-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_kroopkin

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.03.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Россия и Современность: - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://kroopkin.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://kroopkin.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Майский текст из Известий: На пути к холокосту 2.0?

Пятница, 05 Февраля 2016 г. 16:16 + в цитатник
В Известиях перемены. Пока не зачистили архив, повешу здесь свою тамошнюю майскую колонку:

На пути к холокосту 2.0?

4 мая 2015, 15:32

"Переживания зла" разными сообществами людей зачастую обнаруживают универсальные моменты в своей организации, опираются на довольно-таки универсальные культурные структуры. Например, для "переживания холокоста" Дж. Александер в книге 2013 года "Смыслы социальной жизни" выделил две такие структуры: прогрессивную и трагедийную. В рамках прогрессивного нарратива каждое конкретное "зло" понимается сообществом неким "пережитком", локализованным здесь и сейчас, имеющим свои основания в унаследованном от "темного прошлого" социальном порядке: предполагается, что "выправление порядков и нравов" позволяет избавиться от этого "зла", что к тому же обусловливает движение общества и людей к некому "светлому будущему".

В рамках нарратива трагедийного "зло" полагается имманентно присущим людям, так что в каждый момент времени оно может выйти из-под контроля и реализоваться в жизни. Потому меры социального контроля для каждого "зла" должны укрепляться постоянно повторяющимися ритуалами, среди которых особое место занимают ритуалы, включающие в себя ощущение причастности как к жертвам "зла", так и к его "производителям", с соответствующим катарсисом и "очищением", — и усилением в итоге индивидуальных психологических установок на личное сопротивление "злу", которые суммируются социальной жизнью в общую волю сообщества.

Дж. Александер проследил, как происходило переформатирование переживания нацистского "Окончательного решения еврейского вопроса" в странах Запада. Если до 60-х годов XX века зверства нацистов переживались в рамках прогрессивного нарратива и евреи не выделялись особо среди других жертв германской машины убийств, то начиная с 1960-х описания страданий еврейского народа стали переформатироваться в трагедийный нарратив холокоста. Зло нацизма было "выведено из истории" в "универсальность" (опыты Милгрэма, etc.), евреи стали главным символом жертв нацистских зверств.

В текущем российском дискурсе тема "неизбывного зла" с недавних пор приобрела определенную популярность, и это стимулирует попытки изучения данной темы в рамках наличествующих научных разработок. Оказалось, что поименованные выше культурные структуры не очень хорошо "ложатся" на отечественный материал. Гораздо лучше "переживания зла" описываются в рамках нарратива, который можно назвать прогрессорским и который представляет собой синтез прогрессивного и трагедийного нарративов. В рамках прогрессорского нарратива "зло" представляется неизбывным, но только в части "иных": "мы" и "наши" "злу" неподвластны, и вследствие этого "мы" — избранные. А вот "они" погрязли во "зле", причем "зло" является именно что частью их природы и "они" — неисправимы.

Логически в рамках прогрессорского нарратива легко представить "материализацию зла" в виде отдельного "козла отпущения" (или нескольких / многих "козлов / козлищ") с разной степенью сакральной мощи — вплоть до овеществления "абсолютного зла" в фигуре некого Диавола. Так же легко в рамках данного нарратива сообщество может "схлопнуться в рессентимент).

Исторически прогрессорский нарратив виден и в протестантских морально-этических учениях, и в раннем большевизме с его маркированием людей их социальным происхождением, и в идеологическом оформлении того же нацизма. Непосредственно сейчас он просматривается и в филиппиках различных киевских деятелей против "ваты" и "колорадов", и в московском дискурсе о 85%, и в разном другом подобном.

***
Теперь рассмотрим чуть подробнее кейс Донбасса. Если отставить в сторону словеса и сосредоточиться лишь на "неестественном" производстве трупов, то можно увидеть следующее. В Донбассе фактически была создана тотальная лотерея по розыгрышу смерти среди мирных жителей. Периодически запускаемые снаряды случайным образом обрывали жизни и калечили людей в течение довольно длительного срока.

Этакое "Вышел месяц из тумана…" — и вот нам всем горловская мадонна — "… вынул ножик из кармана…" — и десятилетний Ваня стал "самоваром" — "…буду резать, буду бить…" — и идут очередные похороны, и летят во все стороны оторванные у живых людей руки-ноги…

Насколько такая машина по производству смертей соответствует в общем-то уже сложившемуся в человечестве консенсусу в части норм ведения войны? Сдается мне, что не соответствует. Кто среди "прогрессивного человечества" поднимает свой голос протеста против военных преступлений в Донбассе? Слышно лишь "вату" — более никого.

"Неватная" часть "прогрессивного человечества" фактически "вписалась" в пользу лицензии на убийство жителей Донбасса (да и прочих "колорадов" на Украине — чего уж там после Одессы-то) и "не парится" ни по поводу смертей донбассцев, ни по поводу способов их убиения.

Вот когда в медиа представляют, что убивают "ихних", тут "прогрессивное человечество" начинает "волноваться" — см. кейсы Boeing, Волновахи, etc.

Так в рамках донецкого кейса проявляется то самое "мы" — "они", с прочими частями прогрессорской культурной структуры, вплоть до фиксации практически всего "прогрессивного человечества" на фигуре Путина, которая вырастает у них в демона необыкновенной сакральной мощи, и общего рессентимента на этой основе.

Становится также понятным, что антирусизм "прогрессивного человечества" — это не что-то новое, вдруг возникшее. Можно вспомнить, что дискриминация русскоговорящих в Прибалтике происходит уже около четверти века при одобрении "прогрессивной общественности" (а ведь организаторы дискриминации являются к тому же и членами Евросоюза).

Столь же долго не признается уже состоявшееся как государство Приднестровье. Можно также вспомнить и о замалчивании волны антирусских погромов 1990-х, и о табу на обсуждение этнических чисток на Северном Кавказе, и о многом ином. Что уж там говорить о "поджарим колорадов" в Одессе, об обоих мариупольских расстрелах, которые, как видно, всё уже остались вне интереса правоохранительных структур украинского государства. Почему-то мне кажется, что удастся избежать своей криминализации на Украине тем, кто творил военные преступления против мирных жителей Донбасса

***
Вот так и получается, что украинский кризис вдруг ярко высветил уже существовавший в мире антирусизм. Причем это явление такой степени "анти", что "прогрессивным человечеством" может быть без особого труда выписана лицензия на убийство русских, на их погромы, лишь бы сохранить этих людей в их нынешнем положении.

Можно также видеть, что антирусизм проявляет себя в качестве довольно-таки универсальной системы психологических установок части мирового истеблишмента, хоть и слабо оформленных вербально, что затрудняет его критику и дискурсивную деконструкцию.

К тому же наличествующие тренды как вариантов "решения русского вопроса", избираемых различными управителями на постсоветском пространстве и около, так и расширения мирового ареала "решателей" этого самого "русского вопроса", вполне позволяют допустить и риск появления сценария его "окончательного решения". Вот и возникает вопрос: а стоит ли ждать начала практического воплощения сценария "окончательного решения русского вопроса", пожав соответствующие плоды, или, может быть, стоит продумать меры по его недопущению?


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/586155#ixzz3zIZCi31f

https://kroopkin.livejournal.com/336575.html


Метки:  

Текст: Структурные особенности содержимого локальных городских идентичностей РФ

Воскресенье, 27 Декабря 2015 г. 15:16 + в цитатник
Вышла статья-последыш по результатам нашего исследования локальных городских идентичностей РФ. В целом собран материал по 9-ти городам - см. Приложение к статье по ссылке. В статье представлена альтернативная начальной, но столь же "естественная" группировка основных мемов, составляющих контент локальных идентичностей различных городов РФ. Что там интересно - крен в историю, и отсутствие среди значимостей промышленности.

Крупкин П.Л. К вопросу о «гражданской религии» РФ 2: Структурные особенности содержимого локальных городских идентичностей // Научный результат. Серия «Социология и управление». 2015. Т.1 № 3 (5). С. 29-35.

АННОТАЦИЯ: Усиление «гражданской религии» в обществе может быть способом повысить уровень социальной сплочённости людей, степень инклюзивности их социальной идентичности. Гражданские религии обычно развиваются на основе рамочных культурных коллективных идентичностей места, одним из видов которых являются городские идентичности. В статье представлены результаты обобщения материала по локальным коллективным идентичностям девяти городов РФ, собранного по авторской методике.

Оказалось, что достаточно полный список структурных элементов городских идентичностей может быть представлен в следующем виде: Центральное место сообщества; Представления горожан о локальной географии, включая представления о городских окрестностях и представления о городе на карте страны и мира; Ценности, святыни, мифы самостояния горожан в разрезе представлений горожан как о городе, так и о себе; Антропологические характеристики горожан; Ритуалы единения; Пантеон героев города; Общая структура городского сообщества.

Собранный массив компонентов структурных элементов городских идентичностей может быть также переупорядочен в следующие классы: «Исторические итоги развития города», «Значимые исторические события», «Географические значимости», «Урбанистические значимости», «Антропологические значимости», «Представления горожан о своих нравах», и «Прочее».

https://kroopkin.livejournal.com/336359.html


Метки:  

К этногенезу славянских народов - генетические и лингвистические данные

Суббота, 03 Октября 2015 г. 12:26 + в цитатник
Статья о результатах этно- и нациогенеза славянских народов в Восточной Европе.

https://kroopkin.livejournal.com/336095.html


Метки:  

Текст об этнокорпорациях: О коллективных субъектах «национальной политики»

Пятница, 22 Мая 2015 г. 21:42 + в цитатник
Спасибо Leonid Savinov, который включил в коллективную монографию под своей редакцией мою главу об этнокорпорациях. Так я поключил к своей парадигме наработки Rustem Vahitov и Simon Kordonsky, немного переосмыслив их.

Академическая ссылка: Крупкин П.Л. О коллективных субъектах «национальной политики». // Анатомия этнополитики / под науч. ред. Л.В. Савинова. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. 431с. С.70-90.

https://kroopkin.livejournal.com/335763.html


Метки:  

Текст: На пути к Холокосту 2.0?

Вторник, 05 Мая 2015 г. 21:49 + в цитатник
Текст написал о переживании зла - (а) вообще, а также (б) здесь и сейчас.

https://kroopkin.livejournal.com/335454.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_kroopkin
Страницы: 6 5 4 [3] 2 1 Календарь