mosi_mosi обратиться по имени
Среда, 25 Марта 2009 г. 22:06 (ссылка)
2. Условия и правила, по которым закалывание считается действительным
Правилам и законам, касающимся охоты и забивания [животных], уделяется в фикхе большое внимание из-за той важности, которую Аллах и его Посланник (солляллаху алейхи ва саллям) придал им.
Факихи разъясняют эти правила в своих работах очень подробно, основываясь на доводах Корана и Сунны и словах сподвижников. Вы почти не найдете книг по фикху без отдельной главы об охоте и забивании скота.
Мы, конечно, не сможем охватить их все в такой краткой статье, кроме того, это не является нашей целью, однако, самые важные будут приведены далее.
Изначально существует три базовых условия, для того чтобы закалывание соответствовало Шариату:
а) Большая часть четырех вен (включая яремную) должны быть перерезаны острым режущим предметом
б) Во время закалывания должно произнести имя Аллаха (непосредственно или фактически - если тот, кто обычно говорит, забыл сказать)
в) Животное должно быть зарезано мусульманином или кем-то из людей Писания (ахль уль-Китаб) (как пишут Хаскафи и ибн Абидин в книге «Радд аль-Мухтар - опровержении на «Дурруль-Мухтар»)
Здесь нужно напомнить, что все эти условия необходимо выполнить независимо друг от друга. Невыполнение любого из них делает мясо животного запретным к употреблению.
Сейчас мы более подробно рассмотрим каждое из них.
Первое условие
Аллах Всемогущий говорит:
«О, вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. Но мясо той разрешённой скотины, которую вы ещё застали в живых, годится в пищу». (5:3).
Если животное – халяль, будь то домашнее или дикое – его кровь должна пролиться с помощью инструмента с острым режущим краем. И зарезано оно должно быть не за счет силы, а с помощью остроты лезвия. Этим острым предметом может быть нож или любой другой предмет. Однако использовать для этого коготь или клык нежелательно (макрух) по мазхабу Абу Ханифы и недопустимо по Шафиитскому мазхабу (Ибн Абидин «Радд аль-Мухтар», 5-208).
В достоверном хадисе, который приводит имам аль-Бухари и другие, говорится:
«Если режущий инструмент приводит к тому, что кровь хлынула ключом и было упомянуто имя Аллаха, то ешьте, но не пользуйтесь при забивании клыком или зубом» (Бухари).
Передается от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (солляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Чем бы вы не перерезали яремную вену – это мясо можно есть (имам Малик, «Муватта» 2/489).
Ибн Аббас и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) передают:
«Посланник Аллаха (солляллаху алейхи ва саллям) запретил прибегать к шариату шайтана, когда животное закалывается без перерезания вен, просто ранением, а затем умирает».
Следуя вышеприведенным хадисам и другим свидетельствам, факихи считают: для того, чтобы мясо животного стало халяль, необходимо рассечь таким образом, чтобы кровь хлынула ключом. При таком методе забоя из животного выходит больше всего нечистых веществ.
Факихи разошлись в том, какие именно вены животного должны быть перерезаны. Согласно имаму Шафии, нужно перерезать столбчатую и пищеводную жилу для того, чтобы животное считалось халяль. Согласно нашему, ханафитскому мазхабу, нужно рассечь 3 из 4-ёх артерий. Однако все факихи сходятся на том, что место для рассечения – горло и верхняя часть груди.
Второе условие
Что касается второго условия – произнесения имени Аллаха - большинство факихов придерживаются мнения, что это обязательно. Если кто-то не произнес имя Аллаха, специально и сознательно, животное не разрешается в пищу. Однако если это случилось по забывчивости, оно остается халяльным, об этом говорится в первоисточниках.
Это мнение большинства факихов. Очень часто имаму Шафии (да будет доволен им Аллах) приписывают мнение, что животное является халяль даже если имя Аллаха намерено не было произнесено, и что произносить имя Аллаха в данном случае – сунна.
Однако мой уважаемый учитель, муфтий Таки Усмани (да хранит его Аллах) оспаривает это мнение [приводя доказательства из трудов имама Шафии]. Он говорит, что мнение великого муджтахида (да будет доволен им Аллах) распространяется на те случаи, когда кто-то изредка забывает произносить имя Аллаха. Если непроизнесение имени Аллаха входит в привычку и происходит по небрежности, или из-за осознанного отношения к этому, то, согласно имаму Шафии, это не допускается также, как и согласно другим [имамам].
Доказательства необходимости забивать животное с именем Аллаха.
«Аллах разрешает есть скот после того, как он заколот; но не ешьте то, над чем во время закалывания не было произнесено имя Аллаха, если Его имя не было упомянуто нарочно, или было упомянуто другое имя, помимо Аллаха. Ведь это - нечестие и неподчинение законам Аллаха!» (Сура Скот - 6.121).
Вышеприведенный текст явно свидетельствует о необходимости произнесения имени Аллахa при забивании животного и о незаконности мяса животного, если имя не произносится, как говорят крупные муфассиры.
а) Всевышний Аллах говорит:
«Тебя (о Мухаммад!) спрашивают, что разрешается им в пищу. Скажи им: "Вам Аллах разрешает блага, которыми наслаждаются чистые, здоровые души, и то, что изловят вам дикие животные, приученные вами к лову, как указал вам Аллах. Ешьте из того, что они вам изловят, и призывайте имя Аллаха, направляя их на охоту. Бойтесь Аллаха и повинуйтесь тому, что установлено шариатом Ислама, не преступайте границ шариата. Остерегайтесь неповиновения Аллаху в этом! Он скор в расчёте!» (аль-Маида, 4)
б) Всевышний Аллах говорит:
«Почему вы не должны есть из того, над чем произнесено имя Аллаха». (Скот, 6.119)
в) Джундуб ибн Суфьян аль Баджали рассказывает:
«Однажды мы пришли к Посланнику (солляллаху алейхи ва саллям), чтобы совершить жертвоприношение. Некоторые зарезали своих животных до праздничного намаза. Когда Пророк (солляллаху алейхи ва саллям) совершил намаз и увидел, что кто-то забил животных до молитвы, он сказал: «тот, кто режет до молитвы, должен принести новую жертву вместо этой, а те, кто не резал до молитвы, пусть режут с Именем Аллаха [Бухари]».
Третье условие
Третье условие - животное должно быть забито мусульманином или людьми Писания (ахль аль-китаб). Животное, забитое кем-то другим, кроме мусульманина и Ахль аль-китаб, даже при выполнении всех остальных условий, по мнению факихов, считается харам. По этому вопросу существует иджма крупных авторитетных ученых (Ибн Кудама - «Мугни» 9.312 и другие работы).
Аллах Всевышний сказал:
«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им».
Словом «пища» в этом аяте обозначены именно животные, забитые людьми Писания (См: Тафсир Ибн Касир, 2 том, стр. 19.)
В этом аяте ясно говорится о том, что мясо животного, забитого людьми Писания, дозволенно употреблять в пищу [Мусульманам]. Однако, существует фундаментальный принцип науки тафсира (толкования Корана), который гласит: «Одна часть Корана объясняет другую [его часть]» (См: Куртуби, введение в «Аль-Джами' Ахкам аль-Куран» и Сайути «Аль-Иткан фи 'Улюм аль-Куран»)
Следовательно, этот аят должен пониматься в свете другого аята, упомянутого ранее и относящегося к этой же теме: “Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха…» (Аль-Ан’ам, 6.121).
Из смысла этих обоих аятов становится ясным, что животное, забитое (забиhа) людьми Писания, дозволенно лишь в том случае, если в момент забивания было произнесено Имя Аллаха, а сам процесс был совершён верным [с точки зрения Шариата] способом. Как упоминалось ранее, произнесение Имени Аллаха [во время забивания] является самостоятельно необходимым условием [дозволенности]. Об этом говорится далее, в следующем разделе
3. Ответ тем, кто заявляет что мясо, предлагаемое западными супермаркетами – халяль.
Рассмотрим, какие доводы приводят группы, полагающие, что мясо из европейских супермаркетов – халяль. Один из них - шейх Юсуф аль-Карадави, как было верно указано в вопросе.
Я бы не хотел никого оскорбить, моя цель – истина. Шейх Юсуф аль-Кардави – великий ученый, который много сделал во благо Ислама и донес его послание до огромного числа людей. Пусть Аллах вознаградит его благом за это. И не подобает простому студенту, каким являюсь я, критиковать его. Однако только в нашей религии существует аспект, который наделяет этим правом студентов и простых людей – борьба за истину. И только баракят этих великих ученых дает право тем, кто находится ниже них, приводить их взгляды на тот или иной вопрос в предисловии и лишь потом высказывать свою точку зрения. Все это делается только в поиске довольства Аллаха.
Говоря о Шейхе Юсуфе аль-Карадави, думаю нужно привести отрывок из статьи Саййиди Фараза Раббани, опубликованной ранее:
«Факихи традиционного толка предостерегают насчет методологии фикха, которой пользуется шейх Карадави, а особенно его излишней снисходительности в некоторых вопросах, которая граничит с расхлябанностью, неряшливостью и пренебрежением.
Это происходит потому, что он не ограничивает себя достоверными позициями четырех школ, и известен среди ученых своими ошибочными позициями и мнениями.
Они уважают его как ученого, однако предостерегают от тех его высказываний, которые расходятся с позицией четырех мазхабов».
Основа позиции шейха Карадави в этом вопросе: мнение, что аят Священного Корана, разрешающий еду людей Писания, (приведенный ранее) – есть аят общий, следовательно, в нём идёт речь о мясо и других продуктах независимо от того, как происходило забивание и было ли произнесено Имя Аллаха или нет.
Он также приводит довод, что пища людей Писания разрешена по принципу первоначальной дозволенности вещей, поскольку она не была запрещена Аллахом Та’аля.
Таким образом, в связи с этим возникает два вопроса:
а) Необходимо ли, чтобы люди Писания забивали животное по закону шариата?
б) Необходимо ли, чтобы они произносили имя Аллаха?
Первый вопрос – необходимо ли чтобы люди Писания забивали животное согласно закону шариата
Большинство ученых считают, что животное, убитое иудеем или христианином, может считаться халяль лишь в том случае, если оно было забито по Шариату. Ниже мы приводим доказательства этого:
1)Аллах Всемогущий сказал в суре Трапеза:
«О, вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. Но мясо той разрешённой скотины, которую вы ещё застали в живых, годится в пищу». (5:3)
Свинина в этом аяте объявлена запрещенной, также как и животное, задушенное до смерти, или убитое ударом. Если кто-то признает животное, например, задушенное людьми Писания разрешенным, то нужно также признать, что разрешена и свинина, поскольку они упоминаются в одном контексте и она также входит в «еду людей Писания».
2) Значение аята «Еда людей Писания дозволена вам» говорит о том, что правило действительно только в том случае, если христиане и иудеи забивают животных так же, как и Мусульмане. Как можно говорить, что животное, забитое людьми Писания является халяльным в независимости от процедуры забивания, когда животное, забитое Мусульманином таким же образом (не соответствующим Шариату) - харам.
3) Ислам разграничивает людей Писания и других немусульман в отношении к забою скота и женитьбе, поскольку законы христиан и иудеев в этом аспекте схожи с шариатом. Например, в иудейской Мишне содержатся те же правила закалывания скота.
Из этого ясно следует, что разрешенность употребления в пищу мяса иудеев и христиан следует лишь из того, что они придерживаются в этом вопросе тех же принципов, что и Мусульмане.
4) Если кто-то хочет жениться на иудейке или христианке, но сделает это, нарушив законы Шариата, например, женится без свидетелей или на ближайших родственницах, то это будет харам безо всяких сомнений. Так откуда в аналогичном вопросе с забоем скота может быть другая точка зрения?
Есть также и другие доказательства, но думаю, что приведенных выше хватит, чтобы не затягивать наш разговор.
Второй вопрос: обязательно ли людям Писания произносить имя Аллахa?
В этом вопросе факихи расходятся.
Согласно ханафитской и ханбалитской школе, это является уcловием для того, чтобы животное было халяль (см. Касани, «Бада’и аль-Сана’и» 5.46).Ученые также считают, что именно по этой причине, животное, забитое людьми Писания, считается халяль, потому что им было предписано делать это с Именем Аллаха.
Есть другой аспект этого вопроса – многие люди на Западе называют себя христианами. Однако это лишь название. На самом деле это не так. Они не верят твердо, ни в Бога, ни в посланную им книгу, ни в пророка. Они являются христианами лишь по названию и на самом деле не верят ни в какую религию. Поэтому их нельзя назвать людьми Писания. Они – атеисты, и мусульманам не разрешается есть забитых ими животных, согласно иджме.
В заключение, мясо, продаваемое западными супермаркетами, или предлагаемое христианами, считается харам, так как обычно не выполняются условия, делающие его халяль, и т.к. те, кто его забивает, не настоящие христиане. Кошерное же мясо по своей природе является разрешенным, однако видные исламские ученые, включая самого же шейха Карадави, говорят, что надо воздержаться от употребления этого мяса из-за сионистского режима в Палестине.
А Аллаху об этом ведомо лучше и только от Него - успех во всяком деле.
Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари, Великобритания.