Каплан Мустафа-паша
Возможно, уроженец Мерзифона (как и великий везир Порты Кара Мустафа), хотя современники-европейцы считали Мустафу грузином (венецианский байло, например, пишет - "грузин, родич везира, человек подготовленный в ратных делах"). Воспитывался во дворце падишаха, служил в эндеруне (внутренний двор султана), был пожалован в султанские оруженосцы-силяхдары. В 1650 г. назначен наместником Багдада в ранге везира, затем получил пост бейлербея Вана, Мосула (1658), а в 1659–1660 гг. был мирмираном (наместник, бейлербей) Триполи Сирийского. В 1661/1662 г. Каплан (это прозвище означает "Тигр") стал наместником Коньи, к июню 1665 г. – Дамаска. Женился на дочери (ее имя неизвестно) великого везира Кёпрюлю Мехмед-паши (ум.1661). В составе армии своего зятя Фазыла Ахмед-паши, Каплан Мустафа участвовал в войне 1663–1664 гг. с Австрией, где выставил большой личный отряд (около 1000 чел.), неплохо проявил себя при осадах имперских крепостей (особенно под Новиградом) и сражался при Сентготхарде (1664). Хотя в последней битве турецкая армия потерпела поражение, это не помешало карьере Каплана – великий везир по-прежнему доверял ему. В феврале 1666 г. он был назначен на пост командующего флотом (капудан-паша), отличился в Кандийской войне, где сражался с венецианцами в Средиземном море и обеспечивал бесперебойную доставку на остров припасов, оружия и подкреплений для армии великого везира. По замечанию венецианского посланника, пост капудан-паши уступал по значимости только должности великого везира, и в итоге адмирал Порты не только пользовался обширными полномочиями ("а на море – полнейшими"), но и с легкостью и "часто" мог получать приватную аудиенцию у султана – редкая привилегия ("в чем только и заключается все величие министров").
С апреля 1672 г. Каплан был наместником Алеппо, принял участие в походе султана на Польшу. Каплан-паша был одним из тех, кто сопровождал крымского хана на встречу с падишахом, а под Каменцем предложил осажденным сдаться, после чего изучал крепость и вместе с Фазылом Ахмед-пашой докладывал Мехмеду IV о состоянии вражеских укреплений. Впрочем, неясно при какой именно группировке он состоял в ходе самой осады. После падения Каменца вместе с ханом Каплан-паша организовал рейд на Львов и вел осаду города. В самом начале Украинской кампании 1674 г., когда султан узнал о том, что персы угрожают восточным границам Порты и спешно принимал меры по охране последних, Каплан был назначен наместником Диярбакыра и отправлен из армии в свою новую провинцию. Паша оставался бейлербеем Диярбакыра в 1674–1675 и 1677–1678 гг. ; в промежутке между этими назначениями снова побывал на посту наместника Багдада.
Каплан-паша был одним из способнейших и самых удачливых политиков и военачальников Порты своего времени ("тигр на суше и крокодил в море"), соратником везира Фазыла Ахмед-паши. С новым везиром Кара Мустафой (тоже родственником – они были женаты на сестрах) Мустафа не ладил, что нашло свое отражение в событиях второго Чигиринского похода. Но все же Каплан не впал в немилость – 25 (15) ноября 1678 г. он вновь стал адмиралом. "...Характера решительного и свирепого, враг (великого) везира, алчный к славе, наделенный богатством... и главный виновник прошлого падения Чигирина", – характеризует его венецианский посол. "Военачальник турецкой армии, в Польских войнах прославившийся отвагой и имевший среди турок такой авторитет, что везир, пусть и его злейший враг, никогда не мог погубить его. Прозвищем “Каплан”, похоже, он был наделен за свою неустрашимость: оно на самом деле означает “Тигр”".
Умер Каплан-паша внезапно, 5 декабря (25 ноября) 1680 г., в гавани Измира (Смирны), куда зашел со своим флотом. По слухам, Каплан был отравлен главным переводчиком Порты Александром Маврокордато. А. Геропольди называет Каплана уроженцем Мингрелии и сообщает о его возрасте на момент смерти – около 60 лет.
Мустафа был известен как человек простой и благочестивый, часто поклонявшийся (мусульманским) святым. Также он отстроил заново мечеть и гробницу шейха Мухаммада Кудури в Багдаде. "Мустафа Каплан-паша, – пишет Э. де Ла Круа, – был грузином, высокого роста и невероятно крепкого телосложения. Волосы у него были черные, голова – большая, а нрав – крутой и несговорчивый. Судьба вознесла его из рабов в адмиралы, а благодаря отваге он обрел прозвище Каплан, Тигр, и милость султана Мехмеда IV, который отвлек его от моря, чтобы сопровождать султана на войну с Польшей. Его скорее боялись, нежели любили другие паши, с которыми он обращался как с пустами, любимчиками, и заявлял, что этот бесславный путь возвысит их скорее, нежели достойные поступки".
https://maxnechitaylov.livejournal.com/275717.html