mosi_mosi обратиться по имени
Четверг, 09 Апреля 2009 г. 18:21 (ссылка)
В книге «Ас-Савад-уль-А’зам» имама аль-Хакима ас-Самарканди[2] рассмотрено 61 положение, составляющие Основу Вероучения Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама’а. Приводя в качестве эпиграфа известное высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о 73-х направлениях Ислама, имам пишет, что для того, чтобы быть причисленным к общине Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама’а, мусульманин должен принять сердцем 61 положение вероучения. Мы приводим здесь лишь некоторые из них:
1. Вопрос о Собственной Вере.
Мусульманин не должен сомневаться в том, что он - Верующий (Му’мин). Так как сказано в Коране: “Верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и боролись своими имуществами и своими душами на пути Аллаха. Они – искренние”. (49: 15).
2. О Грехе.
Верующий, являющийся Грешником, остается Верующим (Му’мин) до тех пор, пока не станет утверждать, что совершенные им действия не являются грехом. Если кто-либо, будучи мусульманином, назовет другого мусульманина кяфиром (Неверующим), то сам становится кяфиром.
3. О Добре и Зле.
Добро и Зло появляется лишь в том случае, если они Предопределены (Такдир) Всевышним Аллахом. Это положение является Шестым Условием Веры и было высказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха).[3]
4. О Не Сотворенности Корана.
Священный Коран не является творением (махлюк) так как настоящий смысл Корана является Словом Аллаха. Тот, кто утверждает, что Коран сотворен, впадает в куфр (неверие). Сказано в хадисе:
“Придет для моей уммы такое время, когда некоторые будут говорить, что Коран является творением (махлюк). Если кто-либо доживет до того времени, пусть не вступают с ними в словесную перебранку и не общается с ними, так как они своим утверждением входят в куфр против Аллаха. Они не смогут войти в Рай, не почувствуют его запаха”.
5. О Мучениях в Могиле.
Мусульманин должен верить, что мучения в могиле действительно существуют. Сказано в хадисах: “Могила может быть или одним из райских садов, или же одной из огненных ям”.[4]
“Того, кто будет каждую ночь читать суру 67 - “Мульк”, Всевышний Аллах отдалит от мучений в могиле”.[Байхаки, Ша’рани].
«Умерший в пятницу или в ночь на пятницу, избежит мучений в могиле» [Тирмизи, Абу Нуайм]. «Милостыня убережет от мучений в могиле» [Байхаки].
«В большинстве случаев причиной мучений в могиле будут брызги мочи (попавшие на мусульманина) [Ибни Маджа, Насаи, Хаким, Даре Кутни].
«Не почувствует мучений в могиле тот, кто умер будучи в дозоре ради Аллаха» [И. Ахмад].
6. О Заступничестве Пророка (Шафаат).
Мусульманин должен верить, что в Судный День Пророк (мир ему и благословение Аллаха) будет заступником. Так как сказано было им: “Мое заступничество для тех в моей умме, у которых большие грехи”.[5]
7. О Ми’радже (Вознесении Пророка, мир ему и благословение Аллаха).
Мусульманин должен верить, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был при Ми’радже Вознесен до самого Арша. Это подтверждается Кораном в айатах 2-18 суры 53 – "Нэджм".
8. О Спросе в Судный День.
Верующий (Му’мин) обязан верить в Судный День. Он должен знать, что в День Суда с него будет Спрос. Кто усомнится в этом, тот отделится от Ислама.
9. О Самых Достойных Сподвижниках.
Мусульманин должен верить, что после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), самыми достойными благости Аллаха среди его Сподвижников были (в порядке перчисления) хазраты: Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах).
Сказано в хадисе: “После меня в этой умме самыми достойными являются (в порядке перечисления) Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Не говорите о них плохо. Не говорите ничего, кроме хорошего и не будете в числе несчастных”.
10. О Степени Пророков.
Мусульманин должен верить, что Степень Пророков выше степени праведников (аулия). Сомневающийся в этом, отделился от истинного пути.
11. О Подтверждении Своей Веры Словесно. Мусульманин должен верить, что полное уверование в Единство Аллаха, и в то, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) Его Посланник, может быть только после принятия Веры (Иман) сердцем (Кальб) с подтверждением этого уверования словом (Икрар). Если кто-либо не хочет без основательных причин подтвердить свою Веру словесно, весьма близок к лицемерию, а возможно и лицемер (Мунафык).
12. О непохожести Аллаха ни на одно из Своих творений.
Мусульманин должен верить, что Аллах субхана ва тааля Не похож ни на одно из Своих творений, так как сказано в Коране: “Творец небес и земли; Он создал вам из самих себя пары и из животных пары. Он сеет вас там; нет ничего, подобного Ему. Он – слышащий, видящий!”. (42: 11). А также:
«Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!». (112: 1-4).
13. Мусульманин обязан верить в Воскресение после смерти.
Человек, не признающий День Воскресения – не признает одно из условий веры Ислама, так как сказано в Коране, в суре «Та-Ха»: «Из нee (из глины) Mы вac coтвopили и в нee вac вepнeм и из нee вac извeдeм дpyгoй paз». (20: 55).
14. Необходимо верующему знать, что при появлении из органов тела крови, гноя и других подобных выделений, нарушается омовение. Мусульманин должен верить в то, что нарушенное омовение необходимо восстанавливать.
15. Положение Мусульманина при Последнем Вздохе.
Мусульманин обязан бояться наказания Всевышнего Аллаха, опасаясь за свое положение при последнем вздохе: Даст ли ему возможность Аллах уйти из этой жизни Верующим (Му’мином), или он уйдет Неверным (Кяфиром)? В Благородном Коране в Суре «Хашр» говорится: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! Бoйтecь Aллaxa, и пycть дyшa пocмoтpит, чтo oнa yгoтoвaлa paньшe нa зaвтpa. Бoйтecь Aллaxa, вeдь Aллax cвeдyщ в тoм, чтo вы дeлaeтe!» (59: 18).
16. Никогда не терять Надежду на Милость Аллаха.
Мусульманин, даже и совершивший большие грехи, не должен терять Надежду на Милость Аллаха, так как потерявший надежду на милость Всевышнего Аллаха, теряет веру. Сказано в Коране в суре «Йусуф»: «O cыны мoи! Cтyпaйтe и paзyзнaйтe oб Йycyфe и eгo бpaтe и нe oтчaивaйтecь в yтeшeнии Бoжиeм. Пoиcтинe, oтчaивaютcя в yтeшeнии Aллaxa тoлькo люди нeвepyющиe!» (12: 87).
17. О неидентичности Имана и Амаля.
Мусульманин должен верить, что Вера человека (Иман) и его Действия (Амаль) не являются одним целым. Каждому Пророку был ниспослан определенный шариат – разные способы поклонений, но ни у одного из них Вера не отличалась от Веры другого Пророка.
18. Спрос с покойника после захоронения ангелами Мункаром и Накиром.
Истинно верующему необходимо признать действительность спроса с умершего (в могиле) ангелами Мункаром и Накиром. Тот, кто отрицает это, отделяется от общины Ахл-и Сунна ва-ль-Джама’а. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), находясь среди группы людей, где присутствовал также и Али (да будет доволен им Аллах), обратился к Омару (да будет доволен им Аллах): «О, Омар! После смерти тебя положат в тесную могилу. Появятся Мункар и Накир. Глаза их будут сверкать как молнии. Голоса же их будут подобны громовым раскатам. Что ты будешь в это время делать?» Омар спросил: «О, Посланник Аллаха, я буду в то время при своем уме?» И на ответ: «Конечно же, о, Омар» он сказал: «Тогда мне не будет страшно. С позволения Аллаха я отвечу им на необходимые вопросы».
19. Каждый Верующий человек должен знать о разделении людей на Пять Групп.
В их число входят: 1) Многобожники (Мушрик). 2) Лицемеры (Мунафык).
3) Мусульмане – Праведники (Аулийа) - Мусульмане, не совершающие грехов.
4) Благочестивые Мусульмане (Салих) - Верующие, которые грешат, но незамедлительно приносят искренние покаяния.
5) Нечестивые Мусульмане (Фасык) - Верующие, которые грешат, но редко вспоминает о покаянии. Зная об этих пяти группах, мусульманин должен помнить, что человек, умерший мунафыком и мушриком, будет помещен в Ад и останется там навечно. Безгрешный мусульманин, или грешащий, но сразу приносящий искренние покаяния, будет помещен в Рай и останется там навечно. Мусульмане, которые часто грешат и редко каются и не прекращают грешить, будут по справедливости Всевышнего Аллаха наказаны Адом, или по желанию Всевышнего Аллаха будут прощены.[6]
20. Каждый Верующий должен помнить, что если он Нарушил Права раба Аллаха (другого человека) и не получил его прощения в этом мире, то в Судный День Всевышний Аллах передаст его (нарушителя) благости всем его истцам, в соответствии с мерой его долга.
21. Каждый Верующий должен знать, что в Судный День будет Сооружен Мост "Сырат", так как сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха):
"Всевышний Аллах создал над Адом Мост в Семь Переходов, который тоньше волоса, острее меча и темнее ночи. Каждый переход моста пешим ходом составляет по времени в три тысячи лет, из которых – тысячу лет составит подъем на мост, тысячу лет уйдет на прохождение по ровной части моста, и тысячу лет – на спуск. На каждом переходе будет с Раба Аллаха Спрос. На первом переходе будет Спрос по Вере (Иман), на втором – по Молитве (Намаз, Салят), на третьем – по Выплате Налога нуждающимся мусульманам (Закят), на четвертом – по Соблюдению Поста (Саум), на пятом – по Паломничеству (Хадж), на шестом – по малому и полному омовениям (Вуду и Гусуль), на седьмом – по соблюдению Прав Отца и Матери и по соблюдению Прав Рабов Аллаха. Если на все эти вопросы раб Аллаха сможет ответить, то пройдет быстрее молнии и окажется в Раю. Если же не сможет ответить (своими земными деяниями), то окажется в Аду".
22. Каждый Верующий должен знать, что он Обязан Выполнять Приказы Всевышнего Аллаха. Отдавать приказы волен лишь ОН. Никто не может Ему перечить. ОН волен отдавать любые приказы, и ни перед кем не отчитывается.
23. Уверовавший в Аллаха, обязан знать, что Всевышний Аллах Вечный Обладатель тончайших Знаний (аль-Алим), и Вечный Обладатель Способности Создавать Все, что Пожелает и Как Пожелает (аль-Кадир).
24. Мусульманину также необходимо верить в то, что наиболее приближенные к Аллаху Праведники (Аулийа) Могут по воле Аллаха Проявлять Чудесные Способности (Карамат). Мусульманин, Не верующий в эти качества Аулийа, дарованные им Всевышним Аллахом, становится сторонником Нововведений (Бид’ат) и отходит от пути Ахл-и Сунна ва-ль-Джама’а.
_____
(IAA, IV: 121-123).
[1] В сообщении от Абдуллаха б. Аббаса, приведенном в сборнике хадисов "Сахих аль-Бухари", говорится о том, что во время Мираджа Посланник (мир ему и благословение Аллаха) видел Господа (степень достоверности хадиса – "Мешхур"). В сборнике Табарани "Муджэм-и Эвсат" с достоверным иснадом сообщается от Ибни Аббаса о том, что "Мухаммад видел Господа два раза" (musharun-ileyh)! Есть и другие варианты ривайата. (См. 10-й том "Tejrid-I Sharih – Muhtasar-I Sahih-I Buhari", Zaynu'd-din Ahmad b. Ahmad b. Abdi'l-Latifi'z-Zebidi).
[2] аль-Хаким ас-Самарканди (Абу-ль-Касым; Исхак б. Мухаммад б. Исмаил б. Ибрахим б. Зэйд; Умер в 342/953). Ученик Имама аль-Матуриди. Является автором различных произведений. Наиболее известной его работой ученые считают произведение «Ар-Радда аляа асхаб-иль-хева аль-мусамма Китаб ас-савад-аль-а’зам аляа мазхаб аль-Имам аль-А’зам Абу Ханифа», более известное под кратким названием «Ас-Савад-уль-А’зам». (IAA, IV: 120-123)
[3] Хадис приведен у Муслима, Абу Дауда, Тирмизи, Насаи.
[4] Хадис приведен у Тирмизи «Къыйамат-26».
[5] Хадис приведен у Тирмизи, Абу Дауда и Ибни Маджа.
[6] По многочисленным сведениям из источников, всякий, кто будет верить в Единство Аллаха (то есть, умрет с осознанной верой в выражение "Ляа иляха иль-ал-Лах" – Нет божества кроме Аллаха), не будет находиться вечно в Аду, а будет пребывать там в соответствии с количеством и тяжестью совершенных им грехов, а затем будет перемещен в Рай.