Москва увешана плакатами: “Вода обладает памятью. Что она будет помнить о нас?” Это реклама мероприятия под названием “Дни Москвы-реки”, апофеоз которого — фестиваль яхт — пришелся на конец минувшей недели. В призыве содержать столичную водную артерию в чистоте не было бы ничего предосудительного, если бы не само словосочетание “память воды”. Год назад оно было невероятно популярно, но затем, казалось, выветрилось из лексикона россиян. Однако в департаменте транспорта и связи правительства Москвы и ряде коммерческих структур — соорганизаторов Дней решили иначе. Граждане не должны забывать, что вода им может кое-что припомнить.
2% — ежемесячный рост продаж устройств для превращения воды из-под крана в родниковую
Идею придумала Анастасия Александрова из ООО “Дирекция фестиваля яхт”, руководитель проекта Дней. У чиновников она протеста не вызвала. Мосгорреклама денег с организаторов практически не взяла: изготовление и размещение примерно 1000 афиш, 20 билбордов и трех растяжек обошлось всего в 200 000 руб. По мнению Александровой, “память воды” — научно доказанный факт. Рекламу уберут 26 июня.
Автором гипотезы “памяти воды” считается французский биолог Жак Бенвенист, который в 1988 г. опубликовал в британском журнале Nature статью о том, что вода способна сохранять информацию о растворенных в ней когда-то веществах. У гипотезы нашлось множество сторонников. Какие-то свойства воды при воздействии на нее, конечно, меняются, но ничего похожего на “память” в привычном смысле этого слова другим ученым обнаружить не удалось. Научным сообществом Бенвенист был вскоре натурально высмеян — его удостоили так называемой Игнобелевской премии.
В России между тем пик интереса к “воде с памятью” пришелся только на прошлый год. Весной на телеканале “Россия” прокрутили фильм “Великая тайна воды”, а в конце года он взял ТЭФИ сразу в трех номинациях. Моду заметили и деловые люди.
К примеру, в начале прошлого года компания “Союз-Виктан”, один из крупнейших игроков алкогольного рынка, вывела на рынок водку SV Original. Как заставить потребителя поверить, что она отличается от других? Решили позиционировать продукт как наукоемкую разработку. Суть ее — в использовании фильтров из горного хрусталя, позволяющих “стереть негативную память воды и вернуть ей первозданные свойства”. Соответственно, и водка из такой воды получается не злопамятная. Ближе к лету в “Союз-Виктане” от идеи отказались: компании пришлось срочно готовиться к запуску ЕГАИС, так что стало не до креатива.
Но у идеи нашлись последователи: реклама водки Pantoff, к примеру, уверяет, что во время технологического процесса “отдыха” продукта (сутки) производитель включает классическую музыку, отчего у водки “улучшаются биофизические свойства”.
Могут ли наказать за такую рекламу? Вряд ли. “Если они говорят, что во время приготовления водки включают классическую музыку, то не обязательно врут. Может, и правда включают, — говорит замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. — А если утверждают, что это улучшает биофизические свойства, надо предъявить результаты экспертизы. Проверять мы начинаем только в том случае, если к нам с жалобой обратится потребитель, конкуренты или мы сами обратим внимание. Пока никто не обращался”.
Потребители, похоже, довольны. Во всяком случае Елена Извекова, замгендиректора фирмы “Аква-Системы”, которая производит “аквадиски” (утверждается, что эти устройства, похожие на электромагнит, превращают воду из-под крана в родниковую), говорит, что компания продает их каждый месяц по 1000-3000 штук (цена — 3200 руб.) и спрос ежемесячно увеличивается в среднем на 2%. Каких-либо нареканий от граждан или госорганов не поступало. Извекова объясняет это тем, что у компании “гора исследований и результатов”.
http://www.smoney.ru/article.shtml?2007/06/25/3194