Падунский все записи автора
Мы не знаем достоверно, какая мысль двигала князем Андреем, когда он оставил Вышгород и двинулся на север. Икона Богородицы, написанная евангелистом Лукой, остановилась здесь и потому стоит церковь именно здесь, а не где-нибудь ещё. Глупо рассуждать и искать причины – надо просто принять.
Мы не знаем достоверно, что понял или почувствовал князь Андрей в истории о Влахернском чуде: Богородица возникла в воздухе, озарённая небесным светом и окружённая Ангелами и сонмом святых в сопровождении Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова. Совершив молитву, она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?», - спросил Св. Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу. И Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».
Ужаснулся ли князь Андрей вместе с учеником своего святого тёзки? Подумал ли о событиях, сопутствовавших этому видению? Есть версия, что враги, осадившие, или просто угрожавшие Царьграду, - славяне. Вот от них, получается, и защитила Богородица христиан. Поневоле загрустишь о превратностях судьбы.
Хотя, если разобраться, ромеи сами были виноваты в своих несчастьях. На троне император, прозванный Философом за любовь к книжной мудрости, но делом себя не проявивший. В Церкви тоже непорядок: на смену суровому и правильному Патриарху пришёл любезный трону златоуст. Армия в отсутствие большой войны деградирует. Народ нищает. Аристократия прожигает жизнь. Империя выглядит сильной, империя очень хочет выглядеть сильной, но никак не может покончить с вялотекущими конфликтами на окраинах, предпочитая делать вид, что ничего особенного не происходит.
На современную князю Андрею Русь совсем не похоже. Отчего же ввёл он этот праздник? Что он понял в истории о покрове, распростёртом над молящимися? "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
«Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Её? Знает ли Её молитву и утешение? Знает ли покров Её над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».
о. Сергий Булгаков.