-hunter- (Demo-scene) все записи автора
Не совсем про демо-сцену, но тоже довольно интересная тема
Итак, что же из себя представляет трекерная музыка и как она создается? На примере трекера
FamiTracker, который позволяет писать музыку для звукового чипа приставки NES (Nintendo entertaiment system, она же Dendy):
Немного теории:
Сэмпл - короткий звуковой файл, "образец" звучания музыкального инструмента на заданной ноте. В нашем случае вместо сэмплов используются стандартные каналы чипа NES: 2 квадратных звуковых волны, одна треугольная и одна волна "белый шум". Но работа с сэмплами в треккере ничем не отличается от работы с этими каналами.
Сэмплы хранятся прямо в файле с музыкой, но поскольку они очень малы и их как правило не больше десятка, файл получается очень небольшой.
Сама же мелодия записывается в pattern-ы: последовательность нот и эффектов. Треккер перемещается последовательно по ним и проигрывает сэмплы по нотам.
Таких "кусочков" может быть достаточно много. Для воспроизведения трека целиком используются frame-ы, в которых последовательно записано, какие pattern'ы играть и на каком канале в данный момент времени. Ну а из фреймов уже и состоит трек =)
Возможно не очень понятно описал, сейчас покажу на примере:
Вот окно треккера - они примерно одинаковы во всех аналогичных программах.
И его основные элементы:
Список каналов(4) - на каждом канале может одновременно воспроизводится один сэмпл. В современных треккерах можно создавать практически любое количество каналов, но у NES-а их только 5, и у каждого из них фиксированная функция. Square1 и Square2- квадратные волны, Triangle- треуголная, Noise - белый шум, DPCM - для загрузки ооочень простых сэмплов, практически не используется.
Под каждым каналами следует редактор pattern'а(2):
Здесь слева идет нумерация шагов в 16-ричной форме. На каждом шаге может воспроизводиться нота, или выполняться какой-то эффект. Например в нашем случае на 00 шаге записана следующая строчка:
G - 2 00 9 ---
Означает это следующее:
G-2 - воспроизведение ноты G (си) во второй октаве
00 - номер инструмента. Инструмент - это правило, по которому звук сэмпла надо воспроизводить, в других треккерах к нему еще привязан сам сэмпл, но у NES сэмплы привязаны к каналам, а не к инструментам.
9 - установка уровня громкости в 16-ричном формате.
--- - здесь можно установить эффект. Например - задать общий уровень громкости или скорость воспроизведения всего трека, а также музыкальные эффекты (вибратто, тремоло, ...), и еще кучу всего!
Таким образом в pattern записывается кусочек мелодии, воспроизводимый на одном канале. Длина(количество шагов) у всех pattern'ов одинаковая, ее можно поменять в главном меню. Трекер последовательно перемещается по шагам с заданной скоростью (bpm) трека и играет ноты.
Список фреймов(1):
Он устроен так: слева идет нумерация фреймов: 00, 01, .., а справа соответствующие номера pattern'ов, играющих на каждом канале в данный момент времени. В данном случае в 00 фрейме на всех 5 каналах играют pattern'ы №00, в фрейме №01 на "треугольном" канале начинает играть pattern 01 и так далее. Причем для каждого канала pattern'ы имеют свою нумерацию: например pattern 01 для канала Square1 и pattern 01 для канала Noise - разные.
Трекер проигрывает все фреймы последовательно, а потом, как правило, возвращается в начало и начинает заново.
Редактор инструментов(5):
Инструмент определяет правила звучания сэмпла - время затухания, частоты звука на разных нотах, правила воспроизведения эффектах и так далее. В других треккерах инструмент также содержит в себе сам сэмпл.
Настройка инструмента очень влияет на качество мелодии.
Общие настройки трека(3):
Тут находятся настройки скорости воспроизведения (Tempo - количество нот в минуту), Frames - число фреймов, Rows - длина pattern'ов. Правее - название трека и имя автора, внизу - осциллограф =)
Ну вот пожалуй и все основные элементы трекера.
При использовании хорошо подобранных сэмплов и инструментов, и заводной мелодии трекерная музыка получается отличной и ее хочется слушать вновь и вновь! А благодаря маленькому размеру файла и кода проигрывающей программы, ее можно использовать в демках и кейгенах! =)
В атаче - то что у меня полчилось наиграть в трекере (Akira Yamaoka - Not tommorow), в двух вариантах - в формате FamiTracker'а и в nsf. Первый открывается и играется программой, для второго нужен специальный проигыватель, например плагин NotSoFasto для Winamp'а. На плагине по-моему звучит покачественнее
Вложение: 3698457_sh.rar