7956.JPG

"Биплан ночью":
IMG_7957.JPG

"Парашютист ночью":
IMG_7959.JPG

"Дирижабль над Спасской башней ночью":
IMG_7962.JPG

"Бомбардировщики ночью":
IMG_7963.JPG

"Самолет":
IMG_7965.JPG

"Статуя девушки с веслом":
IMG_7968.JPG

"Сосна":
IMG_7971.JPG

"Прыжок лыжника":
IMG_7972.JPG

"Парашютисты":
IMG_7975.JPG

"Планеры":
IMG_7976.JPG

"Прыгун с шестом":
IMG_7978.JPG

"Комбайн":
IMG_7981.JPG

"Спасская башня днем":
IMG_7983.JPG

"Парашютист";
IMG_7985.JPG

"Бомбардировщики днем":
IMG_7987.JPG

"Сигнальщик":
IMG_7988.JPG

"Плодовое дерево":
IMG_7990.JPG

"Прыжок в воду парня и девушки":
IMG_7992.JPG

"Два самолета и цветущая яблоня":
IMG_7994.JPG

P.S. В субботу, 14 сентября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").
Среди прочего мы увидим:

https://ru-sovarch.livejournal.com/816872.html


Метки:  

Москва. Станция метро "Маяковская".

Четверг, 12 Сентября 2019 г. 07:39 + в цитатник
Оригинал здесь: https://babs71.livejournal.com/1180843.html

Московское метро уникально по своей красоте. А лучшей из всех станций Москвы, на мой взгляд, является станция "Маяковская" - уникальное воплощение образа "идеального СССР" 30-х годов, страны, полным ходом идущей в светлое будущее, которое уже совсем рядом, достаточно протянуть руку. В эту поездку в Москву я исполнил свою давнюю мечту и отснял станцию, а потому предлагаю вашему вниманию небольшой пост о ней.
IMG_9881.JPG
Станция "Маяковская" относится ко второй очереди строительства московского метро и была построена в 1936-1938 годах.
IMG_7997.JPG
Это первая в мире колонная станция глубокого заложения. Авторами технического эксперимента стали инженеры Р. А. Шейнфайн и Е. М. Гринзайт (последний был арестован прямо в ходе строительства)
Scan_20190908 (4).jpg
О том, как строилась такая станция, можно судить по этой схеме:
Mayakovskaya_station_construction.jpg
Изначальный проект оформления станции разработал архитектор Самуил Миронович Кравец.
Метро_Маяковская._Первоначальный_проект.jpg
Однако проект был отклонен, и продолжение проектирования станции было поручено Алексею Николаевичу Душкину.
Scan_20190908 (3).jpg
Колонны станции облицевали полированной нержавеющей сталью (изначально эту идею активно критиковали, но к счастью, ее поддержал авиаконструктор А. И, Путилов, выделивший требуемое количество стали). Металлические полосы облицованы черным мрамором "Садахло", а низы колонн - розово-красным родонитом.
IMG_9923.JPG
Особую сложность в проектировании создавали поперечные разгрузочные распорки, которые понижали высоту центрального зала и образовывали пустоты наверху ячеек.
IMG_7998.JPG
В итоге Душкин превратил нужду в добродетель - в этих пустотах разместились световые купола, в центре которых находятся мозаичные панно - "плафоны", как и в эпоху барокко, изображающие небо.
IMG_9918.JPG
IMG_9919.JPG
Эти панно носят название "Сутки Страны Советов". Они созданы по эскизам А. А, Дейнеки в мастерской Ленинградской академии художеств под руководством выдающегося мастера-мозаичиста В. А, Фролова. Вот они:

"Знамя СССР" (еще одна такая мозаика завершала цикл и ныне утрачена) :
IMG_7926.JPG

"Апельсины":
IMG_7928.JPG

"Подсолнухи":
IMG_7931.JPG

"Опоры ЛЭП":
IMG_7932.JPG

"Два самолета":
IMG_7934.JPG

"Мать":
IMG_7937.JPG

"Чайки":
IMG_7939.JPG

"Монтажник-высотник":
IMG_7941.JPG

"Самолет и портик":
IMG_7943.JPG

"Парашютисты утром":
IMG_7944.JPG

"Игра в волейбол":
IMG_7947.JPG

"Авиамоделисты":
IMG_7949.JPG

"Стратостат":
IMG_7952.JPG

"Домна":
IMG_7953.JPG

"Бомбардировщики ночью":
IMG_7956.JPG

"Биплан ночью":
IMG_7957.JPG

"Парашютист ночью":
IMG_7959.JPG

"Дирижабль над Спасской башней ночью":
IMG_7962.JPG

"Бомбардировщики ночью":
IMG_7963.JPG

"Самолет":
IMG_7965.JPG

"Статуя девушки с веслом":
IMG_7968.JPG

"Сосна":
IMG_7971.JPG

"Прыжок лыжника":
IMG_7972.JPG

"Парашютисты":
IMG_7975.JPG

"Планеры":
IMG_7976.JPG

"Прыгун с шестом":
IMG_7978.JPG

"Комбайн":
IMG_7981.JPG

"Спасская башня днем":
IMG_7983.JPG

"Парашютист";
IMG_7985.JPG

"Бомбардировщики днем":
IMG_7987.JPG

"Сигнальщик":
IMG_7988.JPG

"Плодовое дерево":
IMG_7990.JPG

"Прыжок в воду парня и девушки":
IMG_7992.JPG

"Два самолета и цветущая яблоня":
IMG_7994.JPG

P.S. В субботу, 14 сентября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").
Среди прочего мы увидим:

https://ru-sovarch.livejournal.com/816872.html


Метки:  

Москва. Станция метро "Маяковская".

Четверг, 12 Сентября 2019 г. 07:39 + в цитатник
Оригинал здесь: https://babs71.livejournal.com/1180843.html

Московское метро уникально по своей красоте. А лучшей из всех станций Москвы, на мой взгляд, является станция "Маяковская" - уникальное воплощение образа "идеального СССР" 30-х годов, страны, полным ходом идущей в светлое будущее, которое уже совсем рядом, достаточно протянуть руку. В эту поездку в Москву я исполнил свою давнюю мечту и отснял станцию, а потому предлагаю вашему вниманию небольшой пост о ней.
IMG_9881.JPG
Станция "Маяковская" относится ко второй очереди строительства московского метро и была построена в 1936-1938 годах.
IMG_7997.JPG
Это первая в мире колонная станция глубокого заложения. Авторами технического эксперимента стали инженеры Р. А. Шейнфайн и Е. М. Гринзайт (последний был арестован прямо в ходе строительства)
Scan_20190908 (4).jpg
О том, как строилась такая станция, можно судить по этой схеме:
Mayakovskaya_station_construction.jpg
Изначальный проект оформления станции разработал архитектор Самуил Миронович Кравец.
Метро_Маяковская._Первоначальный_проект.jpg
Однако проект был отклонен, и продолжение проектирования станции было поручено Алексею Николаевичу Душкину.
Scan_20190908 (3).jpg
Колонны станции облицевали полированной нержавеющей сталью (изначально эту идею активно критиковали, но к счастью, ее поддержал авиаконструктор А. И, Путилов, выделивший требуемое количество стали). Металлические полосы облицованы черным мрамором "Садахло", а низы колонн - розово-красным родонитом.
IMG_9923.JPG
Особую сложность в проектировании создавали поперечные разгрузочные распорки, которые понижали высоту центрального зала и образовывали пустоты наверху ячеек.
IMG_7998.JPG
В итоге Душкин превратил нужду в добродетель - в этих пустотах разместились световые купола, в центре которых находятся мозаичные панно - "плафоны", как и в эпоху барокко, изображающие небо.
IMG_9918.JPG
IMG_9919.JPG
Эти панно носят название "Сутки Страны Советов". Они созданы по эскизам А. А, Дейнеки в мастерской Ленинградской академии художеств под руководством выдающегося мастера-мозаичиста В. А, Фролова. Вот они:

"Знамя СССР" (еще одна такая мозаика завершала цикл и ныне утрачена) :
IMG_7926.JPG

"Апельсины":
IMG_7928.JPG

"Подсолнухи":
IMG_7931.JPG

"Опоры ЛЭП":
IMG_7932.JPG

"Два самолета":
IMG_7934.JPG

"Мать":
IMG_7937.JPG

"Чайки":
IMG_7939.JPG

"Монтажник-высотник":
IMG_7941.JPG

"Самолет и портик":
IMG_7943.JPG

"Парашютисты утром":
IMG_7944.JPG

"Игра в волейбол":
IMG_7947.JPG

"Авиамоделисты":
IMG_7949.JPG

"Стратостат":
IMG_7952.JPG

"Домна":
IMG_7953.JPG

"Бомбардировщики ночью":
IMG_7956.JPG

"Биплан ночью":
IMG_7957.JPG

"Парашютист ночью":
IMG_7959.JPG

"Дирижабль над Спасской башней ночью":
IMG_7962.JPG

"Бомбардировщики ночью":
IMG_7963.JPG

"Самолет":
IMG_7965.JPG

"Статуя девушки с веслом":
IMG_7968.JPG

"Сосна":
IMG_7971.JPG

"Прыжок лыжника":
IMG_7972.JPG

"Парашютисты":
IMG_7975.JPG

"Планеры":
IMG_7976.JPG

"Прыгун с шестом":
IMG_7978.JPG

"Комбайн":
IMG_7981.JPG

"Спасская башня днем":
IMG_7983.JPG

"Парашютист";
IMG_7985.JPG

"Бомбардировщики днем":
IMG_7987.JPG

"Сигнальщик":
IMG_7988.JPG

"Плодовое дерево":
IMG_7990.JPG

"Прыжок в воду парня и девушки":
IMG_7992.JPG

"Два самолета и цветущая яблоня":
IMG_7994.JPG

P.S. В субботу, 14 сентября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").
Среди прочего мы увидим:

https://ru-sovarch.livejournal.com/816872.html


Метки:  

Ленинград. СКК имени Ленина.

Четверг, 01 Августа 2019 г. 07:33 + в цитатник
Оригинал записи здесь: https://babs71.livejournal.com/1171447.html

Позднесоветская архитектура в наши дни часто воспринимается как фон. На нее не обращаешь внимания, и только после того, как здание снесут, а на его месте построят очередную хреновину, становится ясным, насколько снесенное здание было симпатичней. Так, например, я сейчас с ностальгией рассматриваю старые фото с вестибюлем станции метро "Горьковская": типовая скромная "стекляшка". нравится мне куда больше, чем новодельная "летающая тарелка". А поскольку не так давно под угрозой сноса оказался СКК "Петербургский" (бывший СКК имени Ленина), я решил, пока не поздно, сделать пост, посвященный этому зданию.
IMG_6082.JPG
Его проектирование началось в 1966-м году.
IMG_6083.JPG
Возглавлял проектирование здания архитектор И. М. Чайко.
IMG_6084.JPG
Вместе с ним в проектировании участвовали архитекторы Н. В. Баранов и Ф. Н. Яковлев.
IMG_6091.JPG
Не менее важна была в проектировании и роль инженеров-конструкторов.
IMG_6110.JPG
Уникальное перекрытие здания разрабатывали инженеры А. П. Морозов, Ю. А. Елисеев и О. А. Курбатов.
IMG_6111.JPG
Им удалось создать легкую и прочную конструкцию: перекрывающая зал стальная мембрана имеет толщину всего 5 мм, а диаметр ее составляет 160 м.
IMG_6112.JPG
В 1988-м году Научно-техническое общество Франции составило к столетию Эйфелевой башни список величайших инженерных достижений XX-го столетия. Среди прочих выдающихся сооружений в список включили и здание СКК.
IMG_6113.JPG
Перед главным входом в здание установили статуи "Искусство" и "Спорт".
IMG_6092.JPG
IMG_6093.JPG
IMG_6094.JPG
IMG_6095.JPG
А подиум здания украсили бронзовыми рельефами на те же самые темы.
IMG_6100.JPG
IMG_6101.JPG
IMG_6102.JPG
IMG_6103.JPG
IMG_6104.JPG
IMG_6105.JPG
IMG_6086.JPG
IMG_6087.JPG
IMG_6088.JPG
IMG_6089.JPG
IMG_6090.JPG
IMG_6109.JPG
Их авторы - скульпторы В. Л. Рыбалко, Г. К. Баграмян, Н. А. Гордиевский.
IMG_6096.JPG
IMG_6097.JPG
IMG_6098.JPG
IMG_6099.JPG
IMG_6106.JPG
IMG_6107.JPG
Строительство СКК началось в 1970-м году, а 19 мая 1980 года состоялось открытие здания, приуроченное к Московской олимпиаде.
dtom3qlzz152if6s7t.jpg
n92rgd6iel0awcg3qz.jpg
photo_65-66955.jpg
Интересно, что в сталинские времена на этом месте планировалось построить высотное здание. Возможный вариант его мы можем увидеть вот на этом проекте:

Так что в итоге получилась буквальная иллюстрация позднесоветского анекдота: "Уважаемые товарищи. Назначенный ранее на 1980-й год коммунизм отменяется. Вместо него будет проведена Олимпиада".
IMG_6115.JPG
Вместимость зала составляла 25 тысяч мест.
IMG_6117.JPG
Арена, в зависимости от проводимого мероприятия могла трансформироваться в футбольное или хоккейное поле, конькобежную дорожку длинной 333,3 м, шириной 12 м, концертный или выставочный зал.
IMG_6108.JPG
IMG_6110.JPG
Среди многочисленных спортивных событий, проходивших в этом зале, стоит отметить последний матч чемпионата по футболу 1984-го года, после победы в котором "Зенит" впервые в своей истории стал чемпионом (опровергнув ходивший ранее анекдот: "- Дайте мне книгу "Зенит" - чемпион". - Фантастика у нас на втором этаже").
4a192e83dbc39f5395e699a95c3fbdcb.jpg
fb3ad56bc5e52856ed602750da77fa2c.jpg
Комплекс активно использовался и как концертный зал. Здесь выступали Алла Пугачева, Мирей Матье, Патрисия Каас, "Аквариум", "ДДТ", "Наутилус" и многие другие известные артисты и ансамбли.
IMG_6111.JPG
IMG_6112.JPG
IMG_6113.JPG
IMG_6114.JPG
К сожалению, в наши дни планируется снести СКК и построить на его месте новый, более крупный спортивно-концертный комплекс.
st1.jpg
Правда, планируемый вариант не блещет красотой (депутат Вишневский ехидно сравнил его с баночкой от бальзама "Золотая звезда").
st7.jpg
И хотя данный проект пока вроде бы отвергли, здание, судя по всему уже обречено (предполагается, что новый комплекс будет похож на старый, но более крупных размеров)
IMG_6115.JPG
IMG_6117.JPG

https://ru-sovarch.livejournal.com/816410.html


Метки:  

Ленинград. "Дом-гора". 1981 (?) - 1988

Среда, 17 Апреля 2019 г. 19:30 + в цитатник
Среди позднесоветской застройки выделяется жилой дом, расположенный на проспекте Науки, за свой внешний облик получивший прозвище "Дом-гора" (пр. Науки, 44). Помню свое удивление, когда я впервые увидел это здание где-то в 1994-м году.
IMG_2775.JPG
Проект этого экспериментального дома разработали в мастерской №4 Ленпроекта, которую возглавлял Георгий Александрович Васильев.
IMG_2778.JPG
Непосредственно над проектом работали молодые архитекторы Святослав Владимирович Гайкович и Любовь Вячеславовна Ченцова.
photo_270-276921.jpg
Строительство этого здания представляло своеобразный эксперимент в области шумозащиты.
IMG_2794.JPG
Идея заключалась в следующем: лицевой четырехэтажный корпус защищал дворы и остальные корпуса от уличного шума. В самом лицевом корпусе находились трехкомнатные квартиры, в которых окнами на улицу выходили только одна комната и кухня, а остальные комнаты выходили окнами во двор. Остальные корпуса, примыкающие торцом, постепенно повышали свою этажность в зависимости расстояния до улицы и, соответственно, уменьшения шума.
photo_270-276922.jpg
Необычно размещены и подъезды в уличном корпусе, чтобы развести жителей и грузовые автомобили, обеспечивавшие работу магазинов первого этажа. Вход в них расположили на открытой галерее второго этажа, вытянувшейся вдоль всего дома.
IMG_2785.JPG
IMG_2786.JPG
Проектирование велось с начала 1980-х по 1985 год (уже в 1982-м году проект был опубликован в журнале "Ленинградская панорама").
IMG_2793.JPG
IMG_2791.JPG
IMG_2790.JPG
Строительство дома завершилось в 1988-м году.
IMG_2789.JPG
IMG_2787.JPG
О том, как велось строительство этого дома, вспоминает в интервью сам Гайкович: "- ... В 1985 году, когда вовсю шло рабочее проектирование, дом изъяли из планов строительства и перенесли на год. Для нас, молодых архитекторов, это казалось катастрофой. Я сочинил письмо главному архитектору Ленинграда Геннадию Никаноровичу Булдакову. Смысл его был таким: дом надо быстрее построить, поскольку строительная площадка хорошо видна... из поезда Москва - Хельсинки, портит вид. Поэтому в целях улучшения международного имиджа Ленинграда прошу вмешаться и вернуть дом в планы строительства.
- Похоже на анекдот, тем более что этот поезд проходит мимо станции Ручьи глубокой ночью...
- Тем не менее через два или три месяца в "Ленпроект" пришла корректировка плана - дом в него был возвращен".
IMG_2788.JPG
IMG_2784.JPG
"Это сейчас архитекторы, увидев отклонения от проекта, пишут письма начальству, ругаются и т. д. Тогда можно было действовать проще: приезжаем и видим, что неправильно, некрасиво уложена бетонная перемычка над ответственным проемом. И сверху уже уложена кирпичная кладка в четыре ряда. Я бегу в магазин за бутылкой. Метр кладки убран, вызван крановщик, поставивший перемычку как надо..."
IMG_2783.JPG
IMG_2781.JPG

В субботу, 27 апреля, состоится экскурсия "По полковым слободам", посвященная достопримечательностям территории бывших слобод Семеновского и Измайловского полков.

Среди прочего мы увидим:
- Доходный дом Захаровых - Сиротский приют и доходный дом Латышской церкви - Доходный дом Васильевой - Доходный дом Фофановой - Школа в Батайском переулке - Особняк Дылева - Здание Константиновского артиллерийского училища - Витебский вокзал - Жилой дом с башней на Московском проспекте

Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1143312.html

https://ru-sovarch.livejournal.com/816195.html


Метки:  

Питерский календарь. 13 февраля.

Четверг, 14 Февраля 2019 г. 07:57 + в цитатник
Оригинал здесь: https://babs71.livejournal.com/1132625.html

В этот день 149 лет назад, 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1870 года состоялась церемония торжественного открытия первого участка Финляндской железной дороги от Петербурга до Выборга. Епископ Выборгский Тихон провел церемонию освящения здания Финляндского вокзала, а также подвижного состава, после чего в путь отправился первый срочный поезд. Истории зданий Финляндского вокзала и будет посвящен сегодняшний пост.
IMG_2266.JPG
Железная дорога, которая должна была связать столицы Российской империи и Великого княжества Финляндского, строилась и эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог. Поскольку участок дороги Белоостров (Валкеасаари) - Санкт-Петербург находился за пределами административных границ Финляндии, был издан специальный указ Александра II, в соответствии с которым участок на территории России также подпадал под финское управление и все работники этого участка являлись служащими Финляндских казенных железных дорог.
photo_345-353329.jpg
Для ускорения и удешевления строительства новая дорога примыкала к существовавшей линии Хельсинки - Хямеенлинна (Гельсингфорс - Тавастгус) на станции Риихимяки.
lt1eyblhdqnsn8nxo3.jpg
Линия Риихимяки - Санкт-Петербург начала строиться в 1868 году. Уже 1 ноября 1869 года открылся для движения участок Риихимяки - Лахти, 1 февраля 1870 года (как уже сказано выше) - участок Санкт-Петербург - Выборг. Полностью дорога была введена в строй 11 сентября 1870 г.
rdfq59z2499hzz1bnw.jpg
Здание железнодорожного вокзала в Петербурге было построено по проекту архитектора П. С. Купинского и выглядело весьма нетипично для вокзалов Петербурга.
a0dab73e47b870f1e33ba1690494a130.jpg
Если практически все вокзалы Петербурга являлись тупиковыми (здание вокзала располагается в конце путей), здание Финляндского вокзала являлось береговым (расположено сбоку от путей). Такое расположение связано с тем, что на территории современной площади Ленина размещалась товарная станция (такое ее расположение позволяло удобно осуществлять перегрузку с железнодорожного на речной транспорт и обратно)..
fa34307dc47faf5c88ca847cc998346c.jpg
Такое расположение вокзала определяло и его внешний облик - протяженное одноэтажное здание с двухэтажными ризалитами.
19f6c0e022ac9bd3763cd30483888b28.jpg
Именно в это здание в 1917-м году приехал В. И. Ленин. Правда с броневика он выступал не на площади Ленина, а на небольшой площади наискосок от здания вокзала. Именно там в 1924-м году и был первоначально установлен известный памятник Ленину.
3qs0vck2id65fq1olt.jpg
a5926a7d4b9573e5492b203fd7269e1e.jpg
В годы блокады вокзал служил центром эвакуации ленинградцев. Отсюда на поездах их везли к берегу Ладоги, где они пересаживались на автомобили или суда.
IMG_2233.JPG
16.jpg

3832ac7bb6446ca190bb63961155ca2c.jpg
9f2313a76d89749fe9eacae4ad3e63ba.jpg
После войны товарная станция у берега Невы была ликвидирована и здесь была запроектирована новая площадь Ленина. Сюда был перенесен памятник вождю. Замкнуть площадь с северной стороны площадь должно было новое здание Финляндского вокзала (теперь оно должно было быть тупиковым).
photo_276-282690.jpg
Разработкой проекта здания с 1946-го года занимался главный архитектор города Н. В. Баранов.
photo_276-282685.jpg
photo_276-282687.jpg
Здание должно было играть роль центра композиции площади и задавать ее ось симметрии, поэтому здание венчала высокая башня со шпилем.
L194860.jpg
Однако в рамках Ленинградского дела Баранов был снят с должности главного архитектора и покинул Ленинград. А руководство города потребовало от архитекторов отказаться от башни. Вот так выглядел проект вокзала, утвержденный в 1952-м году.
IMG_0007.jpg
Строительство вокзала началось в 1955-м году.
IMG_2263.JPG
Чуть позднее Баранов смог вмешаться в возведение здания и добиться восстановления в проект башни. Однако поскольку фундаменты уже были заложены, башня вышла меньшей высоты, чем изначально было запланировано (более высокую башню не выдержали бы фундаменты).
IMG_2261.JPG
В ходе строительства изменился и внешний облик вокзала. Изначальный проект был выдержан в духе сталинской неоклассики.
IMG_2250.JPG
Построенное здание более характерно для архитектуры конца 1950-х годов, когда в качестве образца для подражания использовалась итальянская неоклассика 30-х годов, которая представляла собой удобный вариант стиля, переходного от классики к модернистской архитектуре.
IMG_2240.JPG
Фасад здания вокзала представляет собой осовремененный вариант портика, где колонны заменены пилонами - прием, популярный в это время (в качестве примеров можно вспомнить здания ТЮЗа и телецентра на улице Чапыгина).
IMG_2260.JPG
Строительство вокзала завершилось в 1960-м году.
IMG_2262.JPG
Помимо Баранова авторами построенного здания являются архитекторы П. А. Ашастин, Я. Н. Лукин и инженер-конструктор И. А. Рыбин.
IMG_2229.JPG
Так выглядит кассовый зал вокзала:
IMG_2185.JPG
IMG_2184.JPG
IMG_2183.JPG
IMG_2182.JPG
IMG_2181.JPG
Фасад вокзала украшают барельефы на революционную тему.
IMG_2258.JPG
IMG_2257.JPG
IMG_2256.JPG
IMG_2255.JPG
IMG_2254.JPG
IMG_2253.JPG
Они отлиты из чугуна и окрашены в черный цвет, аналогичный цвету памятник Ленину.
IMG_2252.JPG
IMG_2251.JPG
IMG_2249.JPG
IMG_2248.JPG
IMG_2247.JPG
Их авторы - молодые выпускники училища имени Мухиной Л. Л. Михайлёнок, В. И. Мухин, А. В. Семченко, Г. В. Хонин. Общее руководство скульптурной частью здания осуществлял архитектор Лукин.
IMG_2246.JPG
IMG_2245.JPG
IMG_2244.JPG
IMG_2243.JPG
IMG_2242.JPG
IMG_2241.JPG
Угловую часть здания вокзала занимает наземный вестибюль станции метро площадь Ленина.
IMG_2267.JPG
Его украшает мозаика, изображающая выступающего Ленина, созданная художниками А. А. Мыльниковым и А. Л. Королевым.
IMG_2268.JPG
Одновременно, в 1957-м году прокладывается подземный переход на платформы с характерными павильонами выходов.
IMG_2228.JPG
IMG_2226.JPG
IMG_2225.JPG
К сожалению, в наши дни эти переходы для пассажиров недоступны ни на вход (по причине требований безопасности), ни на выход (по причине контроля оплаты проезда). Также недоступен для пассажиров прямой проход из вестибюля метро в кассовый зал вокзала.
IMG_2224.JPG
IMG_2191.JPG
Изначально новое здание вокзала сосуществовало со старым зданием (была снесена только угловая часть старого вокзала).
27.jpg
fb64c07bddecb5e6f97cfe20dc356213.jpg
Однако позднее на месте старого вокзала были построены новые корпуса. По всей вероятности, это произошло в конце 70-начале 80-х годов (во второй половине 70-х годов я активно ездил с Финляндского вокзала и, насколько я помню, в то время все еще существовало старое здание).
IMG_2239.JPG
От старого вокзала сохранили только один ризалит (его часто именуют центральным, но насколько можно судить по его виду и местоположению, это левый ризалит здания), вмонтированный в новое здание.
IMG_2236.JPG
IMG_2189.JPG
IMG_2232.JPG
Спасительным для этого кусочка старины стало имя Ленина - самый сильный оберег для исторических артефактов в советское время.
IMG_2234.JPG
Еще один объект, связанный с Лениным, располагается на платформе. Это паровоз, на котором Ленин уезжал в 1917-м году в Финляндию и возвращался из нее. Уникальная машина (всего было 22 паровоза серии Н2, построенных для Финляндской железной дороги, сохранился только этот) была подарена в 1957-м году Финляндией.
IMG_2186.JPG
IMG_2187.JPG
Рядом с павильоном паровоза стоит мемориальная доска, отмечающая ленинские места Карельского перешейка. Роза ветров была изначально украшена каким-то прозрачным кристаллом, но сейчас он отсутствует.
IMG_2188.JPG
Рядом с ней стоит свежепоставленный крест в память о железнодорожниках, погибших на Дороге Жизни.
IMG_2230.JPG
IMG_2231.JPG

https://ru-sovarch.livejournal.com/816051.html


Метки:  

Ленинград. Дом ИТР треста "Лакокраска". 1930-1933

Среда, 17 Октября 2018 г. 07:46 + в цитатник
Между изящных домов в стиле модерн архитекторов Шауба и Хренова, стоящих на Каменноостровском проспекте, как брутальный варвар вторгается дом в стиле конструктивизм под номером 22. Это бывший дом ИТР треста "Лакокраска". Вот два его фото - вскоре после постройки и современное:
comm_image60-62317
IMG_9425
Автором дома является архитектор Е. Я. Витенберг. Проект был разработан в 1930-м году и реализован в 1932-1933-м.
IMG_9419
В свое время, когда я только начинал свое знакомство с архитектурой конструктивизма, этот дом ставил меня в тупик. Внешне это был вылитый конструктивизм, однако первый этаж был облицован розоватой плиткой, характерной для позднесоветской архитектуры.
IMG_9422
Как оказалось, загадка разрешается просто. Вот небольшая цитата из интервью с известным советским архитектором В. М. Фромзелем: "А вот среди красивых домов на Каменноостровском стоит дом №22 - сплошные серые железобетонные балконы, совершенная дрянь. Мне предложили его перестроить. Я говорю - уберем балконы, тогда можно создать абсолютно другой дом. Думали-думали, сошлись на том, что первый этаж надо облицевать плиткой".
IMG_9423

P.S. В субботу, 27 октября, состоится экскурсия "Между Обводным и Старо-Невским".
Среди прочего мы увидим:
- Восстановленный ансамбль Феодоровского собора
- Выдающийся памятник конструктивизма - ансамбль больницы имени Боткина.
- Малоизвестные кладбища Александро-Невской лавры - Казачье (Коммунистическая площадка) и Никольское.
- Ансамбль казарм гвардейских казаков.
- Центральную электростанцию городского трамвая.

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1106637.html

https://ru-sovarch.livejournal.com/815799.html


Метки:  

Сталинские высотки Москвы.

Суббота, 21 Июля 2018 г. 23:10 + в цитатник
Оригинал записи здесь: https://babs71.livejournal.com/1094121.html

В свое время я уже выкладывал сканы открытки с вариантом проекта здания МГУ на Ленинских горах. А недавно я приобрел на Удельной еще две открытки из этой серии.
Дом на площади Восстания в 1949-м году тоже представляли еще без шпиля:
1
2

А вот гостиница "Ленинградская" внешне выглядит как и сейчас:
3
Но вот судя по надписи на открытке, с ее предназначением в 1949-м году еще не определились:
4

P.S. 28 июля, в субботу состоится экскурсия "По юго-западной части Васильевского острова".
Среди прочего мы увидим:
- памятники модерна: доходный дом Демидова, доходный дом Александровской больницы, особняк Франка
- выдающийся памятник конструктивизма - канатный цех завода Красный гвоздильщик.
- один из самых значительных памятников архитектуры классицизма - Горный институт
- знаменитый ледокол "Красин".

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1089950.html

https://ru-sovarch.livejournal.com/815584.html


Метки:  

Ленинград. Новые корпуса больницы имени В. И. Ленина. 1975 (?)

Пятница, 29 Июня 2018 г. 07:49 + в цитатник
Оригинал записи: https://babs71.livejournal.com/1089285.html

Морг - здание не самого жизнерадостного назначения в больничном компплексе. Тем не менее, часто морги представляют большой интерес с точки зрения архитектуры. В свое время я уже писал о конструктивистском морге больницы имени Боткина. А еще одно необычное здание морга было построено в 1970-е годы, в рамках строительства новых корпусов больницы имени В. И. Ленина (ныне эта больница вновь носит название Покровской): Фасады их выходят на Детскую улицу и Среднегаванский пр., но нумерация идет по Большому проспекту Васильевского острова (№85Б и Г):
IMG_9406.JPG
Построены эти корпуса были в 70-е годы (на одном из них висит мемориальная доска, гласящая, что строительство завершили в 1975-м году).
IMG_9409.JPG
В целом эти корпуса выглядят достаточно обыкновенно:
IMG_9411.JPG
А вот на морге архитекторы похоже позволили себе слегка оттянуться:
IMG_9405.JPG
IMG_9410.JPG
Но самое интересное находится внутри закругленной части - необычный внутренний двор:
IMG_9402.JPG
IMG_9401.JPG
В центре, похоже, была задумана небольшая беседка для ожидающих (по крайней мере здесь наличествуют полураздолбанные каменные скамейки):
IMG_9417.JPG
А в целом впечатление очень необычное, сразу появляются мысли о каком-то необычном святилище.
IMG_9416.JPG
Кстати, в ходе ближайшей экскурсии мы посмотрим и это здание.

P.S. 30 июня, в субботу состоится экскурсия по северо-западной части Васильевского острова.
Среди прочего мы увидим:
- ДК имени Кирова - Здания женских Бестужевских курсов - Интересные постройки в стиле сталинской неоклассики: одна из школ, построенная по типовому проекту Н. Троцкого, здание Морского института связи и телемеханики, институт Горной механики и маркшейдерского дела.- Гаванский рабочий городок

Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1079992.html

https://ru-sovarch.livejournal.com/815340.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_ru_sovarch
Страницы: 14 [13] 12 11 ..
.. 1 Календарь