Majomajo все записи автора
Побочные промыслы ширакавских крестьян
Надо, наконец, закончить длинную историю из жизни деревни Ширакава.
Собственно, осталось уже не так много. Немного иллюстраций того, чем занимались жители деревни в свободное от сельскохозяйственных работ время, плюс еще несколько иллюстраций в качестве ответов на некоторые вопросы, заданные в предыдущем посте.
Ну, и конечно, ответ на вчерашнюю загадку.
Для начала к вопросу о том, протекала ли все-таки такая тростниковая крыша во время сильных дождей или снегопадов.
Рис.1.
Вот ширакавская крыша еще разок крупным планом. Видно, что вдоль самого верха через примерно равные промежутки из соломы торчат балки. Это "водоотводы", водостоки. Утверждается, что такая система отвода дождевой воды и талого снега от самой уязвимой верхней части крыши работает достаточно эффективно. И крыша таки не течет даже в сильный дождь.
И к вопросу о постоянных жителях. Ширакава - это все же не чистый музей, вполне себе место, пригодное для жизни, и даже в этом качестве используемое.
Рис.2.
Это не гостиница для туристов и не музей, это просто жилой дом. И машина у хозяев вполне себе типичная для семейных японцев.
Рис.3.
Тут на переднем плане огород. Тоже вполне себе ухоженный и даже с теплицей.
Овощи с местных огородиков идут прежде всего на кухню хозяевам. Или в ближайшие ресторанчики для прикармливания туристов.
Рис.4.
Когда-то этот сарай был конюшней, дровяным складом и (на втором этаже) подсобным хозяйственным помещением.
Теперь это обиталище железного коня.
Впрочем, остальные функции сохранились.
Короче, место это таки обитаемое. И не только туристами.
А теперь вернемся к делам древним. Хотя, в общем, и не таким уж древним. Кое-что живо и до сих пор, как и сама деревня.
Во многих сельскохозяйственных общинах, ориентированных на производство какой-то одной основной культуры, работы имеют ярко-выраженный сезонный характер. Так было и в России с пшеницей, так дело обстояло и здесь с рисом. А чем народ занимается тогда, когда в полях делать нечего?
Побочными промыслами.
Часть продукции от таких промыслов идет исключительно на внутреннее потребление. А кое-что - вполне себе доходный бизнес.
В качестве внутренне-употребительных промыслов в Ширакаве практиковалось изготовление всяких полезных в хозяйстве вещей из рисовой соломы. Которой тут по очевидным причинам было как гуталина на фабрике у дяди кота Матросскина - завались.
Солому не сжигали и не гноили. Ее тщательно собирали и высушивали:
Рис.5.
Склад рисовой соломы. Вон она пучками висит, сохнет.
Из соломы делалось безумное количество всяких полезных вещей.
Рис.6.
Агрегат для плетения веревок из рисовой соломы.
Как вы помните (надеюсь), местные дома без таких веревок просто никак не построишь. И веревок таких надо много. Вот вам - пожалуйста. Слева - два приемника, куда надо аккуратно подкладывать небольшие пучки соломы, а справа - барабан для готовой продукции. Только и делов, что ручку крутить.
Из соломы также плелась-вязалась верхняя одежда для непогоды - всякие плащи, накидки и шляпы.
Рис.7.
Образцы соломенной моды.
Для придания этим одежкам водоотталкивающих свойств, готовый продукт раскладывали для копчения на решетке второго этажа дома, над очагом.
Рис.8.
Соломенная обувь.
Хорошо узнаются дзори (крайние справа), вараджи и варагутсу. А вот ближе всего на фото, с левой стороны, хоть и не из рисовой соломы, но тоже обувка: снегоступы. Чтоб по снегу топать и не проваливаться, такие рамки подвязывались к обычной обуви (на зимний сезон часто это были варагутсу - сапожки из рисовой соломы).
Плюс из рисовой же соломы плели некоторое количество "посуды".
Рис.9.
Она, конечно, не целиком рисовая. Каркас из ивовых прутьев.
Ну, и не забывайте про татами, которые тоже делаются с использованием рисовой соломы в качестве жесткой основы.
Кое-что из этого промысла практикуется и сейчас. Правда, уже не для реального использования, а на продажу в качестве сувениров.
Одним из самых распространенных побочных промыслов для крестьян в Японии было производство бумаги, ваши. Поскольку в процессе изготовления требуется большое количество очень холодной воды, этим обычно и занимались зимой, когда вся вода очень холодная, а в полях делать нечего.
Однако, в Ширакаве, похоже, было слишком холодно даже для бумаги. Зато наличие огромных "помещений" под крышами домов, которые малопригодны для жилья, оказались очень удобны для выращивания шелковичных червей. Примерно постоянная комфортабельная температура в течение всего года, сухо и проветривается.
Побочным бизнесом ширакавских крестьян было производство шелкового волокна.
Рис.10.
Такой вот стенд висит в тамошнем музее.
"Жизненный цикл шелковичного червя". Занятно, что в левом верхнем углу для сравнения приведены два типа коконов: более длинный - китайский, а покруглее - японский. Правда, с чем связано такое отличие, не написано.
Рис.11.
А вот и сами чисто-породные японские шелковичные черви. 22-дней от роду, как написано на стенде выше. Живые.
Довольно противные, на мой взгляд, хоть и составляли когда-то основу японской экономики.
Рис.12.
В таких сетках черви закукливались и созревали.
Это исторический, традиционный вариант. Из тростника.
А вот современный:
Рис.13.
Из картона.
Когда кокон дозревал, его разматывали для получения ниток.
Рис.14.
Машинка
губозакатывательная ниткомотательная.
Готовые мотки продавались куда-то (не поинтересовалась, к сожалению, куда именно).
Судя по всему, бизнес этот был неплохим подспорьем. И местные крестьяне отнюдь не бедствовали.
Посуда, представленная в местном музее - из обихода самой состоятельной местной семьи, лидеров общины, семьи Вада.
Семья Вада ведет свою историю с середины 17го века.
А в середине 20го еще жилой тогда дом Вада в деревне Ширакава посетил тогдашний Император Японии Хирохито вместе с семьей и наследным принцем, теперешним Императором Акихито. Доказательство сего посещения в виде фото императорской семьи вместе с хозяевами дома украшает одну из парадных комнат нонешнего музея.
Рис.15.
Собственно посуда.
Если помните, я упоминала, что в Ширакаве не пользовались столами. Еду подавали вот на таких персональных столиках.
Правда, конкретно это - парадный вариант. На каждый день наборчики выглядели много скромнее, из грубоватой керамики местного производства. Которой, к сожалению, не сохранилось.
Рис.16.
Праздничный набор для распития саке, с чайником.
Такие наборы использовались (и используются до сих пор) для празднования Нового Года, например. Или на свадьбах.
Как не сложно догадаться, картинка для вчерашней загадки была сделана из экспонатов этой же выставки.
Рис.17.
К сожалению, абсолютно правильных ответов не было.
Большинство было на верном пути, утверждая, что это подставка. Оставалось сделать совсем небольшой шажок...
Некоторые подошли совсем близко к ответу, предположив, что это что-то, имеющее отношение к чаю.
Так оно выглядит в современном исполнении и "рабочем положении":
Рис.18.
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/141690.html