-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ru_bykov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 112




Дмитрий Львович Быков, писатель - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/ru_bykov/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://ru-bykov.livejournal.com/data/rss??71998000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Дмитрий Быков «ГОГОЛЬ. В ПОИСКАХ ВТОРОГО ТОМА» // лекторий "Прямая речь", 18 марта 2013 года

Пятница, 03 Января 2014 г. 02:20 + в цитатник
.


Дмитрий Быков
"ГОГОЛЬ. В ПОИСКАХ ВТОРОГО ТОМА"

цикл лекций по литературе



Гоголь сделал гениальный художественный жест, уничтожив свою главную книгу о России. О Николае Гоголе – самом мистическом писателе, гениальном создателе энциклопедии украинской жизни и страшной сказки о России, его роковой догадке, повлекшей за собой душевную болезнь, безумный поступок и странную смерть, которая до сих пор окружена легендами. "Гоголь сделал гениальный художественный жест, уничтожив свою главную книгу о России. Ибо адекватной книгой о Великом Ничто может быть только несуществующая книга, сожженный второй том".

download
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1857835.html


Метки:  

Лекторий «Прямая речь» :: 24 февраля 2014 г.

Четверг, 02 Января 2014 г. 21:15 + в цитатник


24 февраля
19:30


«Крылов. Сломанные крылья»


Баснописец Иван Андреевич Крылов - великий реформатор русского стиха и один из самых радикальных сатириков екатерининского века. А его привыкли воспринимать как доброго дедушку, как памятник в Летнем саду, как великого обжору и остроумца… Вспомним о серьезном Крылове, Крылове-мыслителе, Крылове-авторе «Почты духов»…
Поговорим о Крылове, который, если бы не ограничил себя сознательно в 90-е годы XVIII века, то, возможно, стал бы автором радикальнее Радищева, а в чем-то, может, и прозорливей Грибоедова.

http://ru-bykov.livejournal.com/1857539.html


Метки:  

Лекторий «Прямая речь» :: 17 февраля 2014 г.

Четверг, 02 Января 2014 г. 21:02 + в цитатник


17 февраля
19:30


«Александр Филиппенко. Литература про меня»

Ведущий и собеседник – Дмитрий Быков

Александр Филиппенко – замечательный артист! Однако все, что донес Александр Филиппенко до зрителя, немножко заслонило от нас его собственную - чрезвычайно богатую и сложную натуру.
Он гениальный исполнитель собственных композиций по классическим русским текстам. «Мертвые души» в исполнении Филиппенко, Пушкин, Брехт… Филиппенко сделал так много для знакомства русского читателя и зрителя с классической русской литературой, что тут его даже не с кем сравнить. Ну, разве что с Сергеем Юрским. Какой он на самом деле, мы и попытаемся узнать.

http://ru-bykov.livejournal.com/1857324.html


Метки:  

Лекторий «Прямая речь» :: 30 января 2014 г.

Четверг, 02 Января 2014 г. 20:50 + в цитатник


30 января
19:30


«Ксения Собчак. Литература про меня»

Ведущий и собеседник – Дмитрий Быков

У Ксении Собчак появился прекрасный повод продемонстрировать возможности своего интеллекта, не вполне востребованного центральным телевидением и гламурной прессой. Возможно, неожиданностью станет та литература, которую выберет и прочитает Ксения со сцены. И совершенно точно, что благодаря умению Быкова вести беседу, бесстрашию и откровенности Собчак, мы увидим знаменитую гостью совершенно по-новому.

http://ru-bykov.livejournal.com/1857185.html


Метки:  

Лекторий «Прямая речь» :: 20 января 2014 г.

Четверг, 02 Января 2014 г. 20:43 + в цитатник


20 января
19:30


«Высоцкий. 40 лет спустя»


Сорок лет назад к Высоцкому наконец-то пришла всенародная известность. Именно в 1973 году закончился период его становления как поэта. И начался самый эмоциональный, самый творческий период его жизни.
Но Высоцкого всегда обвиняли в том, что его стихи слишком привязаны к контексту эпохи. А оказалось, что сегодня они говорят нам совсем о другом! О чем-то гораздо более значительном, чем казалось 40 лет назад.

http://ru-bykov.livejournal.com/1856868.html


Метки:  

«Эхо Москвы» :: 1 января 2014 г.

Четверг, 02 Января 2014 г. 19:02 + в цитатник

Метки:  

"Господин хороший" :: 31 декабря 2013 г.

Четверг, 02 Января 2014 г. 18:59 + в цитатник

Метки:  

С НОВЫМ ГОДОМ!

Вторник, 31 Декабря 2013 г. 21:04 + в цитатник

Магазин «Москва» :: фотоотчёт с презентации 25 декабря 2013 г.

Вторник, 31 Декабря 2013 г. 18:41 + в цитатник
25 декабря в книжном магазине «Москва» на Тверской прошла презентация новой книги Дмитрия Быкова

В нашем магазине один из самых востребованных современных писателей представил свой роман «Квартал: Прохождение».

Основная идея произведения состоит в том, что это книга будущего, где главным действующим лицом выступает не герой, а сам читатель. Читатель проходит этапы повествования, благодаря которым приобретает определенный опыт и привычки, в итоге автор обещает всем прочитавшим книгу богатство, независимость, а главное — счастье.

Так это или нет, вы узнаете, только прочитав роман, а пока представляем вашему вниманию фотоотчет.




Читать далее

http://ru-bykov.livejournal.com/1855773.html


Метки:  

«До///дь» :: 31 декабря 2013 г., 23:00

Вторник, 31 Декабря 2013 г. 18:17 + в цитатник


«Господин хороший» снова в эфире

31 декабря в 23:00 свою версию итогов года на телеканале ДО///ДЬ представит «Господин хороший».

http://ru-bykov.livejournal.com/1855686.html


Метки:  

«Труд» № 185 :: 27 декабря 2013 г.

Вторник, 31 Декабря 2013 г. 18:06 + в цитатник


Вопрос «Труда»: Каким он был для вас, 2013-й?

Ждем праздника, наряжаем елки, дарим (и получаем!) подарки. И подводим итоги.


Дмитрий Быков, писатель:
— Это год моих напряженных усилий: очень много работал, ездил, писал, общался с массой интересных людей. Год активного пробуждения простого народа, его политизации. Прогрессивные, протестные взгляды постепенно распространяются в обществе. Высокий процент на выборах мэра набрал Навальный, главой Екатеринбурга стал Ройзман... Когда страна интересуется политикой, это хороший знак.

http://ru-bykov.livejournal.com/1855352.html


Метки:  

«Новая газета» № 146 :: 27 декабря 2013 г.

Вторник, 31 Декабря 2013 г. 17:56 + в цитатник


Александр Градский: «Музыка существует для выражения главного и необъяснимого»

Знаменитый музыкант — о проекте «Голос», роли музыки в жизни и секретах ее воздействия на человека


Градский всегда был одинок и свободен. Он не выходит ни на какие площади, не примыкает ни к каким партиям, а если хочет высказаться — высказывается так, что его песня про сочинскую Олимпиаду становится хитом года. Однако любые попытки приватизировать исполнителя, затащив его под свои знамена, кончаются ничем — он зависит исключительно от собственных вкусов, и если пожелает — выскажется про оппозицию ничуть не мягче, нежели про Олимпиаду. Шоу «Голос» водрузило Александра Градского на телевидение, где он всегда появлялся крайне редко. «Голос» — вообще главная телесенсация минувшего сезона (исключая «Оттепель», проходящую все-таки по ведомству кино): от соревнования никому не известных вокалистов никто не ждал такого драйва.

— Начиналось с рейтинга в районе двадцати. Потом тридцать, сорок — и к финалу шестьдесят! Эрнст, которого довольно долго уговаривал на этот проект Юрий Аксюта, не ждал ничего подобного: голландская программа, все на чистом сливочном масле, то есть соревнования настоящие и люди настоящие, я за все это ручаюсь. Так что руководство канала пребывает в некоторой эйфории от неожиданного успеха, который очень трудно объяснить рационально.

— Но вы можете?

— Задним числом объясняется почти все, это предсказать нельзя. Допустим, два года назад случился безумный взлет Стаса Михайлова, Лены Ваенги и всего жанра, ими олицетворяемого. Никто этого не предсказывал, но объяснение очень простое: народ соскучился по честному искусству. Я понимаю, как это звучит — когда Стас Михайлов попадает в разряд честного искусства, — но на фоне тотальной попсы, которая была уже действительно везде и страшно всех утомила, он действительно работает честно, потому что равен себе и ни на что иное не претендует.

— Но то, что было до Михайлова, все-таки лучше...

— Не убежден. Раньше народ готов был смотреть, как певец открывает рот под фонограмму. А потом денег стало мало. Допустим, в городе Ижевске зарплата пятнадцать тысяч. За две тысячи ты купил билет себе, еще за две — жене, еще пятьсот рублей, чтобы доехать и съесть в буфете пирожное... Вот так отдать треть месячной зарплаты за то, чтобы послушать магнитофон, человек уже не готов. И поэтому стали ходить на тех, кто честно поет, — в этот разряд попадают Михайлов, Ваенга, Лепс. Они все разные. У Лепса лучше всего обстоят дела с голосом и харизмой, и он сегодня первый в списке десяти артистов, собирающих залы, в том числе в провинции.

— Вы входите в эту десятку?

— Я собираю залы лет сорок семь. Сейчас мне, конечно, помог «Голос» — добавил узнаваемости. Я по сборам, может быть, на втором месте, это ненадолго, поскольку процентов на девяносто в следующем сезоне «Голоса» участвовать вряд ли буду. Ничего, буду на пятом или на восьмом, как раньше… Быть на втором в мои годы довольно обременительно — приходится много ездить, зарабатывать, пока есть спрос, а концертных директоров в России сравнительно немного. Все они перезваниваются и знают, кого куда звать. Они знают, допустим, что Шевчук собирает дворцы спорта — звать его на меньшую аудиторию не имеет смысла, он везет с собой многотонную аппаратуру и показывает шоу, в наше время это своего рода подвижничество. Макаревича можно звать в Иваново — он сольно, с «Машиной» или с «Оркестром креольского танго» соберет там зал. А соберет ли его Гребенщиков — неизвестно: Москва — да, Кострома — вряд ли.

И вот сейчас ситуация поменялась — Михайлов и Ваенга уже известны, попса кончилась еще раньше. Что будет востребовано — сказать не берусь.

— А мне кажется, что увлечение Михайловым, как и шансоном вообще, — своего рода экстаз падения, восторг самоуничтожения...

— Михайлов не воспринимается как падение. Никакого интеллектуального роста аудитория тоже не демонстрирует. Она просто устала от конкретного стиля. Вообще, мне кажется, вы усложняете мотивацию. Если бы имел место экстаз падения — это было бы как раз очень даже ничего себе, потому что потом предполагался бы взлет. Но это обычная утрата критериев, и это ситуация не сегодняшняя. Россия всегда трудно воспринимала серьезную музыку. Чайковского и Рахманинова публика еще любит, а уже Малер, скажем, — не для массового слушателя.

Читать далее

http://ru-bykov.livejournal.com/1855125.html


Метки:  

Дмитрий Быков. Интервью с М.Б.Х. // Новая Газета, №146, 27 декабря 2013 года

Вторник, 31 Декабря 2013 г. 14:57 + в цитатник
.


ДОШЕЛ ДО БЕРЛИНА

Разговор поэта с гражданином.

— Как вы понимаете, — сказал Ходорковский, — я свои первые интервью распределял с учетом своих долгов. "Новой газете" я многим обязан. Все уже приехали, а от нее никого. Сегодня собирался звонить Муратову — не обидел ли я вас чем.

— А тут он меня и прислал.

— Да. И в жизни вы примерно вдвое уже, чем на фотографиях.

— Спасибо, Михаил Борисович. Я и так к вам хорошо отношусь.

Читать далее

http://ru-bykov.livejournal.com/1854789.html


Метки:  

Дмитрий Быков // "Профиль", №45(839), 2 декабря 2013 года

Четверг, 26 Декабря 2013 г. 21:26 + в цитатник
.


РУССКИЙ РОКФОР

Оптимальный для нас способ жизни — двойная мораль, в ней как раз и заключена главная черта национальной идеологии. Хорошо бы ее, такую честную, сформулировать наконец.

Депутат от "Единой России" Евгений Федоров предложил внести поправки в Конституцию. В частности, речь идет о п. 2 ст. 13 (гл. 1) — там сказано, что у России не может быть государственной идеологии. Кроме того, Федоров предлагает убрать из Конституции еще два пункта, связывающих российское законодательство с общеевропейским. Ну что, ничего страшного... Я имею в виду не гарантированную всенародную поддержку федоровских планов. Нет, я о другом результате — об очередных масштабных тратах. Сначала нужно будет тратиться на референдум (если его внезапно не решат обойти как пустую формальность), потом — на обеспечение нужных результатов (государственную пропагандистскую кампанию), а потом, наконец, на формулирование этой самой национальной идеологии, которую предполагается вписать в Конституцию, а затем изучать в школе. Вот на этом последнем пункте попилено будет немерено — потому что сформулировать национальную идеологию путинской России до сих пор ни у кого не получалось. Алексей Чадаев целую книгу написал — "Путин: его идеология". Там много внимания уделялось понятию "суверенитет". По разным причинам Чадаев не состоялся в качестве главного идеолога — вероятно, потому, что сам не очень хорошо понимал, чего ему больше хочется: понравиться Кремлю или сочинить мантру для народа. Совместить это очень трудно: народ хорошо запоминает конкретное, Кремлю нужно максимально расплывчатое, потому что ему тоже надо одновременно угождать Востоку, Западу и еще немного — своему населению. У Евгения Федорова тоже, скорей всего, ничего не получится: бэкграунд не тот. Он уже предлагал в 2011 году менять Конституцию, создав в стране "стратегические органы управления". Тогда его, стратега такого, не поняли. Послушают ли теперь — вопрос: ситуация в стране далеко не так стабильна, чтобы дополнительно будоражить общество референдумом, предполагающим какую-никакую общественную дискуссию. Перемена Конституции, фактически превращающая Россию в идеократию либо, что еще вероятней, в теократию с элементами олигархии, — несколько более серьезный шаг, чем запрет на любые разговоры о территориальной целостности или снос луивиттоновского чемодана на Красной площади. Это уже, так сказать, черта.

Но за этой чертой, повторяю, нас не ждет ничего особенно ужасного, поскольку все уже было — и справлялись как-то. Томас Манн писал, что чем зло определенней и беспросветней, тем оно благотворней, ибо не оставляет современнику места для нравственных шатаний; идеологическая и правовая неопределенность большинства российских граждан диктуется именно размытостью государственной идеи, в которой демократия и суверенитет не сливаются, а противоборствуют. Пора открыто сказать, что никакой демократии нет и быть не может, а суверенитет есть независимость от Запада, право хотеть и воротить что угодно; экономически это, может, пока и не обеспечивается, но до голодных бунтов опять же не доходит, так что самое время определиться. Завтра, глядишь, будет поздно, уже и денег на идеологию не дадут. Что до народа и новых правил жизни, так ведь хавали мы уже эти правила. "Жили мы при Пете, жили при Володе, нам что те, что эти надоели господа. Поживем, ребята, при свободе — мы при ней не жили никогда", — призывал Юлий Ким в 1987 году. Жить при свободе в самом деле никогда не получалось, по крайней мере долго, — потому что не это наше национальное ноу-хау. Пушкин, основатель российской национальной культуры, выразился иначе: "Любовь и тайная свобода внушили сердцу гимн простой"; вот тайная свобода — это действительно по-нашему. Оптимальный для нас способ жизни в смысле культурных, научных и бытовых результатов — двойная мораль. Есть неприятное, но необходимое государство, без которого все развалится в силу нашей неспособности к самоуправлению. Есть мы, которые на фоне этого государства всегда белоснежны. Есть огромная сатирическая субкультура — анекдоты, кухонные байки, авторская песня. Есть комфортная безответственность — они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем; они делают вид, что у них есть идеология, — мы делаем вид, что верим. Разумеется, в этом есть не только креативность, но и определенная подловатость, поскольку все думают одно, говорят другое, а делают третье. Но для России всегда главным был художественный результат — а ведь в условиях этой двойной морали создана вся великая культура семидесятых, с ее эзоповой речью и счастьем взаимопонимания; в этой отдельности от государства — которое, однако, спасает нас от третьей мировой войны и щедро спонсирует шарашки — как раз и заключена главная черта национальной идеологии. Хорошо бы ее, такую честную, сформулировать наконец, — но от этого поломается весь кайф. А так мы, насквозь прогнившие духовно от постоянной лжи и взаимной безответственности народа и государства, являем собою экзотический и вкусный духовный продукт вроде заплесневевшего рокфора.
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1854566.html


Метки:  

Михаил Веллер (комментарий) // "Собеседник", №49, 23 декабря 2013 года

Четверг, 26 Декабря 2013 г. 20:36 + в цитатник
.


МИХАИЛ ВЕЛЛЕР: Я СПАС ДМИТРИЯ БЫКОВА ОТ УВОЛЬНЕНИЯ И НАРУШИЛ РАДИ "СОБЕСЕДНИКА" СОРОКАЛЕТНИЙ ЗАРОК

В феврале 2014 года "Собеседнику" исполняется 30 лет. Чего только за это время не происходило, как за стенами редакции, так и в них… Сегодня своими воспоминаниями делится писатель Михаил Веллер.

– "Собеседник" стал единственным изданием, ради которого я нарушил почти уже сорокалетний зарок – никогда не писать в газету.

Со времен работы в многотиражке ленинградской обувной фабрики "Скороход", где нашли себе приют отличные люди и где я все же убедился, что газетная работа мне категорически противопоказана, – она сушит мозг и впустую растрачивает силы, – я не сотрудничал в газете ни одного дня. Но "Собеседник" меня расколол, и вот как это было.

В 1992 году я зашел познакомиться с Быковым и поблагодарить его за первую вменяемую рецензию на "Майора Звягина", которую я прочел в Дании. Пришел я с бутылкой виски, каковую и предполагалось распить вдвоем. Но вдумчивый разговор с глазу на глаз не состоялся, поскольку Быков принялся обзванивать однокурсников и зазывать их в гости: "У меня тут живой Веллер! Да, сам!"

Признаю, слышать о себе "живой" и "сам" всегда приятно, особенно если узнаешь вдобавок, что они там на своем курсе читали "Хочу быть дворником" и даже "Разбивателя сердец", и даже, страшно сказать, однажды мне звонили, оказавшись в Таллине на практике, но я как раз в это время куда-то отъехал.

Скоро начал стягиваться народ, весьма симпатичный и хорошо подготовившийся – не в том смысле, что они цитировали меня, а в том, что приносили разное спиртное, не всегда качественное, но такое было время. Периодически к Быкову заходили люди с верстки и напоминали, что он должен сдать текст к фоторепортажу с открытия некоего автосалона. Он тогда брался за все, как и положено спецкору.

После двух часов бурных возлияний, взаимного цитирования и брудершафтов я обнаружил, что новые друзья разбежались по делам, а Быков мирно спит под столом, и ему там, кажется, неплохо. Ровно в этот момент с верстки пришли в последний раз и сказали, что, если текст не будет сдан через десять минут, полоса слетит, а Быков вылетит.

– Дима, – позвал я его, но тщетно. Судя по благостному лицу, ему снилась закуска.

Я тряс его за плечи и брызгал водой, но ничего не добился. Допустить, чтобы такой знаток моей прозы вылетел из газеты, было нельзя. Тогда я разложил перед собой фотографии с автосалона, уселся за электрическую пишмашинку "Ятрань" и за четверть часа сваял текст. Как я это сделал – не представляю. Я ведь, в конце концов, тоже пил, а специалистом в автоделе не был сроду. Филологический факультет ЛГУ плюс некоторый опыт скотогонства на Алтае.

Но написал. Подписался на всякий случай инициалами.

Быкову за этот текст выписали премию. Сказали – очень энергично. К чести его, он на эту премию подарил мне бутылку "Абсолюта".
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1854323.html


Метки:  

Дмитрия Львовича рисуют...

Четверг, 26 Декабря 2013 г. 18:59 + в цитатник
.



ОДИН ИЗ 10 САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ РОССИИ — НА ВАШЕЙ СТЕНЕ, В САМОМ ЦВЕТУ

Colta.ru


.

http://ru-bykov.livejournal.com/1854098.html


Метки:  

Дмитрий Быков // "Собеседник", №49, 26 декабря 2013 года

Четверг, 26 Декабря 2013 г. 12:10 + в цитатник
.

ОН УЖЕ НЕ ФРИК И НЕ ИЗГОЙ

Одно из имен, которое мир узнал в 2013-м – Эдвард Сноуден. Человек, который этот мир своими поступками меняет.

Что перебежчик стал Героем года –
Прекрасный знак! И пусть его порой
Клеймили как морального урода –
Для большинства он все-таки герой.

Приятно, что его сюда пустили,
Хотя у нас державности оплот,
И что бегут не только из России,
А и в Россию, если уж припрет.

Приятно, что, опасный и ненужный,
Он не нашел себе другой страны
И что американскою спецслужбой,
А не российской, все возмущены.

Пускай его и дальше длань Господня
Хранит от полицаев разных стран.
Лишь перебежчик может быть сегодня
Героем – ибо всюду не фонтан.

Эпохи символ, нарушитель правил,
Лишился он работы и семьи,
Поскольку выше Родины поставил
Мораль, закон и принципы свои.

Он вынудил взглянуть на вещи шире,
Напомнив о поруганных правах,
И кое-что исправил – пусть не в мире,
Но, как заметил Путин, в головах.

Замечу, как пристрастный наблюдатель,
Что он уже не фрик и не изгой:
Для половины мира он предатель –
Но символ и надежда для другой.

Мир без героя – род бесплодной смоквы.
При нашей жизни новый тренд возник.
Я так не смог бы. Много кто не смог бы.
А он вот смог, и это важный сдвиг.

О будущем гадать не вижу смысла.
Где беженец найдет себе приют?
Теперь от нас он вроде устремился
В Бразилию, но визы не дают.

Пускай по миру, жалуясь и воя,
Он странствует, как племя без вождя,
Пусть ищет государство правовое –
И мечется, нигде не находя.
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1853912.html


Метки:  

Дмитрий Быков // "Профиль", №48(842), 23 декабря 2013 года

Вторник, 24 Декабря 2013 г. 14:13 + в цитатник
.



Трагедия Ходорковского не только в том, что он просидел в жестких условиях десять лет, но и в том, что его выход на свободу обставлен тайной.

Мой день рождения — 20 декабря — совпадает с главной памятной датой советских чекистов, не говоря уж о том, что он зажат между днюхами Брежнева, Сталина и Саакашвили. Теперь это еще и день освобождения Михаила Ходорковского. Во всех этих случаях к радости примешивается некая горечь, отчетливый и смущающий привкус чего-то очень привычного, но сугубо омерзительного, как красный террор и культ личности. Определить этот сопутствующий всему запах очень трудно — он одновременно пороховой, кровавый и фекальный, но сегодня в России он сопутствует всему.

Освобождение Ходорковского отменило любые подведения итогов уходящего года, вытеснило все прочие темы, включая позор отечественного журналистского цеха: организаторы большой пресс-конференции Владимира Путина сами, кажется, испугались прессы, которую растили предыдущие десять лет. Вообще не очень понятно, что российская власть будет делать с теми, кого вылепила, и касается это, увы, не только журналистики. Но главное свершилось, Ходорковский вышел, и это событие — квинтэссенция всего, что происходит в России в последние десять, а то и пятнадцать лет. Многие гадают, чем вызвана спешка: одни утверждают, что у Ходорковского тяжело больна мать, другие — что Путину были поставлены некие условия со стороны западных лидеров (которые почему-то терпели-терпели, да не вытерпели: не поедем на твою Олимпиаду!). Забывают при этом еще об одной важной дате, которую, спасибо ему, напомнил мне петербургский историк Владимир Васильев: 20 декабря 1924 года из тюрьмы досрочно (после девяти месяцев вместо пяти лет) вышел еще один видный политический деятель, использовавший заключение для работы над книгой "Моя борьба". Убежден, что Владимир Путин внимательно изучал его биографию и неслучайно запараллелил два этих досрочных освобождения.

В результате выход Ходорковского на свободу воспринимается не триумфальным — каковым он непременно был бы, отсиди он весь срок или будь помилован без личного обращения, — а смазанным, скомканным. Адвокаты ничего толком не знают, причина всей этой стремительности темна, и вместо того, чтобы радостно приветствовать стойкого, временами героического человека на свободе, его сторонники вынуждены гадать, какую цену с него спросили за освобождение. По какой линии шел шантаж? Дал ли Ходорковский гарантии своего неучастия в политике или немедленного отъезда? Пообещали ли ему освобождение Лебедева, смягчение участи Пичугина, рассасывание внезапно возникшего и вовсе уж абсурдного третьего дела? Кто вел переговоры, что было толчком для их начала? Почему самый ненавистный российский узник оказался вдруг совершенно безопасным и заслужил милосердие? Если Pussy Riot и Ходорковский выходят одновременно в канун Нового года, означает ли это смягчение власти или обманный ход перед новым закручиванием последних и окончательных гаек? Или Владимир Путин ощущает себя настолько всесильным, что может наконец позволить себе и некоторое добро, то есть освобождение нескольких неправедно посаженных вроде почти ослепшего Владимира Акименкова?

Все эти версии равновероятны, ибо никто ничего не знает. Бесспорно одно: привкус, запах, вектор. Главная примета этого года и всей путинской эпохи очевидна, несмотря на небывалую мутность российской политики. В стране нет ни одного полноценного героя, ни одной жизнеспособной идеи, скомпрометированы все, и верить нельзя ничему. В милосердии почти всегда есть прагматика не самого гуманистического толка, а осуществляется это милосердие так, чтобы максимально повредить помилованному. Делается все возможное, чтобы он выглядел сломленным, максимально замаранным, насаженным на крючок. Трагедия Ходорковского не только в том, что он просидел в жестких условиях десять лет, но и в том, что его выход на свободу обставлен тайной; что его адвокатам велено молчать либо отделываться общими словами; что обстоятельства его освобождения и дальнейшие маршруты неизвестны, — и это, по-видимому, входит в условия большой и непредсказуемой игры. А если единственной причиной освобождения Ходорковского стало тяжелое состояние его родителей, тогда все вообще очень плохо: трудно понять, что мешало освободить его раньше. Ведь еще Дмитрий Медведев в бытность свою местоблюстителем заметил, что никакой опасности Ходорковский и Лебедев не представляют.

Самое же печальное для прочих жителей страны состоит в том, что они уже и не представляют себе жизни без этого привкуса, без двусмысленности во всем, без компрометации всех ценностей. Ибо горе не только разделенным народам — это бы ладно, мало ли их таких, — но горе народам, отучившимся верить, радоваться и миловать.

А Михаила Борисовича Ходорковского я поздравляю и благодарю за яркие примеры мужества, продемонстрированные вопреки всему в обстановке, отнюдь к этому не располагающей.
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1853463.html


Метки:  

Дмитрий Быков (фотографии)

Вторник, 24 Декабря 2013 г. 01:14 + в цитатник

Метки:  

"Купил папаня на базаре умницу" (c)

Вторник, 24 Декабря 2013 г. 00:24 + в цитатник
.


Лекции Дмитрия Быкова по литературе по 99 руб. за каждую:

Apple iTunes:
https://itunes.apple.com/ru/app/lekcii-dbykova/id710661986

Google Play:
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.pryamaya.lecturesdb
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1852980.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_ru_bykov
Страницы: 649 ..
.. 6 5 [4] 3 2 1 Календарь