Emiras_Dream все записи автора
Керамика- термин, восходящий к греческому -keramos(глина),обозначает любое изделие из глины,
замешанной с различными добавками, моделированной вручную или механически ,подвергнутой обжигу при
высоких температурах и, как правило, украшенной или покрытой эмалью или лаком.
В конце крито-мекерского периода примерно во второй половине третьего тысячелетия до н.э., стал известен гончарный круг, позволивший добиться большого прогресса в производстве керамики.
В особый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить создание всевозможных ваз, украшавшихся самыми разными способами.
Древнегреческие вазы интересны по многим причинам. Во-первых, изображения на них дают представление о рисовальном искусстве греков и характере их живописи ,т.к. настоящих памятников этого вида искусства
почти не дошли до нас .Во-вторых, вазопись является своеобразной иллюстрацией всей эллинской древности ,поскольку посвящена либо мифологическим сюжетам, либо сценам из жизни героев(погребальные обряды, гимнастические игры),либо эпизодам публичной и частной жизни. Именно роспись ваз даёт наглядное представление о верованиях и быте народа.
Предназначение ваз было самым различным .Глинянные вазы помещали в гробницы и вешали на стены гробового склепа, их использовали для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов для смешивания напитков ,для питья, для черпания воды ,для туалетных снадобий. Вазы служили украшением быта и наградой в гимнастических и других состязаниях. Функциональное значение ваз определялось их формой. Основные
типы сосудов принято распределять по 3-м основным группам:
1)сосуды для хранения различных припасов;
2)застольная посуда, служившая преимущественно для питья вина;
3)вазы для масла.
Наиболее распространённым в хозяйстве сосудом, служившим для хранения припасов, является пифос ,имеющий форму огромного яйца ,обращенного острым концом вниз и снабжённого вверху широким отверстием с крышкой.
Пифос втыкали в землю либо помещали на особую подставку.
Для хранения и перевозки вина, масла , маслин, винограда использовались остродонная амфора и пелика .В храмах при обрядах векхического культа для тех же целей применялся стамнос. Разновидностью амфоры являлась лутрофора (сильно вытянутая ,узкогорлая амфора),в которой приносили воду для предсвадебного омовения. По этой при-
чине существовал обычай класть лутофоры в могилы юных покойников, не успевших вступить в брак. Характерной особенностью всех остродонных амфор было наличие 2-х ручек по обеим сторонам горла и сужающееся книзу тулово. Исключение составляла пелика с раздутым туловом и широким горлом.
Сосуд ,где греки разбавляли вино водою ,назывался кратером. Существовало множество разновидностей этих сосудов, но их общим признаком являлись ножка с широким основанием и корпус в виде опрокинутого колокола с
парой ручек по центру корпуса .Вино разливалось по чашам посредством особого черпака-киафа.
Излюбленными чашами для питья являлись килик-плоская чаша с 2-мя ручками и пиала.В торжественных случаях пользовались застольной чашей наподобие рога в форме головы животного-ритоном.
Для переноски воды у греков была гидрия-кувшин о трёх ручках: одной длиной ,за которую носили пустой кувшин,
и двух маленьких, чтобы поддерживать сосуд, подставляя его под струю воды у фонтана.
Кубком, употреблявшимся в обрядах дионисийского культа, являлся канфарь, представлявший собой широкий кубок
на ножке ,снабжённый парой высоких ручек.
Застольными кувшинами служили прохусы ,или ойнохойи. Главная их особенность состояла в грациозно изогнутой ручке и горлышке, снабжённом 3-мя плавными выгибали верхнего края наружу. Такая форма устья кувшина позволяла виночерпию ,не меняя положения локтя, только наклоняя кисть руки, наливать вино в три расставленные треуголь-
ником части.
Третий большой раздел греческих ваз -сосуды для благовонного масла, используемого в косметических целях.
Наиболее популярным был лекиф-ваза с продолговатым стройным корпусом тонкой шейкой и длинной красивой ручкой. Лекифы, наполненные благовонным маслом, нередко ставились в гробницах.
В зависимости от времени изготовления ваз варьировались техника и тематика росписей.
От критского периода сохранились все возможные сосуды, как правило ,шаровидной формы .В их художественном оформлении выделились два стиля-камарес, когда на темную поверхность сосуда наносились спиралевидные,
словно кружевные ,светлые узоры ,и дворцовый стиль -роскошные по рисункам вазы, украшенные растениями, цветами, полипами ,кораллами. Отличительным свойством критских росписей являлось их гармоничное сочетание с формой сосуда, отсутствие каких-либо сюжетных композиций и изображения человеческих фигур. Микенские
сосуды отличались простотой форм и лаконичностью декора. Часто изображали на них воинов ,как на знаменитом микенском кратере 12 в. до н.э.
В основе росписей ваз геометрического стиля лежала линия .Депилонские амфоры сплошь покрыты геометрическими рисунками в виде ромбов ,кругов ,треугольников, меандра(узора в виде изломанной линии),очертаний человеческих фигур ,более похожих на орнамент.
Дипилонская амфора(760-750 гг. до н.э.) характерный образец геометрического стиля.После вазы "камарес"
она покажется крайне сухой,а вместе с тем и какой-то наивной.Вся она старательно расчлененна на горизон-
тальные ленты,каждая лента заполнена однообразным геометрическим узором типа меандра.Друг с другом го-
ризонтальные поля не сообщаются.В одном из полей сюжетный мотив:похоронная процессия,но на первый
взгляд кажется,что тут просто разновидность того же геометрического орнамента.Фигурки людей составлены
из черных треугольников и палочек,все они одинаковые,расстояния между ними тоже одинаковы.
Различные эмблемы около фигур животных и человека указывают на их магическое и символическое значе-
ние:кружок,обрамленный точками,-солнце,змея,-земное начало,рыбы-водная стихия.
В конце 13 в. до н.э. на смену неприхотливым геометрическим узорам пришли растительные и зоомфорные
мотивы,а стиль был назван ковровым.Птицы-летящие орлы или стоящие утки,петухи,лебеди изображались в
профиль;так же показаны и фигуры четвероногих животных-оленей,козлов,кабанов.Но для льва и пантеры
установилась особая иконография:голову и туловище льва изображали в профиль,а у пантеры туловище-в про-
филь,голову в фас.
В вазописи коврового стиля широко использовалось изображение чудовищ:горгон-крылатых демонов,верхняя
часть тела которых человеческая,а нижняя-змеиная;сирен,представляющих собой души умерших(мужских с бородой
и женских безбородных);грифов с головой орла и львиным телом с крыльями;сфинксов-с головой и грудью жен-
щины,телом льва и крыльями птицы(в отличие от египетских-благостного мужского существа с человеческой го-
ловой и телом льва).
Одновременно произошло изменение формы.Несколько жёсткие очертания и вытянутые пропорции ваз геометри-
ческого стиля сменились приземистыми,сильно раздутыми,"пухлыми" формами керамики новой эпохи.
Ковровый стиль исчез не сразу,и нельзя провести резкую границу между ним и его преемником-чёрнофигурным
стилем,который сложился в конце 7 в. до н.э. и в течение первых десятилетий 6 в. до н.э. существовал параллельно
с ковровым.Характерной особенностью чёрнофигурного стиля являлось господство сюжетного изображения,
главным образом мифологического,реже-сцен из обыденной жизни.
Для чёрнофигурных росписей характерны многофигурные композиции,представляющие мифы об олимпийских
богах,в частности изображения Диониса с его спутниками-менадами,сатирами,Силеном;мифы о героях(подвиги
Геракла,сцены,связанные с Троянской войной);картины из жизни простых людей(битвы воинов,хороводы де-
вушек,состязания атлетов,пиры).
В росписях чёрнофигурного стиля отдельные изображения делали пером в виде чёрных силуэтов на красно-
ватом или жёлтоватом фоне глины,они производили впечатление совершенно плоских,подобных теням.Голова
и нижняя часть фигуры,начиная с пояса,изображались в профиль,туловище-в фас.Мускулатура и складки одежды
отмечались очень сдержанно.Обнажённые части женского тела покрывали белой краской,а мужское тело сплошь
чёрным лаком,что напоминало египетскую живопись.Глаз изображали в фас:миндалевидной формы у женщин и
в виде кружка или овала у мужчин.Для передачи быстрого полёта использовалась архаическая схема "коленопри-
клонного" бега.Верхняя часть фигур показывалась в фас,нижняя-в профиль.
Обилие надписей на чёрнофигурных вазах 6 в. до н.э. свидетельствует о широком распространении грамотности
в эллинском обществе того времени.Надписывали имена персонажей,что позволяло ориентироваться в представлен-
ном событии(сообщали даже клички охотничьих собак и названия неодушевленных предметов).Писали слова,кото-
рыми обмениваются нарисованные персоонажи.
В последней трети 6 в. до н.э. появилась смешанная техника,когда одна из сторон украшена чёрнофигурным,а дру-
гая краснофигурным рисунком.
Время господства краснофигурного стиля приходится на 5-6вв. до н.э.,совпадая,таким образом,с эпохой классики
в античном искусстве.Его в свою очередь принято делить на строгий,свободный,роскошный и белый стили.
Самым раннимбыл строгий стиль,и сюжеты его росписей близки по тематике рисункам на античных чёрно-
фигурных вазах.Это прежде всего мифологические сцены:пиры богов,их борьба с гигантами,изображение бога
Диониса;героический эпос-подвиги Геракла,античного героя Тезея,Троянский цикл,приключения Одиссея;наконец,
изображение простых смертных,встречающееся чаще,чем на чёрнофигурных вазах.
Образ человека,в облике которого выступали и герой,и бог,занимал главенствуещее место в вазописи того периода,
оттесняя изображения животных и фантастических мифологических чудовищ.Человеческие фигуры на вазах строгого
стиля изображались так же,как и в чёрнофигурной технике.
Во второй четверти 6в. до н.э. происходит постепенный переход от плоскостного к объёмному изображению фигур.
Появился свободный стиль,для которого стала характерна передача любой позы,любого поворота головы или торса
любого самого трудного ракурса.Глаза получили реальную трактовку,одежду теперь показывали как мягкую ткань,
легко облегающую тело.Образцами ваз,расписанных в свободном стиле,являются лекиф с Артемидой,кормящей ле-
бедя,и кратер со сценой истребления Ниобидов.
В конце 5в. до н.э. на смену спокойным и торжественным композициям свободного стиля пришли динамичные,
насыщенные эмоциями сцены роскошного стиля.Вазописцы обращались к сюжетам сложным,драматическим,
перегруженным сценами борьбы,похищений,гибели персонажей.В роскошном стиле фигуры постоянно перекрыва-
ли одна другую,что усиливало напряжённый характер росписей.Однако общий принцип расположения фигур в
больших композициях сохранился тот же,что и в свободном стиле,-фигуры свободно размещались одна над дру-
гой.В роспись был введен пейзаж:деревья;неровная каменистая почва,архитектурные сооружения.Фигуры переда-
вали живое движение,изображались в резких,сложных ракурсах.Такова роспись амфоры с Пелопсом,похищающим
Гиподамию:тут и бурно развевающиеся драпировки,и оливковые деревья,и морская гладь с выпрыгивающими
дельфинами.
Последующий этап развития вазописи краснофигурного стиля неразрывно был связан с использованием свето-
теневой моделировки,что обусловило передачу объёма фигур.Афинский мастер Аполлодор первый начал передавать
тени,став основателем живописи как таковой.Его преемники продолжали и развивали это новое направление,доби-
ваясь еще большей глубины и богатства колорита,а в 4в. до н.э. художники научились даже изображать обнажённое
человеческое тело сквозь морскую воду.
Несколько небрежная манера рисунков на вазах 4в. до н.э. дала основание именовать их росписями белого стиля.
Перо применялось всё реже,росписи делали кистью размашистыми мазками.Помимо белой краски использовали
жёлтую,пурпурную,голубую,розовую,зелёную,лиловую,а также позолоту.Все эти технические изменения привели
к утрате большинства традиций в вазописном мастерстве.На вазах 4в. до н.э. встречаются рельефные фигуры.Особую
популярность при украшении ваз этого периода получили мотивы,связанные с Дионисом и Афродитой,зато военные
сцены стали крайне редкими.
В эпоху эллинизма в ходу было много богатой утвари,художественных изделий из драгоценных металов и бронзы.
Они оттеснили на второе место скромную глиняную посуду.Однако керамика продолжала существовать,и особенно
популярной стала рельефная керамика,декорированная не фигурными композициями,а лёгкими,орнаментальными
мотивами,изображениями венков,гирлянд,музыкальных инструментов.Если же вазы украшали барельефными фигу-
рами,то их изготовляли в формах,а затем наклеивали жидкой глиной на поверхность изделия.
В это время создавали изысканные,утончённые чаши из стекла,кубки с двойными стенками,между которыми
вставляли тончайшие узоры из золотой фольги,чёрнолаковую посуду с накладными росписями белой,золотистой,
пурпурной красками.
Сюжеты росписей обусловлены были в значительной степени местом изготовления ваз,вкусом и пристрастиями
мастеров.