N_i_M_i (kinocafe) все записи автора
Зодиак / Zodiac
По одноимённому роману Роберта Грэйсмита
"There's more than one way to lose your life to a killer "








Производство: США
Производитель/Кинокомпания: The Paramount Pictures / Warner Bros.
Год создания: 2007
Тип/Продолжительность: полнометражный фильм, 162 мин. (Режиссерская версия)
Премьера: 02 марта 2007
Жанр: Триллер, убийства, маньяки
Режиссер: Дэвид Финчер (David Fincher)
В ролях: Джейк Гилленхаал ( Jake Gyllenhaal) / Robert Graysmith, Марк Руффало (Mark Ruffalo) / Dave Toschi, Энтони Эдвардс (Anthony Edwards) / Bill Armstrong, Роберт Дауни мл. (Robert Downey Jr.) / Paul Avery, Брайн Кокс (Brian Cox) / Melvin Belli, Джон Кэрролл Линч (John Carroll Lynch) / Arthur Leigh Allen, Ричмонд Аркетт (Richmond Arquette) / Zodiac 1 & 2, Боб Степхенсон (Bob Stephenson) / Zodiac 3 , Джон Лейси (John Laicy) / Zodiac 4, Хлоэ Савиньи (Chloë Sevigny) / Melanie и др.
Оператор: Харрис Савидес (Harris Savidens)
Сценарист: Джеймс Вандербилт (James Vanderbilt), Роберт Грейсмит (Robert Graysmith)
Продюсер(ы): Джеймс Вандербильт, Брэд Фишер (Brad Fischer), Арнольд Мессер (Arnold Messer)
Композитор: Дэвид Шайр (David Shair)
Костюмы: Кайси Сторм (Casey Storm)
Кратко о фильме:
Жестокое, изощренное убийство двух подростков 20 декабря 1968 года вызвало волну ужаса и негодования в маленьком городке Валехо на севере Калифорнии. Сержант Мэт Пэриш берется расследовать это кровавое дело. Из-за отсутствия улик, оно так и остается нераскрытым. Журналисты поднимают шумиху в прессе вокруг двойного убийства, обвиняя полицию в бездействии. А через шесть месяцев, 4 июля 1969 года в самый разгар праздника на автомобильной стоянке были найдены два трупа, убитые похожим образом. На следующий день газеты получили письмо, в котором человек, называющий себя Зодиаком, сообщал, что убийства будут продолжаться. К письму убийца приложил криптограмму, расшифровка которой могла пролить свет на его личность. Желая покончить с этим безумием, Мэт все время проводит в библиотеке, разбирая коды и способы шифрования, читает книги по психологии, астрологии и оккультизму, надеясь в них найти ответы. Навязчивая идея поймать убийцу и постоянное давление прессы отнимают все силы и время, что приводит к постоянным скандалам в семье. После очередного жестокого двойного убийства, Пэриш, наконец, понимает кто убийца. От верности его догадки зависит, сможет ли он остановить череду кровавых преступлений и посадить обезумевшего маньяка за решетку.
Предисловие:

Зодиак — прозвище загадочного серийного убийцы, действовавшего в Северной Калифорнии и Сан-Франциско в конце 1960-х. Зодиаком он назвал себя сам в серии язвительных писем, отправленных им в газеты. В письмах также были четыре криптограммы, в которых якобы зашифрованы сведения о нём.
Согласно заявлениям Зодиака число его жертв достигает 37, но следователи уверены лишь в семи случаях. Трое женщин и четверо мужчин в возрасте от 16 до 29 лет, никакой связи между ними не было обнаружено. Пятеро погибли, двое остались в живых.
Личность убийцы так и не была установлена. В 2004 году полиция Сан-Франциско прекратила расследование, но возобновила его в начале 2007 года. В других городах дело не закрывалось
...
Рецензия:
Самый жуткий ужас, который только можно себе представить это реальная жизнь. Можно сколько угодно восхищаться оторванными головами, тоннами "натуральной" крови, всякими этими актерскими "штучками" дрыганьем ноги, перекошенными лицами, потусторонними хрипами и стонами. Но как только видишь документальные кадры из какого-нибудь Освенцима, так сразу и трезвеешь. Страшно не изображение смерти. Страшна смерть. Но только настоящая.

Да собственно об этом и фильм Дэвида Финчера "Зодиак". Он ведь про убийства. И убийц. И тех, кто этих убийц ищет. И про нас с вами, рядом с этими убийцами живущих. Но, отнюдь, не про выпущенные кишки, и разбрызганную по асфальту кровь. Потому что не это главное.
Финчер - Луна, управляющая приливами крови к нашим сердцам, абсолютный фанат отрицательной эмоции под названием страх. Долгое время его лучшим фильмом считался натуралистичный триллер "7емь" (1995), однако со временем режиссёр додумался, что куда интереснее смотреть по сторонам, пока плывёшь по семи кругам Стикса, нежели забрасывать в неё сеть и поднимать из адских глубин на поверхность мерзость во плоти. Это первая в его фильмографии попытка пораскинуть мозгами, наконец-то, в переносном смысле. Финчер снял антипод всему предыдущему своему творчеству, и получил новый "лучший фильм". Жанр триллера сменился детективом, но жестокость убийств никуда не исчезла.
Вот только "на слух" жестокие преступления маньяка по прозвищу Зодиак - не шокируют, камера оператора Харриса Сэвидса (между фильмами Финчера сотрудничающего с независимым Гасом Ван Сэнтом) не тыкает нас лицом в физиологическое. Отнюдь, герои вспрыгивают от испуга, подержав в руках всего-то клочок одежды с жертвы, измазанной его кровью. Но когда на экране вспрыгивают - в зрительном зале сидят спокойно. Это тот самый случай, когда деньги за билет обратно не потребуешь, нет никаких законных оснований. Просто последние два десятилетия безнадёжно испортили вкус поклонников криминальных мифологий - зрители оказались в заложниках постмодернизма, нам отворачивали головы, резали бензопилами, восторженно распинали, извращённо насиловали, и если после всего этого мы выжили и пришли посмотреть на новую картину Дэвида Финчера ("7емь" в уме), то разумеется, не ожидали от неё целомудренности. Тем приятнее разочароваться!

Дэвид Финчер взял за основу своего фильма версию событий, изложенную в книге Роберта Грэйсмита. Тот работал штатным художником в Chronicle во время разгула маньяка и не на шутку увлекся расследованием кровавой истории. Именно Грэйсмит (Джейк Джилленхол) и стал одним из главных героев "Зодиака". Гилленхаал тут - альтер-эго режиссёра, вместе со сценаристом Джеймсом Вандербильтом ("Darkness Falls") проделавшего немалый путь в попытке раскусить историю, за развитием которой следил ещё в школьном детстве. В кадре Грейсмит пишет то, по мотивам чего этот кадр и составлен. Хорошая реклама одержимости, как таковой. А заодно и реклама для различных астрологических сообществ, поскольку в фильме проскакивает, что Зодиак в большинстве случаев убивал в лунные фазы, да и вообще в переводе с древнегреческого корень его псевдонима означает "животное" - Зодиак как раз "выходил на большую дорогу", поскольку держал людей за животных, о чём заявлял в тех же шифровках. Как небесный пояс из созвездий, зодиак служил измерению времени. Так вот фильм Финчера длится более двух с половиной часов, однако всё в порядке - вес этого времени не ощущается.
Никто кроме самого Финчера не знает, почему спустя столько лет молчания он взялся именно за этот проект, чем привлёк его именно этот сценарий, но доподлинно ясно, что мастер снова ничуть не изменил себе, сотворив из чужого текста (а Финчер никогда не пишет сам) то, что мог снять только он. "Зодиак" в этом смысле даже куда более финчеровское кино, чем та же "Игра" и уж тем более "Комната страха". Да, история именного маньяка из Сан-Франциско не поколенческий лозунг, каким был "Бойцовский клуб", и не настолько психологический триллер, каким был "7емь", но вряд ли найдётся на свете хоть один человек, который бы смог поспорить, что таким, каким он получился в итоге, его мог сделать только сам Финчер.
Второстепенный, но тем неменее важный герой фильма не гипотетический маньяк, умудрившийся даже собственный "логотип" украсть с марки наручных часов, а шифры срисовавший из популярной книжки для криптографов-надомников, которые последовательно сумели расшифровать семейная чета и карикатурист. Нет, Зодика могло и не быть вовсе, Зодиаком могли быть несколько разных, и даже незнакомых друг с другом человек, Зодиак вообще мог быть самозванцем, приписывавшим себе чужие преступления. Он существовал именно потому, что его ловили. История Зодиака с самого начала была медийной историей. Она началась и закончилась в печатных колонках "Кроникл" и "Экзаминер", череда же не самых громких и не самых кровавый убийств, приписываемых Зодиаку, сама по себе никогда бы не стала основой для столь долгой и столь громкой истории. Письма, звонки, телеэфиры и статьи, статьи, статьи, вот

кровь и плоть самого неуловимого до полной призрачности маньяка Америки. И именно вокруг этого живёт сценарное действо финчеровского расследования.
Режиссёр складывает свою мозаику без суеты, пошагово, держа в уме все нюансы реального дела. Финчер тут не просто добросовестный "следователь", а въедливый дознаватель, способный всё до последней мелочи выведать, каждую версию до логического конца довести. Кого-то такой подход, возможно, отпугнёт, но, по сути, подобная стратегия к необходимому результату и приводит: атмосфера воссоздана, настроения эпохи переданы, детективная кривая худо-бедно ползёт вверх. И главное, что следует уяснить с самого начала: ответа на главный вопрос здесь не будет. Фильм Финчера длинный, путаный, захлебывающийся в информации, которой одновременно слишком много и слишком мало, допускает все версии, хотя разрабатывает одну, основную. Поскольку он сам по природе уголовное дело, которое ведется от тела к телу, от улики к улике, от свидетеля к свидетелю. Хичкок лишь грозился экранизировать телефонную книгу, Финчер на самом деле экранизировал материал, близкий к ней по занимательности, полицейские протоколы. И оценить степень виртуозности режиссера можно только на финальных титрах когда осознаешь, что два с половиной часа не отрываясь смотрел фильм без героя, без кульминации, рассказанный тихой угрожающей скороговоркой. Финчеру удалось немыслимое: он дважды за десять лет сломал формулу одного из самых стандартизированных жанров фильма-расследования. В "7еми" маньяк появился не в начале, не в конце, а в середине фильма. В "Зодиаке" он, возможно, не появляется вовсе.

Ему между тем и не обязательно появляться: Зодиак, очевидно, именно потому и заинтересовал Финчера, что он больше, чем конкретная личность с нездоровой психикой и убогой грамотностью, он фантом больного сознания, такой всеамериканский Тайлер Дарден. Благодаря этому мы счастливо избавлены от необходимости в сотый раз вникать в скучные мотивы и подробности тяжелого детства серийного убийцы: любовно выписанные Финчером детали, приметы времени это и есть мотивы, это и есть изнанка дела. Восход Зодиака пришелся на закат затянувшегося в штатовских 60-х "лета любви" когда случилось многократно описанное современниками внезапное отрезвление имени Вьетнама и Шарон Тейт. Зодиак начал действовать, когда к власти в Белом доме пришёл республиканец Никсон, война во Вьетнаме набирала обороты, американцы высадились на Луну, а в Вудстоке взошли бескрайние поляны "детей цветов". Мягко говоря, полосы газет были забиты до отказа, но Зодиак с лёгкостью выбил для себя центральные полосы, когда стал присылать в редакции трёх изданий письма с интригующими криптограммами. Ничто не может захватить крепче, чем недоступная загадка. Бессмысленная, гипертрофированная любовь сменилась столь же необоснованной и чрезмерной ненавистью. Если кому-то просто весело любить людей то, действительно, почему бы не найтись тем, кому просто весело их убивать
...
Памятные цитаты:
Интересные факты

Sources