-Метки

agatha christie alan bradley albert camus alessandro baricco angela carter arto paasilinna bernard shaw boris vian charles bukowski christopher moore douglas adams dubravka ugrešić edgar poe erlend loe ernest hemingway flannery o'connor fred vargas graham greene iris murdoch jean-paul sartre jeanette winterson jo nesbø john fowles julian barnes kurt vonnegut leonard cohen margaret atwood muriel spark neil gaiman nick cave oscar wilde peter ackroyd philip k. dick ray bradbury richard brautigan richard yates robert bloch robertson davies samuel beckett stephen fry stephen king thomas stearns eliot tom stoppard truman capote umberto eco virginia woolf william shakespeare Умберто Эко Фред Варгас Фредерик Бегбедер агата кристи айрис мердок алан брэдли алессандро барикко альбер камю анатолий мариенгоф аркадий и борис стругацкие аркадий стругацкий арто паасилинна бернард шоу борис виан борис стругацкий виктор пелевин вирджиния вулф владимир набоков грэм грин джон фаулз джулиан барнс дубравка угрешич дуглас адамс дэвид гилмор жан-поль сартр константин вагинов кристофер мур курт воннегут маргарет этвуд ник кейв нил гейман оскар уайльд питер акройд ричард бротиган ричард йейтс робертсон дэвис рэй брэдбери стивен кинг стивен фрай сэмюэл беккет том стоппард томас стернз элиот трумен капоте уильям шекспир филип к. дик фланнери о'коннор фридрих дюрренматт эдгар по эдуард успенский эрик-эммануэль шмитт эрленд лу эрнест хемингуэй ю несбё

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в free_readings

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1228


Aldous Huxley - Brave New World (1932)

Суббота, 29 Января 2011 г. 18:43 + в цитатник
Rotting_Mind все записи автора Олдос Хаксли – О дивный новый мир

Мы не хотим перемен. всякая перемена – угроза для стабильности.

***

Затяжное самогрызенье, по согласному мнению всех моралистов, является занятием самым нежелательным. Поступив скверно, раскайся, загладь, насколько можешь, вину и нацель себя на то, чтобы в следующий раз поступить лучше. Ни в коем случае не предавайся нескончаемой скорби над своим грехом. Барахтанье в дерьме – не лучший способ очищения.

***

Ведь как всем известно, если хочешь быть счастлив и добродетелен, не обобщай, а держись узких частностей; общие идеи являются неизбежным интеллектуальным злом. Не философы, а собиратели марок и выпиливатели рамочек составляют становой хребет общества.

***

Его ссылают на остров. То есть посылают туда, где он окажется в среде самых интересных мужчин и женщин на свете. Это все те, в ком почему либо развилось самосознание до такой степени, что они стали непригодными к жизни в нашем обществе. Все те, кого не удовлетворяет правоверность, у кого есть свои самостоятельные взгляды. Словом, все те, кто собой что то представляет.

***

Покуда наконец все сознание ребенка не заполнится тем, что внушил голос, и то, что внушено, не станет в сумме своей сознанием ребенка. И не только ребенка, а и взрослого – на всю жизнь. Мозг рассуждающий, желающий, решающий – весь насквозь будет состоять из того, что внушено.


***

Вот нравственное то воспитание никогда, ни в коем случае не должно основываться на понимании.

***

– А ты бы разве не хотела быть свободной?
– Не знаю, о чем ты говоришь. Я и так свободна. Свободна веселиться, наслаждаться. Теперь каждый счастлив.
– Да, – засмеялся Бернард. – «Теперь каждый счастлив». Мы вдалбливаем это детям начиная с пяти лет. Но разве не манит тебя другая свобода – свобода быть счастливой как то по иному? Как то, скажем, по своему, а не на общий образец?

***

Знание считалось верховным благом, истина – высшей ценностью; все остальное – второстепенным, подчиненным. Правда, и в те времена взгляды начинали уже меняться. Сам Господь наш Форд сделал многое, чтобы перенести упор с истины и красоты на счастье и удобство. Такого сдвига требовали интересы массового производства. Всеобщее счастье способно безостановочно двигать машины; истина же и красота – не способны. Так что, разумеется, когда властью завладевали массы, верховной ценностью становилось всегда счастье, а не истина с красотой.

***

– Ведь закармливая этими таблетками, вы укорачиваете ей жизнь!
– В некотором смысле укорачиваем, – соглашался доктор Шоу, – но в другом даже удлиняем. Пусть сома (наркотик) укорачивает временное протяжение вашей жизни на столько то лет, – продолжал врач. – Зато какие безмерные вневременные протяжения она способна вам дарить. Каждый сомотдых – это фрагмент того, что наши предки называли вечностью.
– «Вечность была у нас в глазах и на устах», – пробормотал Джон, начиная понимать.

***

Работа сделана мастерски. Но только позволь им начать рассуждать о назначении жизни – и Форд знает, до чего дорассуждаются. Подобными идеями легко сбить с толку тех высшекастовиков, чьи умы менее устойчивы, разрушить их веру в счастье как Высшее Благо и убедить в том, что жизненная цель находится где то дальше, где то вне нынешней сферы людской деятельности; что назначение жизни состоит не в поддержании благоденствия, а в углублении, облагорожении человеческого сознания, в обогащении человеческого знания. И вполне возможно, подумал Главноуправитель, что такова и есть цель жизни.

***

– Неужели не хотите быть свободными, быть людьми? Или вы даже не понимаете, что такое свобода и что значит быть людьми? – Не понимаете? – Что ж, хорошо, – произнес он сурово. – Я научу вас, освобожу вас наперекор вам самим.

***

Чего еще желать им? Ну правда, они могли бы желать сокращения рабочих часов. И, разумеется, можно бы и сократить. В техническом аспекте проще простого было бы свести рабочий день для низших каст к трем четырем часам. Но от этого стали бы они хоть сколько нибудь счастливей? Отнюдь нет. Эксперимент с рабочими часами был проведен еще полтора с лишним века назад. Во всей Ирландии ввели четырехчасовой рабочий день. И что же это дало в итоге? Непорядки и сильно возросшее потребление сомы – и больше ничего. Три с половиной лишних часа досуга не только не стали источником счастья, но даже пришлось людям глушить эту праздность сомой.

***

- А что это был за эксперимент?
- По распоряжению Главноуправителей мира остров Кипр был очищен от всех его тогдашних обитателей и заново заселен специально выращенной партией альф численностью в двадцать две тысячи. Им дана была вся необходимая сельскохозяйственная и промышленная техника и предоставлено самим вершить свои дела. Результат в точности совпал с теоретическими предсказаниями. Землю не обрабатывали как положено; на всех заводах бастовали; законы в грош не ставили, приказам не повиновались; все альфы, назначенные на определенный срок выполнять черные работы, интриговали и ловчили как могли, чтобы перевестись на должность почище, а все, кто сидел на чистой работе, вели встречные интриги, чтобы любым способом удержать ее за собой. Не прошло и шести лет, как разгорелась самая настоящая гражданская война. Когда из двадцати двух тысяч девятнадцать оказались перебиты, уцелевшие альфы обратились к Главноуправителям с единодушной просьбой снова взять в свои руки правление.

***

Человек стареет; он ощущает в себе то всепроникающее чувство слабости, вялости, недомогания, которое приходит с годами; и, ощутив это, воображает, что всего навсего прихворнул; он усыпляет свои страхи тем, что, дескать, его бедственное состояние вызвано какой то частной причиной, и надеется причину устранить, от хвори исцелиться. Тщетные надежды! Хворь эта – старость; и грозный она недуг. Говорят, будто обращаться к религии в пожилом возрасте заставляет людей страх перед смертью и тем, что будет после смерти. Но мой собственный опыт убеждает меня в том, что религиозность склонна с годами развиваться в человеке совершенно помимо всяких таких страхов и фантазий; ибо, по мере того как страсти утихают, а воображение и чувства реже возбуждаются и становятся менее возбудимы, разум наш начинает работать спокойней, меньше мутят его образы, желания, забавы, которыми он был раньше занят; и тут то является Бог, как из за облака; душа наша воспринимает, видит, обращается к источнику всякого света, обращается естественно и неизбежно; ибо теперь, когда все, дававшее чувственному миру жизнь и прелесть, уже стало от нас утекать, когда чувственное бытие более не укрепляется впечатлениями изнутри или извне, – теперь мы испытываем потребность опереться на нечто прочное, неколебимое и безобманное – на реальность, на правду бессмертную и абсолютную. Да, мы неизбежно обращаемся к Богу; ибо это религиозное чувство по природе своей так чисто, так сладостно душе, его испытывающей, что оно возмещает нам все наши утраты

***

Из за насмешек он ощущал себя чужим, а стало быть, и вел себя как чужой – и этим усугублял предубеждение против себя, усиливал презрение и неприязнь, вызываемые его щуплостью. Что в свою очередь усилинало его чувство одиночества и чуждости. Из боязни наткнуться на неуважение он избегал людей своего круга.


free_readings
Рубрики:  Романы
Антиутопии и постапокалиптика
* * * * *
Замечательная книга
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Your__Personal_Jesus   обратиться по имени Суббота, 29 Января 2011 г. 23:18 (ссылка)
По идее то антиутопия, а я совершенно искренне считаю это утопией.
Ответить С цитатой В цитатник
Rotting_Mind   обратиться по имени Суббота, 29 Января 2011 г. 23:42 (ссылка)
Your__Personal_Jesus, если считать "1984" антиутопией, то в сравнении с ним "О дивный новый мир" вполне можно и за утопию принять.
согласен)
Ответить С цитатой В цитатник
Your__Personal_Jesus   обратиться по имени Суббота, 29 Января 2011 г. 23:48 (ссылка)
Rotting_Mind, даже без сравнений. Отличная продуманность ведь.
Ответить С цитатой В цитатник
verbava   обратиться по имени Воскресенье, 30 Января 2011 г. 00:11 (ссылка)
Your__Personal_Jesus, утопии от антиутопий могут отличаться только точкой зрения читателя :)
есть еще разделение на «дистопии» (негативный мир) и «антиутопии» (проблемы в позитивном мире), но все это очень размыто. мне нравится смотреть даже на даже утопии как на анти- - то же «государство» платона, например.

Rotting_Mind, спасибо за замечательные выборки... замятиновского «мы» тоже ждать в ближайшее время? :)
Ответить С цитатой В цитатник
Rotting_Mind   обратиться по имени Воскресенье, 30 Января 2011 г. 00:31 (ссылка)
verbava, "Мы" читал еще в 10 классе, то есть 12 лет назад, а неизведанных отличных книг слишком много, чтобы снова читать то, что уже было когда-то прочитано.

но уже совсем скоро будут, скорее всего, 2 поста = 2 части по одной совершенно шедевральной книге ;)
Ответить С цитатой В цитатник
Rotting_Mind   обратиться по имени Воскресенье, 30 Января 2011 г. 00:37 (ссылка)
по поводу жанров - неопределенность по большей части у нас возникает не из-за самих книг, а из-за неопределенности наших пониманий соответствующих терминов.

антиутопия - в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям.

то есть утопия и антиутопия практически противоположны. по крайней мере, по определениям. но даже такие классические представители своих жанров как 1984 и Дивный новый мир не так очевидны в своем отношении к этим самым совершенным будущим мирам. вот отсюда и возникает та самая мысль, о которой ты и упомянула, verbava
Ответить С цитатой В цитатник
verbava   обратиться по имени Воскресенье, 30 Января 2011 г. 00:37 (ссылка)
Rotting_Mind, эх, «мы» сама просилась – первая из трех классических антиутопий, а вы начали с последней, так что было бы очень логично... но насчет перечитывания солидарна, сама никак не сподвигнусь, хотя стоило бы.
оу, тогда будем ждать. может, вдохновите на прочтение шедевральной книги – а то я в последнее время не могу понять, каких текстов мне хочется.
Ответить С цитатой В цитатник
verbava   обратиться по имени Воскресенье, 30 Января 2011 г. 01:43 (ссылка)
Rotting_Mind, знаете, как человек, в последние два с половиной года очень близко работающий с проблематикой антиутопий, не могу с вами согласиться. в смысле, словарное определение очень четкое и красивое, но оно работает отнюдь не так четко и красиво, если мы говорим конкретно о живых текстах, людях или политических программах. «счастье для всех, и пусть никто не уйдет обиженным» практически исключает возможность счастья индивидуального, и все зависит от того, мы больше «все» или кто-то отдельный. антиутопический герой (ок, мы не говорим об оруэлле, это злая сатира; но хаксли и замятин вполне подходят) – это тот же утопический антигерой. платон в «государстве» предлагал лечить таких ядом – это утопия, защищающая себя, или тоталитарная антиутопия?
еще хороший прозрачный пример – макмерфи из «над гнездом кукукшки». в принципе да, антиутопия, где он такой рыжий и пушистый герой. но с точки зрения функционирующей системы – косящий от тюрьмы преступник, подвергающий риску других пациентов и замедляющий их выздоровление, возвращение в нормальный мир.
вообще я не адепт reader-response критики, но в этом случае она работает лучше всего :) как писала одна умная женщина, «утопия хороша как остров, но страшна как архипелаг».

(ух, как много букв получилось)
Ответить С цитатой В цитатник
Your__Personal_Jesus   обратиться по имени Воскресенье, 30 Января 2011 г. 02:08 (ссылка)
verbava, само собой, речь об индивидуальном подходе. (Анти)утопию я нахожу достаточно тонкой вещью с размытыми гранями идентификации, что ставит некий запрет на на общее для всех произведений жанра наименование. В общем- то, вы все грамотно расписали, мне лично добавить совершенно нечего, солидарна с точкой зрения. Первостепенность эго или социума в целом - главная определяющая.
Ответить С цитатой В цитатник
Джуди_и_Джу   обратиться по имени Понедельник, 31 Января 2011 г. 14:51 (ссылка)
Имхо, хорошая добротная (анти)утопия. Прочитала по совету своей преподавательницы по философии, не разачаровалась.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку