В Известиях перемены. Пока не зачистили архив, повешу здесь свою тамошнюю майскую колонку:
На пути к холокосту 2.0?
4 мая 2015, 15:32
"Переживания зла" разными сообществами людей зачастую обнаруживают универсальные моменты в своей организации, опираются на довольно-таки универсальные культурные структуры. Например, для "переживания холокоста" Дж. Александер в книге 2013 года "Смыслы социальной жизни" выделил две такие структуры: прогрессивную и трагедийную. В рамках прогрессивного нарратива каждое конкретное "зло" понимается сообществом неким "пережитком", локализованным здесь и сейчас, имеющим свои основания в унаследованном от "темного прошлого" социальном порядке: предполагается, что "выправление порядков и нравов" позволяет избавиться от этого "зла", что к тому же обусловливает движение общества и людей к некому "светлому будущему".
В рамках нарратива трагедийного "зло" полагается имманентно присущим людям, так что в каждый момент времени оно может выйти из-под контроля и реализоваться в жизни. Потому меры социального контроля для каждого "зла" должны укрепляться постоянно повторяющимися ритуалами, среди которых особое место занимают ритуалы, включающие в себя ощущение причастности как к жертвам "зла", так и к его "производителям", с соответствующим катарсисом и "очищением", — и усилением в итоге индивидуальных психологических установок на личное сопротивление "злу", которые суммируются социальной жизнью в общую волю сообщества.
Дж. Александер проследил, как происходило переформатирование переживания нацистского "Окончательного решения еврейского вопроса" в странах Запада. Если до 60-х годов XX века зверства нацистов переживались в рамках прогрессивного нарратива и евреи не выделялись особо среди других жертв германской машины убийств, то начиная с 1960-х описания страданий еврейского народа стали переформатироваться в трагедийный нарратив холокоста. Зло нацизма было "выведено из истории" в "универсальность" (опыты Милгрэма, etc.), евреи стали главным символом жертв нацистских зверств.
В текущем российском дискурсе тема "неизбывного зла" с недавних пор приобрела определенную популярность, и это стимулирует попытки изучения данной темы в рамках наличествующих научных разработок. Оказалось, что поименованные выше культурные структуры не очень хорошо "ложатся" на отечественный материал. Гораздо лучше "переживания зла" описываются в рамках нарратива, который можно назвать прогрессорским и который представляет собой синтез прогрессивного и трагедийного нарративов. В рамках прогрессорского нарратива "зло" представляется неизбывным, но только в части "иных": "мы" и "наши" "злу" неподвластны, и вследствие этого "мы" — избранные. А вот "они" погрязли во "зле", причем "зло" является именно что частью их природы и "они" — неисправимы.
Логически в рамках прогрессорского нарратива легко представить "материализацию зла" в виде отдельного "козла отпущения" (или нескольких / многих "козлов / козлищ") с разной степенью сакральной мощи — вплоть до овеществления "абсолютного зла" в фигуре некого Диавола. Так же легко в рамках данного нарратива сообщество может "схлопнуться в рессентимент).
Исторически прогрессорский нарратив виден и в протестантских морально-этических учениях, и в раннем большевизме с его маркированием людей их социальным происхождением, и в идеологическом оформлении того же нацизма. Непосредственно сейчас он просматривается и в филиппиках различных киевских деятелей против "ваты" и "колорадов", и в московском дискурсе о 85%, и в разном другом подобном.
***
Теперь рассмотрим чуть подробнее кейс Донбасса. Если отставить в сторону словеса и сосредоточиться лишь на "неестественном" производстве трупов, то можно увидеть следующее. В Донбассе фактически была создана тотальная лотерея по розыгрышу смерти среди мирных жителей. Периодически запускаемые снаряды случайным образом обрывали жизни и калечили людей в течение довольно длительного срока.
Этакое "Вышел месяц из тумана…" — и вот нам всем горловская мадонна — "… вынул ножик из кармана…" — и десятилетний Ваня стал "самоваром" — "…буду резать, буду бить…" — и идут очередные похороны, и летят во все стороны оторванные у живых людей руки-ноги…
Насколько такая машина по производству смертей соответствует в общем-то уже сложившемуся в человечестве консенсусу в части норм ведения войны? Сдается мне, что не соответствует. Кто среди "прогрессивного человечества" поднимает свой голос протеста против военных преступлений в Донбассе? Слышно лишь "вату" — более никого.
"Неватная" часть "прогрессивного человечества" фактически "вписалась" в пользу лицензии на убийство жителей Донбасса (да и прочих "колорадов" на Украине — чего уж там после Одессы-то) и "не парится" ни по поводу смертей донбассцев, ни по поводу способов их убиения.
Вот когда в медиа представляют, что убивают "ихних", тут "прогрессивное человечество" начинает "волноваться" — см. кейсы Boeing, Волновахи, etc.
Так в рамках донецкого кейса проявляется то самое "мы" — "они", с прочими частями прогрессорской культурной структуры, вплоть до фиксации практически всего "прогрессивного человечества" на фигуре Путина, которая вырастает у них в демона необыкновенной сакральной мощи, и общего рессентимента на этой основе.
Становится также понятным, что антирусизм "прогрессивного человечества" — это не что-то новое, вдруг возникшее. Можно вспомнить, что дискриминация русскоговорящих в Прибалтике происходит уже около четверти века при одобрении "прогрессивной общественности" (а ведь организаторы дискриминации являются к тому же и членами Евросоюза).
Столь же долго не признается уже состоявшееся как государство Приднестровье. Можно также вспомнить и о замалчивании волны антирусских погромов 1990-х, и о табу на обсуждение этнических чисток на Северном Кавказе, и о многом ином. Что уж там говорить о "поджарим колорадов" в Одессе, об обоих мариупольских расстрелах, которые, как видно, всё уже остались вне интереса правоохранительных структур украинского государства. Почему-то мне кажется, что удастся избежать своей криминализации на Украине тем, кто творил военные преступления против мирных жителей Донбасса
***
Вот так и получается, что украинский кризис вдруг ярко высветил уже существовавший в мире антирусизм. Причем это явление такой степени "анти", что "прогрессивным человечеством" может быть без особого труда выписана лицензия на убийство русских, на их погромы, лишь бы сохранить этих людей в их нынешнем положении.
Можно также видеть, что антирусизм проявляет себя в качестве довольно-таки универсальной системы психологических установок части мирового истеблишмента, хоть и слабо оформленных вербально, что затрудняет его критику и дискурсивную деконструкцию.
К тому же наличествующие тренды как вариантов "решения русского вопроса", избираемых различными управителями на постсоветском пространстве и около, так и расширения мирового ареала "решателей" этого самого "русского вопроса", вполне позволяют допустить и риск появления сценария его "окончательного решения". Вот и возникает вопрос: а стоит ли ждать начала практического воплощения сценария "окончательного решения русского вопроса", пожав соответствующие плоды, или, может быть, стоит продумать меры по его недопущению?
Читайте далее:
http://izvestia.ru/news/586155#ixzz3zIZCi31f https://kroopkin.livejournal.com/336575.html