Четверг, 15 Ноября 2012 г. 17:53
ссылка
Нет оснований думать, что именно этому фараону-мальчику, не успевшему ничем себя прославить, воздавались какие-то особенно роскошные погребальные почести, - очевидно, гробницы других царей, великих завоевателей, были ещё богаче. Но они подвергались разграблениям: строили ложные гробницы – кенотафы, в которых не было ничего; кроме пустых саркофагов, а мумия и сокровища сберегались в тайниках; часто жрецы переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространялись легенды о проклятии фараонов, будто бы обрекая смерти каждого, нарушившего их загробный покой. Но ничто, не могло удержать похитителей кладов. Археологи находили гробницы взломанными, опустошёнными или полностью, или на большую долю.
И только гробнице Тутанхамона необыкновенно повезло. Грабители побывали и в ней видимо вскоре же после погребения. Первая камера носила следы их посещения, вещи там были разбросаны и свалены в беспорядке. Однако воры успели унести лишь немногое и по какой-то причине больше не возвращались. А в последствии на этом месте строились лачуги рабов, сооружавших гробницу Рамсеса VI; вход в усыпальницу Тутанхамона был загорожен и забыт. Обилие в ней золотых изделий уже само по себе поражает воображение.
Золота в Египте, было “больше, чем песка морского”: кроме золотых месторождений в самом Египте, его привозили из Нубии и других покорённых стран. Серебра было меньше, чем золота, и ценилось оно дороже. Но не столько ценность материла, сколько художественность его обработки делает гробницу Тутанхамона пещерой сокровищ. Какую вещь ни взять: алебастровую вазу, кресло, ларец – перед нами произведение изысканного искусства. Каждая статуэтка мастерски исполнена, исключительно изящна. В целом создаётся впечатление чрезвычайной рафинированности художественного стиля, доходящей до изнеженности: черта нередко свойственная предзакатным стадиям больших культурных эпох. Хотя и во времена Тутанхамона сохраняются тысячелетние традиции Египта – его священные символы, но больше нет ни следа строгой простоты форм, геометризма силуэтов, к которым тяготело искусство Древнего царства.
Ложа и кресло сконструированы с таким расчётом, чтобы тело в них покоилось и нежилось: сиденья мягко выгнуты, приспособлены для подушек, подлокотники для рук, лежащих без напряжения, расслабленно. Ножки кресел заканчиваются львиными лапками, ножки складного стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сиденье имитирует свисающую звериную шкуру.
Конечно и львы, и коршуны, и змеи, и жуки имели ритуальный смысл, призваны были охранять особу фараона, но трудно от впечатления, что все эти представители животного царства в значительной мере поступились своей священной ролью ради функции изящного украшения. На спинке парадного кресла имеется многоцветное, выложенное из драгоценных материалов на золотом фоне, изображение самого Тутанхамона и его жены Анхесамон. Она умащивает благовониями своего мужа, сидящего в грациозной, непринуждённой позе. Нежность супругов трогательна и красива. И Тутанхамон, и его жена, которая, возможно, приходилась ему сводной сестрой, выглядят почти детьми, - да так оно и было в действительности: ведь их поженили в десятилетнем возрасте, а тут им могло быть лет по тринадцать или четырнадцать.
Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в своей гробнице в долине царей. Все найденные там сокровища ныне хранятся в Каирском музее.
Согласно верованиям египтян, жизнь на земле считалась краткой, мгновенной, а вечной мыслилась жизнь в царстве Осириса, поэтому из камня возводились только храмы и “дома вечности” – гробницы, благодаря которым мы можем судить о размахе творческой мысли египетских зодчих и о мастерстве древних строителей. Из-за веры в загробную жизнь и строились гробницы со всеми необходимыми провиантами, необходимыми для жизни после смерти.