moderatorin обратиться по имени
Четверг, 04 Февраля 2010 г. 14:53 (ссылка)
В приведённом выше хадисе использовано слово «маазиф». Знатоки арабского языка единогласны в том, что это слово обозначает музыкальные инструменты (Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», том 9, стр. 189).
Запретность музыки становится очевидной из двух хадисов. В первом хадисе (который приводится в «Сахих» аль-Бухари) говорится, что в умме Посланника Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) будут люди, которые станут отстаивать дозволенность музыкальных инструментов, наряду с прелюбодеянием, шёлком и алкоголем, несмотря на то, что все эти вещи запрещены (харам) по Шариату.
Более того, тот факт, что музыка упоминается в одном ряду с прелюбодеянием и алкоголем подчёркивает, насколько это серьёзный грех. Тот, кто пытается дозволить музыку, подобен тому, кто дозволяет алкоголь и прелюбодеяние.
Во втором хадисе описывается судьба таких людей: земле будет приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (пусть Аллах сохранит нас от этого). Это предостережение касается тех, кто называет музыку, алкоголь, шёлк и прелюбодеяние дозволенными. Тем, кто пытается узаконить любую из этих вещей, следует принять это во внимание.
Кроме того, утверждать, что музыка запретна только в сочетании с алкоголем, прелюбодеянием и ношением шёлка, неправильно. Если бы это было так, почему исключение из этих четырёх вещей делается только для музыки? В таком случае можно то же самое отнести к прелюбодеянию, алкоголю и ношению шёлка. Тогда можно будет утверждать, что даже алкоголь и прелюбодеяния дозволены, если они не сопровождаются оставшимися двумя грехами!
Итак, приведённые выше два хадиса любимца Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) являются явным доказательством запретности музыки и музыкальных инструментов.
3) Имран ибн Хусейн (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха! Когда это произойдёт?» Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным» (формулировка согласно «Сунан» Тирмизи, хадис приводят имам Тирмизи и имам Ибн Маджа в своих сборниках Сунны).
4) Сайиддина Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) передаёт, что благословенный Посланник Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Когда моя умма начнёт совершать пятнадцать вещей, её станут постигать несчастья», – и (среди 15 вещей он упомянул): «Когда обычным явлением станут певицы и музыкальные инструменты» («Сунан» Тирмизи).
5) Нафия рассказывает, что однажды Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) услышал звук флейты пастуха. «Он закрыл руками уши, отвел своего мула в сторону от дороги и сказал: «О Нафия! Ты слышишь это?» Я (Нафия) ответил утвердительно. Он продолжал идти (закрыв руками уши), пока я не сказал: «Звук стих». Тогда он убрал руки от ушей, вернулся на дорогу и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) делал то же самое, когда слышал флейту пастуха» (приводят имам Ахмад в своём «Муснаде» и Абу Дауд и Ибн Маджа в своих сборниках Сунны).
6) Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах запретил алкоголь, азартные игры, барабан и гитару, и всё опьяняющее – харам» («Муснад» Ахмада и «Сунан» Абу Дауда).
7) Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Могущественный и Величайший Аллах направил меня как наставление и милость для верующих и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнами, распятиями и практиками доисламского периода невежества» («Муснад» Ахмада и Абу Дауд Таялиси).
8) Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода – росту травы» («Сунан» аль-Байхаки).
9) Анас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) сказал: «В день Воскрешения Аллах зальёт расплавленный свинец в уши тех, кто сидел и слушал певиц» (приводят Ибн Асакир и Ибн аль-Мисри).
10) Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Колокол – это флейта шайтана» («Сахих» Муслима и «Сунан» Абу Дауда).
Существует ещё много высказываний Посланника Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) о запрете музыки, музыкальных инструментов и запрещённых видах пения. Я упомянул в качестве примера лишь несколько.
Имам шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами собрал все эти хадисы, которых в общей сложности примерно сорок, в своей прекрасной работе «Кафф ар-Раа ан Мухаррамат аль-Ляхв ва ас-Сама» и сказал: «Все эти тексты являются явным и неоспоримым доказательством того, что любые музыкальные инструменты запретны» (2/270).
Высказывания факихов
Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани говорит:
«Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то сам с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного».
Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать, что, если инструменты не входят в число запрещённых, например, бамбук или бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идёт о запрещённых инструментах, таких, как лютня и так далее, то человек, использующий их, не может считаться благочестивым (чтобы свидетельствовать в суде), потому что эти инструменты являются запрещёнными при любых обстоятельствах» («Бадаи ас-Санаи», 6/269).
В «Хуласат аль-Фатава» сказано:
«Слушать звучание музыкальных инструментов запрещено (харам), потому что Посланник Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Слушать песни – грех» (4/345).
Ибн Хумам, великий муджтахид ханафитского мазхаба, решительно высказывается по этому вопросу в своей знаменитой книге «Фатх аль-Кадир»:
«Пение считается запретным (харам), когда в песне поётся о запрещённых вещах, например, описывается красота или качества реального человека, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес».
Что касается песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения.
Ибн Кудама (ханбалитский мазхаб) в «Аль-Мугни» сказал, что музыкальные инструменты бывают двух видов:
«1) Запрещённые. Сюда относятся инструменты, изготовленные специально для развлечения и пения под них, например, флейта, мандолина и т. д.
2) Дозволенные. Сюда относится игра на бубне (даф) на свадьбах и по случаю других радостных событий» (Ибн Хумам, «Фатх аль-Кадир», 6/36).
Примерно то же самое сказано в других работах по ханафитскому фикху, таких, как «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Раик», «Аль-Фатава аль-Хиндийя» и других.
Имам ан-Навави, великий мухаддис и учёный шафиитского мазхаба, сказал:
«Запрещено использование и слушание музыкальных инструментов, которые обычно ассоциируются с пьяницами, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (даф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе, широкий барабан с узкой средней частью, тоже запрещено» («Мугни аль-мухтадж», 4/429, «Reliance of the traveller», 775).
Существует ещё много высказываний учёных, например, аль-Куртуби и факихов всех четырёх мазхабов, но для краткости этой статьи я ограничусь тем, что уже было приведено выше.
Некоторые заявляют, что музыка дозволена, основываясь на хадисе, который приведён в «Сахих» аль-Бухари, где рассказывается, что две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) и сайиды Айши (да будет доволен ею Аллах).
Однако этот хадис не является доказательством дозволенности музыки. Знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни опровергает данное утверждение в «Фатх аль-Бари» (2/345).
Во-первых, эти девушки пели без сопровождения каких-либо запрещенных музыкальных инструментов, а во-вторых, в песне пелось о войне, а эта тема, без сомнения, является дозволенной. Кроме того, из текста хадиса ясно, что они не были профессиональными певицами.
Некоторые пытаются доказать дозволенность музыки с помощью хадиса, где говорится о дозволенности игры на бубне (даф).
Но в работах факихов по данной теме говорится, что игра на бубне дозволяется именно по случаю свадьбы, а бубен используется не для развлечения, а, скорее, чтобы объявить о событии и т. д.
Заключение
В свете приведённых выше доказательств из Корана, высказываний любимого Посланника Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) и слов различных факихов шариатское решение относительно музыки выглядит так:
Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения, запрещены, сопровождаются они пением или нет. Хотя играть на бубне (даф) на свадьбе (и, по мнению некоторых факихов, по случаю других радостных событий) дозволено.
Что касается песен, то песни с недозволенным содержанием или отвлекающие от исполнения обязательных предписаний запрещены. Но если они не обладают упомянутыми выше качествами (и исполняются без сопровождения музыкальных инструментов), петь их дозволено.
А Аллах знает лучше.